
Фото: Gioele Fazzeri / Unsplash
Художника конца 19-го — начала 20-го века, импрессиониста Сергея Арсеньевича Виноградова называли певцом русского усадебного быта. На его полотнах — деревянные домики с террасами и мезонинами, светлые комнаты с домоткаными полосатыми коврами. Простор, убегающие вдаль луга, речка, церковь на пригорке. Домашний уют и краски, полные тепла и радости, вошли в жизнь художника, когда он встретил свою жену Ирину Казимировну Войцеховскую.
Они познакомились в 1913-м году в Строгановском училище, где Виноградов преподавал живопись, а Ирина училась. К моменту их встречи у Сергея Арсеньевича было, кажется, всё, чего только можно пожелать: выставки на Родине и за рубежом, любимая работа. Его картины раскупали ещё до того, как он их заканчивал. И всё же временами Виноградов ощущал странную пустоту. После знакомства с Ириной это чувство исчезло. Он обрёл, наконец, то, чего ему так не хватало: родственную душу, любимого человека, твёрдую опору в жизни и нескончаемый источник творческого вдохновения.
Правда, Сергей Арсеньевич долго скрывал от Ирины свои чувства. 49-летний холостяк не допускал и мысли о том, что девушка может им заинтересоваться. И ошибался! Войцеховская не раз признавалась себе, что хотела бы разделить с Виноградовым свою жизнь, быть ему помощницей во всём. Художник об этих её мыслях, конечно же, не знал. Так продолжалось целых два года. Тем временем Ирина окончила училище. Казалось, их пути навсегда разошлись. Весной 1915-го Виноградов поехал в Крым — художник Константин Коровин пригласил его к себе на дачу в Гурзуф. В один из тёплых солнечных дней Сергей Арсеньевич прогуливался вдоль моря. Шуршала и перекатывалась под ногами прибрежная галька. Навстречу, скрытая белоснежным кружевным зонтиком, шла дама. Они поравнялись, дама приподняла зонтик, и Виноградов вдруг увидел знакомое лицо! Перед ним была Ирина. После нескольких секунд радостного смущения они пошли по пляжу вместе.
В Крыму Сергей и Ирина встречались каждый день. Он рисовал её — на берегу моря, на залитой южным солнцем террасе. За несколько дней до отъезда из Крыма Виноградов признался девушке в любви. В Москву они вернулись женихом и невестой, и в начале 1917-го года обвенчались. Тихое семейное счастье отразилось в полотнах Виноградова. В его картинах появилось особое спокойствие, умиротворение и внутренний свет. Редкое полотно обходилось без фигуры его любимой жены. Она смотрит на нас с таких картин, как «Летний день», «Утро», «На даче летом», «Барышня в сарафане», «Женщина с книгой», «Дама на балконе». Виноградов создал целую серию домашних портретов Ирины Казимировны, которую назвал «Жена художника в интерьере». В те моменты, когда Ирина не позировала мужу, она помогала ему в мастерской: подавала кисти, смешивала краски. При этом успевала приготовить обед, накрахмалить скатерти — по свидетельствам друзей художника, хозяйство его супруга вела образцово.
В 1924 году Виноградов побывал в Прибалтике. Неожиданно ему настолько там понравилось, что он решил перебраться в Латвию. В Риге Сергей Арсеньевич приобрёл маленький домик. Вскоре туда приехала Ирина Казимировна. Виноградов открыл частную художественную школу. А его супруга — дамскую шляпную мастерскую. Женщина вспоминала, что муж часто подсказывал ей, как можно украсить шляпки, и даже придумывал новые фасоны. Она, в свою очередь, помогала ему в работе над картинами: рисовала некоторые детали, порой что-то советовала — художник всегда прислушивался к мнению супруги. Летом 1929 года Сергей Арсеньевич с Ириной Казимировной посетили Псково-Печерский монастырь. Художник написал серию пейзажей с видами обители: древние стены, белые звонницы, собор, утопающий в зелени. Эти полотна дышат покоем и радостью. Как, впрочем, и другие картины Виноградова, которые он писал до последнего дня своей жизни. Художник признавался: они светлы и полны счастья, потому что рядом с ним — его любимая Ирина.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
Аполлинарий Васнецов. «Наш дом. Рябово»
Проект «Свидание с шедевром» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

— Как мне нравится, Маргарита Константиновна, у вас в гостях! Пить чай, рассматривать альбомы с репродукциями разных художников... У Васнецова, например, посмотрите, какие картины светлые, вдохновляющие!
— Альбом с работами Аполлинария Васнецова, который ты сейчас изучаешь, — мой любимый из тех, что я приобрела за последнее время. Эта серия из девяти акварелей художника называется «Моя Родина». Какая из репродукций тебе нравится больше всего?
— Пожалуй, вот эта — «Наш дом. Рябово». Среди заснеженных деревьев изображена большая деревенская усадьба. Наверное, художник жил в ней?
— Да, Аполлинарий Михайлович Васнецов родился в этом доме в селе Рябово Вятской губернии в 1856 году (сейчас это Кировская область). Здесь прошли детские годы художника и его братьев: Николая, Виктора (который тоже стал известным художником), Петра, Аркадия и Александра. Братья рано осиротели, разлетелись из родительского гнезда кто куда... Но каждый из них с огромной нежностью и любовью вспоминал отчий дом.
— Так вот почему картина «Наш дом. Рябово» вызывает так много добрых чувств!
— Художник вложил в неё свою любовь к родному краю, к матери и отцу, потомственному священнику. Вот посмотри, что написано на странице альбома под самой картиной. Это воспоминания Аполлинария Михайловича: «Любовь к природе... была воспитана во мне отцом с глубокого детства. Когда наступала весна, он звал меня в лес слушать зябликов; перед окнами мы ставили скворечники, вечерами всей семьёй гуляли по полям...
— ...Любовь к природе и пейзажу воспитали во мне художника, и этим я обязан отцу. Вечное, сердечное спасибо отцу». Маргарита Константиновна, чувствуется, что Аполлинарий Васнецов был человеком большого сердца...
— Да, Настенька. Любовь отца и матери, дружба с братьями, добрые воспоминания о доме, в котором он родился и вырос, всю жизнь были для художника огромной поддержкой. Особенно в период революционных потрясений, которые коснулись всего русского народа. Васнецов тяжело переживал эти годы. После революции, с 1918 по 1924 год, он и написал серию акварелей «Моя Родина». В работе над ней, да и вообще в творчестве, художник находил вдохновение и радость жизни.
— Этой радостью и делится с нами Аполлинарий Васнецов в своей картине «Наш дом. Рябово». Я чувствую любовь и нежность, когда смотрю на неё. Краски здесь такие тёплые, согревающие. Хотя изображён зимний пейзаж! Акварель буквально пронизана солнцем! Как художнику удалось нарисовать свет?
— Изображать освещённое пространство — большое искусство! Васнецов делает это с помощью тёплых оттенков: золотистых, розовых и жемчужных. Художник заполняет ими все объекты на картине: небо, усадебный дом, снежные покровы, заснеженные кроны деревьев...
— И даже повозка, запряжённая лошадью, и крестьянин, который, сняв шапку, вышел её встречать — всё написано в тёплых розовых тонах.
— Таким образом художник создаёт прозрачную, наполненную воздухом и предзакатным светом атмосферу тихого уютного вечера в родном селе. Мастер тщательно, с помощью карандаша, прописывает детали любимого с детства пейзажа. И благодаря этому мы чувствуем, как дорого для Васнецова это изображение. Каждая веточка на огромном дереве, каждый уголок фасада отчего дома, каждый солнечный блик в его окнах.
— Ах как бы хотелось побывать в родных местах Васнецова, побольше узнать о нём, посмотреть его работы в музеях...
— Зови с собой родителей — и съездите как-нибудь в родное село Васнецовых Рябово в Кировской области. Вы сможете побывать в его доме — сейчас там находится музей-усадьба Васнецовых.
— Было бы чудесно! Как раз скоро каникулы!
— Ну а сейчас давай допьём чай — и вместе сходим в Третьяковскую галерею, чтобы воочию увидеть картину «Наш дом. Рябово» и другие работы замечательного художника Аполлинария Васнецова.
Все выпуски программы Свидание с шедевром
«Забота и контроль в семье». Александр и Евгения Ульевы

У нас в гостях были супруги, родители восьми детей Александр и Евгения Ульевы.
Поговорим о том, как забота о ребенке может перерасти в чрезмерный контроль, когда ребенка стоит ограничивать, а когда предоставлять свободу и как в отношениях родителей и детей может помогать доверие Богу.
Ведущая: Анна Леонтьева
Все выпуски программы Светлый вечер
«Оставили всё и пошли за Богом». Прот. Константин Харитонов
В этом выпуске ведущие Радио ВЕРА Константин Мацан, Кира Лаврентьева, Марина Борисова, а также наш гость — настоятель подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры в городе Пересвет Московской области протоиерей Константин Харитонов — поделились светлыми историями о том, как люди оставили свою привычную жизнь и посвятили себя Богу.
Все выпуски программы Светлые истории
При поддержке VK