
У поэта Сергея Дрофенко при его жизни — а было этой жизни отпущено, совсем по-пушкински, всего-то тридцать семь лет — вышла единственная книга: сборник «Обращение к маю». В 1975 году, спустя пять лет после нелепой смерти Сергея от несчастного случая, звуковой журнал «Кругозор» (с гибкими пластинками между страниц) напечатал заметку критика и литературоведа Евгения Сидорова.
«Сергей Дрофенко жил — я цитирую — как настоящий поэт: был верен в дружбе, благороден в поступках, мужествен в своей работе. Что такое мужество писателя? Иногда эти слова понимают упрощённо, имея в виду лишь собственно гражданскую сторону творчества и деятельности. Но мужество не только в этом. Высшее мужество — писать правду, бороться с сопротивлением белой немоты листа и бояться осквернить эту немоту ложью, пусть и невольной. Мужество писателя в том, чтобы дойти в своём творчестве до того предела искренности, когда кажется, что искусства уже нет и вовсе, а „дышат почва и судьба“».
...Конец цитаты, — последние слова которой — строчка из стихотворения Бориса Пастернака: «О, знал бы я, что так бывает...» Это стихотворение было написано Пастернаком в 1932-м. Через год в селе Каменка Днепропетровской области на свет появился будущий стихотворец и редактор отдела поэзии журнала «Юность» Серёжа Дрофенко, считай, ровесник этих стихов.
Кстати, Пастернак ценил талант Сергея, они доверительно общались, можно, думаю, сказать, что и дружили. Одно из стихотворений Сергея Петровича памяти Пастернака (а таких стихов у него несколько, и они замечательны) начиналось так:
«Что может быть трудней / стихов о Пастернаке, / ушедшем в мир корней, / в соцветия и злаки! / Летящий и земной, / среди стволов горячих / он говорил со мной / на подмосковной даче. / Прохлада от реки / едва смягчила лето. / (Размер моей строки — / дань памяти поэта.)...
Закончу большим стихотворением Сергея Дрофенко из его единственной, повторюсь, прижизненной книги 1966 года — «Обращение к маю».
Я эти классические стихи люблю и радуюсь сейчас тому, что они прозвучат на нашем светлом радио.
Кстати, любимым поэтом Дрофенко, помимо Пастернака, был Владислав Ходасевич — рыцарь и поборник того, что мы называем классической стихотворной гармонией.
Поля не знают, что они поля,
и полевой дороге не морока
не знать о том, что имя ей дорога, —
петляет, под колёсами пыля.
О назначенье говорящих крон
не помышляют тёмные деревья.
Шумят они, исполнены доверья,
и одинокий осеняют кров.
От щедрости своей несёт река
тебя, рассвет, качающийся утло.
Не оскорби ж доверчивости утра,
поспешности бездумная рука!
Я следовать старался тишине,
и шелесту листвы, и вешним водам
и слушал, как упорно год за годом
ты зрело, бескорыстие, во мне.
Смотрели хмуро тучи из-под век.
И кроме пенья птиц и солнца, кроме
всего, чем живы люди, запах крови
ты приносил в дома, практичный век.
Ты грозные забавы затевал
и временность расчётливую славил.
И всё-таки ведь я с тобою сладил
тем, что пример меня не задевал.
Зачем вы существуете, стихи?
Зачем луной украшен звёздный вечер?
Зачем цветёт акация, а ветер
без привязи гуляет по степи?
Добро не может душу не задеть,
воплощено в улыбку, ливень, колос.
И если есть у человека голос,
то человек не может не запеть.
Сергей Дрофенко, из книги 1966 года «Обращение к маю»
Все выпуски программы Рифмы жизни
18 октября. О необходимости проповеди христианства в социальных сетях

16 октября в Зале церковных соборов в Храме Христа Спасителя состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с участниками XI Международного фестиваля православных СМИ «Вера и слово».
В своём выступлении Предстоятель русской Православной Церкви говорил о необходимости проповеди христианства в социальных сетях.
Все выпуски программы Актуальная тема
18 октября. О подвиге священномученика Дионисия, епископа Александрийского

Сегодня 18 октября. День памяти священномученика Дионисия, епископа Александрийского, жившего в третьем веке.
О его подвиге — священник Алексий Долгов.
Святитель Дионисий Александрийский родился в конце II века и был сыном богатых, знатных язычников. Он получил прекрасное образование. Уверовав во Христа, он стал учеником Оригена и вскоре был рукоположен в пресвитера. 16 лет он был учителем в Александрийском огласительном училище, а затем был поставлен епископом Александрийским.
За борьбу с еретиками Савелием и Павлом Самосатским святитель Василий Великий называл его великим учителем Вселенской Церкви. Когда в Александрии началась эпидемия чумы, святитель призвал свою паству ухаживать одинаково как за больными христианами, так и за язычниками, и погребать всех умерших.
Во время гонения императора Деция святитель Дионисий был арестован, но затем освобождён. Некоторое время он руководил Александрийской Церковью из изгнания, но потом возвратился в город. В гонения императора Валериана святителя сослали в Ливию.
Творения святителя Дионисия были настолько авторитетны, что в Древней Церкви ими пользовались наравне с постановлениями Вселенских Соборов. Несмотря на то, что святитель Дионисий в истории Церкви известен преимущественно как бескомпромиссный борец с ересями и прекрасный полемист, он никогда не забывал дел любви и милосердия, к чему постоянно призывал свою паству. И это особенно важно и для нас, современных христиан, так как вокруг нас очень много тех, кто нуждается в нашей помощи и молитве.
Все выпуски программы Актуальная тема
18 октября. О храме Спаса на Крови

Сегодня 18 октября. В этот день в 1883 году в Петербурге на месте убийства Александра II был заложен храм Спаса-на Крови.
О храме рассказывает протоиерей Василий Гелеван.
Храм Воскресения Христова на Грибоедовской набережной в Санкт-Петербурге, больше известный нам как храм Спаса на Крови, построен действительно на месте, где совершили покушение на императора Александра II, и там сохранились даже следы крови помазанника Божьего. И в память об этой кровавой жертве уже сын императора Александр III построил великолепный храм.
Он действительно пышный, и он действительно является образцом русской архитектуры в русском стиле, несколько напоминает московский храм Покрова на Рву. Они очень перекликаются. Это такой изящный, потрясающий пример русской архитектуры. Высота храма — 81 метр, что для тогдашнего Петербурга уже являлось архитектурной доминантой. Около полутора тысяч человек вмещает в себя храм.
Строительство велось с 1883 по 1907 год. Архитекторами выступили Альфред Парланд и архимандрит Игнатий Малышев. На сегодняшний день собор имеет статус музея, это музейный комплекс: государственный музей, памятник «Исаакиевский собор» и православный храм. Внутри собора действует храм, приход, община.
Надо упомянуть, что совсем не так давно сняли леса со Спаса на Крови. Долгие десятилетия он находился на реставрации. Жители Петербурга и все жители России мечтали, вместе с Александром Розенбаумом мечтали снять леса со Спаса на Крови.
Все выпуски программы Актуальная тема