
Рождество Христово — особенный праздник, о чудесах, которые случаются в это волшебное время, снято много фильмов. И даже если за окном совсем не зимняя погода, рождественское кино всегда остаётся актуальным. Ведь оно создаёт праздничное настроение и дарит веру в чудо. Рождество — это удивительная пора, даже для тех, кто твёрдо уверен, что у них всё уже есть для полного счастья. Один из таких «счастливчиков» — главный герой кинокартины «Семьянин» режиссёра Бретта Рэтнера. Его зовут Джек Кэмбэл, он молод, успешен во всём, что касается финансовой составляющей и абсолютно одинок. 13 лет назад Джек бросил свою невесту Кейт и умчался в другой город строить карьеру. Но спустя много лет Кейт неожиданно снова появляется в его жизни.
На дворе канун Рождества, вокруг главного героя радостная суета его подчинённых, все спешат поскорее закончить работу и поехать к родным. Один Джек никуда не торопится, ведь дома его никто не ждёт. Никакие обстоятельства, казалось бы, не могут нарушить привычный ритм его жизни. Разве что внезапная встреча... с рождественским ангелом, представшим перед Джеком в образе темнокожего парня! Это необычное знакомство кардинально меняет существование главного героя. Джек Кэмбэл получает удивительную возможность пожить другой жизнью, в которой нет успешной карьеры и атрибутов роскоши, но зато есть крепкая и любящая семья. Встреча происходит в магазине, где темнокожий парень конфликтует с продавцом, а потом угрожает окружающим пистолетом. Джек успокаивает его, и они вместе выходят на улицу. Здесь главный герой пытается наставить хулигана на правильный путь. Примечательно, что во время беседы мужчин камера продолжительное время фокусируется на силуэте креста, образованного из света от окон многоэтажки, тем самым будто обращая внимание зрителя на важность момента:
— Минуточку, минуточку, ты, кажется, собрался спасать мою душу? Вот это да! Этот парень решил, что меня надо спасать!
— Знаешь, ну каждый в чём-то нуждается...
— Да? В чём нуждаешься ты, Джек?
— Я?
— Сам же сказал — «каждый в чём-то нуждается».
— У меня есть всё, что мне надо.
— Видно здорово быть тобой!
— Я не сказал, что это обходится без тяжёлой работы, честной работы и определённой выдержки...
— Мне это начинает нравиться, Джек, только помни, ты сам всё накликал, Джек, сам на себя накликал! Весёлого тебе Рождества!
Во время разговора с Джеком рождественский ангел понимает, что его собеседник одержим своей карьерой и финансовым благосостоянием. Ангел решает показать Джеку Кэмбэлу другой мир, где нет того, что миллионер считает главным в своей жизни. Зато есть кое-что другое. Сразу после беседы рождественский ангел пропадает, а Джек, озадаченный необычной встречей, возвращается в свою холостяцкую квартиру и в одиночестве засыпает. Внезапно новый день встречает главного героя объятьями жены и детскими весёлыми криками.
Сюжет фильма «Семьянин» настолько насыщен событиями, что боишься отвлечься даже на секунду. Кинокартина наполнена добрым, семейным юмором, интересными, а порой и мудрыми диалогами. Примечательно и то, что жизнь новоявленной семьи Джека максимально приближена к реальности. Здесь зритель не увидит идеальный порядок в доме, всегда послушных детей или супружеских отношений без споров и бытовых проблем. Наоборот, режиссёр старается показать зрителю, что без испытаний и взаимной жертвенности невозможно построить крепкую семьи. К этому выводу в конце фильма приходит и Джек, он на собственном примере убеждается, что трудности, сомнения в правильности выбранных решений — постоянный спутник семейной жизни, но если в доме царит любовь и доверие, любую проблему можно решить:
— Иногда я думаю, что бы у меня была за жизнь, если бы я не вышла за тебя замуж.
— Иии?
— И тут я понимаю, что этим вычёркиваю единственное, в чём я уверена — ты и дети.
— Это хорошо...
— Да. А в чём уверен ты?
— Я уверен, что в данный момент хотел бы быть не где-нибудь, а здесь, с тобой.
Именно в тот момент, когда Джек становится уверен в своих чувствах, он вновь встречает рождественского ангела. Главный герой смело заявляет ему, что в этом мире у него жена, дети и назад он не собирается. И всё же сердцем Джек понимает, что его время здесь истекло, необходимые выводы уже сделаны. Пора возвращаться и менять свой реальный мир, пока не стало слишком поздно.
Я не буду рассказывать о финале киноленты «Семьянин», мне хочется, чтобы это стало для вас сюрпризом. Можно сказать только одно — Джек сделает правильный выбор!
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рембранд. «Апостол Павел в темнице». 1629
Рим., 93 зач., VI, 18-23.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Раб Божий — это выражение, которое нередко звучит в религиозном контексте. У некоторых даже церковных людей оно вызывает непонимание и отторжение. Что подразумевает Священное Писание, когда использует его? Тот отрывок из 6-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который звучит сегодня в православных храмах, призывает нас поразмышлять над этим вопросом.
Глава 6.
18 Освободившись же от греха, вы стали рабами праведности.
19 Говорю по рассуждению человеческому, ради немощи плоти вашей. Как предавали вы члены ваши в рабы нечистоте и беззаконию на дела беззаконные, так ныне представьте члены ваши в рабы праведности на дела святые.
20 Ибо, когда вы были рабами греха, тогда были свободны от праведности.
21 Какой же плод вы имели тогда? Такие дела, каких ныне сами стыдитесь, потому что конец их — смерть.
22 Но ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец — жизнь вечная.
23 Ибо возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем.
Во времена апостола Павла рабство было нормой социальной жизни. В отличие от слуги, который был наёмным работником, получал деньги за свой труд, а также имел личное время и пространство, раб был просто вещью. Конечно, хозяева были разные. Кто-то в силу своей человечности видел в рабе человека. Бывали случаи, когда невольники даже становились членами семьи. Однако общее настроение было таково, что раб считался ничем не лучше и не хуже сторожевого пса, рабочей лошадки или повозки. А потому он не принадлежал себе ни одной минуты в течение суток. Он не имел никакого личного пространства. По сути, он был безволен.
Вот почему Павел использует образ раба. Он хочет донести до слушателей простую мысль. Та свобода, которой кичились многие знатные римляне, — это просто иллюзия. Возможность беспрепятственно перемещаться в пространстве и быть способным платить по счетам, это ещё не означает быть по-настоящему свободным. Ведь всякий из них мог быть порабощён идеями, эмоциями, людьми, вещами, состояниями, веществами. И мы знаем, что Рим времён Павла погряз в разврате. Зависимости независимых граждан приобретали форму одержимости. Люди совершенно теряли возможность выбирать. Именно одержимости диктовали им, что делать, что думать и что чувствовать. Конечный результат такого образа жизни всегда один — это смерть. И начинается она задолго до того, как тело предадут земле. Ощущение уныния, тоски и безысходности и есть плод рабства страстям. Это явный признак, что в какой-то сфере мы порабощены грехом.
Что же можно противопоставить этому тотальному рабству дьяволу? Лишь всецелое служение Богу. И для апостола Павла — это тоже в каком-то смысле рабство. Рабство потому, что Дух Святой начинает владеть человеком безраздельно. Как и у раба, у человека не остаётся ничего своего. Ничего скрытого и секретного. Дух проникает во все самые потаённые уголки его сердца и ума. Он освещает самые тёмные подвалы его души. Преображает всякое его чувство. Он использует человека по Своему Божественному усмотрению. Человек становится исполнителем Его воли, проводником Его силы. Замечательный образ в этом смысле Иоанн Креститель, предтеча Иисуса Христа. Писание называет его «глас вопиющего в пустыне». Вся его жизнь была подчинена служению Творцу. Словно от него остался лишь один голос, который возвещал людям волю Божию. Поэтому и на иконах он изображается как ангел Господень.
А если я не хочу быть рабом ни Богу, ни дьяволу? Если я хочу, чтобы меня оставили в покое и дали жить своей жизнью? Можете попробовать. Но Священное Писание настаивает на том, что сердце человека подобно сосуду. Оно не может быть пустым. Если ёмкость не наполнена жидкостью, она наполнена воздухом. Если мы не наполнены Богом, в нас постепенно заползает то, что противится Творцу. Оно заползает хитро. Под видом наших собственных желаний. И нам лишь кажется, что мы служим только самому себе и нам никто не хозяин. Но в итоге всегда оказывается, что мы работали греху. И отмотать назад возможности уже нет.
А потому чем быстрее мы примем сознательное решение всего себя посвятить поиску и исполнению воли Творца, чем усерднее мы будем исполнять Евангелие и служить ради Христа окружающим людям, тем раньше к нам придёт Дух Божий. И ровно в той степени, в какой Он будет владеть нами, исполнятся истинные желания нашего сердца. Мы отчётливо увидим своё подлинное призвание, то, зачем мы появились на этот свет. Мы войдём в полноту жизни и получим долгожданные удовлетворение и покой.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поможем отремонтировать Ильинскую церковь (Рождества Христова) на костромской земле

В городе Костроме, на живописном берегу реки Волги возвышается белоснежный храм с зелёными куполами — в честь Рождества Христова. Один из его пределов освящён во имя святого пророка Илии. Поэтому храм в народе называют Ильинским. Это уникальный памятник костромского зодчества, возведённый 4 столетия назад и устоявший до наших дней. В 1941 году власти собирались его взорвать... Но чудесным образом этого не случилось, однако храм простоял закрытым несколько десятилетий, постепенно теряя былое великолепие.
Сегодня святыня находится под опекой священника Виталия Шастина и понемногу возрождается. Помимо Ильинского храма батюшка — настоятель ещё четырёх в разных сёлах Костромской области. Все они нуждаются в особой заботе и ремонте. Отцу Виталию 68 лет, и тем не менее он многое делает сам: красит, чинит и строит. При этом обычно обходится тем, что есть под рукой: кто краску ему принесёт, кто доски или чего-нибудь ещё. Батюшке часто приходят на подмогу добрые люди. Но бывают ситуации, когда только своими умениями и подручными средствами не обойтись. Необходима профессиональная помощь и качественные стройматериалы. Как в случае с Ильинским храмом. Он нуждается в ремонте кирпичной кладки и кровли, замене окон и внутреннем благоустройстве. И на это нужны немалые средства.
Понимая, что в данном случае без посторонней помощи никак не обострись, настоятель, отец Виталий, совместно с приходом обратился за поддержкой в благотворительный фонд «Мои друзья», где открыли сбор.
Если вы хотите присоединиться к помощи Ильинскому храму, что находится в городе Костроме, на улице Дачной, переходите на сайт фонда: Мои друзья.орг. Ваш вклад станет кирпичиком в стенах возрождающейся святыни!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«4-е воскресенье по Пятидесятнице». Священник Стахий Колотвин

о. Стахий Колотвин
В нашей студии был клирик храма Ризоположения в Леонове священник Стахий Колотвин.
Разговор шел о смыслах и особенностях богослужения и Апостольского (Рим.6:18-23) и Евангельского (Мф.8:5-13) чтений в четвертое воскресенье по Пятидесятнице, о днях памяти рождества Иоанна Предтечи, святых благоверных князя Петра и княгини Февронии, святых первоверховных апостолов Петра и Павла.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Седмица