
Фото: Christian Wiediger/Unsplash
Многие из тех, кому сейчас за тридцать, наверняка хорошо знают советского писателя Сергея Голицына, автора увлекательных приключенческо-исторических произведений для подростков, героями которых чаще всего становились юные пионеры — отважные и любознательные. Однако, несмотря на присутствие красных галстуков, бодрых речёвок и прочего подобного антуража, читая книги Голицына, казалось, что всё это не более чем вынужденная дань времени, и рассказать автор хотел совсем о другом. Быть может — о своей искренней любви к русской старине, к родной земле, попытаться через её многовековую историю донести до читателей отголосок жизни наших предков. Чувствовалась в произведениях писателя некая нравственная и даже духовная планка, которую он в своём творчестве высоко ставил как самому себе, так и читателям. И лишь спустя десятки лет, когда советский период в нашей истории и литературе остался позади, появилось яркое подтверждение того, что интуиция нас, кажется, не подвела: книга воспоминаний писателя Сергея Голицына под названием «Записки уцелевшего».
«Роман в жанре семейной хроники» — такой подзаголовок дали этим мемуарам в издательстве «Никея», выпустившем книгу. Действительно, гармонично выстроенный и увлекательный текст не совсем укладывается в рамки обычной автобиографии. Перед нами — уникальная семейная история, рассказанная от лица... потомка древнего княжеского рода! Разумеется, в годы, на которые пришлось творчество Сергея Михайловича, сей факт сознательно умалчивался. А ведь это, пожалуй, многое бы объяснило! Однако «Записки уцелевшего», в которых писатель прямо говорит о себе как о том самом Голицыне, впервые увидели свет только в 1990-м году. Зато с тех пор переиздаются уже в третий раз.
Но именно в книге от «Никеи» текст произведения дополнен несколькими главами о дореволюционном детстве автора в родовом имении Голицыных под Тулой. В первые два издания «Записок уцелевшего» эти уникальные страницы не вошли. Кроме того, в книге имеются фотографии почти каждого её героя. И это всё известные, нерядовые фамилии: Лопухины, Бобринские, Осоргины, Трубецкие... Далеко не все они с революцией покинули родину; многие остались. И жили, приспосабливаясь к новой реальности, не растеряв при этом главного — порядочности, чистоты, чести, веры в Бога. О том, как непросто было жить человеку с такими душевными качествами в эпоху большевистского беззакония и гонений, и рассказывает Сергей Голицын в своих воспоминаниях.
При этом он не жалуется и не пытается вызвать у читателя заведомое сочувствие. Он старается писать о событиях беспристрастно, не раз, между прочим, упоминая, что вера помогала ему не упасть духом даже в самые тяжёлые времена.
Автор вспоминает поистине удивительные события. Например, о том, как в тяжёлые 1920-е, когда даже картофельные очистки и последняя засохшая морковка были съедены, Голицыны оказались на грани голодной смерти. Сергей Михайлович рассказывает, как вечером мать собрала его и всех остальных детей на молитву, как усердно просили они Бога о помощи. А наутро случилось невероятное — к их дому подъехала гружёная мукой и овощами подвода. Это бывший голицынский крестьянин издалека нежданно-негаданно приехал помочь своей «барыне»!..
Спокойно, без возмущения, и даже с юмором рассказывает автор о том, как его мать, княгиня Голицына, чтобы прокормить детей, занялась... сапожным ремеслом. Многое изменилось в дворянском быте после 1917-го года. Но главное осталось: по вечерам всё так же читали Пушкина и ставили любительские пьесы, по воскресеньям и праздникам ходили на службу в открытый пока ещё храм — и не сетовали на судьбу!
Благодарностью Богу за жизнь, несмотря на все её трудности, наполнены искренние, тёплые и, к слову, невероятно детальные воспоминания Сергея Голицына — его «Записки уцелевшего».
«Литературные открытия». Ксения Алфёрова

У нас в гостях была актриса, соучредитель фонда поддержки людей с особенностями развития «Я есть» Ксения Алфёрова.
Мы говорили с нашей гостьей о любви к литературе и о том, какие удивительные открытия об авторах удается делать, если погружаться в их произведения и изучать биографию.
Ведущая: Анна Леонтьева
Все выпуски программы Светлый вечер
«Необыкновенные люди»
В этом выпуске своими светлыми историями о людях, которые для общества кажутся «иными», «непривычными», «особенными», но через которых открывался Божественный свет, проявлялась любовь Божия или настоящая вера, поделились ведущие Радио ВЕРА Кира Лаврентьева, Алексей Пичугин, а также наш гость — клирик храма Ризоположения в Леонове священник Стахий Колотвин.
Ведущие: Алексей Пичугин, Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Светлые истории
При поддержке VK
Псалом 33. Богослужебные чтения

Бывает, что настоящая сила духа проявляет себя через признание собственной слабости. Или неспособности исключительно с помощью своих усилий что-либо исправить. Для человека верующего в такие моменты нет иного пути, кроме обращения с молитвой к Богу. Во всяком случае, так поступал всегда царь и пророк Давид. Об этом он пишет в псалме 33-м, который звучит сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 33.
1 Псалом Давида, когда он притворился безумным пред Авимелехом и был изгнан от него и удалился.
2 Благословлю Господа во всякое время; хвала Ему непрестанно в устах моих.
3 Господом будет хвалиться душа моя; услышат кроткие и возвеселятся.
4 Величайте Господа со мною, и превознесём имя Его вместе.
5 Я взыскал Господа, и Он услышал меня, и от всех опасностей моих избавил меня.
6 Кто обращал взор к Нему, те просвещались, и лица их не постыдятся.
7 Сей нищий воззвал, — и Господь услышал и спас его от всех бед его.
8 Ангел Господень ополчается вокруг боящихся Его и избавляет их.
9 Вкусите, и увидите, как благ Господь! Блажен человек, который уповает на Него!
10 Бойтесь Господа, все святые Его, ибо нет скудости у боящихся Его.
11 Скимны бедствуют и терпят голод, а ищущие Господа не терпят нужды ни в каком благе.
12 Придите, дети, послушайте меня: страху Господню научу вас.
13 Хочет ли человек жить и любит ли долгоденствие, чтобы видеть благо?
14 Удерживай язык свой от зла и уста свои от коварных слов.
15 Уклоняйся от зла и делай добро; ищи мира и следуй за ним.
16 Очи Господни обращены на праведников, и уши Его — к воплю их.
17 Но лицо Господне против делающих зло, чтобы истребить с земли память о них.
18 Взывают праведные, и Господь слышит, и от всех скорбей их избавляет их.
19 Близок Господь к сокрушённым сердцем и смиренных духом спасёт.
20 Много скорбей у праведного, и от всех их избавит его Господь.
21 Он хранит все кости его; ни одна из них не сокрушится.
22 Убьёт грешника зло, и ненавидящие праведного погибнут.
23 Избавит Господь душу рабов Своих, и никто из уповающих на Него не погибнет.
Псалом 33-й звучит во время богослужения не только сегодня. Им обычно завершается торжественное служение вечерни или литургии в праздничные дни, что (если знаешь историю возникновения данного библейского произведения) может показаться довольно странным. Дело в том, что 33-й псалом был составлен царём Давидом после довольно странного эпизода в его жизни.
Давид в то время скитался и прятался от преследований безумного правителя древнего Израиля — Саула. Однажды пророк вынужден был, спасаясь от врагов, прийти в землю извечных врагов древних евреев — филистимлян. Напомню, именно к этой народности принадлежал побеждённый юным Давидом великан Голиаф. Пророка филистимляне опознали и привели к своему правителю, желая получить награду. Ведь они поймали убийцу своего богатыря. Как же поступил Давид? Взял и притворился сумасшедшим. Стал нести какую-то околесицу, пускать пузыри, вести себя как психически больной человек.
Филистимский царь был, надо сказать, разочарован и разозлён. Он искренне возмутился тому, что вместо героя ему привели какого-то, простите, идиота. Давида, в итоге, просто выгнали. Так, с помощью хитрости, пророк, выставив себя умалишённым, пройдя через позор, спас себе жизнь. А затем написал благодарственный псалом, в котором хвалит Бога — создателя и хранителя мира. Или как читаем мы в псалме: «Благословлю Господа во всякое время; хвала Ему непрестанно в устах моих. Господом будет хвалиться душа моя; услышат кроткие и возвеселятся».
Давид не стал себя возвеличивать. Он прекрасно понимал, как ему удалось победить Голиафа. Не собственными силами, а силой Божией. А потому хвалиться было, в общем-то, и нечем. Всю славу Давид воздаёт Богу, а себе разрешает опозориться. Ведь внешнее, показное безумие вполне соответствовало внутреннему смирению пророка. Себя он не считал кем-то, кто заслуживает восхваления и почестей. Или как читаем мы в псалме: «Сей нищий воззвал, — и Господь услышал и спас его от всех бед его. Ангел Господень ополчается вокруг боящихся Его и избавляет их. Вкусите, и увидите, как благ Господь! Блажен человек, который уповает на Него!»
Давид пишет о себе, как о нищем, ничего не значащем и не имущем. Но именно в этом признании слабости царь и пророк находит настоящую силу — силу Божию, которая через Давида проходит и проявляет себя через него. Ведь праведник убрал на пути благодати все преграды. В первую очередь, гордость и самонадеянность. Или как пишет он: «Близок Господь к сокрушённым сердцем и смиренных духом спасёт. Много скорбей у праведного, и от всех их избавит его Господь».
Завершается псалом словами надежды: «Избавит Господь душу рабов Своих, и никто из уповающих на Него не погибнет». Так с Давидом и случилось. Благодаря своему смирению он был Богом храним, находился под Его защитой. Что, безусловно, и для нас, современных читателей Псалтири, является важным и полезным уроком.
Псалом 33. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 33. (Церковно-славянский перевод)