
Фото: Gioele Fazzeri / Unsplash
Художника конца 19-го — начала 20-го века, импрессиониста Сергея Арсеньевича Виноградова называли певцом русского усадебного быта. На его полотнах — деревянные домики с террасами и мезонинами, светлые комнаты с домоткаными полосатыми коврами. Простор, убегающие вдаль луга, речка, церковь на пригорке. Домашний уют и краски, полные тепла и радости, вошли в жизнь художника, когда он встретил свою жену Ирину Казимировну Войцеховскую.
Они познакомились в 1913-м году в Строгановском училище, где Виноградов преподавал живопись, а Ирина училась. К моменту их встречи у Сергея Арсеньевича было, кажется, всё, чего только можно пожелать: выставки на Родине и за рубежом, любимая работа. Его картины раскупали ещё до того, как он их заканчивал. И всё же временами Виноградов ощущал странную пустоту. После знакомства с Ириной это чувство исчезло. Он обрёл, наконец, то, чего ему так не хватало: родственную душу, любимого человека, твёрдую опору в жизни и нескончаемый источник творческого вдохновения.
Правда, Сергей Арсеньевич долго скрывал от Ирины свои чувства. 49-летний холостяк не допускал и мысли о том, что девушка может им заинтересоваться. И ошибался! Войцеховская не раз признавалась себе, что хотела бы разделить с Виноградовым свою жизнь, быть ему помощницей во всём. Художник об этих её мыслях, конечно же, не знал. Так продолжалось целых два года. Тем временем Ирина окончила училище. Казалось, их пути навсегда разошлись. Весной 1915-го Виноградов поехал в Крым — художник Константин Коровин пригласил его к себе на дачу в Гурзуф. В один из тёплых солнечных дней Сергей Арсеньевич прогуливался вдоль моря. Шуршала и перекатывалась под ногами прибрежная галька. Навстречу, скрытая белоснежным кружевным зонтиком, шла дама. Они поравнялись, дама приподняла зонтик, и Виноградов вдруг увидел знакомое лицо! Перед ним была Ирина. После нескольких секунд радостного смущения они пошли по пляжу вместе.
В Крыму Сергей и Ирина встречались каждый день. Он рисовал её — на берегу моря, на залитой южным солнцем террасе. За несколько дней до отъезда из Крыма Виноградов признался девушке в любви. В Москву они вернулись женихом и невестой, и в начале 1917-го года обвенчались. Тихое семейное счастье отразилось в полотнах Виноградова. В его картинах появилось особое спокойствие, умиротворение и внутренний свет. Редкое полотно обходилось без фигуры его любимой жены. Она смотрит на нас с таких картин, как «Летний день», «Утро», «На даче летом», «Барышня в сарафане», «Женщина с книгой», «Дама на балконе». Виноградов создал целую серию домашних портретов Ирины Казимировны, которую назвал «Жена художника в интерьере». В те моменты, когда Ирина не позировала мужу, она помогала ему в мастерской: подавала кисти, смешивала краски. При этом успевала приготовить обед, накрахмалить скатерти — по свидетельствам друзей художника, хозяйство его супруга вела образцово.
В 1924 году Виноградов побывал в Прибалтике. Неожиданно ему настолько там понравилось, что он решил перебраться в Латвию. В Риге Сергей Арсеньевич приобрёл маленький домик. Вскоре туда приехала Ирина Казимировна. Виноградов открыл частную художественную школу. А его супруга — дамскую шляпную мастерскую. Женщина вспоминала, что муж часто подсказывал ей, как можно украсить шляпки, и даже придумывал новые фасоны. Она, в свою очередь, помогала ему в работе над картинами: рисовала некоторые детали, порой что-то советовала — художник всегда прислушивался к мнению супруги. Летом 1929 года Сергей Арсеньевич с Ириной Казимировной посетили Псково-Печерский монастырь. Художник написал серию пейзажей с видами обители: древние стены, белые звонницы, собор, утопающий в зелени. Эти полотна дышат покоем и радостью. Как, впрочем, и другие картины Виноградова, которые он писал до последнего дня своей жизни. Художник признавался: они светлы и полны счастья, потому что рядом с ним — его любимая Ирина.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
18 мая. О церковных музеях

Сегодня 18 мая. Международный день музеев.
О церковных музеях — священник Дионисий Сакович.
Международный день музеев отмечается ежегодно 18 мая с 1977 года по инициативе Международного совета музеев. Этот праздник призван привлечь внимание общества к роли музеев в сохранении культурного наследия и развитии межкультурного диалога.
Одной из интересных и неоднозначных тем в музейном деле является создание церковных музеев — экспозиций, расположенных в храмах, монастырях или при духовных учреждениях.
Церковные музеи имеют глубокие исторические корни. Ещё в Средние века в монастырях и соборах хранились священные реликвии, древние рукописи, иконы и произведения искусства, которые демонстрировались прихожанам и паломникам. Однако в современном понимании церковные музеи стали формироваться в XIX–XX веках, когда государство и церковь начали систематизировать сохранение культурного наследия.
Церковные музеи выполняют несколько важных функций: сохранение духовного наследия, просветительскую миссию, научную работу, миссионерство. Но при этом важно не забывать, что иконы, роспись храма, кресты и прочее — это в первую очередь не экспонаты, а великие святыни, перед которыми верующие возносят свои молитвы к Отцу Небесному и через которые Господь дает свою благодать и чудеса. У всего этого есть своя важная задача в религиозной жизни человека, своя функция. Было бы ошибкой взять икону, положить её под стекло и просто смотреть, восторгаясь красотой, но при этом даже не помыслить о том, кто на ней изображён, и не обратиться к нему с молитвенным воздыханием.
Все выпуски программы Актуальная тема
Деяния святых апостолов

Апостолы
Деян., 28 зач., XI, 19-26, 29-30.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Дорогие радиослушатели! Христос воскресе! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. В жизни каждого из нас есть вещи, которые воспринимаются нами как обязательные. Они могут иметь отношение к образу жизни, к работе и отдыху... И, конечно, в жизни верующих людей могут и должны быть такие обязательные вещи, связанные с верой. Об одной из них очень ярко рассказывает евангелист Лука в отрывке из 11-й главы книги Деяний апостольских, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 11.
19 Между тем рассеявшиеся от гонения, бывшего после Стефана, прошли до Финикии и Кипра и Антиохии, никому не проповедуя слово, кроме Иудеев.
20 Были же некоторые из них Кипряне и Киринейцы, которые, придя в Антиохию, говорили Еллинам, благовествуя Господа Иисуса.
21 И была рука Господня с ними, и великое число, уверовав, обратилось к Господу.
22 Дошел слух о сем до церкви Иерусалимской, и поручили Варнаве идти в Антиохию.
23 Он, прибыв и увидев благодать Божию, возрадовался и убеждал всех держаться Господа искренним сердцем;
24 ибо он был муж добрый и исполненный Духа Святаго и веры. И приложилось довольно народа к Господу.
25 Потом Варнава пошел в Тарс искать Савла и, найдя его, привел в Антиохию.
26 Целый год собирались они в церкви и учили немалое число людей, и ученики в Антиохии в первый раз стали называться Христианами.
29 Тогда ученики положили, каждый по достатку своему, послать пособие братьям, живущим в Иудее,
30 что и сделали, послав собранное к пресвитерам через Варнаву и Савла.
Помню много лет назад я слышал из уст одного священника, что всё, необходимое для того, чтобы быть христианином, можно свести к четырём пунктам. Первое и главное, по его мнению, участие в таинствах. Быть членом Церкви — это не только быть крещёным и миропомазанным, но также регулярно исповедоваться и причащаться. Далее, он сказал о молитве и чтении Священного Писания как о том, что помогает нам находиться в общении со Христом. Наконец, всё это должно находить своё исполнение в нравственной жизни, в чистоте, милосердии, праведности и во всём, что поручил нам Господь. Сложно не согласиться с важностью сказанного этим священником, но всё же список этот на мой взгляд не полон. Он безусловно важен для личной духовной жизни каждого христианина, но в нём нет акцента на взаимоотношениях с другими людьми. Кто-нибудь не согласится и скажет, что правильное понимание Евхаристии уже помещает христианина в пространство общинной жизни. Да и большинство заповедей говорит о взаимоотношениях с людьми. С одной стороны, это верно, но с другой, мы бываем настолько эгоистичны, что и причащаемся для себя и нравственную жизнь ведём для себя, воспринимая ближних как фон.
Сегодняшнее чтение из книги Деяний апостольских начинается с описания совершенно парадоксальной ситуации. После убийства первомученика Стефана и последовавших за этим гонений ученики Христа пошли каждый в свою землю и продолжили проповедь. Учитывая же, что Стефана убили за проповедь иудеям, было бы понятно, если бы они стали проповедовать язычникам... Но, будучи свидетелями его гибели, они сразу продолжили его дело, потому что были исполнены не только беспокойством о своей личной судьбе, но и любовью к единоверцам. Впрочем, чем больше они проповедовали, тем яснее понимали, что любовь, к которой призывал их Христос, не может ограничиваться национальными барьерами и должна быть обращена ко всем. Иными словами, уверовав в Господа и стараясь смотреть на мир Его глазами, они не смогли быть безучастны к окружающим их людям, в которых увидели заблудших чад Божиих. И Сам Господь, по словам апостола, был в этой проповеди с ними. Подобный подход провёл явную черту между ними и иудеями, которые готовы были любить ближнего, но считали ближними только соплеменников.
Сегодня религиозная жизнь многими воспринимается как совершенно частное дело. Все верят или не верят во что хотят, по своему собственному усмотрению. Но тем, кто выбрал верить во Христа и доверять Ему, стоит помнить, что вместе с правильной верой и делами личного благочестия, важно правильное отношение к людям, не просто честное или справедливое, но небезразличное и участливое. Все, кто нас окружают, важны для Бога, и значит должны быть важны для каждого из нас.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Продуктовая помощь для жителей Донецка

Сотрудницы благотворительного центра «Отрада», что в городе Донецке знают — Николай Степанович не приходит без цветов. Недавно он принёс им пышный букет сирени! Пенсионер и его супруга — подопечные центра. Они приехали из села Красный Лиман, когда там начались боевые действия. «Нам дали на сборы только час. Мы бросили всё — дом, хозяйство — и немедленно покинули село, — вспоминает Николай Степанович. «Решили ехать в Донецк. Батюшка в одном из местных храмов накормил нас, даже денег дал и рассказал про благотворительную организацию, объяснил, как туда добраться. Здесь нас встретили как близких — одели, обули, обогрели... И до сих пор нас поддерживают!» — рассказывает пенсионер. А сам Николай Степанович по возможности радует команду благотворительного центра цветами в благодарность за то, что они помогают сотням нуждающихся, таких, как он и его жена.
Православный центр «Отрада» действует при Свято-Николаевском храме. Люди находят здесь духовную, психологическую, гуманитарную и волонтёрскую помощь, а главное — сердечное участие.
«Тут всегда согреют и помогут вновь обрести смысл, ощутить радость от того, что живёшь», — делится Валентина Егоровна. В прошлом она — учитель, сейчас на пенсии. Одна воспитывает внучку. «Благодаря этим людям, — говорит она о сотрудниках центра, — у нас есть можно сказать всё, что нужно для жизни: мы одеты и накормлены, а ещё у нас есть молитвенная поддержка».
Сегодня православному центру «Отрада» необходима продуктовая помощь. Крупы, макароны, консервы, масло, чай и сахар — всё это закупит и отправит в Донецк фонд «Мои друзья». Но сперва важно собрать на это средства. Поучаствовать в добром деле можно на сайте фонда.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов