
Сергея Сергеевича Корсакова современники не случайно называли «доктором для души». Его специальностью была психиатрия, а жизнь стала настоящим служением душевнобольным людям. Корсаков искренне считал, что в его непростой профессии на первом месте должны стоять доброта и сострадание. Сергей Сергеевич одним из первых вступил в борьбу с репрессивными и жестокими методами по отношению к пациентам психиатрических клиник.
Смирительные рубашки, решётки на окнах, железные цепи и кандалы —заведения для душевнобольных ещё в середине XIX века больше напоминали тюрьму. Чтобы усмирить буйных пациентов, санитары часто прибегали к побоям и могли на несколько дней приковать провинившегося к кровати или стулу. Со всем этим столкнулся выпускник медицинского факультета Московского университета Сергей Корсаков, когда в 1875 году поступил на службу ординатором в Преображенскую психиатрическую больницу. Новому сотруднику часто доставалось от руководства: мол, даже смирительную рубашку как следует затянуть, и то не умеет. Но Корсаков не хотел этого делать! У молодого врача сердце кровью обливалось, когда он видел, как жестоко обращаются с пациентами в клинике. Именно тогда в его душе созрело твёрдое намерение всё изменить. Ещё в детстве, едва научившись грамоте, Сергей составил для себя своеобразный свод законов, который назвал «Правила жизни». Среди них было и такое: «Если случится повод что-нибудь доброе сделать, старайся делать, а от всякого зла уходи или старайся его прекратить». И вот повод «сделать доброе» настал.
Летом 1876-го года Сергея Сергеевича пригласили в подмосковное имение графини Татищевой. Женщина страдала серьёзным психическим расстройством, и её родные попросили начинающего врача присмотреть за больной. Для доктора это стало прекрасной возможностью увидеть, как живёт душевнобольной человек дома, а не в клинике. Болезнь графини, окружённой вниманием и домашним уютом, протекала намного спокойнее, чем у пациентов больницы. Именно тогда у Сергея Сергеевича и возникла мысль о том, что атмосфера в стационарах для душевнобольных должна быть максимально приближенной к домашней.
Свои идеи доктор Корсаков начал воплощать в частной психиатрической клинике Беккера, которой стал заведовать в 1879 году. Он разработал новый подход к пациентам, который назвал «системой морального влияния на больных». Прежде всего, Сергей Сергеевич подчёркивал, что врач должен стать для пациента не просто лекарем, но другом, который всегда сможет оказать поддержку. Корсаков внедрил практику неформальных разговоров с подопечными. Такие непринуждённые беседы с доктором успокаивали даже самых агрессивных больных. Сергей Сергеевич доказал: любовь и искреннее сочувствие оказывают на психику человека огромное положительное влияние.
Благодаря такому подходу, в скором времени в клинике стало возможным отказаться от использования смирительных рубашек, верёвок и других жестоких способов усмирения. С окон палат исчезли решётки, да и сами палаты преобразились: в них появилась уютная мебель, занавески, на стенах — картины, на подоконниках — цветы. Для пациентов устраивались мероприятия — игры, концерты, спектакли, в которых они с радостью участвовали. В спокойной, уютной, доброжелательной атмосфере больным быстро становилось лучше. Свой опыт и методы на научной основе Корсаков изложил в ряде исследований по психиатрии — например, в работах «По вопросу о свободе воли», «К вопросу о призрении душевнобольных на дому». Постепенно методики Корсакова стали проникать и в другие психиатрические больницы.
Помимо прочего, Корсаков внёс большой вклад в такую отрасль психиатрии, как работа с людьми, страдающими алкогольной зависимостью. Он первым клинически описал нарушение памяти с потерей пространственной и временной ориентации. Это явление получило название «ко́рсаковский синдром». Самоотдача, с которой доктор посвящал себя работе, сильно подорвала его собственное здоровье. В 44 года «Доктор для души» скончался. На его похороны пришли сотни благодарных пациентов. А коллеги в некрологе написали в адрес Сергея Сергеевича Корсакова такие слова: «Твоя чистая душа была чужда слабостей и пороков, и все приближавшиеся к тебе невольно очищались духовно. К тебе никто не мог подойти с дурными мыслями и чувствами. Ты был нашей живою совестью».
Все выпуски программы Жизнь как служение
12 июля. О личной ответственности человека на пути следования за Господом

В 21-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа об апостоле Иоанне, сказанные Петру: «Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он прибыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною».
О личной ответственности человека на пути следования за Господом — протоиерей Игорь Фиялновский.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О личности и почитании Паисия Святогорца

Сегодня 12 июля. День памяти Преподобного Паисия Святогорца, отошедшего ко Господу в 1994 году.
О его личности и почитании — священник Августин Соколовски.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла

Сегодня 12 июля. Церковь празднует память Славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла.
О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла — протоиерей Максим Первозванский.
И книга «Деяния святых апостолов», и послания апостола Павла говорят нам о том, что были между ними разномыслия по вопросу приёма язычников в церковь. И это хорошо, это правильно, потому что сам апостол Павел напишет, что должно быть между вами разномыслие, дабы открылись искусные.
Ведь действительно, представьте себе, какого масштаба проблема стояла перед церковью. Есть христиане из иудеев, люди с рождения, воспитанные в законе Моисеевом, и это закрытая, на самом деле, общность, объединённая кровью и законом. И есть самые разные люди, не принадлежащие к Израилю, которые тоже становятся христианами, которые уверуют в Господа нашего Иисуса Христа. И как их принимать в церковь? Требовать ли от них соблюдение закона Моисеева?
Как быть христианином из иудеев? Ведь сказанное им в законе Моисеевом прямо написано, что не должно им общаться с язычниками. И мы видим, что в послании апостола Павла к Галатам написано, что Пётр ел вместе с христианами из язычников, а когда пришли некоторые от Иакова, стал уклоняться, потому что в глазах правоверного иудея, даже ставшего христианином, есть вместе с язычником — это вещь недопустимая.
И мы видим, как колебались апостолы, что для этого пришлось специально созвать Первый апостольский собор. Больше того, были даже разделены сферы влияния, и Пётр остался первоверховным проповедующим среди иудеев, а Павла, по сути дела, назначили, если можно так сказать, первоверховным и главным отвечающим за проповедь среди язычников.
Поэтому мы видим, как Господь управляет каждым, давая дело и миссию по силе. Это дар Духа, который каждый из нас должен реализовать, как данный от Господа талант.
Все выпуски программы Актуальная тема