Зрители, видевшие как танцуют Екатерина Максимова и Владимир Васильев, очарованные лёгкостью и красотой их движений, невольно думали, что артисты и живут так же: легко, красиво. Ни для кого не было секретом, что золотая пара русского балета ещё и пара супружеская. Но по выражению самого Васильева, их семейная жизнь была похожа на реку, которая не течёт ровно, а порой волнуется и выходит из берегов.
Катя и Володя учились в одном классе Московского хореографического училища. Володя был самым способным мальчиком, Катя – самой одарённой девочкой. В первый раз их поставили в пару в 10 лет. Катя танцевала, отвернувшись от партнёра. Педагог попросила её повернуть к Володе лицо. Катя не отреагировала – она стеснялась. «С годами пройдёт», - сказала учительница. С годами не только прошло, но и переросло в любовь.
После школы Володя и Катя стали супругами. Им было легко друг с другом. Никаких бытовых недоразумений: кому выносить мусор или мыть посуду – не возникало. У кого есть свободное время, тот и хозяйничал. Другое дело – работа в Большом театре. Тут случались такие творческие ссоры, что коллеги, наблюдая, как супруги выбегают из репетиционного зала, хлопая дверьми, всякий раз думали, что это окончательный и бесповоротный разрыв. Но недаром Васильев называл жизнь с Максимовой «рекой». Если про неё написать стихи, то и название было бы соответствующее: «река Счастья».
Максимова говорила, что Васильев всё время признавался ей в любви. По самому незначительному поводу, такому, как, например, вкусный обед. Васильев же убеждён, что мало говорил жене о чувствах. Но любовь – это в первую очередь поступки. И именно любовь мужа поставила Екатерину на ноги после травмы позвоночника. Врачи были уверены: ни танцевать, ни даже ходить Максимова больше не будет. Владимир не мог в это поверить и на одном кремлёвском приёме попросил у руководства страны о помощи в лечении. Отчаянная попытка спасти жену возымела действие. Максимову положили в лучшую больницу, к лучшим врачам. После операции Владимир разработал для супруги упражнения, сам занимался с ней, и Екатерина вернулась на сцену. И танцевала потом ещё 20 лет. Но тот первый после травмы спектакль артисты Большого запомнили надолго. За кулисами толпился народ, все были готовы в любой момент поддержать, не дать упасть «маленькому эльфу» - Кате Максимовой. Васильев танцевал, вывернув шею, чтобы ни на секунду не терять жену из виду. А когда опустили занавес, супругам аплодировали все, кто танцевал в тот вечер. Это были аплодисменты великой любви.
Они были знакомы 60 лет. Вместе прожили 50. И все эти годы не расставались. Вместе в школе, в театре, на гастролях, дома. У них и в мыслях никогда не было, что отпуск можно провести раздельно. Максимова всегда чувствовала поддержку мужа и его самую надёжную защиту. Он и не мог быть иным. Ведь рядом находилась «маленькая великая женщина» - так называл Катю Владимир Викторович.
У них был любимый дом в Костромской области. Там супруги проводили по два месяца в году. «Гений танца» - Васильев латал крышу, чинил моторную лодку, рисовал. Его «Екатерина Великая» собирала грибы, разгадывала кроссворды и читала книги.
Екатерина Максимова ушла из жизни в православный праздник поминовения усопших – Радоницу. Свой 70-летний юбилей Владимир Васильев встречал уже без жены.
В Лондоне есть балетная школа «Лондон боди скул». А в ней зал «Катя и Володя», названный в честь Максимовой и Васильева. Сегодня в этом зале занимаются дети. С творчеством русских артистов они знакомы не хуже тех детей, что в 70-ые, 80-ые годы росли в Советском Союзе и прекрасно знали Машу и Принца из балета «Щелкунчик». Этот спектакль с участием Максимовой и Васильева показывали по телевизору ежегодно 31-го декабря.
Прийти утром первым в храм или как православные болгары просят Бога о помощи?
Русская Православная Церковь до сих пор находится в стадии восстановления после крайне непростых для нее семидесяти лет коммунистической власти в нашей стране. Схожая по сложности история имеется у Болгарской Православной Церкви. В Болгарии, хоть и не было столь жестоких гонений за веру, как в Советском Союзе, но и здесь последствия антирелигиозной пропаганды до сих пор видны.
Выражаются они, эти последствия, в том, что на современном этапе многие болгары, считая себя православными, тем не менее, по большей части являются людьми нецерковными. Они редко посещают богослужение, еще реже участвуют в церковных таинствах. Даже на богослужениях главы Церкви, Патриарха Болгарского, молящихся крайне немного.
Чаще всего, приход того или иного жителя Болгарии в храм обусловлен какими-то несчастьями, неприятностями, которые с ним приключились. Случилось подобное событие — человек идет просить Бога о помощи. В общем-то, картина привычная и для нашей страны. Но — в Болгарии на протяжении столетий существует обычай, который местные православные христиане стремятся исполнить, если хотят, как они верят, чтобы молитва их была Небом услышана.
Обычай этот состоит в том, что желающий получить от Бога помощи православный болгарин берет на себя обет — в течение какого-то времени исполнять обязанности церковного сторожа. Не в полной мере. Человек обещает приходить в храм раньше всех и отпирать церковные двери.
Данному человеку вручаются ключи от церкви. И он в течение нескольких дней рано утром отпирает храмовые двери, зажигает лампадки, свечи. Делает все необходимое, чтобы подготовить церковь к началу утреннего богослужения. Отпирая двери, зажигая лампады и свечи, взявший на себя обет человек в это время молится Богу и просит Его помочь в решении волнующего вопроса.
Естественно, что подобный обет может исполнять человек, священнику знакомый. Бывали случаи, что данной традицией пользовались люди бессовестные, которые под предлогом благочестия просто обворовывали тот или иной храм, получив от него ключи.
Кто-то может спросить — а что такого трудного в том, чтобы прийти в храм раньше других? В чем подвиг? Отвечать на этот вопрос нужно, зная особенности болгарского менталитета. Современные болгары, как и многие южане, люди неторопливые, живущие по принципу «один день — одно дело». Для них это действительно труд — понудить себя встать с утра пораньше и прийти в храм.
Здесь еще нужно учесть и такую вещь. Каким бы маленьким ни был труд, если он совершен во имя Бога, никогда он без ответа не останется. Господь потрудившегося ради Него человека без своей помощи не оставит.
Все выпуски программы Вселенная православия
Помощь приюту для детей и подростков в городе Старице
В городе Старица Тверской области уже 30 лет работает центр социальной реабилитации для детей и подростков. Здесь ребята, попавшие в трудную жизненную ситуацию, находят приют и поддержку.
Максим оказался в этом центре, когда ему было 14 лет. Но попал он сюда не один, а вместе с братьями и сёстрами. Всего их — шестеро, Максим — самый старший. Ребята очень дружные, друг за друга стоят горой. Повзрослеть им пришлось рано. Их папа и мама пристрастились к алкоголю и настолько погрузились в зависимость, что так и не смогли стать для детей ответственными и любящими родителями. Поэтому ребята росли сами по себе.
В приюте Максим, его браться и сёстры наконец-то обрели поддержку и ощущение безопасности. Все шестеро оказались в тепле и уюте, окружённые заботой. Пока дети находились в центре, отец и мать совсем не навещали ребят и упорно отказывались от помощи специалистов. Поэтому со временем их лишили родительских прав.
Сотрудники центра социальной реабилитации переживали за судьбу братьев и сестёр, они понимали — если ребят направят в детский дом, их обязательно разлучат. К счастью, специалистам удалось вовремя найти для подопечных семью. Сейчас все шестеро живут под одной крышей в любви и заботе.
Ежегодно через центр социальной реабилитации для детей и подростков в Тверской области проходят десятки подопечных. Команда центра старается сделать их жизнь в стенах учреждения максимально комфортной. Недавно появилась необходимость обновить бытовую технику и мебель в детских комнатах. Узнать об этом больше и поддержать приют для детей в городе Старице можно на сайте фонда «Рука помощи»: fondrp.ru
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Путь к святости». Священник Михаил Словцов
У нас в гостях был клирик храма преподобного Сергия Радонежского на Ходынском поле священник Михаил Словцов.
Мы размышляли над смыслами евангельского чтения об апостолах, желающих сесть по правую и левую руку Христа в Его царстве и об ответе Иисуса на эту просьбу: о пути к святости, о неизбежности гонений на христиан и страданий за веру и о том, что на практике могут означать слова Спасителя: «кто хочет быть большим между вами, да будет вам слугою».