
Фото: Gioele Fazzeri / Unsplash
Художника конца 19-го — начала 20-го века, импрессиониста Сергея Арсеньевича Виноградова называли певцом русского усадебного быта. На его полотнах — деревянные домики с террасами и мезонинами, светлые комнаты с домоткаными полосатыми коврами. Простор, убегающие вдаль луга, речка, церковь на пригорке. Домашний уют и краски, полные тепла и радости, вошли в жизнь художника, когда он встретил свою жену Ирину Казимировну Войцеховскую.
Они познакомились в 1913-м году в Строгановском училище, где Виноградов преподавал живопись, а Ирина училась. К моменту их встречи у Сергея Арсеньевича было, кажется, всё, чего только можно пожелать: выставки на Родине и за рубежом, любимая работа. Его картины раскупали ещё до того, как он их заканчивал. И всё же временами Виноградов ощущал странную пустоту. После знакомства с Ириной это чувство исчезло. Он обрёл, наконец, то, чего ему так не хватало: родственную душу, любимого человека, твёрдую опору в жизни и нескончаемый источник творческого вдохновения.
Правда, Сергей Арсеньевич долго скрывал от Ирины свои чувства. 49-летний холостяк не допускал и мысли о том, что девушка может им заинтересоваться. И ошибался! Войцеховская не раз признавалась себе, что хотела бы разделить с Виноградовым свою жизнь, быть ему помощницей во всём. Художник об этих её мыслях, конечно же, не знал. Так продолжалось целых два года. Тем временем Ирина окончила училище. Казалось, их пути навсегда разошлись. Весной 1915-го Виноградов поехал в Крым — художник Константин Коровин пригласил его к себе на дачу в Гурзуф. В один из тёплых солнечных дней Сергей Арсеньевич прогуливался вдоль моря. Шуршала и перекатывалась под ногами прибрежная галька. Навстречу, скрытая белоснежным кружевным зонтиком, шла дама. Они поравнялись, дама приподняла зонтик, и Виноградов вдруг увидел знакомое лицо! Перед ним была Ирина. После нескольких секунд радостного смущения они пошли по пляжу вместе.
В Крыму Сергей и Ирина встречались каждый день. Он рисовал её — на берегу моря, на залитой южным солнцем террасе. За несколько дней до отъезда из Крыма Виноградов признался девушке в любви. В Москву они вернулись женихом и невестой, и в начале 1917-го года обвенчались. Тихое семейное счастье отразилось в полотнах Виноградова. В его картинах появилось особое спокойствие, умиротворение и внутренний свет. Редкое полотно обходилось без фигуры его любимой жены. Она смотрит на нас с таких картин, как «Летний день», «Утро», «На даче летом», «Барышня в сарафане», «Женщина с книгой», «Дама на балконе». Виноградов создал целую серию домашних портретов Ирины Казимировны, которую назвал «Жена художника в интерьере». В те моменты, когда Ирина не позировала мужу, она помогала ему в мастерской: подавала кисти, смешивала краски. При этом успевала приготовить обед, накрахмалить скатерти — по свидетельствам друзей художника, хозяйство его супруга вела образцово.
В 1924 году Виноградов побывал в Прибалтике. Неожиданно ему настолько там понравилось, что он решил перебраться в Латвию. В Риге Сергей Арсеньевич приобрёл маленький домик. Вскоре туда приехала Ирина Казимировна. Виноградов открыл частную художественную школу. А его супруга — дамскую шляпную мастерскую. Женщина вспоминала, что муж часто подсказывал ей, как можно украсить шляпки, и даже придумывал новые фасоны. Она, в свою очередь, помогала ему в работе над картинами: рисовала некоторые детали, порой что-то советовала — художник всегда прислушивался к мнению супруги. Летом 1929 года Сергей Арсеньевич с Ириной Казимировной посетили Псково-Печерский монастырь. Художник написал серию пейзажей с видами обители: древние стены, белые звонницы, собор, утопающий в зелени. Эти полотна дышат покоем и радостью. Как, впрочем, и другие картины Виноградова, которые он писал до последнего дня своей жизни. Художник признавался: они светлы и полны счастья, потому что рядом с ним — его любимая Ирина.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
Вязьма, Смоленская область. (путешествие в историю)

Вязьма — небольшой старинный городок на востоке Смоленской области. Своим названием он обязан одноимённой речке с вязким, илистым дном. Исторический центр города расположен на её высоком левом берегу. Этот холм неспроста именуют Соборным. Первый храм здесь стоял ещё в тринадцатом веке, когда Вязьма была центром удельного княжества. Та деревянная церковь носила имя святителя Николая. Каменный Троицкий собор над рекой поставил царь Алексей Романов в семнадцатом столетии. Государь жил в Вязьме со своей семьёй несколько месяцев, с октября 1654-го по февраль 1655 года. В Москве в это время бушевала эпидемия чумы, и Вязьма была фактической столицей Российского государства. Город и в дальнейшем часто играл особую роль в истории страны. Расположенный на Старой Смоленской дороге, которая соединяла Москву с Европой, он не раз служил форпостом. В 1812 году жители Вязьмы оказали сопротивление армии Наполеона. А в сороковых годах двадцатого века сражались с немецкими захватчиками. Тогда, во время Великой Отечественной войны, много исторических зданий было разрушено. А вот старинный Троицкий собор уцелел. Он и поныне остается сердцем Вязьмы. Недаром день города здесь празднуют на Троицу.
Радио ВЕРА в Вязьме можно слушать на частоте 88,3 FM
Псалом 145. Богослужебные чтения

В истории тех или иных народов есть события, которые коренным образом изменили историю этих народов. Для ветхозаветных евреев переломным значением обладал, конечно же, Вавилонский плен — насильственная депортация, постигшая иудеев в шестом веке до Рождества Христова. Об опыте, принесённом Вавилонским пленом, говорит нам псалом 145-й, что читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 145.
[Аллилуия. Аггея и Захарии.]
1 Хвали, душа моя, Господа.
2 Буду восхвалять Господа, доколе жив; буду петь Богу моему, доколе есмь.
3 Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения.
4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его.
5 Блажен, кому помощник Бог Иа́ковлев, у кого надежда на Господа Бога его,
6 сотворившего небо и землю, море и всё, что в них, вечно хранящего верность,
7 творящего суд обиженным, дающего хлеб алчущим. Господь разрешает узников,
8 Господь отверзает очи слепым, Господь восставляет согбенных, Господь любит праведных.
9 Господь хранит пришельцев, поддерживает сироту и вдову, а путь нечестивых извращает.
10 Господь будет царствовать во веки, Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.
Псалом 145-й был составлен неизвестным автором, принадлежавшим к поколению древних евреев, которые получили разрешение вернуться на родину из Вавилона. Почти 70 лет периода насильственной депортации остались в прошлом. И сердце автора псалма ликует. Он возвращается на родину и призывает вместе с собой ликовать небо и землю. Но это радость со слезами на глазах. Потому что историческая Палестина полностью изменилась. Иерусалим разрушен, храма больше нет. И много теперь предстоит потрудиться, чтобы былая жизнь хотя бы отчасти вернулась.
Однако тяжкая работа будет потом, а пока можно радоваться. И подводить некоторые итоги. Например, отвечать на вопросы — что и, самое главное, почему случилось? И автор псалма не напрямую, но отчётливо говорит, что катастрофа произошла из-за предательства иудеями Бога. Цари Израиля стали больше надеяться на себя и на военную помощь соседей, а про Господа забыли. Вернее, так — вспоминали о Нём тогда и так, как было удобно. Потому автор псалма и пишет: «Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения. Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его».
Надо сказать, что это осознание пришло к евреям ещё во времена плена. Понимая, что в Вавилоне без Бога можно окончательно погибнуть, евреи стали крепко держаться веры, сопротивляться языческому влиянию. И в результате выжили и вернулись.
Автор псалма в хорошем смысле гордится своими предками, своим поколением. Он называет себя и современников блаженными, то есть и счастливыми, и спасёнными: «Блажен, кому помощник Бог Иаковлев, у кого надежда на Господа Бога его». Но веру нельзя сохранить только на уровне слов. Её нужно укреплять через дела. То есть подражая Богу в поступках праведности. Как Господь защищает обиженных, кормит голодных, укрепляет гонимых, милует несчастных, так и верующие должны поступать с окружающими. Не замыкаться в комфортном мирке тёплой религиозности, но свидетельствовать о вере вовне — через служение правде Божией. По большому счёту, у человека или народа выбор не велик. Либо ты на стороне Бога и подчиняешь себя Его заповедям (и тогда будешь спасён), либо ты живёшь во грехе и просто погибнешь. Как кажется, вывод тут напрашивается сам собой и представляется очевидным.
Псалом 145. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 145. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 145. На струнах Псалтири
[Аллилуия. Аггея и Захарии.]
1 Хвали, душа моя, Господа.
2 Буду восхвалять Господа, доколе жив;
буду петь Богу моему, доколе есмь.
3 Не надейтесь на князей,
на сына человеческого, в котором нет спасения.
4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою;
в тот день исчезают (все) помышления его.
5 Блажен, кому помощник Бог Иаковлев,
у кого надежда на Господа Бога его,
6 сотворившего небо и землю,
море и все, что в них,
вечно хранящего верность,
7 творящего суд обиженным,
дающего хлеб алчущим.
Господь разрешает узников;
8 Господь отверзает очи слепым,
Господь восставляет согбенных;
Господь любит праведных.
9 Господь хранит пришельцев,
поддерживает сироту и вдову;
а путь нечестивых извращает.
10 Господь будет царствовать во веки,
Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.