
Фото: Christian Wiediger/Unsplash
Многие из тех, кому сейчас за тридцать, наверняка хорошо знают советского писателя Сергея Голицына, автора увлекательных приключенческо-исторических произведений для подростков, героями которых чаще всего становились юные пионеры — отважные и любознательные. Однако, несмотря на присутствие красных галстуков, бодрых речёвок и прочего подобного антуража, читая книги Голицына, казалось, что всё это не более чем вынужденная дань времени, и рассказать автор хотел совсем о другом. Быть может — о своей искренней любви к русской старине, к родной земле, попытаться через её многовековую историю донести до читателей отголосок жизни наших предков. Чувствовалась в произведениях писателя некая нравственная и даже духовная планка, которую он в своём творчестве высоко ставил как самому себе, так и читателям. И лишь спустя десятки лет, когда советский период в нашей истории и литературе остался позади, появилось яркое подтверждение того, что интуиция нас, кажется, не подвела: книга воспоминаний писателя Сергея Голицына под названием «Записки уцелевшего».
«Роман в жанре семейной хроники» — такой подзаголовок дали этим мемуарам в издательстве «Никея», выпустившем книгу. Действительно, гармонично выстроенный и увлекательный текст не совсем укладывается в рамки обычной автобиографии. Перед нами — уникальная семейная история, рассказанная от лица... потомка древнего княжеского рода! Разумеется, в годы, на которые пришлось творчество Сергея Михайловича, сей факт сознательно умалчивался. А ведь это, пожалуй, многое бы объяснило! Однако «Записки уцелевшего», в которых писатель прямо говорит о себе как о том самом Голицыне, впервые увидели свет только в 1990-м году. Зато с тех пор переиздаются уже в третий раз.
Но именно в книге от «Никеи» текст произведения дополнен несколькими главами о дореволюционном детстве автора в родовом имении Голицыных под Тулой. В первые два издания «Записок уцелевшего» эти уникальные страницы не вошли. Кроме того, в книге имеются фотографии почти каждого её героя. И это всё известные, нерядовые фамилии: Лопухины, Бобринские, Осоргины, Трубецкие... Далеко не все они с революцией покинули родину; многие остались. И жили, приспосабливаясь к новой реальности, не растеряв при этом главного — порядочности, чистоты, чести, веры в Бога. О том, как непросто было жить человеку с такими душевными качествами в эпоху большевистского беззакония и гонений, и рассказывает Сергей Голицын в своих воспоминаниях.
При этом он не жалуется и не пытается вызвать у читателя заведомое сочувствие. Он старается писать о событиях беспристрастно, не раз, между прочим, упоминая, что вера помогала ему не упасть духом даже в самые тяжёлые времена.
Автор вспоминает поистине удивительные события. Например, о том, как в тяжёлые 1920-е, когда даже картофельные очистки и последняя засохшая морковка были съедены, Голицыны оказались на грани голодной смерти. Сергей Михайлович рассказывает, как вечером мать собрала его и всех остальных детей на молитву, как усердно просили они Бога о помощи. А наутро случилось невероятное — к их дому подъехала гружёная мукой и овощами подвода. Это бывший голицынский крестьянин издалека нежданно-негаданно приехал помочь своей «барыне»!..
Спокойно, без возмущения, и даже с юмором рассказывает автор о том, как его мать, княгиня Голицына, чтобы прокормить детей, занялась... сапожным ремеслом. Многое изменилось в дворянском быте после 1917-го года. Но главное осталось: по вечерам всё так же читали Пушкина и ставили любительские пьесы, по воскресеньям и праздникам ходили на службу в открытый пока ещё храм — и не сетовали на судьбу!
Благодарностью Богу за жизнь, несмотря на все её трудности, наполнены искренние, тёплые и, к слову, невероятно детальные воспоминания Сергея Голицына — его «Записки уцелевшего».
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема
9 мая. О поминовении усопших воинов в День Победы

Сегодня 9 мая. О поминовении усопших воинов в День Победы — священник Родион Петриков.
9 мая, в День Победы, мы особенно поминаем воинов, которые отдали свою единственную жизнь за мир и за своих ближних. С точки зрения православной веры, поминовение усопших — это не только дань памяти, но и духовный долг любви. В Евангелии от Иоанна Господь говорит: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». Эти слова напоминают нам, что жертва воинов во все времена — это реальный пример действенной христианской любви. Святитель Иоанн Златоуст учит так: «Не напрасно установлено поминать усопших, ибо общая у всех надежда воскресения». Еще наша молитва об усопших — это наша священная обязанность, потому что благодаря ей они находят утешение в вечности. Молясь о погибших, мы утверждаем веру в победу жизни над смертью и уповаем на милость Божию к ним. А еще, конечно же, мы молимся о нашем единстве с ними в Господе. Пусть память о героях станет молитвой, а их подвиг вдохновляет нас, еще живущих, на дела мира и добра. Вечная им память!
Все выпуски программы Актуальная тема
1000 мешков цемента для храма Казанской иконы Божией Матери в селе Курба

Церковь в честь Казанской иконы Божией Матери в селе Курба Ярославской области – уникальный памятник русского зодчества, построенный в 1770 году и чудом устоявший до наших времён. Он выделяется своей необычной архитектурой и древними росписями ярославских мастеров. Всего сохранилось более 350 фресок!
Уцелела и местная святыня – чудотворная Казанская икона Божией Матери, написанная в 17 веке. В 20 столетии, во время гонений на церковь, жители села Курба спрятали икону на местном кладбище, там она пролежала 2 года. А потом образ Божией Матери стал переходить из дома в дом. Так, благодаря людской заботе он сохранился. Сейчас икона находится в храме в соседнем селе. К ней в надежде на помощь стекаются десятки верующих. Когда Казанский храм восстановят, святыня вернётся домой.
Возрождением Курбской церкви занимается фонд «Белый ирис». Стараниями фонда и всех неравнодушных людей она обрела новую жизнь. Был разработан проект реставрации и проведена полная консервация: установлена временная кровля, заколочены щитами окна и двери. Всё это помогает задержать разрушение храма и защищает его от снега и дождя.
Своё 255-летие святыня встречает новым этапом восстановления – фонд начинаетдолгожданную реставрацию! Основа любого здания – это фундамент, именно с его укрепления стартуют работы. На это потребуется около 300 тонн цемента. Как только установится тёплая погода, мастера-реставраторы примутся за дело. 681 рубль – столько стоит один мешок цемента вместе с транспортными расходами. Фонд «Белый ирис» ведёт сбор на первую тысячу мешков.
Присоединяйтесь к помощи уникальному Казанскому храму. Сделать благотворительный взнос на мешок цемента можно на сайте фонда.