— Приветствую вас, Владимир Николаевич!
— Здравствуйте, Маргарита Константиновна! Я вас вспоминал!
— Надеюсь, добрым словом?
— Исключительно добрым, дорогая соседка! Если бы не вы, я никогда не узнал бы столько интересного о живописи! И сейчас, надеюсь, вы разрешите мое недоумение.
— Мне в радость беседовать с таким благодарным слушателем. Так что за вопрос у вас возник сегодня?
— А вот, посмотрите, какую занятную репродукцию я нашёл среди газетных подшивок в шкафу, жаль без подписи. Осада древнего городка, воины на мощной крепостной стене. Кто-то заряжает пушку, кто-то несёт в бочонке на длинном древке кипящую смолу. Вокруг стоит чад, так что лица едва различимы сквозь дымку. Но при этом отчетливо видно, что половина защитников — монахи! Как человек военный я потрясён — разве такое возможно?
— Ваше удивление понятно. Ведь для иноков цель и смысл жизни — общение с Богом. А война — это нарушение заповеди «не убий». Но иногда приходится жертвовать собой ради других. И монахи берут в руки оружие, когда за их спинами святыни и беззащитные люди — старики, дети. Именно такой момент изобразил художник Сергей Милорадович на своей картине «Оборона Троице-Сергиевой лавры».
— Так это монастырь в Сергиевом Посаде?
— Да — видите, в проёме стены видны купола Успенского собора.
— Что ж за враг такой напал на обитель?
— Войско Лжедмитрия Второго. В Смутное время он выдавал себя за сына Ивана Грозного и рвался в Москву, чтобы занять трон. К самозванцу примкнули польско-литовские интервенты.
— Смутное время — это ведь семнадцатый век, я правильно помню?
— Да, 1608 год. Когда Лжедмитрию не удалось сходу захватить столицу, он решил блокировать подступы к ней. Одним из таких подступов была дорога, соединяющая Москву с Поволжьем. Именно на ней расположена Троице-Сергиева лавра.
— Так неужели не нашлось настоящих военных, чтобы защитить монастырь?
— Храбрые воины имелись, но организовать отпор врагу было трудно. Время, представленное на картине Сергея Милорадовича, потому и называется Смутным, что власть в России оказалась парализована. Люди стихийно объединялись, и сопротивлялись, как могли. На защиту лавры встала дружина воеводы Григория Долгорукого-Рощи. К ней примкнули крестьяне ближайших сёл. Герои выдерживали осаду в течение пятнадцати месяцев.
— Больше года?? Но почему так долго?
— Силы были неравными. Войско Лжедмитрия по численности в пять раз превосходило отряд защитников.
— В пять раз — это серьёзное преимущество! Кто же победил?
— Вот эти люди, которых мы видим на картине Милорадовича — воины, монахи, крестьяне. Враг не смог их одолеть.
— Но как им это удалось?
— Сохранилось предание, что оккупанты внезапно услышали топот копыт, сочли, что в монастырь пришло мощное подкрепление, и бежали от страха. Хотя в действительности никакой конницы поблизости не было.
— Чудом, значит, победили!
— Чудом. Но оно бы не произошло без самоотверженности, которую проявили защитники, без их горячей соборной молитвы. Насколько высока была цена победы, понимаешь, взглянув на картину Сергея Милорадовича «Оборона Троице-Сергиевой лавры». Особенно впечатляет подлинник, он хранится в Русском музее в Санкт-Петербурге. Очень рекомендую его увидеть!
Лазаракья — греческое угощение в Лазареву субботу
Некоторые думают, что Великий пост заканчивается на Пасху. На самом деле, это не так. Великий пост заканчивается накануне Лазаревой субботы — более, чем за неделю до Пасхи. Потом начинается Страстная седмица — время особого воздержания, отдельное от Великого поста.
Лазарева суббота — праздник очень светлый и радостный. Пусть еще не наступило время прекратить пищевой пост, но душа уже радуется в предвкушении близкой Пасхи. В Лазареву субботу Православная Церковь вспоминает, как Христос воскресил из мертвых своего друга, Лазаря, и этим показал всем, что даже смерть бессильна перед лицом Спасителя.
Лазарева суббота — один из любимых праздников для православных греков. Причем, в народном греческом сознании это праздник детский. Традиционно, в Лазареву субботу девочки разных возрастов набирают полевых цветов, украшают ими свою одежду, плетут из них венки и ходят из дома в дом, напевая гимны — своего рода колядки в честь воскресения Лазаря, которые называются «лазаринэс».
На некоторых греческих островах дети оборачиваются простынями и украшают себя желтыми цветами, чтобы больше походить на воскресшего Лазаря, который, ожив, вышел из пещеры, обмотанный погребальной тканью. В других местах в Лазареву субботу дети организуют целое театральное шествие в честь воскресения Лазаря. По улицам городов они несут большую корзину, изображающую могилу Лазаря, свечи, венки, кресты. Все это украшено яркими весенними цветами.
При всем своем многообразии детские шествия на Лазареву субботу, колядки, которые дети распевают, имеют одну цель — получить за свои старания вкусное вознаграждение.
Обычно в качестве, так сказать, «оплаты» за пропетые песнопения дети в Лазареву субботу получают печенья, которые готовятся в Греции только на этот праздник. По форме эти печенья напоминают завернутых в пеленку куколок. Но приглядевшись, вы увидите у этих куколок бороду и поймете, что в виде печенья изображен святой Лазарь, завернутый в погребальные одежды. Называются печенья — «лазаракья», то есть «лазаревы».
Как уже было сказано, несмотря на то, что Лазарева суббота — праздник, православные христиане продолжают воздерживаться от непостных продуктов. Поэтому «лазаракья» — печенья постные, но при этом очень вкусные. Попробуешь и, если не знаешь, что печенье постное, никогда об этом не догадаешься. Вкус у лазаракья как у настоящих сдобных печений. А их внешний вид напоминает, что как в случае с Лазарем Христос победил смерть, воскресив его, так и всех нас Он готов привести в Свое вечное Царство жизни и радости!
Все выпуски программы Вселенная православия
Священномученик Владимир и Валентина Амбарцумовы
Священномученик Владимир Амбарцумов, говоря о своей жене Валентине, повторял, что не знает, где кончается он и где начинается она. Любовь супругов была столь крепка, потому что черпала силы в Евангелии. И хотя совместная жизнь Владимира и Валентины была очень короткой, созданная ими и расцветшая в ΧΧ веке семья Амбарцумовых стала украшением Русской Церкви.
Незадолго до начала Первой Мировой Войны Владимир Амбарцумов вступил в московский кружок Всемирного Студенческого Христианского Союза. В кружках, подобных этому, рассказывала дочь Амбарцумова Лидия, «витал дух общежитейства: общий дом, общая трапеза, общие заботы. В них проходила вся жизнь: здесь дружили, влюблялись, женились, родили и воспитывали детей». Здесь Амбарцумов познакомился со своей будущей супругой Валентиной. Оба они были протестантами: Владимир по рождению, а Валентина, которую в детстве крестили в православии, сделала осознанный выбор в пользу баптизма.
Молодые люди поклялись посвятить жизнь проповеди Евангелия. Они поженились в 1916 году. Через несколько месяцев после торжества Владимир писал Валентине: «Я очень привык к тебе, но всё же то, что ты у меня есть, для меня так же ново, как в первый день. Я чувствую себя совершенно иначе, чем раньше, и всё ещё удивляюсь этому, вернее, радуюсь. Всё-таки как отлична эта радость от всех других земных радостей, которые, и даже лучшие, так скоро проходят, хотя бы уже и потому, что к ним привыкаешь».
После революции христианские кружки подвергались притеснениям со стороны властей, но первые годы они продолжали работать. Владимир и Валентина не оставляли евангельской проповеди. Вместе с друзьями они приобрели и отремонтировали старый дом в центре Москвы, в одной половине которого разместились сами Амбарцумовы, а в другой — проходили занятия и собрания кружка. Супруги организовывали лекции, приглашая известных богословов, раздавали евангелия в больницах и тюрьмах, создали детский приют для сирот. Один из подопечных этого приюта — мальчик Никита — стал приёмным сыном Амбарцумовых. Они приняли его в семью, хотя у Владимира и Валентины уже было двое маленьких детей.
В 1920 году Владимира Амбарцумова и многих других кружковцев арестовали. Причиной ареста была их миссионерская деятельность. В это же время Амбарцумовы потеряли одного из сыновей — Витя умер от скарлатины. Родители утешали друг друга напоминанием о Господе. Владимир в одном из писем к супруге писал: «Будем же послушными и терпеливыми Его учениками. Ведь все испытания имеют исключительной целью закалить и воспитать нашего внутреннего человека для вечной жизни. Чем больше мы здесь переживём Господа и силу Его, тем ближе и роднее Он нам будет там. Будем охотно приносить в жертву временное, чтобы приобресть вечное».
Страшным испытанием для Владимира стала потеря Валентины, которая скоропостижно скончалась от пищевого отравления в 1923 году. Перед смертью она сказала мужу: «Я умираю, но ты не очень скорби обо мне. Я только прошу тебя: будь для детей не только отцом, но и матерью. Времена будут трудные. Много скорби будет. Гонения будут. Но Бог даст сил вам, и всё выдержите». Во время похорон Валентины — они проходили по протестантскому обряду — царила возвышенная, просветлённая радость. Спустя несколько лет Валентину заочно отпел православным чином владыка Мануил Лемешевский. Владимир в середине 1920-х годов сблизился с протоиереем Валентином Свенцицким и стал его духовным сыном. Отец Валентин крестил Амбарцумова и двух его детей, а затем благословил Владимира стать священником...
Когда-то супруги Амбарцумовы мечтали о 12 детях — по числу апостолов. Их чаяние оправдалось во внуках и правнуках. У старшего сына Евгения, настоятеля Князь-Владимирского собора в Ленинграде, родилось восемь детей, у дочери Лидии — шесть. Среди потомков Амбарцумовых — множество, куда больше двенадцати, православных священников.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен