
Фото: vk.com/pressamchs24
Сергей Руденко живёт в городе Шарыпово Красноярского края. 22-ого февраля 2016-ого года о пареньке узнал весь этот небольшой городок. Сергея стали называть героем. 16-летний юноша, рискуя собой, спас от гибели в огне трёх маленьких детей.
В то утро Сергей проснулся от запаха дыма. Открыл окно, чтобы проветрить комнату и понял: у кого-то случился пожар. Дом тонул в облаке дыма, жильцы стояли во дворе, все окна нараспашку. И только одно окно — у ближайших соседей — оказалась закрытым. Сергей решил проверить, нет ли в квартире хозяйки с детьми: девочками двух и трёх лет и годовалым Матвеем.
В подъезде ничего не было видно из-за дыма. Сергей на ощупь нашёл нужную дверь. По счастью, она оказалась открытой, вспоминает герой:
Сергей Руденко:
«Забежал, там дети плачут. Дым, ничего не видно. Я форточку открыл, сам воздуха набрал. Подал девочку среднюю. Потом подал старшую вторым делом. А маленький вообще молчал. Я его там еле-еле нашел».
Говоря «подал», Сергей имеет в виду то, что открыв окно, он подносил к нему детей и давал им возможность дышать. Старшие девочки плакали, Сергей находил их в квартире по голосам. А вот отыскать в дыму крошечного Матвея оказалось очень трудно. Малыш, надышавшись угарным газом, потерял сознание. И всё же Сергей сумел найти мальчика.
Приехавшие пожарные со двора увидели в окне пятого этажа юношу с ребёнком на руках. Подали лестницу и спустили вниз всех четверых. Детей сразу отправили в клинику. Врачам пришлось побороться за их жизнь. Мама малышей — Валентина Глебова, ненадолго отлучившаяся в то злополучное утро в магазин, сама едва не попала в больницу, узнав, что могла потерять дочерей и сына:
Валентина Глебова:
«Благодарю Сергея Руденко за то, что он спас моих детей. Благодаря ему они живы на сегодняшний день».
Когда ребятишек выписали из больницы, в семье Глебовых случилось знаменательное событие — крестили маленького Матвейку. И Сергей стал крёстным отцом ребёнка.
В программе использованы материалы телеканала «Россия 24».
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема