В последние годы всё чаще можно услышать от молодых пар, что они хотят «повременить» со свадьбой. «Поживём несколько лет, приглядимся друг к другу», - уклончиво говорят в таких случаях, объясняя долгое ожидание предусмотрительностью – а вдруг они ошиблись в своих чувствах или возлюбленный подведёт? Известному русскому писателю XX века Виктору Астафьеву хватило семи свиданий с Марией Корякиной, чтобы понять – с этим человеком он готов прожить всю жизнь. На восьмое свидание они отправились в загс. И после этого прожили 56 лет в счастливом браке.
Виктор и Мария встретились на фронте, в 1945 году. В городе Станиславчике, где они базировались, уже давно не шли бои, и Мария с подругой во время прогулки обсуждали мирную тему – как им в часть пришла посылка с книгами. Разговор случайно подслушал проходивший мимо солдат. Это и был Виктор. Он любил читать, а на войне литературу достать было очень трудно, и хорошие книги становились его единственной отрадой. Поэтому, узнав, что у кого-то можно взять на пару вечеров интересный роман, Виктор сразу попросился к девушкам в гости.
Мария с радостью стала снабжать солдата книгами. Астафьев тогда ещё не совсем оправился после ранения, был худой, с одним незрячим глазом, но почему-то ей приглянулся. Девушка Виктору тоже понравилась: невысокая, красивая, а главное – терпеливая, недаром ведь служила медсестрой. Однако о любви он заговаривать боялся – везти жену ему было некуда, половину детства Виктор провёл в детдоме. Из родственников остался только отец, но где он, никто не знал. Поэтому Астафьев молчал, считая, что наверняка будет отвергнут.
Скоро ему сообщили, что со дня на день его демобилизуют и нужно будет спешно покинуть Станиславчик. Мария как раз собиралась надолго уехать в Ленинград, и они могли никогда больше не увидеться. Виктор шёл провожать её с тяжёлым сердцем: сказать об увольнении из армии или нет? Всё-таки не выдержал – сказал: «Мань, меня завтра демобилизуют». Он даже не закончил говорить, а она уже всё поняла. И выскочила из вагона поезда. «Я бросить тебя не могу…»
На следующий день они зарегистрировали брак, а ещё через несколько дней их обоих отпустили домой. Виктор поехал вместе с Марией к её родителям, в город Чусовой недалеко от Перми.
Привыкали они друг к другу долго. Характер у Астафьева был тяжёлый, неуживчивый, но брак не распался, выдержал, во многом благодаря ангельскому терпению Марии, за которое Виктор уважал её и любил всю жизнь. Несколько раз за время их супружества неусидчивый Астафьев вдруг срывался с места и куда-нибудь уезжал – то в Вологду, то в Красноярск, то ещё куда-нибудь, и не на маленький срок, а на полгода или дольше. Но возвращался он всегда, и Мария молча, без слова упрёка принимала его обратно. Понимала, что он не со зла, не к другой женщине уходит, а потому что душа требует странствий, новых впечатлений. Да и ведь свой, любимый, как же без него?
А Виктор знал, что лучше женщины, чем Мария, ему нигде и никогда не найти. Ещё в тот момент, когда она в Станиславчике спрыгнула к нему с поезда, почувствовал, что их судьбы теперь переплетены навсегда.
Всю жизнь Виктор и Мария вместе переживали горести и радости. Для них стала ударом потеря первой дочери, скончавшейся в грудном возрасте. Поэтому они вдвойне переживали за других двоих детей, которые нередко болели и требовали особого родительского внимания, и вдвойне радовались их успехам.
Отрадой для Виктора и Марии была и писательская деятельность, талант к которой неожиданно открылся у обоих супругов. Мария стала литературным секретарём мужа – приводила в порядок и перепечатывала его рукописи, давала советы, касавшиеся художественной стороны произведений. А Виктор уговорил жену не стесняться её собственных рассказов и посылать их в газеты.
Однако в 90-е годы, после распада Советского Союза, деревенские и военные темы, которые чаще всего затрагивали в произведениях Виктор и Мария, стали читателям не слишком интересны. Супруги не расстраивались – каждый, кто хочет, найдёт в их прозе то доброе, чистое, вечное, что они пытались передать другим поколениям. По вечерам Виктор и Мария часто с улыбкой наблюдали за маленькими внуками, играющими в комнате, и молились, чтобы в их жизни не было войн и мировых потрясений. «Осталось у Бога просить, чтобы повезло больше нашим детям и внукам, чтобы счастливы и спокойны они были», - говорила Мария, и муж с ней соглашался.
Супруги никогда не жалели о своей «поспешной» свадьбе. Им удалось всего за несколько встреч по-настоящему узнать и полюбить друг друга, а потом в течение всей жизни хранить верность и родство душ.
Брянск. Преподобный Поликарп Брянский

Фото: Mariana Mishina / Unsplash
Преподобный Поликарп вошёл в историю Русской церкви как основатель Брянского Спасо-Преображенского монастыря. Большинство исторических документов, свидетельствующих о святом, были утрачены в Смутное время. А в конце девятнадцатого века брянский краевед Павел Тиханов сопоставил немногие известные о подвижнике факты. И с уверенностью предположил, что преподобный Поликарп — не кто иной, как князь Пётр Иванович Барятинский. Князь жил в шестнадцатом веке, участвовал в Ливонской войне. Попал в плен, а по возвращении на родину принял постриг с именем Поликарп. На свои средства построил Спасо-Преображенскую обитель, вёл там строгую жизнь, был похоронен в монастырском соборе. В 1897 году Церковь прославила преподобного Поликарпа в лике святых. Мощи праведника почивали под спудом в храме Преображения Господня. В 1968 году эту церковь взорвали безбожники, место захоронения преподобного затерялось. Но память о нём православные бережно хранят. Преподобному Поликарпу посвящён один из приделов Брянского собора Покрова Пресвятой Богородицы.
Радио ВЕРА в Брянске можно слушать на частоте 98,2 FM
Псалом 82. Богослужебные чтения

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Молитвы, как известно бывают очень разными не только по форме, но и по содержанию. Просительные, хвалебные, славословные... и конечно те, в которых человек жалуется. Причём не только на неудачи или проблемы в широком смысле, но и на конкретных людей. Кому-нибудь подобное может показаться чем-то примитивным, хотя всё же ситуации бывают очень сложными, так что порой беспристрастным действительно остаться невозможно. Но если уж человек сетует, как он должен делать это с точки зрения Писания? Ответ на этот вопрос звучит в 82-м псалме, который согласно уставу, может читаться сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Псалом 82.
1 Песнь. Псалом Асафа.
2 Боже! Не премолчи, не безмолвствуй и не оставайся в покое, Боже,
3 ибо вот, враги Твои шумят, и ненавидящие Тебя подняли голову;
4 против народа Твоего составили коварный умысел и совещаются против хранимых Тобою;
5 сказали: «пойдём и истребим их из народов, чтобы не вспоминалось более имя Израиля».
6 Сговорились единодушно, заключили против Тебя союз:
7 селения Едомовы и Измаильтяне, Моав и Агаряне,
8 Гевал и Аммон и Амалик, Филистимляне с жителями Тира.
9 И Ассур пристал к ним: они стали мышцею для сынов Лотовых.
10 Сделай им то же, что Мадиаму, что Сисаре, что Иавину у потока Киссона,
11 которые истреблены в Аендоре, сделались навозом для земли.
12 Поступи с ними, с князьями их, как с Оривом и Зивом и со всеми вождями их, как с Зевеем и Салманом,
13 которые говорили: «возьмём себе во владение селения Божии».
14 Боже мой! Да будут они, как пыль в вихре, как солома перед ветром.
15 Как огонь сжигает лес, и как пламя опаляет горы,
16 так погони их бурею Твоею и вихрем Твоим приведи их в смятение;
17 исполни лица их бесчестием, чтобы они взыскали имя Твоё, Господи!
18 Да постыдятся и смятутся на веки, да посрамятся и погибнут,
19 и да познают, что Ты, Которого одного имя Господь, Всевышний над всею землёю.
Человек, который читает Священное Писание, уже будучи христианином, нередко останавливается в недоумении перед жестокостями, которые видит в некоторых книгах Ветхого Завета. Помню, как один мой знакомый в какой-то момент сказал, что просто не может больше читать некоторые отрывки, не может петь часть псалмов, которые оказываются несовместимыми с его новозаветным настроем, более мирным и человеколюбвивым. И хотя такое внутреннее смущение может посетить любого человека, важно помнить, что человечество прошло путь от невероятной озлобленности и развращённости, предшествовавшей Всемирному потопу, до новозаветной жертвенной любви, которую мы призваны обращать ко всем. Этот путь был трудным, со своими прозрениями и падениями, и, конечно, требовать от людей древности, чтобы они соответствовали новозаветным представлениям, странно. Особенно, учитывая, что мы сами нередко им не соответствуем.
И всё же ветхозаветные люди не так просты и уж тем более не так суровы и жестоки, как кажутся. Например, 82-й псалом, который мы сейчас услышали, представляется довольно простым в плане содержания. Древний певец Асаф взывает к Богу и просит о мщении врагам. Конечно, довольно примечательно, что он просит Бога не оставаться в покое, включиться в историю, потому что враги народа Асафа — это враги Самого Бога. Почему же такое совмещение кажется псалмопевцу допустимым? Думаю, потому что враждебные по отношению к иудеям страны не просто выясняют отношения, спорят о каких-то отдельных землях, но потому что они составили коварный замысел истребить народ, сама цель существования которого исполнять волю Божию. И исполнить не только для себя, но и для остальных народов. Ненависть к иудеям в духовном плане равносильна ненависти к делу Божьему на земле. Однако самое интересное в другом: отвечая на эту ненависть и умоляя Бога о вмешательстве Асаф говорит: «исполни лица их бесчестием, чтобы они взыскали имя Твоё, Господи»! Получается, что даже призывая на них смятение и гибель, псалмопевец в итоге желает им познать имя Господне.
В этом псалме, как солнце в малой капле воды, отражается специфическая праведность Ветхого Завета, люди которого, даже не будучи просвещены светом Евангелия, сталкиваясь с врагами и борясь против них, находили в себе силы не только злиться и ненавидеть, но желать им исправления и познания Бога.
Псалом 82. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 82. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 82. На струнах Псалтири
1 Песнь. Псалом Асафа.
2 Боже! Не премолчи, не безмолвствуй и не оставайся в покое, Боже,
3 ибо вот, враги Твои шумят, и ненавидящие Тебя подняли голову;
4 против народа Твоего составили коварный умысел и совещаются против хранимых Тобою;
5 сказали: "пойдем и истребим их из народов, чтобы не вспоминалось более имя Израиля".
6 Сговорились единодушно, заключили против Тебя союз:
7 селения Едомовы и Измаильтяне, Моав и Агаряне,
8 Гевал и Аммон и Амалик, Филистимляне с жителями Тира.
9 И Ассур пристал к ним: они стали мышцею для сынов Лотовых.
10 Сделай им то же, что Мадиаму, что Сисаре, что Иавину у потока Киссона,
11 которые истреблены в Аендоре, сделались навозом для земли.
12 Поступи с ними, с князьями их, как с Оривом и Зивом и со всеми вождями их, как с Зевеем и Салманом,
13 которые говорили: "возьмем себе во владение селения Божии".
14 Боже мой! Да будут они, как пыль в вихре, как солома перед ветром.
15 Как огонь сжигает лес, и как пламя опаляет горы,
16 так погони их бурею Твоею и вихрем Твоим приведи их в смятение;
17 исполни лица их бесчестием, чтобы они взыскали имя Твое, Господи!
18 Да постыдятся и смятутся на веки, да посрамятся и погибнут,
19 и да познают, что Ты, Которого одного имя Господь, Всевышний над всею землею.