— Приветствую вас, Владимир Николаевич!
— Здравствуйте, Маргарита Константиновна! Я вас вспоминал!
— Надеюсь, добрым словом?
— Исключительно добрым, дорогая соседка! Если бы не вы, я никогда не узнал бы столько интересного о живописи! И сейчас, надеюсь, вы разрешите мое недоумение.
— Мне в радость беседовать с таким благодарным слушателем. Так что за вопрос у вас возник сегодня?
— А вот, посмотрите, какую занятную репродукцию я нашёл среди газетных подшивок в шкафу, жаль без подписи. Осада древнего городка, воины на мощной крепостной стене. Кто-то заряжает пушку, кто-то несёт в бочонке на длинном древке кипящую смолу. Вокруг стоит чад, так что лица едва различимы сквозь дымку. Но при этом отчетливо видно, что половина защитников — монахи! Как человек военный я потрясён — разве такое возможно?
— Ваше удивление понятно. Ведь для иноков цель и смысл жизни — общение с Богом. А война — это нарушение заповеди «не убий». Но иногда приходится жертвовать собой ради других. И монахи берут в руки оружие, когда за их спинами святыни и беззащитные люди — старики, дети. Именно такой момент изобразил художник Сергей Милорадович на своей картине «Оборона Троице-Сергиевой лавры».
— Так это монастырь в Сергиевом Посаде?
— Да — видите, в проёме стены видны купола Успенского собора.
— Что ж за враг такой напал на обитель?
— Войско Лжедмитрия Второго. В Смутное время он выдавал себя за сына Ивана Грозного и рвался в Москву, чтобы занять трон. К самозванцу примкнули польско-литовские интервенты.
— Смутное время — это ведь семнадцатый век, я правильно помню?
— Да, 1608 год. Когда Лжедмитрию не удалось сходу захватить столицу, он решил блокировать подступы к ней. Одним из таких подступов была дорога, соединяющая Москву с Поволжьем. Именно на ней расположена Троице-Сергиева лавра.
— Так неужели не нашлось настоящих военных, чтобы защитить монастырь?
— Храбрые воины имелись, но организовать отпор врагу было трудно. Время, представленное на картине Сергея Милорадовича, потому и называется Смутным, что власть в России оказалась парализована. Люди стихийно объединялись, и сопротивлялись, как могли. На защиту лавры встала дружина воеводы Григория Долгорукого-Рощи. К ней примкнули крестьяне ближайших сёл. Герои выдерживали осаду в течение пятнадцати месяцев.
— Больше года?? Но почему так долго?
— Силы были неравными. Войско Лжедмитрия по численности в пять раз превосходило отряд защитников.
— В пять раз — это серьёзное преимущество! Кто же победил?
— Вот эти люди, которых мы видим на картине Милорадовича — воины, монахи, крестьяне. Враг не смог их одолеть.
— Но как им это удалось?
— Сохранилось предание, что оккупанты внезапно услышали топот копыт, сочли, что в монастырь пришло мощное подкрепление, и бежали от страха. Хотя в действительности никакой конницы поблизости не было.
— Чудом, значит, победили!
— Чудом. Но оно бы не произошло без самоотверженности, которую проявили защитники, без их горячей соборной молитвы. Насколько высока была цена победы, понимаешь, взглянув на картину Сергея Милорадовича «Оборона Троице-Сергиевой лавры». Особенно впечатляет подлинник, он хранится в Русском музее в Санкт-Петербурге. Очень рекомендую его увидеть!
22 декабря. О духовном смысле праздника Зачатия праведной Анной Пресвятой Богородицы
Сегодня 22 декабря. Зачатие праведной Анной Пресвятой Богородицы.
О духовном смысле праздника — протоиерей Михаил Самохин.
Все выпуски программы Актуальная тема
22 декабря. О сохранении дерзновения и надежды на Бога
В 3-й главе Послания апостола Павла к евреям есть слова о Боге: «Христос — как Сын в доме Его; дом же Его — мы, если только дерзновение и упование, которым хвалимся, твёрдо сохраним до конца».
О сохранении дерзновения и надежды на Бога — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Все выпуски программы Актуальная тема
22 декабря. О нечаянной радости покаяния
Сегодня 22 декабря. День памяти Иконы Божьей Матери «Нечаянная радость».
О нечаянной радости покаяния — священник Захарий Савельев.
Все выпуски программы Актуальная тема











