Во все времена самым важным для женщины делом было рождение детей. «Плодитесь и размножайтесь» - первая заповедь Бога, данная людям. И женщины, следуя ей, выполняют свою главную миссию. Но что делать тем, кто потерял надежду воплотить своё предназначение? Огорчаться и плакать или молиться и верить в чудо?
В 11 веке до Рождества Христова в городке Рама, что недалеко от Иерусалима жила семья Елкана и Анны. Елкана мечтал о сыне, но Анна никак не могла родить. Елкана очень любил Анну, но желание обзавестись потомством было сильнее. И он взял себе вторую жену по имени Феннана. Для евреев того времени это была типичная семья: муж и две жены. С Феннаной Елкана стал отцом нескольких детей. Добрая и благочестивая Анна не обижалась на мужа. Но её огорчало то, что Елкана не понимал, насколько ей тяжело нести на себе крест бесплодной женщины и как мучило её желание иметь ребёнка. Анна ни разу не упрекнула мужа в непонимании. Да и в чём упрекать человека, который читает Библию и живёт по заповедям?
Феннана презирала Анну за то, что у неё нет детей. Но относилась к ней как к сопернице, потому что видела, насколько сильно Елкана любит свою первую жену. Ревность доводила Феннану до исступления и она осыпала Анну бранью. Но Анна ей никогда не отвечала. И даже мужу не жаловалась.
Неподалёку от Рамы находился город Силом. Здесь стоял древнееврейский храм – Скиния – к которому каждый год стекались богомольцы. Елкана со всей семьёй тоже приходил в Силом. Для Анны такие путешествия были тяжёлым испытанием. Именно здесь Феннана издевалась над ней с особым удовольствием. И в этот раз Анна выслушала в свой адрес много оскорблений. И то, что она не может быть хорошей матерью, а Бог это видит, поэтому не даёт ей детей. И то, что Елкана её ненавидит, потому что нельзя любить бесплодную женщину. Услышав это, Анна разрыдалась и побежала к храму. Войдя в него и упав на колени, она стала с глубокой верой молиться о ребёнке: «Господь Саваоф! Если Ты призришь на скорбь рабы Твоей, и вспомнишь обо мне, и не забудешь рабы Твоей, и дашь рабе Твоей дитя мужского пола, то я отдам его Господу на все дни жизни его, и бритва не коснётся головы его». Эти слова стали со временем одной из самых знаменитых ветхозаветных молитв о материнстве.
В храме, кроме Анны, находился только священник И́лий. Женщина была в таком возбуждённом состоянии, что Илий решил: она пьяна. Подошёл к ней и потребовал сначала протрезветь, а потом переступать порог храма. Анна повернулась к Илии, и только тут он увидел залитое слезами лицо. Это развеяло подозрения священника. Узнав причину её горя, Илий стал молиться вместе с Анной, а потом отпустил женщину, сказав на прощание, что Бог исполнит её желание.
Так и вышло. Через некоторое время после возвращения домой, Анна забеременела. И в положенный срок на свет появился здоровый малыш. Анна называла сына Самуилом, что означает «испрошенный у Господа». Не было на свете счастливей женщины, чем Анна. И Елкана радовался вместе с женой. Елкана и Анна с любовью воспитывали сына. А когда Самуил немного подрос, они все вместе отправились в Силом и оставили сына в храме на попечении священника Илии. Так Анна сдержала слово, данное Господу.
Расставшись с Самуилом, Анна очень тосковала. Илий, видя, как родители любят сына, благословил их, и со временем в семье один за другим появилось ещё пятеро детей. А выросший Самуил стал великим пророком.
Анна дожила до глубокой старости. Её образ – это идеал материнства в Ветхом Завете. А жизнь - пример того, что искренняя молитва верующего человека будет Господом обязательно услышана и тогда слабые могут стать сильными, отчаявшиеся – полными светлых надежд и даже бесплодные в течение многих лет супруги – счастливыми родителями.
13 мая. О святых покровителях российского флота

Сегодня 13 мая. День Черноморского флота России.
О святых покровителях российского флота — священник Павел Гумеров.
У русского флота три главных небесных покровителя. Первый — это апостол Андрей Первозванный, ибо под флагом с Андреевским крестом отплывают все военные корабли. И Петром Первым был введен впервые орден Андрея Первозванного, орден военный. Апостол Андрей, как известно, был рыбаком, а значит и мореплавателем, потому что они с другими апостолами, рыбаками, ловили рыбу в Галилейском море. Так называется Галилейское озеро за его большие размеры. Святой апостол Андрей близок вообще русской земле, потому что по преданию он дошел до Киевских холмов и благословил это место, предсказывая, что в дальнейшем здесь будет великая православная страна. Второй покровитель нашего флота — это, конечно же, святитель Николай. Святитель Николай неоднократно оказывал помощь морякам. В его житии описан случай, когда он остановил бурю своей молитвой и воскресил моряка, упавшего с мачты. И третий покровитель флота, особенно черноморского, это, конечно же, святой праведный Федор Ушаков, благодаря которому закончилась русско-турецкая война и который был предводителем черноморского флота, воевал в Севастополе. И, конечно же, этому флоту особенно покровительствует святой праведный Федор. И поэтому всем людям, которые причастны к флоту и военному, и гражданскому, следует молиться этим великим святым.
Все выпуски программы Актуальная тема
Деяния святых апостолов

Деян., 25 зач., X, 21-33.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Как научиться избегать крайностей в отношениях с людьми? Как приобрести чувство меры и такта? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 10-й главы книги Деяний святых апостолов, который читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 10.
21 Петр, сойдя к людям, присланным к нему от Корнилия, сказал: я тот, которого вы ищете; за каким делом пришли вы?
22 Они же сказали: Корнилий сотник, муж добродетельный и боящийся Бога, одобряемый всем народом Иудейским, получил от святаго Ангела повеление призвать тебя в дом свой и послушать речей твоих.
23 Тогда Петр, пригласив их, угостил. А на другой день, встав, пошел с ними, и некоторые из братий Иоппийских пошли с ним.
24 В следующий день пришли они в Кесарию. Корнилий же ожидал их, созвав родственников своих и близких друзей.
25 Когда Петр входил, Корнилий встретил его и поклонился, пав к ногам его.
26 Петр же поднял его, говоря: встань; я тоже человек.
27 И, беседуя с ним, вошел в дом, и нашел многих собравшихся.
28 И сказал им: вы знаете, что Иудею возбранено сообщаться или сближаться с иноплеменником; но мне Бог открыл, чтобы я не почитал ни одного человека скверным или нечистым.
29 Посему я, будучи позван, и пришел беспрекословно. Итак спрашиваю: для какого дела вы призвали меня?
30 Корнилий сказал: четвертого дня я постился до теперешнего часа, и в девятом часу молился в своем доме, и вот, стал предо мною муж в светлой одежде,
31 и говорит: Корнилий! услышана молитва твоя, и милостыни твои воспомянулись пред Богом.
32 Итак пошли в Иоппию и призови Симона, называемого Петром; он гостит в доме кожевника Симона при море; он придет и скажет тебе.
33 Тотчас послал я к тебе, и ты хорошо сделал, что пришел. Теперь все мы предстоим пред Богом, чтобы выслушать все, что повелено тебе от Бога.
Корнилий, о котором мы только что услышали, был римским офицером, а по своей религиозной принадлежности язычником. Несмотря на это он испытывал глубокое уважение и симпатию к иудейской вере в Единого Бога. Вероятно, он собирался принять обрезание и стать полноценным иудеем. Однако Господь посылает к нему апостола Петра для того, чтобы совершить над им Таинство Крещения и сделать его участником христианской Церкви. Писание подчёркивает, что это событие далеко не случайное. Обоим было видение свыше. А потому их встречу устраивает Сам Бог.
Корнилий посылает за Петром своих слуг, и апостол вместе с ними идёт в город Кесарию. Писание говорит, что Корнилий, встретив Петра, припал к его ногам. Примечательна ответная реакция апостола: «встань; я тоже человек». Почему Пётр так говорит? Зачем препятствует благочестивому порыву? Ведь в том же самом Писании мы видим, как люди воздают почести посланцам Творца. В том числе кланяются им до земли.
Несмотря на то, что Корнилий верит в Единого Бога, по своему менталитету он ещё язычник. А язычники того времени были склонны видеть в великих людях воплощение тех или иных божественных сил. Яркий пример находим также в книге Деяний, когда именно так воспринимают апостола Филиппа самаряне. Ещё более красноречивый случай произошёл в городе Листра. Здесь люди, поражённые чудесами апостолов Павла и Варнавы, в первом распознали Гермеса, а втором — Зевса. Апостол Пётр видит в Корнилие подобные настроения, а потому и останавливает его. «Я просто человек, такой же несовершенный и ограниченный, как и ты. Со своими предрассудками, заблуждениями и недостатками. Просто Господь по Своему Промыслу действует через меня». Вот смысл его слов.
Очень интересный и важный момент. Путь веры предполагает, что мы обретаем не только то, что у нас появляется крепкая и надёжная связь с Творцом. Он также предполагает, что мы обретаем взвешенные, сбалансированные отношение с окружающими. Можно было бы назвать эти отношения трезвыми и здравомысленными. Это означает, что мы, с одной стороны, не делаем из людей небожителей и полубогов, не возносим их на пьедестал, не заискиваем и не угодничаем перед ними. С другой стороны, не унижаем их, не обесцениваем, не критикуем нещадно. Но ко всем у нас появляется нелицеприятное, ровное, доброжелательное отношение. Во всех мы начинаем видеть детей Божиих со своими достоинствами и недостатками.
Случай с Корнилием показывает, что для этого недостаточно одного доброго душевного расположения и религиозных убеждений. Для этого необходимо приобретение духовного опыта. А это происходит лишь в том случае, если мы совершаем духовную работу. Для нас, верующих во Христа, помимо участия в таинствах Церкви, это ежедневное и систематичное исполнение заповедей Евангелия. Такая работа помогает нам держать фокус своего внимания на воле Божией и на Самом Боге. В ответ Господь даёт нам Свою благодать, которая и учит нас избегать крайностей и наполняет чувством меры и такта.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поддержать детей, которые проходят лечение в больницах Петербурга

Лиля росла без родителей. Когда ей было три года, она в одиночку боролась с опухолью в больнице Санкт-Петербурга. В перерывах между химиотерапией её отправляли в детский дом. Шансов на усыновление было крайне мало — никто не хотел забирать девочку с такой тяжёлой болезнью... Жизнь малышки переменилась, когда о ней узнала волонтёр по имени Лидия.
Женщина много лет совместно с одной благотворительной организацией помогала детям-сиротам в больнице, и до этого не решалась взять ребёнка под опеку. Они с мужем уже воспитывали двоих детей, у одной из девочек была инвалидность. Но увидев Лилю, она почему-то не смогла пройти мимо. Малышка месяцами лежала в больнице, переживая сложные процедуры без поддержки взрослых. Лидия посоветовалась с мужем и детьми, и они решили забрать девочку в семью. «Благодарю Бога за то, что у нас появилось такое чудо», — говорит приёмная мама.
Сейчас Лиле уже 13 лет, она вместе с близкими живёт в деревне в Вологодской области. Здесь есть свой дом и сад, настоящая русская печь, уютные комнаты и аромат пирогов. Во всём тут чувствуется любовь и забота. Девочка учится, занимается в художественной школе и помогает маме по хозяйству, у неё есть друзья и насыщенная жизнь подростка.
Лилина болезнь всё ещё сохраняется. Она уже не лежит в больницах, но регулярно наблюдается у врачей и проходит обследования. Это нужно, чтобы контролировать опухоль.
Некоторые медицинские обследования и анализы не входят в перечень бесплатных и стоят дорого. Поэтому Лилю поддерживает фонд «Свет.Дети». Он помогает семье с оплатой этих процедур.
Поддержать фонд и его подопечных из разных городов, которые прямо сейчас проходят лечение и обследования в больницах Санкт-Петербурга, можно на сайте фонда.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов