Василий Суриков и Елизавета Шаре прожили вместе всего 10 лет. За этот недолгий срок художник успел создать необыкновенные женские образы. Среди них, конечно, была она – Лиля - добрый гений суриковского дома.
В 20 лет Василий приехал из Красноярска в Петербург покорять Академию художеств. Провал на экзаменах был оглушительный. Преподаватель, увидев работы Сурикова, сказал: «Да вам за такие рисунки даже ходить мимо Академии запретить надо!». «Мимо Академии» Суриков ходил всего один год, а потом сдал экзамены и стал одним из самых перспективных студентов.
Свою единственную в жизни любовь Василий встретил в католической церкви, куда ходил слушать органную музыку. Лиля Шаре была из старинного французского рода. Её отец влюбился в русскую барышню, переехал из Парижа в Петербург и, приняв православие, женился. Лиля воспитывалась на французский лад, по-русски она говорила с акцентом. Когда они познакомились, ей было девятнадцать лет, Сурикову - двадцать девять. Но на свиданиях он краснел и смущался, как гимназист. И даже не ругал себя за это. Ведь всё было хорошо, когда Лиля шла рядом. Однако влюблённым пришлось расстаться. Василий уехал в Москву расписывать Храм Христа Спасителя. Разлука была мучительной. Суриков приезжал в Петербург по воскресеньям, час-другой бродил с Лилей по Летнему саду, а потом возвращался в Москву, которая без любимой казалась ему пустыней. И Василий решил жениться. Закончив работу в храме, Суриков обвенчался с Лилей. На подготовку к свадьбе ушёл всего месяц. Мать Василия ничего не знала о женитьбе сына, он её скрыл, понимая, что утончённая невестка-француженка не придётся по нраву суровой сибирской казачке.
После свадьбы молодые переехали в Москву. Лиля жила интересами мужа, не обижаясь на то, что работе он уделял гораздо больше времени, чем ей - молодой жене, а потом и маме двух дочерей. Большого достатка в доме не было, но Лиля из ничего создавала уют. У Василия кружилась голова от радости за жену, которая из избалованной барышни превращалась в настоящую хозяйку дома. Лиля освободила мужа от всех бытовых хлопот и научилась экономить деньги. Сама шила дочкам платья, сама готовила.
Суриковы были счастливы. Жизнь омрачало только слабое здоровье Лили. О том, что у неё врождённый порок сердца Василий узнал уже после свадьбы. Впрочем, и сам художник могучим организмом похвалиться не мог. В первый же год семейной жизни, он подхватил такое воспаление лёгких, что врачи опустили руки. «Добрый гений» Лиля выхаживала мужа круглыми сутками. Суриков знал, что с постели он встал только благодаря заботам жены. Едва оправившись, он взялся за работу. Конечно, Лиля позировала Василию. Он с удовольствием рисовал её, называя идеальной моделью. И главной своей работой считал картину «Меньшиков в Берёзове». Образ Марии – умирающей дочери Меньшикова Суриков писал с Лили. В один из сеансов у неё случился сердечный приступ, и Василия вдруг обожгло предчувствие: жена обречена. Но эта мысль была такой страшной, что Суриков отогнал её от себя. А на полученные за картину деньги вместе с женой и дочками уехал в Европу. Он не хотел расставаться с семьёй даже на один день и, шутя, говорил, что «всё мое всегда со мной».
После европейского путешествия Суриковы поехали в Красноярск. Василий соскучился по Сибири, да и его матери пора было познакомиться с невесткой и внучками. Здесь случилось то, чего так боялся художник. Прасковья Фёдоровна невзлюбила невестку. А Лиля, боясь огорчить мужа, не жаловалась ему на нападки свекрови. Эта поездка окончательно подорвала здоровье Лили. По возвращении домой она слегла. Теперь уже Василий не отходил от постели жены. Лилю лечили лучшие медики, но ей становилось всё хуже. Смерть жены стала для Сурикова страшным ударом. Друзья опасались за его рассудок. Особенно после того, как художник переломал в доме всю мебель и сжёг свои рисунки. Он мучился тем, что не сумел остановить болезнь Лили. Не услышал «звонка», который прозвенел, когда жена позировала для картины «Меньшикова в Берёзове». Два года Суриков не мог работать. Дни проводил в церкви, а вечерами читал Библию. Первой картиной, которую он написал после смерти жены было полотно «Исцеление слепорождённого Иисусом Христом». В образе слепого Суриков изобразил себя.
Он овдовел в сорок лет и больше никогда не женился. Всю свою нерастраченную любовь отдал дочерям. Душевная боль постепенно утихала, но осталась тихая печаль. С ней Суриков прожил 28 лет. Много работал, написал немало женских портретов. И в каждом из них кисть художника неуловимо выводила незабываемые черты любимой Лили.
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец»
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец» своим названием обязана святителю Димитрию Ростовскому. В 1687 году он стал свидетелем явления образа Богородицы в поселке Рудня, сейчас это город в Смоленской области. Реликвию нашли местные жители на болоте, где добывали железную руду. Икона была написана в древней традиции Одигитрия, что в переводе с греческого означает Путеводительница. Неизвестный иконописец изобразил Богородицу и Младенца Христа в царских коронах. Дева Мария держит Сына левой рукой, а правой указывает на Него, как на истинный Путь спасения.
Святитель Димитрий посвятил явленной в Рудне святыне такие поэтические строки: «Идеже творяшеся железо от блата, /Тамо Дева вселися, дражайшая злата, /Да людем жестокие нравы умягчает /И железные к Богу сердца обращает». В переводе это звучит так: «Там, где из болота добывают железо, поселилась Дева, которая дороже золота. Она умягчает жестокие нравы людей и обращает железные сердца к Богу».
Рудненская икона вскоре прославилась чудотворениями, и её перенесли в Киево-Печерскую лавру. Почитание реликвии широко распространилось, с неё сделали множество списков. На некоторых из них иконописцы помещали стихотворение Димитрия Ростовского. А затем главная мысль этого произведения стала надписанием на иконе: «Умягчение злых сердец». Список с таким названием вошёл в церковный календарь отдельно от Рудненского образа.
Икона из Рудни, вдохновившая святителя Димитрия, пребывала в Киево-Печерской лавре до 1920 года. Во время революционной смуты она бесследно исчезла. Но сохранилось множество её копий, в том числе и с надписанием «Умягчение злых сердец». Сегодня их можно увидеть во многих храмах России. Один из почитаемых списков хранится в Казанском храме города Рудня, где, по слову святого, в семнадцатом веке явилась Дева, обращающая ожесточённые сердца к Богу.
Стоит заметить, что в девятнадцатом столетии получил распространение ещё один вариант иконографии Божией Матери с названием «Умягчение злых сердец». Образы, ему соответствующие, представляют Царицу Небесную без Младенца, пронзённую семью мечами. Такие иконы именуют также Семистрельными. Мы обязательно расскажем вам о них, но уже в другой передаче.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Преобразования в современной системе образования». Максим Костенко
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», который объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях был руководитель института стратегии развития образования Максим Костенко.
Разговор шел о том как можно сделать современную систему образования в нашей стране лучше.
«Донорство крови и костного мозга». Алена Фирсова, Наталья Быстрова, священник Дмитрий Гуров
У нас в гостях были ведущий специалист Национального медицинского исследовательского центра гематологии Алена Фирсова, звонарь московского храма Спаса Нерукотворного на Сетуни Наталья Быстрова и руководитель информационного отдела Тульской духовной семинарии священник Дмитрий Гуров.
Наши гости рассказали, какие виды донорства бывают, как можно стать донором, а также какие опасения и вопросы могут возникать у желающих сдать кровь — и как на них можно ответить.