У нас в гостях был духовник Алексеевского женского монастыря в Москве протоиерей Артемий Владимиров.
Разговор шел о том, в чем основные особенности семейного и монашеского путей, как сделать правильный выбор, и как пройти выбранный путь достойно.
Т. Ларсен
- Здравствуйте друзья, это «Семейный час» с Туттой Ларсен на радио «Вера». У нас в студии, наш обычный, но в тоже время необычный гость, протоирей Артемий Владимиров духовник Алексеевского женского монастыря в Москве, член Союза писателей, педагог. Здравствуйте батюшка
А. Владимиров
- Приветствую вас дорогие друзья.
Т. Ларсен
- Да, простите мне слово обычный, я имела, введу, что вы у нас регулярный гость в этой программе, и это конечно, безусловно делает очень ее радостной для меня с одной стороны, с другой стороны непростой. Потому, что всякий раз мне хочется предлагать вам какие-то темы, которые мы еще не обсуждали. А с другой стороны, все эти темы семейные, они вечные. И наверное, по большому счету это и правильно и нормально. Потому, что вечная тема, она бесконечная, и всегда можно ее обсуждать, ведь по большому счету у человека только два пути по пути к Богу, по спасению души. Либо через монашество, либо через семью. Про монашество я ничего не знаю, а вот семью мы здесь обсуждаем.
А. Владимиров
- Хотя по практике жизни, нужно сказать, что не всякому путь в монастырь, ножки не всегда туда ведут, как равно и девушек хороших разных, которые хотели бы опереться в этой жизни на твердое плечо, а приходится нести на себе как куль с песком жениха. Я имею, введу, что иногда ты находишься в состоянии вынужденной неопределенности
Т. Ларсен
- Но, все-таки правильно ли я понимаю, что в таком вот Христианском понимании пути человека по жизни, человеку одному быть негоже и не должно. То есть человек должен определиться, либо он в обществе с семьей со своей, и в каком-то активном социальном служении жизни, пребывает в общественной. Либо он уходит в монастырь, и остается все равно не один, потому, что он с братией, и с Богом.
Тутта Ларсен
- По жизни человеку одному быть негоже и не должно, то есть человек должен определиться, либо он в обществе с семьёй своей и в каком-то таком активном, социальном служении пребывает жизни, такой общественной. Либо он уходит в монастырь и остаётся все равно не один, потому что он с братией и с Богом. И уходит он, можно сказать прямо как в армию, потому что в монастыре, послушания, послушания и послушания.
А. Владимиров
- Вместе с тем нужно сказать, что в семье ребёнок тоже не живёт без каких-то заданий, уроков и послушаний. А монастырь в идеале, это семья где теснейшими взаимосвязями мы все сопряжены друг с другом, мы все нужны друг другу, и вы правы в том отношении, что Бог создал человека не растущей на севере дикой сосной. Но, сопряг его множеством ниточек и уз иногда незримыми с ему подобными. Ведь вспомним, что само греческое слово «экклесия» церковь, есть не что иное как союз человеческих личностей сопряжённых узами любви и имеющими над собою главой Бога.
Тутта Ларсен
- У меня есть одна знакомая семья, в которой уже взрослые дети. Семья церковная давно, им удалось в Советские времена удержаться в церкви, и жить православным образом жизни, и вот у них сейчас двое сыновей, которым сейчас уже обоим за 40 лет, и оба монахи. И когда старший сын ушёл в монастырь, его отпустили, может быть даже благословили и радовались этому. Но когда туда собирался младший, я знаю, что папа с мамой смутились очень сильно. Потому, что он собрался туда в 15 лет. И послушником ушёл совсем в южном возрасте, буквально после 9 класса. И в семье было большое смущение на этот счёт, потому что они все-таки мечтали о внуках, о большом доме, о каком-то продолжении своей жизни, а сейчас конечно ушёл глава семьи и мать. Она вот безумно счастливая женщина, у неё два сына, они её навещают регулярно, они оба в Москве, хоть один и в приходском храме, другой в монастыре. И у них все равно какая-то очень дружная, крепкая семья, хотя в общем оба сына живут достаточно такой затворнической жизнью. Из монастыря младшего не всякий раз выпускают к маме когда захочется, всё-таки там дисциплина и все такое прочее. Но, вот этот момент смущения я помню, о нем раскалывали в семье не раз на каких-то семейных застольях. И я все думаю, как бы я отреагировала на желание моего старшего сына, вдруг взять и уйти в затвор в монашество. Я, думаю, что я бы, ну мой первый импульс точно не был бы радостью. То есть я бы наверное как-то смутилась, и сокрушалась, потому что для человека обывателя, для простого человека вроде меня это в некоторой степени потеря своего чада, да. То есть для мира он потерян, и для меня значит.
А. Владимиров
- Иногда я встречаю гипер благочестивых мам, которые уже все за ребёнка решили.
Тутта Ларсен
- Уже записали мальчика в монастырь
А. Владимиров
- То есть мальчику 6 лет, она уже хочет видеть его преподобным Серафимом или Сергием. Конечно, мечтать никому не запрещено, но обычно батюшки несколько придерживают таких мама, говоря давайте помолимся о том, чтобы мальчик, прежде всего вырос хорошим человеком, нравственным, честным, чистым и ответственным. Безусловно, вы правы читая жизнеописания подвижников благочестиях, вы всегда встретите определённый конфликт, когда совершенно юное существо вдруг воспламеняется стремлением принадлежать к единому Господу. А родители таки уже строили планы, и всегда желают нянчит внуков. Безусловно, если мы вспомним о великих судьбах, и великих людях. Преподобного Сергия я уже упомянул, а ведь
То ключевая фигура вокруг которой на Руси вращались и князья и воинство, и бояре. Все соловья общества, мы видим, что истинный инок концентрирует, генерирует в себе Божественный свет. Святить всегда, святить вереде вот лозунг твой солнце, и к нему стягиваются мотыльки. Летят на свечу, десятки, сотни, тысячи людей. Если он действительно отвечает своему призванию, и безусловно мамы состоявшихся иноков, скажем митрополит Филарет Московский собеседник Пушкина. Маменька его жила а Москве, будучи человеком равным эпохе, митрополит приезжал к ней, дарил ей обрезы ткани, лаврский какие-то ягодки.
Тутта Ларсен
- Пряники.
А. Владимиров
- И пряники, она чувствовала Любовь и внимание своего сына. Конечно мамы такие не зря живут на белом свете. Потому, что отшельников единицы, но среди иноков добрых пастырей, много духовных отцов которые окропляют огромное число людей. Я вот думаю о своей маме, нас было трое один музыкант, другой физик, третий филолог. Но вот мой старший брат, игумен в Иоанна Богословском. Единственный в нашем роду монах. Были судьи, были актеры, были военные. Я священник, ну тоже как духовник обители, хотя принадлежу белому духовенству. И конечно смотрю, что маму окружают столько добрых людей и благодарных за сыновей. Действительно все лучшее, что мы имеем, даже в нашем нынешнем амплуа, это безусловно вклад в наши сердца родителей.
Тутта Ларсен
- Но, тем не менее, для мамы, всё-таки путь ребёнка в монастырь, это наверное не то о чем всё-таки среднестатистиче
А. Владимиров
- Думаю, что вопрос сложнейший, тончайший и такой опытный духовник как архимандрит Кирилл (Павлов), сейчас он уже немощен. Но, это действительно всероссийский батюшка, на этот вопрос отвечал не сторонним вопрошателям, а девушкам и юношам которые спрашивали: батюшка жениться, али нет? Замуж или быть такой Божией пчелкой. Он спрашивал: скажите Маша, вы в детстве играли в куклы? Была ли у вас любимая кукла? Нянчили ли вы детей? Если оказывается, что девочка, что вполне естественно имя перед глазами добрый пример своей матери всегда о себе помышляла как о маме. Вот я знаю многие многодетные семьи, где выросшие девочки уже практически состоялись как мамы, в теории и в практике. Нянчив, выхаживая, сменяя подгузники своим младшим братикам и сестричкам. Почему сегодня считается особы дар небес, завидному жениху если таковые ещё остались, найти себе невесту из многодетной семьи. Где не принцесса на горошине выросла, а вот такая Золушка на в е руки дока. А ведь бывает ещё иначе, бывают такие избранники и избранницы как юная Жанна д’Арк которая уходит в поле, как отрок Варфоломей на картине Нестерова. Который где-то в сокровенности своего сердца беседует с Небесным отцом, направляет к нему души прекрасные порывы. Хотя все равно это редчайшие случаи, потому что для того-то и положен искус, как и равно жениховство, чтобы полгода, год, два. Проверит и перепроверить себя, и многие из нас действительно попробовав действительно хорошенько, что почем. Не напишут книгу «Несвятые святые», если вы помните её автор ныне епископ Тихон. Кинорежиссером, я ещё помню его в этом статусе. Попал в Печерский монастырь, его конечно как интеллигента сразу в коровник и первое общение с коровой дало блестящий результат. Буренка посмотрела на молодого да раннего, и затем хвостом простите за натурализм, зачерпнув как-то в остатках собственной жизнедеятельност
Тутта Ларсен
- Вы слушаете «Семейный час» на радио « Вера» у нас в гостях протоиерей Артемий Владимиров. Говорим о том, какой путь к Богу выбрать, как его выбирают и возможно как помочь своим детям подросшим определится, всё-таки семья или монашество? Тем не менее большинство людей выбирает семью, это значит, что путь монашества сложнее? Он более какой-то, я не знаю закрытый что ли?
А. Владимиров
- Помню как юношей , университетским архивным юношей, я первый раз пометил настоящий монастырь. Было это в Белоруссии Жировичский монастырь. И на мнения обратил внимание иеродьякон Бенедикт, сейчас он где-то на Афоне скрывается в пещерах, настоящий отшельник. И беседуя со мной, он обратился ко мне своим бархатным глубоким голосом. Сказал: Артемий, если хочешь быть блаженным, не женись. Я тогда ещё раздумывал о своём жители бытии, путь этот трудный, но он подобен почти вертикали, по которой ты взойдешь. В следующий раз я уже приехал, венечным супругом, с молодой единомышленной мне женой Еленой, матушкой нынче. Мы сидели оба на скамье студенческой филологической. И как не странно, слова эти остались в своей душе, хотя ни минуты не раскаиваюсь, нынче в своём выборе. Кратко сказать, путь монашества, выше естественно, он не возможен без явного содействия Божьей Благодати. Потому, что по естеству, мы ощущаем в себе потребность любви и продолжения рода. Бог для того и ввёл супружеский союз, как говорил Иоанн Златоусте: И брак есть пристань целомудрия. Вот судно причалило к пристани, стоит оно в гавани мерно кончается на волнах, не угрожает моему потопление. В том смысле, что любящие друг друга мух и жена, живя полнотой супружеской жизни, они раскрывают свои личностные качества. Не просто рожая, но воспитывая детей, охраняя свой семейный очаг. И это говорил Иоанн Златоуст добродетель, достойная удивления. Для монашества он не находил слов, настолько это высокая, завидная, но опасная высота. Можно легко упасть, но повторяю для меня как для духовника, уже не молодого, увы. Непреложный один факт, чтобы ты не выбрал, ангельский ли путь, служение Богу и страждущему человечеству, уют семейного очага. Супружеский уклад, мирные труды в лоне своей семьи, фиаско и там и здесь в наше время терпят люди ленивые, расслабленные, те которые не хотят возбудить в себе энергию созидания. Те которые не готовы жертвовать собой, хотя бы в маленьком принадлежать тем кто ждёт от них помощи. И сегодня, на мой взгляд, лучший рецепт или гарант победы в том или ином призвании, это те добродетели, которые я вижу в вас. Вы очень, энергическая, динамичная, даже темп нашей речи на радиостанции говорит о том, что в вас нет какой-то стагнации, какого-то такого тихого омута. Мы должны искрится стремлением созидать, времени унывать нет. Необходимо пока мы еще в силах отдавать, и вот этот огонёк, вот эта искорка, кстати в школе нас ещё когда-то этому учили. Трудиться с искоркой, с огоньком. Есть важнейшее слагаемое и там, и здесь. Потому, что взяв крест супружества, монашества ты не должен превратиться в нытика, хлюпика, зануду.
Тутта Ларсен
- Ну не без этого. Ну, а как иначе, огонёк иногда обжигает супруга моего очень даже серьёзно.
А. Владимиров
- Ну, он вас долго выбирал, пусть смиряется.
Тутта Ларсен
- Вы не дорассказали, историю про то, как вернулись в монастырь уже венечным. Что сказал дьякон Варфоломей
А. Владимиров
- Вернулся я венечным супругом. И конечно монахи на самом деле благоговеют перед браком освященном Богом. Они сами рождены своими матерями, и хотя принято считать, что инок ничего не понимает в семейной жизни. Тем не менее, исторически очень часто мы стремимся в обитель, Троице-Сергиеву лавру или в Оптину Пустынь. Часто эти лесовики, гномики монастырские, каким-то чистым незамутненный взором смотря на сердца супругов, дают им очень дельные советы. Ну, разумеется духовного, этического плана. А, мы супруги разряжаемся от статического электричества, которое накапливается ежеквартально, и уезжаем из обители просто солнечными зайчиками, но нас хватает не надолго.
Тутта Ларсен
- Увы, вот это то и проблема. Потому, что конечно процент людей уходящих в монастырь меньше, чем тех, кто сочетает себя узами брака. Но, всё-таки о том, что распадаются семьи и случаются разводы, мы слившим значительно чаще чем, чтобы кто-то возвращался из монастыря, уходил из монашества и так далее да. Получается, что путь монашества, он какой-то более устойчивый, более верный. Сейчас говорят, что статистика очень драматичная, из ста процентов семей которые женятся в возрасте до 30 лет, 80 процентов через три года подают на развод. Это ужасно.
А. Владимиров
- О да, в этом смысле нам учителем. А я, преподаю и в начальной школе. И в средней, и в старшей, это камень в огород. Равно как и приходским пастырям, равно как и родителям, равно как и тем, кто вещает на радио с высокой колокольни. Все мы взрослые, конечно должны заниматься профилактикой, подготовкой наших слушателей к выбору жизненного пути, призвания. Я вы знаете, присматриваюсь часто к священству. Белое духовенство, чёрное духовенства. Вот хоть я сижу сейчас перед вами в чёрном подряснике, но я представитель белого духовенствами. То есть женатого, монашествующее духовенство, часто смотрю что и в нашем полку белого духовенства, вижу батюшек немного скучающих что ли, каких-то чуть-чуть пригашенных.
Тутта Ларсен
- Ну, мягко говоря, не все счастливы в браке своём.
А. Владимиров
- Как будто не хватает им вдохновения в их мастерской деятельности. Среди иноков наблюдаю более процента, всякие обобщения конечно хромают. Каких-то собранных, подтянутых, весёлых, радостных. В чем тут дело, я думаю в целеустремленнос
Тутта Ларсен
- Благодать
А. Владимиров
- Розарий, газоны, фантиков и обёрток не где не увидишь. Иноки как чёрные лебеди плывут, опустив очи долу. Хорошо посмотрят на вас улыбнуться, а то пройдёт мимо вас как Гулливер сквозь строй лилипутов, и вы чувствуете собственно ничтожество. Но, я хочу сказать, что действительно упорядоченность жизни, режимность в лучшем смысле этого слова, умение не отвлекаться, на рекламные шиты, да на пустые передачи. К сожалению, наша радиостанция « Вера» ещё занимает маленький среди всего объема, звона, шума грохота современных эфиров. В этом смысле инокам благоприятствует тот антураж, окружающая их среда, чтобы вот эта свеча молитвы горела ясно. Но, не. Дуем жаловаться на город, и на плоды цивилизации. Потому, что если чего-то захочешь, как учили нас в детстве обязательно, этого достигнешь.
Тутта Ларсен
- А вот надо ли оно тебе в итоге? Вот вы очень кстати затронули сейчас очень интересную тему. Когда я была маленькой девочкой, я очень много чего, всякого хотела, и под Новый год загадывала желания. Которые сбывались, сбывались всегда. Например, первым моим желанием, где-то лет в восемь. Я таким осознанным, ярким это помню, был хомяк. Я так его страстно хотела, что в итоге мне его подарили, я возненавидела его люто, потому что он сбежал, сожрал кучу моих учебников, мамину поваренную книгу, и в итоге где-то там скончался от несварения желудка. И ещё попахивал долго под кроватью. Это был такой первый опыт разочарования в собственных желаниях. И потом их был очень много.
А. Владимиров
- Но простите, муж это не хомячок и не придёт ныне шпиц.
Тутта Ларсен
- Ну, вот ты мечтаешь о ком-то, ты кого-то страстно хочешь. Ты рисуешь себе картину того как будет в твоём браке. Тем более, что все средства массовой информации тебе эту картину радостно предоставляют, что должен быть готовый во всех отношениях идеальный, на белом коне из Швеции на буду и Греции, и романтик и рукастый, интеллигент и всякое такое.
А. Владимиров
- Я бы пожелал, чтобы средства массовой информации рисовали нам образ идеального жениха, а они что-то больше рисуют всяких окантовки и авантюристов.
Тутта Ларсен
- Ну, кому-то может быть и авантюриста хотелось в своём браке захомутать. Но, в итоге, мы как-то себе это рисуем, мы свои хотелки как сейчас говорят, очень сильно стимулируем, молимся о чём-то таком. А потом, когда мы получаем то, чего мы хотели, мы не знаем, куда от этого деваться. И самое страшное, когда мы получаем это в браке. И ведь не зря же во время Таинства Венчания поются тропари мученикам.
А. Владимиров
- Да. Эта тема заслуживает, по-моему, десяти эфиров. Кстати вы знаете, часто я разрежая по губерниям и городом России получаю предложение, батюшка у вас есть возможность выступить в университете, на химическом факультете. Простите, но я филолог, но вы ещё и батюшка отступать вам некуда. У нас есть лишняя пара, пожалуйста, удостойте нас беседы, мы в Омске, Омске будем рады вас видеть. Знаете, какая самая беспроигрышная тема, послушать которую собираются и химики, и физики, и биологи, и каждой твари по паре. Как не ошибиться в выборе жениха.
Тутта Ларсен
- А, вот об этом мы подробнее поговорим буквально через минуту.
Тутта Ларсен
- Вы слушаете «Семейный час» с Туттой Ларсен на радио «Вера», у нас в гостях протоиерей Артемий Владимиров, духовник Алексеевского женского монастыря в Москве, член Союза писателей педагог. Говорим о том, какой путь к Богу предпочтительнее
А. Владимиров
- Это конечно не лекция, а задушевная беседа. Но давайте по пунктам, у нас сегодня как будто бы эфир для школьников. Хотя убеждён, что и нашим бабушкам это слушать очень интересно. Как не ошибиться в выборе жениха? Ну прежде всего, разговор не столько шуточный сколько серьёзный, по моему глубокому убеждению брак должен являть собой единство фундаментальное, духа, души и тела. Что касается телесного единства, биологического стремления друг к другу, здесь как бы все проще. Хотя определённые врачи вам скажут, что сложностей тоже бывает не мало, по части полоцкой составляющей. Тема Абортов у нас висит не случайно, сейчас в воздухе. Единство души, это взаимная симпатия, интерес друг к другу, умение видеть личность в своей половине. Когда мы можем не просто помолчать но когда есть множество тем. У нас с вами, кстати, столько тем интересных, хотя мы с вами в не подозрения, потому что семейные люди. И я знаю у одного батюшки в США, батюшка Ярослав, русский. Он устраивает такие тесты жениху и невесте, что мало кто проходит через его опросник. Какое у вас отношение к спорту? Вы за Трампа или Хилари Клинтон? Вы любите проводить уикенд на природе или семейном кругу? Потрошит пришедших к нему, ну конечно не так просто, а чтобы помочь им действительно нащупать это общее русло семейной жизни. Но, наверное важнейшая составляющая, это единство духа. В семейной жизни, муж, жена, ребёнок не должны быть раком, лебедью и щукой. Но, прежде всего тождество воззрения на брак, как на святыню, как на то поприще, где мы должны оба победить. Некое целеполагание, если христианские юноша и девушка, действительно понимают, что венчание, они к стопам Христа помогают свою Любовь. Как некий прекрасный цветок. То, безусловно, легче столковаться и выдержать жизненные испытания, без них не обойдёшься. И напротив, если вектор разнонаправлено, он милый верит в эволюцию. И для него будущий ребёнок, не более чем черепашка или тритон. А она убеждена, что человек создан по образу Божию и поэтому дитя под сердцем, это та святыня , ради которой планеты вращаются вокруг солнца. Эти идейные разногласия часто, притом, что супруги молоды и красивы, иногда сотрясаю до основания семейные союзы.
Тутта Ларсен
- Но, с другой стороны, сколько есть примеров, когда супруг один приводил второго к Богу и очень сильно менял его мировоззрение. Мне кажется, что как разнесли говорить о каком-то созвучии двух людей в браке, то здесь как раз наверное самое главное, это способность меняется. То есть для меня брак, это такое горнило в котором я все время варюсь, куюсь, киплю, плавлюсь, и каждый раз что-то новое со мной происходит и каждый раз, я какой-то другой человек.
А. Владимиров
- Скажите, пожалуйста, вас нельзя клонировать, хотелось бы чтобы побольше молодых женщин с таким мужественным, спартанским подходом к поприщу семейному ходили по улицам Москвы.
Тутта Ларсен
- Ну, так было не всегда. Меня вот, к сожалению, не научили в семье, что брак это самое главное. В жизни женщины, это как сказать, основа всех её дальнейших движений. И самовыражение, и каких-то достижений. Мне говорили, как всем девочкам говорили в Советском Союзе, не всем, наверное, кому-то давали какие-то нормальные женские советы и установки. Но, у меня в семье рулили женщины, всегда. Так получилось, хотя все были в браках. Мама моя была в трёх браках, бабушка всю жизнь прожила в одном, но тоже там очень сильно, люто руководила всеми. Ты должна хорошо закончить школу, получить медаль. Ты должна поступить в приличный вуз, ты должна состоятся, ты должна найти интересную профессию. Стать достойным членом общества, неплохо зарабатывать, трели вали. Все это к тридцати годам у мня было, и при этом я была дико несчастным человеком, потому что в маем каком-то личном пространстве была абсолютная пустота, опят же какие-то сожженные мосты, распавшийся брак. Полное непонимание куда двигаться и зачем я вообще существую. И, как-то так, мне наверное просто посчастливилось, что как-то мне Господь послал человека который меня направил всё-таки в эту сторону. И не одного, и не каких-то добрых друзей, и духовника и мужа, и примеры какие-то пред глазами иные. Это было очень больно, очень тяжело и мучительно. И небытие не хотелось например, чтобы моя дочь для того, чтобы стать счастливой в браке прошла через все эти.
А. Владимиров
- Огонь и воду, и медные трубы.
Тутта Ларсен
- Да, но как её научить я не знаю. Я не знаю как ей это объяснить, передать мой опыт, потому что он не самый позитивный.
А. Владимиров
- Можно отталкиваться от собственных ошибок, и конечно если уж закончить тему о выборе жениха. Я думаю, что очень часто, вот девушки с вашим бойцовский характером делают такую ошибку. Вот банальный пример, он все время является на свидание под шафе, в переводе для наших радиослушателей, под мухой, в легком опьянении. Бывает, что мужчина на самом деле робкие зайчишки-трусишк
Тутта Ларсен
- Коньячку
А. Владимиров
- И вот она все время видит её слабину, но при этом он ей нравится. Помните, как пела Анна Герман, а он мне нравится, нравится, нравится. И она внутри себя решает, я сильная
Тутта Ларсен
- Перевоспитаю.
А. Владимиров
- Перевоспитаю, и когда он попадёт в мои нежные, жёсткие объятья. Он поймёт, что у нас путь только один в светлое будущее. Но, если избранник ещё до того как он делает предположение, не в состоянии сделать свой выбор в пользу Нефертити Русской. И оставляет за собой право, туманить мозг излишеством, я не против горячительного, мы не баптисты, не сектанты. То к сожалению все потуги к саморазвитию заканчиваются после того как в семейном лукошке оказывается он и она. Вот почему женихов стоит очень долгий период, как для самопознания, так и для какого-то импульса, для своей половины. Если ты меня любишь, ты должен наступить на хвост гадюки страсти, потому что речь идёт не обо мне, а о гармонии наших семейных отношений. И вы совершенно правы, всем людям свойственно меняться не только от лучшего к худшему, но и от худшего к лучшему. Когда есть стимул, когда есть цель, и цель эта действительно высока, семейное счастье. Но, опрометью сигать в омут общения с человеком, который не ценит вас настолько, чтобы оплевать эти свои деревенские страсти. Безумств храбрых я бы не хотел петь песню, потому что выдержать очень трудно, и не сломаться какой-то страстный навык которому в жертву приносится все, и Любовь, и дети, и построение семейного очага. И сколько таких слабовольных, слабохарактерных женихов, которые действительно сами того не желая выпили все соки из своей половины. И вместо того, чтобы сделать семейную жизнь преддверием рая, делают её, как вы сами сказали, началом каких-то адских мук и миллиона терзаний.
Тутта Ларсен
- Но опять же если вернутся к моему опыту, то это совсем не Христианский путь, брак. У меня, к сожалению, был не один муж и я, правда в брак я вступила. Удивительно, даже не знаю как это получилось, целомудренной, но тем не менее раньше было разное и всякое. И, наверное, к тому времени как мне встретился мой нынешний супруг, я надеюсь единственный на всю жизнь. Я уже, в общем, более или менее себе представляла, что такое брак, что такое расточаете, что такое вообще отношения, что такое полоцкие отношения. Но, если мы говорим о Христианском браке, то ведь это союз двух невинных людей
А. Владимиров
- В идеале.
Тутта Ларсен
- В идеале. Юных, невинных, а еще и в идеале, чтобы их родители познакомили, как не будь, там заочно.
А. Владимиров
- По крайне мере необходимо родителей познакомить.
Тутта Ларсен
- Но, ведь это же очень в современном обществе тоже какая-то, такая утопическая идея, и невозможно это. И люди даже если женятся в таком состоянии, у них тоже очень большие шансы на то, чтобы расстаться, просто потому, что они не имели возможности получить какой-то опыт. Пожить вместе и узнать друг друга во всех смыслах этого слова. Может быть, я не знаю, ну вплоть до тог, что они, он сова, а она жаворонок. И это невозможно, с этим невозможно ничего поделать. И они просто друг другу спасть не дают.
А. Владимиров
- Знаете в XIX веке в дворянских усадьбах вроде бы в Христианском отечестве нашем, были очень оригинальные представления о том, что такое хорошо, что такое плохо для молодого человека. И жили многие, увы не по Евангелию. Скажем Лев Николаевич Толстой, в его семье бытовало мнение, что молодому человеку, покуда он не решит остепениться, очень худо познать науку страсти нежной «art of love», искусство любви. И естественно, молодой человек, не всегда мог устоять пред такими посылами. И, что мы имеем. Толстой в авторской своей исповеди, признается, что к 40 годам он стал совершенным Нигилистом. Он разуверился в любви, цинизм, это вот какая-то внутренняя неспособность верить в святое, высокое, идеальное, возвышенное. Не буду сейчас истоки его душевной драмы пересказывать, но у меня есть представление, что и хандра Михаила Юрьевича Лермонтова, его какая-то отчужденность от мира. Были высокие чувства к достойным барышням, но иногда они перерождались в какую-то мстительность. Все это следствие того, что молодые люди легко падали в плотские искушения, и демоническая энергия, так или иначе трепать человека и ох как нелегко все мы это знаем по собственному опыту приобрести какую-то ясность ума, спокойствие сердца. Умение видеть светлую сторону действительности
Тутта Ларсен
- В XIX веке у них не было даже интернета и Голливудского кино. Я уж не говорю про глянцевые журналы, и про пупки которыми крутят по весне, как вы выразились однажды. Мне очень понравилось, я присвоила себе вашу фразу.
А. Владимиров
- Вот почему я думаю, сегодня особую награду получат, особую. Классная руководительница
Тутта Ларсен
- Сегодня на радиостанции «Вера» в «Семейном часе», протоирей Артемий Владимиров рассуждает вместе с нами о браке и монашестве. И ведь хорошо бы конечно, чтобы брак был нашим путем к спасению души, но как показывает статистика. Большинство Святых, это все-таки те кто избрал монашество, в браке спаслись очень немногие. Особенно, ну после первого христианства, когда всех просто косили, просто за исповедование Христианства. А, дальше, если мы говорим об уже глубокой работе над собой. То все наши святые, все столпы церкви, это монахи.
А. Владимиров
- Ну, если все-таки мы учтем, что среди новомучеников земли Русской встретившихся лицом к лицу с Багряным драконом, красным террором. Помимо авангарда архиереев и насильников монастырей, абсолютное большинство были семейными людьми, это не только семьи духовенства. Многие простые верующие, которые грудью защищали храмы, которые не хотели доносить на ближних. Сегодня думаю, что Святцы настолько пополнены представителями всех сословий общества. Что при относительной правоте вашего суждения касающихся древних лет церкви, нуждается все-таки в некоторой коррекции эта ваша историческая справка. И все-таки скажем «не место красит человека, а человек место», или еще говорят мудрые, «место не отдаляет и не приближает нас к Богу» то есть условия существования, но произволение. Вот Адам был в раю, прекрасная, верная ему супруг, однако не удержался и как цыпленок из гнездышка райского, Божьем правосудием удален. Брак это действительно такая благодатная среда, в которой идя, рука об руку тропой бескорыстной любви. Я романтик, честно скажу вам. Пусть и спотыкаюсь, пусть и иногда и получаю от милой, знаете, как иногда женщины больные места находят. Они и в лодыжку могут так туфелькой тюк, под столом мужа ударить, если он забыл уже, что нужно возвращаться к ребенку и сидит у друзей смотрит политическую передачу. И большим пальцем, под то самое ребро, которое было вынуто для сотворения Евы. Да, не без ссадин, да не без синяков, но меня лично вдохновил исповедальный жанр нашей сегодняшней передачи. Хотя я-то больше помалкиваю, больше вас слушаю, но я думаю, что нашим слушателям действительно было сегодня очень интересно. Мы, все-таки не с потолка как-то эти темы берем, и раскрываем. Но, опираемся и на собственный опыт жизни, пусть не всегда позитивный опыт. Однако то, что выстрадано, выношено, то и является сокровищем, которым мы можем, искренно поделится.
Тутта Ларсен
- Мне все-таки хотелось бы еще путь монашества с вами обсудить. Я, слышала например, что даже в древние времена далеко не все старцы благословляли в монашество женщин. А некоторые вообще говорили, что женского монашества быть не должно. Потому, что женщине изначально предназначена для другого.
А. Владимиров
- Тем не менее, если мы посмотрим в тех же Святцах, о которых вы упоминали, мы увидим такие лица, такие лили, такую красоту. Великомученицу Варвара, невеста Христова прекрасная Великомученица Екатерина, невеста Христова премудрая, кстати, на Западе она почитается покровительницей юношества изучающего философию. И сама пречистая Дева естественно соединила ангельское безбрачие с материнством. И является, таким образом, покровительнице, как супружеских пар так и дев которые свое девство, как благоуханную розу хотят поднести самому Христу. Мы вот говорили о том, что монашество это не одиночество, и действительно так. Потому, что читая соответствующую литературу, какие-то записки воспоминания инокинь посвятивших себя Богу. Мы встречаем совершенно особую психологию, душа как дева ощущает внутреннею потребность в женихе Христу в самом возвышенном, отнюдь не плотском мироощущении принести в дар, служение свою чистоту. Бог, осеняя своей благодатью, эту возвышенную натуру исполняет ее дарами смирения, кротости, чистоты, радости и любви. И чем больше преуспевает инок во взращивании этих редчайших невиданных миром добродетелей, тем больше сияет лампада его души. Тем явственней лучи Божьей благодати распространяются в этом темном мире. Тем большее число душ, где-то во тьме обитающих, чувствуя сокровенную теплоту или красоту этой личности, влекутся к ней, что бы почерпнуть что-то для себя назидательное. Я вот помню себя юношей, студентом, когда оказался в Прибалтике, в Пюхтицкой обители женской, совершенно был желторотым юнцом. Начинающим христианином, до сих пор таким и остаюсь по существу. Но, вот мы вошли со старшим братом во врата обители. И нас встретила какая-то инокиня, улыбнулась нам и пригласила попить парного молочка. Дело было днем, и вы знаете, не столько парное молоко запомнилось, сколько ослепительной красоты лицо, притом, что свет шел, откуда та изнутри. И я, пожалуй, даже не видел в миру, ну видел, конечно, светских красавиц на упомянутых вами глянцевых журналах. Но, там какая-то хищная, агрессивная красота. Пиранья очень красивая рыба, но обглодает до косточек. А тут, как некий тихий ангел. Притом, что обращение было не фамильярным, не грубым. Но, это трудно было передать впечатление. И даже в своих мемуарах, сейчас уж почти сто лет пишу мемуары. Я в главе монашества, каким я его себе представляю, упомянул именно об этой безвестной инокине, которая светлостью лица, какой-то гармонией своего сердца, улыбкой светившей изнутри может быть показала и рассказала мне об этом роде жизни гораздо больше чем, если бы я в ученых, запыленных фолиантах читал о самой идеологии, так сказать сущностном содержании этого церковного института.
Тутта Ларсен
- Ну, и все-таки уже завершая нашу беседу о браке и монашестве. Как человеку определиться в какую сторону ему двигаться. По каким признакам все-таки понять, готов он к служению, вот монашескому. Или все-таки оставаться в миру и нести крест брака.
А. Владимиров
- Несколько советов, мы живем в стране советов, а не баранов. Первое, не спешить, поспешишь, нагрешишь, людей насмешишь. Встань на пригорке как Илья Муромец, оглядись вокруг, испытывай самого себя. Второе, на каникулах летний или осенних, или Рождественских, почему бы не пожить недельку другую в той или иной обители, в Почаевской лавре, даст Бог воцарится мир на этой нашей многострадальной Малороссии. Псково-Печерский монастырь, где корова залепила хвостом нашему высокоинтеллекту
Тутта Ларсен
- Я, уверена, что наши слушатели тоже испытывают большое желание видеть вам и слышать не только в качестве может быть даже проповедника и собеседника, но и в качестве творческого человека, ведь вы не только филолог, не только священник, но и поэт. И Слава Богу есть такая возможность. Можно я расскажу нашим слушателям
А. Владимиров
- Так и быть дозволяю.
Тутта Ларсен
- 13 ноября в 17 часов в концертном зале Меридиан состоится выступление певицы Светланы Копыловой, в которой примет участие наш сегодняшний гость.
А. Владимиров
- С прозаическими небольшими рассказами.
Тутта Ларсен
- Да, что это будет, расскажите.
А. Владимиров
- Это будет вечер, посвященный Истории России и монархам, Николай Павлович I, Николай Александрович II, Александр III, Екатерина II, Перт I. Каждый из таких великих людей оставил по себе не только память. Но и какие-то эпизоды, какие-то штрихи биографии которые страшно интересны для современного слушателя, мы об этом можем еще судить и потому с каким вниманием мы смотрим какой галстук Владимир Владимирович Путин надел, как он накинул шаль на плечи миссис Китай, во время своего путешествия. Вот эти бытовые черточки очень симптоматичны. И я думаю, что соединение прозы и притчи, на которые очень Светлана Копылова охоча и горазда, будет весьма интересно. Только осталось еще раз сообщить дату и место проведения.
Тутта Ларсен
- Обязательно. Итак, 13 ноября, в 17 часов в концертном зале Меридиан. Совместный концерт, совместное выступление Светланы Копыловой и протоирея Артемия Владимирова.
А. Владимиров
- А, еще уж если позволено, 20 октября, у меня в Центральном доме литераторов будет встреча. Я буду представлять свою новую книгу, «Открытый Занавес, маленькие трагедии Пушкина, глазами священника». Это будет необычная встреча, сам жанр книги интересен, аутентичный текст, и размышление священника чуждые какого-то холодного, литературоведчес
Тутта Ларсен
- Спасибо большое, это был «Семейный час» на радио «Вера» всем, всего доброго.
А. Владимиров
- До свидания.
Послание к Евреям святого апостола Павла

«Апостол Павел». Рембрандт (1606–1669)
Евр., 316 зач., VII, 7-17.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Священное Писание — книга не простая. Однако это важная книга. И важна она не только для людей религиозных, но и для людей, которые желают знать истоки своей культуры. Ведь как ни крути, но Библия для европейской цивилизации — один из ключевых текстов, если не самый ключевой. Как же читать эту книгу? Предлагаю ответить на этот вопрос, поразмыслив над отрывком из 7-й главы послания апостола Павла к Евреям, который читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем его.
Глава 7.
7 Без всякого же прекословия меньший благословляется большим.
8 И здесь десятины берут человеки смертные, а там — имеющий о себе свидетельство, что он живет.
9 И, так сказать, сам Левий, принимающий десятины, в лице Авраама дал десятину:
10 ибо он был еще в чреслах отца, когда Мелхиседек встретил его.
11 Итак, если бы совершенство достигалось посредством левитского священства, ибо с ним сопряжен закон народа, то какая бы еще нужда была восставать иному священнику по чину Мелхиседека, а не по чину Аарона именоваться?
12 Потому что с переменою священства необходимо быть перемене и закона.
13 Ибо Тот, о Котором говорится сие, принадлежал к иному колену, из которого никто не приступал к жертвеннику.
14 Ибо известно, что Господь наш воссиял из колена Иудина, о котором Моисей ничего не сказал относительно священства.
15 И это еще яснее видно из того, что по подобию Мелхиседека восстает Священник иной,
16 Который таков не по закону заповеди плотской, но по силе жизни непрестающей.
17 Ибо засвидетельствовано: Ты священник вовек по чину Мелхиседека.
Для тех, кто не знаком со священной историей Ветхого Завета, только что прозвучавший отрывок выглядит весьма сложным для понимания. Чего стоят одни имена. Левий, Авраам, Мелхиседек, Моисей и Аарон. Кто все эти люди? Но не только это. Большое количество ссылок на ритуальные и гражданские законы древности. Какие-то обряды жертвоприношений, какие-то десятины, какие-то уставы о принадлежности колену. Как разобраться в этих тонкостях? А может и не стоит разбираться и пытаться понять то, что отчаянно сопротивляется пониманию? Зачем вообще современному христианину истории про древних евреев с их обычаями?
Корни Нового Завета уходят в Ветхий. Уже там Бог заключил со своим народом союз. Уже там появились первые пророки. Уже там были написаны первые священные книги. А потому с самого начала христиане рассматривали Ветхозаветные Писания не как чужеродные, иудейские рассказы. Но как свои собственные священные книги. В них содержится пролог к истории христианской Церкви. И для того, чтобы во всей смысловой полноте понимать повествование о жизни Иисуса Христа и Его учеников, необходимо иметь представление о более ранних событиях. Произошедшее с израильским народом до прихода в мир Спасителя — это фундамент истории спасения.
Многие скажут, Ветхий Завет — сложная книга. Много раз пытался начать читать, открывал, но после первого же перечисления имён откладывал в сторону. Местами непонятно, местами путанно. Сложно собрать разрозненные пазлы в единую картинку. Действительно, есть такая проблема. А потому рекомендуется первые разы читать Ветхий Завет в переложении. Начать можно с самых азов, с детской Библии. В ней в доступной форме излагается фабула ветхозаветных событий. То есть в хронологическом порядке пересказываются самые важные эпизоды священной истории. После того, как общая схема будет ясна, можно взять книгу, которая называется Священная библейская история Ветхого Завета. Это такое же фабульное переложение древних событий, но рассчитанное уже не на детей, а на взрослых. Именно по таким пособиям начинают учить Священное Писание студенты семинарий. Здесь помимо повествования делаются важные комментарии и пояснения. Они помогают увидеть библейские события на фоне событий всемирной истории. Лишь после этого чтения можно приступать к русскому переводу Ветхого Завета. Такая последовательность значительно облегчИт его понимание.
Чтение Священного Писания — задача на всю жизнь. И торопиться здесь не стоит. Поэтому начинать можно с самого малого и двигаться постепенно. Постараемся каждый день читать священный текст и, самое главное, — понуждать себя применять его заповеди к своей жизни. И в своё время за наше усердие Господь даст нам понимание. Разрозненный пазл из имён и событий сложится в цельную картину, и Писание откроет нам свои тайны.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Святитель Иоанн Златоуст о покаянии». Священник Анатолий Главацкий

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» ведущая Кира Лаврентьева вместе со священником Анатолием Главацким читали и обсуждали фрагменты, посвященные покаянию, из книги святителя Иоанна Златоуста «Беседы о покаянии».
«Ты грешник? Не отчаивайся, но приди, принеси покаяние. Ты согрешил? Скажи Богу: „я согрешил“. Какой тут труд? Какое обременение? Какая скорбь? Какая тягость — сказать слово: „я согрешил“? Если сам ты не назовешь себя грешником, то разве не будешь обвинен дьяволом? Предупреди же и лиши его этой чести; а его честь состоит в том, чтобы обвинять. Почему же не предупреждаешь его, и не исповедуешь греха, и не изглаждаешь преступления, когда знаешь, что есть против тебя такой обвинитель, который не может умолчать? Ты согрешил? Приди в церковь, скажи Богу: я согрешил. Ничего другого я от тебя не требую, кроме одного этого. Божественное Писание говорит: „Глаголи ты беззакония твоя прежде, да оправдишися“ (Ис.43:26): скажи грех, чтобы разрешить грех. Для этого не нужны ни труд, ни многословие, ни денежная издержка, ни что другое подобное: произнеси слово, откройся в грехе и скажи: „я согрешил“»
С этой цитаты святителя Иоанна Златоуста началось обсуждение. Разговор шел о том, что такое истинное покаяние, как оно помогает в борьбе с грехами и в исправлении жизни.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
Псалом 135. Богослужебные чтения

Конечно, вам знакомо прилагательное «елейный» — которым мы, как правило, называем что-то приторное, избыточно-нарочитое, неискреннее. 135-й псалом царя Давида, который сегодня читается в храмах за богослужением, называется — и вы удивитесь! — «полиелейным» — но к «слащавости» он не имеет никакого отношения! Давайте послушаем!
Псалом 135.
[Аллилуия.]
1 Славьте Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его.
2 Славьте Бога богов, ибо вовек милость Его.
3 Славьте Господа господствующих, ибо вовек милость Его;
4 Того, Который один творит чудеса великие, ибо вовек милость Его;
5 Который сотворил небеса премудро, ибо вовек милость Его;
6 утвердил землю на водах, ибо вовек милость Его;
7 сотворил светила великие, ибо вовек милость Его;
8 солнце — для управления днём, ибо вовек милость Его;
9 луну и звёзды — для управления ночью, ибо вовек милость Его;
10 поразил Египет в первенцах его, ибо вовек милость Его;
11 и вывел Израиля из среды его, ибо вовек милость Его;
12 рукою крепкою и мышцею простёртою, ибо вовек милость Его;
13 разделил Чермное море, ибо вовек милость Его;
14 и провёл Израиля посреди его, ибо вовек милость Его;
15 и низверг фараона и войско его в море Чермное, ибо вовек милость Его;
16 провёл народ Свой чрез пустыню, ибо вовек милость Его;
17 поразил царей великих, ибо вовек милость Его;
18 и убил царей сильных, ибо вовек милость Его;
19 Сигона, царя Аморрейского, ибо вовек милость Его;
20 и Ога, царя Васанского, ибо вовек милость Его;
21 и отдал землю их в наследие, ибо вовек милость Его;
22 в наследие Израилю, рабу Своему, ибо вовек милость Его;
23 вспомнил нас в унижении нашем, ибо вовек милость Его;
24 и избавил нас от врагов наших, ибо вовек милость Его;
25 даёт пищу всякой плоти, ибо вовек милость Его.
26 Славьте Бога небес, ибо вовек милость Его.
Почему же прозвучавший сейчас псалом — «полиелейный»? Дело в том, что на древнегреческом «ἔλεος» — «милость» — созвучна другому слову — «ἔλαιον» — «оливковое масло». В античности оливковое масло — не только важнейший продукт питания, но и основа для целебных мазей, защита от обжигающего солнца, вещество для светильников, средство очищения и многое другое. Неудивительно, что «елей» стал символом — и прежде всего — милости Бога по отношению ко всему творению, и в особенности — к человеку. Поэтому «полиелейный» — буквально — «многомилостивый», но отнюдь не «сверхподобострастный», как мог бы подумать наш современник.
По своей форме 135-й псалом представляет собой краткое утверждение — и после него фразу, которая повторяется снова и снова: «Яко в век милость Его» — то есть «ибо во веки милость Бога». В ветхозаветной богослужебной традиции — которую продолжила христианская традиция — псалмы пелись, и этот псалом — отличный пример «антифонного» пения, то есть такого пения, когда два хора, расположившись напротив друг друга, как бы находились в постоянном диалоге друг с другом. Один хор поёт: «Исповедайтесь Богу богов!» И тут же другой хор отвечает: «Яко в век милость Его!» Такая перекличка хоров создаёт не только внутреннюю динамику и ритм гимна, прославляющего Творца, но и с разных сторон раскрывает действие Бога по отношению к человеку, снова и снова возвращает к смысловой сердцевине: Бог — благ, добр, и это — непреложно!..
Автор псалма проводит нас через очень важные идеи: о единстве и верховной власти Бога над всеми духовными существами, о том, что вся Вселенная — Его творение, что Он никуда не «испарился» после сотворения мира, а постоянно заботится о нём, о том непосредственном участии, которое Бог явил в непростой судьбе еврейского народа во времена египетского плена и бегства от фараона, о том, что в итоге Бог даровал Своему народу замечательные земли для жизни — в награду за верность Ему.
Во всём тексте 135-го псалма рефреном повторяется утверждение, что Божия милость не имеет границ и времён. И если своей верой мы можем принять как неоспоримую истину то, что Бог — благ, не отчуждён от человека, тем более не «враг» ему — то какой бы ни была разной, странной, противоречивой бегущая перед взором кинолента нашей жизни — мы точно знаем: там, за ней, за этим мельтешением — от самого начала и до конца — один и Тот же Добрый Бог, и милость Его — беспредельна!..