Сергей Милорадович. «Оборона Троице-Cергиевой лавры» - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Сергей Милорадович. «Оборона Троице-Cергиевой лавры»

* Поделиться

— Приветствую вас, Владимир Николаевич!

— Здравствуйте, Маргарита Константиновна! Я вас вспоминал!

— Надеюсь, добрым словом?

— Исключительно добрым, дорогая соседка! Если бы не вы, я никогда не узнал бы столько интересного о живописи! И сейчас, надеюсь, вы разрешите мое недоумение.

— Мне в радость беседовать с таким благодарным слушателем. Так что за вопрос у вас возник сегодня?

— А вот, посмотрите, какую занятную репродукцию я нашёл среди газетных подшивок в шкафу, жаль без подписи. Осада древнего городка, воины на мощной крепостной стене. Кто-то заряжает пушку, кто-то несёт в бочонке на длинном древке кипящую смолу. Вокруг стоит чад, так что лица едва различимы сквозь дымку. Но при этом отчетливо видно, что половина защитников — монахи! Как человек военный я потрясён — разве такое возможно?

— Ваше удивление понятно. Ведь для иноков цель и смысл жизни — общение с Богом. А война — это нарушение заповеди «не убий». Но иногда приходится жертвовать собой ради других. И монахи берут в руки оружие, когда за их спинами святыни и беззащитные люди — старики, дети. Именно такой момент изобразил художник Сергей Милорадович на своей картине «Оборона Троице-Сергиевой лавры».

— Так это монастырь в Сергиевом Посаде?

— Да — видите, в проёме стены видны купола Успенского собора.

— Что ж за враг такой напал на обитель?

— Войско Лжедмитрия Второго. В Смутное время он выдавал себя за сына Ивана Грозного и рвался в Москву, чтобы занять трон. К самозванцу примкнули польско-литовские интервенты.

— Смутное время — это ведь семнадцатый век, я правильно помню?

— Да, 1608 год. Когда Лжедмитрию не удалось сходу захватить столицу, он решил блокировать подступы к ней. Одним из таких подступов была дорога, соединяющая Москву с Поволжьем. Именно на ней расположена Троице-Сергиева лавра.

— Так неужели не нашлось настоящих военных, чтобы защитить монастырь?

— Храбрые воины имелись, но организовать отпор врагу было трудно. Время, представленное на картине Сергея Милорадовича, потому и называется Смутным, что власть в России оказалась парализована. Люди стихийно объединялись, и сопротивлялись, как могли. На защиту лавры встала дружина воеводы Григория Долгорукого-Рощи. К ней примкнули крестьяне ближайших сёл. Герои выдерживали осаду в течение пятнадцати месяцев.

— Больше года?? Но почему так долго?

— Силы были неравными. Войско Лжедмитрия по численности в пять раз превосходило отряд защитников.

— В пять раз — это серьёзное преимущество! Кто же победил?

— Вот эти люди, которых мы видим на картине Милорадовича — воины, монахи, крестьяне. Враг не смог их одолеть.

— Но как им это удалось?

— Сохранилось предание, что оккупанты внезапно услышали топот копыт, сочли, что в монастырь пришло мощное подкрепление, и бежали от страха. Хотя в действительности никакой конницы поблизости не было.

— Чудом, значит, победили!

— Чудом. Но оно бы не произошло без самоотверженности, которую проявили защитники, без их горячей соборной молитвы. Насколько высока была цена победы, понимаешь, взглянув на картину Сергея Милорадовича «Оборона Троице-Сергиевой лавры». Особенно впечатляет подлинник, он хранится в Русском музее в Санкт-Петербурге. Очень рекомендую его увидеть!


Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем