«Семейные традиции встречи Нового Года». Прот. Алексей Батаногов, Ия Батаногова - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

«Семейные традиции встречи Нового Года». Прот. Алексей Батаногов, Ия Батаногова

* Поделиться
Александр Ананьев и Алла Митрофанова

Нашими гостями были настоятель храма равноапостольного князя Владимира в Новогиреево протоиерей Алексей Батаногов и его супруга Ия.

В преддверии Нового Года наши гости поделились, как они всей семьей встречают наступающий праздник, каких семейных традиций стараются придерживаться, и почему для них важно быть в храме в новогоднюю ночь.

А. Ананьев

— Что для вас Новый год? Может быть, для вас Новый год — это двенадцать огоньков на новогодней елке? Или может быть для вас Новый год — это сказка «Двенадцать месяцев»? Я не знаю, что для вас Новый год. Для нас ощущение и атмосфера Нового года — это «12 узлов», замечательное место в Москве — с огоньками, со скрипом корабельных канатов, с золотыми людьми, самое главное, которые там обитают и вот сегодня покинули ради того, чтобы оказаться в светлой студии радио ВЕРА, вот эти уютные стены антикафе «12 узлов», чтобы прийти к нам на «Семейный час». Дорогие друзья, добрый вечер, вас приветствуют ведущая Алла Митрофанова...

А. Митрофанова

— Ведущий Антоний Ананьев.

А. Ананьев

— И мы с огромным удовольствием приветствуем настоятеля храма святого князя Владимира в Новогиреево — человека, с которым мы провели изрядную часть минувшего года, который поддерживал, который делился теплом, который делился светом, которому мы очень благодарны — протоиерей Алексей Батаногов. Добрый вечер, отец Алексей.

Протоиерей Алексей

— Добрый вечер.

А. Ананьев

— Спасибо вам большое и за все что было, и за то что есть, и за то что будет. Спасибо.

Протоиерей Алексей

— Спасибо вам за то, что пригласили.

А. Ананьев

— И вот жаль, что мы не снимаем вот этот выпуск программы «Семейный час», просто чтобы было какое-то подтверждение моим восхищенным словам. Потрясающе красивая, тонкая, светлая супруга отца Алексея, матушка Ия. Добрый вечер.

И. Батаногова

— Добрый вечер.

А. Ананьев

— Хотя девушку эту называть матушкой — вот как-то, есть какой-то диссонанс...

А. Митрофанова

— Да. И мама троих детей. И, в общем-то, когда смотришь, совершенно не верится, что такая, как сказать, ощущение такое, как будто бы Ие 20 лет, и вы такая парящая, в самой-самой такой первой, ранней юности — это фантастика какая-то.

И. Батаногова

— Спасибо большое.

А. Ананьев

— У меня к вам сразу вот какой вопрос. Вы знаете, мы сегодня не будем даже тему формулировать — тема, она лежит на поверхности: Новый год, праздник, свет, семья, любовь, радость.

А. Митрофанова

— И горе...

А. Ананьев

— Ну вот нормально общались, ну вот что ты начинаешь, Алла Сергеевна...

А. Митрофанова

— Ну а что делать, Саш, что делать?

А. Ананьев

— Я все-таки постараюсь сегодня в программе «Семейный час» немножко не говорить о плохом, говорить только о хорошем. Да, есть повод думать, есть повод плакать, есть повод горевать, но есть повод и радоваться. Слушайте, я к вам вот с каким вопросом сразу. Раз уж Алечка, которая, очень переживает по поводу всего, начиная глобальным, заканчивая собаченькой, которую никто не кормит возле продуктового магазина. Когда не хватает радости, когда не хватает света, когда не хватает сил улыбнуться и обнять (я думаю, что в жизни каждого человека бывают такие моменты, и в вашей жизни такое тоже бывает), что вы делаете?

И. Батаногова

— Отец Алексей, ты начнешь?

Протоиерей Алексей

— Я думаю, что нужно сделать надо собой усилие, понудить себя к радости. Обнять, поцеловать, сказать добрые слова.

А. Ананьев

— А разве это будет радость, если она по принуждению?

Протоиерей Алексей

— Себя понудить можно, другого понудить нельзя к радости. Но тем не менее вы знаете как, вот такой пример приведу. Иногда говорят: а зачем я буду Богу молиться? Если я не молюсь, я не умею молиться, я не чувствую ничего, я отвлекаюсь, не могу сосредоточиться. Ведь очень просто: если я сам себя понуждаю к молитве, к подвигу некоторому, преодолеваю свою немощь, слабость, невнимательность, время уделяю Богу, стараюсь, то Господь это принимает. Если не можешь любить — делай дела любви. И Господь, если сочтет нужным, Он благословит тебя любовью, тебе даст это чувство. Стремись к правде Божией — и Господь посетит тебя правдой Божией. Стремись к радости. Это не значит маску на себя надеть и изображать радость — нет, конечно, это не об этом. А просто вот постарайся сделать то, что порадует твоего близкого. Психологи часто говорят сейчас: надо себя порадовать — там что-нибудь вкусненькое съесть или что-нибудь такое вот, что ты любишь, сделать, чтобы себя порадовать. Ну наверное, это тоже работает. Но для христиан, мне кажется, важнее порадовать ближнего.

А. Митрофанова

— Это да.

Протоиерей Алексей

— И через это ты сам и обретешь радость.

А. Митрофанова

— Одно другого не исключает.

А. Ананьев

— А давайте конкретно, отец Алексей. Вот вы чувствуете, что сложилась такая вот тягостная, тяжелая, мрачная атмосфера. И вы понимаете, что вы сейчас, вот по вашим наставлениям, должны сделать что-то, понудить себя... И это что?

Протоиерей Алексей

— Ну да, я могу сказать. Я готов сказать, что. Вот к любому священнику сейчас приходят люди, ну как всегда, и, как правило, в скорбях приходят, реже в радостях, гораздо реже, и в тревогах, в страхах, в переживаниях. И вот есть замечательный совершенно рецепт преодоления этого тяжелого состояния: надо пойти и начать помогать другим людям. Сколько есть беженцев сейчас, сколько людей нуждаются просто в участии, в теплой одежде, не знаю, в работе, в какой-то финансовой поддержке — всегда есть кому помочь. Вы знаете, можно даже так сказать, что несчастье нужно для того, чтобы обрести счастье. Потому что, не испытав несчастье, человек не может быть по-настоящему счастлив, ну оценить не может всего этого. Просто вот как можно оценить мирное небо, если ты... Помните вот, может быть, лет ну, наверное, 30 назад, 25 назад старшее поколение очень часто говорило: да лишь бы не было войны. Вот все остальное неважно.

И. Батаногова

— Мы, кстати, этого не понимали, да.

Протоиерей Алексей

— А сейчас забыли. А сейчас это ушло уже вот то поколение, которое помнило потери, горечь, страх. И это ушло. Поэтому чтобы оценить, насколько ты счастлив, нужно испытать порой несчастье. И, конечно, безусловно, надо благодарить Бога. Вот если сердце Богу благодарно, то в самых тяжелых обстоятельствах Господь будет утешать.

А. Ананьев

— Прежде чем я вам, Ия дорогая, слово передам, хочу поделиться своей маленькой историей. Меня вот только что, что называется, осенило, после того как отец Алексей это сказал. Буквально пару дней назад. У нас одноподъездный двенадцатиэтажный жилой дом, на нашей площадке живет Леха — мы его так называем. Простой-простой парень, работает охранником, вечно мрачный, иногда...

А. Митрофанова

— И добрый.

А. Ананьев

— Добрый. Ну вот такой вот он, хороший, простой парень. И сидит мрачный, курит на лестнице. И явно настроение у него такое, так себе. Вот прямо так себе. И мы что-то с ним поговорили немножко, он вздохнул, говорит: ладно, надо что-то сделать. Я говорю: чего? И у меня сразу в голове: сейчас пойдет, купит что-то себе. Нет. Он взял лопату и говорит: пойду, расчищу дорожку, чтобы скорые могли приезжать. И пошел расчищать дорожку с лопатой. Я, такой восхищенный, прихожу к Алечке: ты представляешь, что там? Чудо-то какое.

И. Батаногова

— Это очень здорово. Потому что мне кажется, что любовь должна быть деятельной.

А. Митрофанова

— Ну конечно.

И. Батаногова

— Нельзя просто сидеть и смотреть — либо критиковать, либо унывать, страдать, переживать. Мы все живем сейчас, понимаем, в непростое время, время достаточно тяжелое, но и при этом, мне кажется, время достаточно благодатное. Потому что дорожишь каждым мгновением, каждым днем дорожишь и благодаришь Бога. Действительно научаешься за все благодарить Бога и действительно научаешься ценить каждое мгновение.

А. Митрофанова

— Про опыт деятельной любви — это еще у Достоевского прекрасно в «Братьях Карамазовых» сказано. Старец Зосима об этом говорит и, в принципе, он таким образом помогает женщине, оказавшейся в ментальном тупике. Вот она говорит: я не понимаю, что делать, вот я как-то и в Бога поверить не могу, как, что мне с этим сделать и прочее. Говорит: это опыт деятельной любви. Вот начните кому-то помогать. Что это средство, которое оно веками проверено. Достоевский же тоже его не из головы взял, это опыт святоотеческий, и проверено веками, и действительно работает. А что касается нас... Вы знаете, каждый раз, вот отец Алексей, я понимаю все, о чем вы говорите, и я с этим согласна. Сложность лично для меня заключается в том, что над нами мирное небо. И мы вот об этом можем рассуждать. Имеем ли мы, право, находясь под мирным небом, рассуждать о горестях и бедах, в то время как у наших соседей совершенно не мирное небо?

А. Ананьев

— Хороший вопрос. Если кому-то плохо, имею ли я право на то, чтобы мне было хорошо, отец Алексей?

Протоиерей Алексей

— Всегда кому-то плохо, всегда кому-то лучше, кому-то хорошо. Еще есть такие слова у Антония Великого, нашего великого преподобного отца Церкви христианской, что не говори, что Бог справедлив. Бог милосерд. Милосердие простирается и к тем, кому плохо. Имею ли я право об этом рассуждать? Конечно. Мне только надо почаще себе задавать вопросы. Помните, богатый юноша подходит к Спасителю и говорит: что мне сделать, чтобы наследовать жизнь вечную? А вот мне нравится такой вопрос, ну опираясь на Евангелие: что мне сделать сегодня для своей бессмертной души, для того чтобы наследовать жизнь вечную? Вот надо почаще задавать себе вопрос: а в чем я могу послужить Богу, людям сегодня, сейчас? Вот самое главный момент нашей жизни — это настоящий момент. Это не прошлое, не будущее, вот сейчас я живу.

А. Ананьев

— Мне даже пришло в голову, что вот в христианском, в духовном смысле, то что вокруг нас, то где мы живем, лишено — как бы сейчас я попробую сформулировать, — лишено категории «хорошо» или «плохо», это то что есть. И то что есть мы можем помочь Богу обернуть во благо.

Протоиерей Алексей

— Хорошо или плохо это становится от того, как мы внутри к этому относимся. Богатство — хорошо или плохо? Это может быть злом, это может быть благом, в зависимости от моего к этому отношения. Здоровье — это хорошо или плохо?

А. Ананьев

— Всегда хорошо.

А. Митрофанова

— Если оно культом не стало.

Протоиерей Алексей

— Нет, иногда здоровый человек начинает...

И. Батаногова

— Иногда полезно и поболеть. Потому что это очень хорошо смиряет.

Протоиерей Алексей

— Безусловно. У болезни тоже есть плюсы, безусловно. Это посещение Божие. А здоровый человек, знаете, иногда Господь не дает здоровья, потому что человек уж больно сильно нагрешит, будь здоровым. Надо бы его немножечко придержать.

А. Митрофанова

— Ну опять же мы с вами тут сидим, молодые и здоровые, а нас слушают самые разные люди.

Протоиерей Алексей

— И еще я очень хочу сейчас, я прошу прощения, если я перебил, но мне прямо вот важно это сейчас сказать. Многие православные люди, в том числе священники, оказываются в тех местах, где совсем нехорошо сейчас — и тревожно, страшно — на территории специальной военной операции. И лично многие батюшки, я знаю батюшек, которые там были, я сам хочу там побывать, чтобы помочь, чем я могу — все можем молиться. Вот кому-то плохо, моему соседу плохо — и неважно, по лестничной клетке, или в соседнем государстве, или в соседнем городе. А кто мешает молиться? Если ты, у тебя любящее сердце, сострадающее — молись. И кайся. Покаяние — важнейшая задача наша сейчас. Покаяние, понимаете, мир изменится тогда, когда изменимся мы внутри.

А. Ананьев

— Когда изменюсь я.

Протоиерей Алексей

— Внешние обстоятельства, они сообразны моему внутреннему состоянию. Покаяние — это перемена.

А. Ананьев

— «Семейный час» на радио ВЕРА. Настоятель храма святого князя Владимира в Новогиреево протоиерей Алексей Батаногов, его красавица-жена Ия. С вами Алла Митрофанова...

А. Митрофанова

— Александр Ананьев.

А. Ананьев

— Каким бы ни был праздник, и как бы празднично ни была украшена студия радио ВЕРА, все равно скатываешься в какие-то мрачные темы.

А. Митрофанова

— А ты знаешь, итоги неизбежно все мы этого года подводим. И, с одной стороны, хочется этому году сказать: вали в историю. С другой стороны, понимаешь, что если мы каких-то уроков важнейших, в том числе и духовных уроков из этого года не вынесем, то мы будем вечно наступать на одни и те же грабли. И в этом смысле как раз мне кажется, что вот этот Новый год — вот есть Новый год, да, как привычный праздник, и есть особый Новый год, вот этот вот, который в этом году. И мы сейчас просто через это проходим. Вот да, так бывает. И мне кажется, что он очень многому нас может научить, если мы сердце включим, и голову, душу и как-то вот по полной программе все-таки себе зададим самые главные вопросы. Может быть, те самые, которые проклятыми называются, простите, в нашей традиции. Но это вот как раз та задача, которая перед нами сейчас стоит — отрефлексировать происходящее и сделать так, чтобы это больше никогда не повторялось.

А. Ананьев

— А кстати, и проклятые вопросы, они тоже какие-то, вот если задуматься, да, с моей неофитской табуретки, тоже не христианской: кто виноват? Да я виноват. Что бы ни случилось, да я виноват, что-то я не доделал. Что делать? Значит, надо встать и мне что-то делать. И вообще вот у Алечки-то опыт духовной церковной жизни гораздо больше, чем у меня...

А. Митрофанова

— Да, попрошу не выражаться.

А. Ананьев

— Я неофит абсолютный. Но с точки зрения вот моей, неофитской, мне сейчас все видится немножко иначе. Начиная салатом оливье с вареной колбасой из хорошего магазина, и Басковым на телевизоре, заканчивая, знаете, подведением итогов. Вот Алечка сказала, что подведение итогов. И я подумал: отец Алексей, а ведь это тоже не по-христиански подводить итоги. Вот как многие, да, в социальных сетях там сидят и говорят, значит, так: в этом году я сделал вот это, вот это, купил вот это, продал вот это, достиг вот этого, здесь получил премию...

И. Батаногова

— А мне кажется, что это даже очень по-христиански. Простите, что я вас перебила, потому что я забуду.

А. Ананьев

— Так.

И. Батаногова

— Я как раз совсем недавно читала Антония Сурожского, и он сказал очень потрясающие слова, что переход из одного в другой год — это очень важное событие, когда мы анализируем свою жизнь, как мы ее прожили. Как мы прожили этот год, с чем мы придем к Богу, даст ли нам Бог еще время. И есть ли у нас это время, что мы хотим изменить в своей жизни. Эти вопросы — насущные вопросы, которые каждый человек должен задать, и они очень важны. Как раз в тот момент, когда год заканчивается. Вот смогла ли я правильно распорядиться своим временем?

А. Ананьев

— Именно.

И. Батаногова

— Что я сделала хорошего, что я достигла в духовном плане в первую очередь, и к чему я стремлюсь, и что я хочу в следующем году достичь, что я хочу, как я хочу изменить свою жизнь, куда я стремлюсь. И очень важно, мне кажется, вот мы сейчас все-таки скатываемся как-то в такой минор, а мне хочется сказать, что я вот даже сужу по своей семье. Если я буду унывать и ходить с постным лицом и говорить, что все плохо, то заражу этим всю свою семью. И я понимаю, что я не имею права так говорить и думать. Потому что в жизни каждого человека все равно больше хорошего, чем плохого. Поэтому я всегда стараюсь улыбаться. Улыбаться и находить все равно что-то хорошее. И я смотрю по своей даже семье, по детям, что они видят, что родители улыбаются, они спокойны. Потому что очень важно иметь мир — мир в душе, мир в сердце и, самое главное, это упование на Бога. И когда ты спокоен, вокруг тебя тоже люди успокаиваются. И у меня был такой даже очень приятный пример, когда на прошлой неделе ко мне подошел наш прихожанин и сказал: матушка, вы всегда улыбаетесь. Вот вам иногда бывает грустно? Вот я все время с вами общаюсь, вот я унываю, мне сейчас страшно, грустно, а вы улыбаетесь. И я ему сказала: конечно. Я тоже переживаю, как и все мы, этот тяжелый момент. И мне тоже тяжело, мне тоже очень больно, я тоже страдаю. Но я не хочу скатываться в уныние и говорить, что вот все плохо, спасите, помогите и как тяжело. Потому что даже вот в этом, да мне кажется, что это ну это же такая мелочь, просто улыбайся и старайся прожить эту жизнь, вот этот момент как-то вот все равно светло.

А. Митрофанова

— А мне кажется, что это немножко разные вещи, Ия, вот знаешь, вот рефлексия и минор. Рефлексия — это не обязательно про минор. Если начинаешь анализировать вот себя в рамках тех обстоятельств и задач, которые перед нами ставит Господь, это же не про то, чтобы скатиться в уныние, это про конструктивность как раз. В том числе и в духовной жизни или хотя бы в попытке этой духовной жизни. Вот как на пост там люди ставят себе задачи, да. Ты, Саш, говоришь, зачем подводить итоги, это не по-христиански. Люди даже план могут себе написать на пост, и это, в принципе...

Протоиерей Алексей

— Нет, ну по-христиански или не по-христиански, это зависит от того, как подводить итоги. Если итог такой: я сделал это, я сделал это — какой я молодец! Кто здесь молодец? Я здесь молодец. Ну это не по-христиански. А если я возблагодарю Господа за то все, что Господь дал мне возможность сделать, покаюсь, так сказать, и признаю свои ошибки (ошибка не всегда грех на самом деле), признаю свои ошибки и покаюсь в своих грехах — ну это вполне по-христиански. Если попрошу благословения на будущее, наступающее лето, на следующий год — что же здесь нехристианского?

И. Батаногова

— Алла, а вот смотри, если ты стараешься пережить эту ситуацию достойно и являешься добрым примером для даже тех же прихожан, которые видят, что ты все-таки как-то со смирением, с пониманием, с миром относишься к этой ситуации, то, наверное, и вокруг люди они тоже как-то поддерживаются этим. Понимают, что все в руках Божиих, что мы действительно переживаем тяжелый момент, но нам же Господь его как-то попустил, и значит, мы в состоянии его пережить, этот момент. Но пережить его достойно. И это самое главное. Это тоже очень важно. Потому что я тоже очень скатываюсь, что люди начинают унывать, очень начинают многие роптать и даже начинают злиться. Вот это просто никак не допустимо. Потому что любую ситуацию можно пережить достойно, уповая на Бога.

Протоиерей Алексей

— Ну христианам это проще сделать.

И. Батаногова

— Да, конечно.

А. Митрофанова

— Слушайте, пока мы здесь с вами сидим, общаемся, между прочим сейчас на одном из московских вокзалов замечательный Олег Ольхов раздает вместе со своей командой волонтеров «Курский вокзал. Бездомные дети», они раздают оливье.

А. Ананьев

— А мы еще можем успеть?

И. Батаногова

— Прекрасно.

А. Митрофанова

— Ты знаешь, мы с тобой опоздали. Они вчера как раз собирали команду добровольцев и нарезали у себя, в своей студии...

А. Ананьев

— Нет, нарезать я не люблю, я есть люблю.

Протоиерей Алексей

— Вот пост кончится...

А. Митрофанова

— Они нарезали оливье, для того чтобы в промышленных масштабах, да, для того чтобы раздавать сегодня бездомным.

И. Батаногова

— Вот это и есть деятельная любовь.

Протоиерей Алексей

— Десятки, может быть, сотни храмов сейчас в Москве кормят бездомных.

А. Митрофанова

— Вот как раз да, это про то, что можно сделать, во что можно вложиться. И вот Олег, мы с ним как раз записывали для радиожурнала комментарий неделю назад. Он говорит, понимаете, вот для многих сейчас важно Новый год как-то встретить со смыслом. А это значит себя вложить в какое-то хорошее дело. И вот люди, да, действительно приезжают и принимают участие в изготовлении такого оливье. А потом еще и, я так понимаю, многие ездят и на вокзал и там вместе с бездомными Новый год встречают.

Протоиерей Алексей

— Сейчас, знаете, я провожу собеседования довольно часто с волонтерами, желающими помогать в Штабе церковной помощи беженцам. Это, знаете, вот короткий разговор с этими людьми, которые хотят помогать — это как глоток свежего воздуха, они какие-то особенные. Вот люди, которые помогают, они, с одной стороны, такие же, но вот приняв для себя решение помогать, послужить, не остаться в стороне, они, просто одно это желание их преображает.

И. Батаногова

— Окрыляет, да.

Протоиерей Алексей

— И тысячи людей сейчас, понимаете, конечно, наверное, для радиослушателей некоторых будет странно эти слова услышать, но все что сейчас происходит, это, безусловно, посещение Божие. Как бы это страшно ни казалось. Оно заставило многих-многих людей переоценить свою жизнь, переосмыслить, проснуться, пробудиться. Я как-то говорил об этом: несколько лет назад, лет пять назад, еще до пандемии я смотрел — это студенческий фильм, где молодежь подходит к студентам, ну к своим сверстникам...

А. Митрофанова

— Вы говорили, да, что там особо о смысле жизни никто не задумывается. Да, отец Алексей, это понятно. И мы знаем об этих ваших рассуждениях. Я просто, простите, я не могу с этим согласиться. Потому что для меня это не про посещение Божие, это про проявление человеческой воли.

Протоиерей Алексей

— Одно другого не исключает.

А. Митрофанова

— Когда ведь, понимаете, Господь же волю человека — тот камень, который Он поднять не может. Я к этому вот, я это вот так воспринимаю.

Протоиерей Алексей

— Если мы посмотрим на всю историю рода человеческого, то мы всегда видим, что есть роль в истории человеческая, но она не исключает и не преграждает промысл Божий.

А. Митрофанова

— Безусловно. И да, и потом Господь нам заповеди дает, чтобы нам в этих ситуациях было понятнее, как держаться Его — это и десять заповедей Моисея, и заповеди блаженства. И, в принципе, это такая, если угодно, инструкция на все времена.

А. Ананьев

— По поводу рассуждений дорогой нашей гостьи относительно улыбок, вспомнил историю с одной своей знакомой. Она пришла на собеседование в какую-то очень крутую компанию. И она вот такая же светлая, как вы, тоже сидит, улыбается, искренне абсолютно, радостно. А этот эйчар, который принимает ее на работу, проводит собеседование, и потом так на полуслове останавливается: «Так, а что вы все время улыбаетесь? Вам весело? Что вы улыбаетесь?»

И. Батаногова

— «Или с вами что-то не то?»

А. Ананьев

— «Что происходит? Я вас смешу как-то, что вы улыбаетесь? Нет, я просто... Вы знаете, вы нам не подходите. Вы постоянно улыбаетесь. Что происходит? Я не понимаю вообще, меня это раздражает». Ну это скорее шутка. А вот если серьезно, я поделюсь своими переживаниями маленькими. Алечка, как человек с большим сердцем и очень чутко реагирующая на все, она очень часто вот испытывает необходимость поныть дома.

А. Митрофанова

— Поныть?

А. Ананьев

— Поныть — ну поговорить, поплакаться.

А. Митрофанова

— Нет, дело в том, что любая возможность поговорить, она воспринимается Сашей как «поныть».

Протоиерей Алексей

— Знаете, есть такая шутка: «Объявляю вас мужем и не ной».

А. Митрофанова

— Да.

А. Ананьев

— И мне поначалу как-то: ну я же мужик, я пришел домой что? Отдыхать. Ну зачем мне вот тут это? А потом до меня вдруг доходит: слушай, ну а кому, как не тебе-то?

И. Батаногова

— Конечно.

А. Ананьев

— Ну а кому ей еще поныть в этой жизни? И как-то так спокойно становится. Думаю: ну слава Богу, значит, вот...

А. Митрофанова

— Понимаете, да? То есть я просто, с моей точки зрения, делюсь с супругом сокровенным. А мужчина это прочитывает как то, что женщина ноет. Вот разница, да, разница в восприятии.

Протоиерей Алексей

— Алла, гораздо хуже, когда мужчина ноет.

А. Митрофанова

— Нет, это, извините, это совсем какая-то другая история. С этим мы незнакомы.

А. Ананьев

— У меня другая проблема. У меня, как раз, отец Алексей, это выставка достижений народного хозяйства. Жена, я молодец, и вот список, почему я молодец: пункт первый, пункт второй и вот скриншот еще, почему я молодец. Видишь эту цифру? Это я молодец.

А. Митрофанова

— Все правильно. Конечно.

И. Батаногова

— Мне кажется, что очень приятно, когда все-таки у нас есть семьи, у нас есть возможность вечером встретиться, что-то обсудить. Вот как Александр говорит, поныть — когда тебя услышали, когда тебя пожалели, когда ты смог как-то раскрыться, рассказать о своих переживаниях — это же очень важно, это очень ценно. И это то, что действительно может сделать нас счастливым человеком. Даже вот эта вот ситуация.

Протоиерей Алексей

— А можно еще про «не ной»? Лайфхак.

И. Батаногова

— Я, кстати, тоже люблю поныть.

А. Митрофанова

— Да?

И. Батаногова

— Да. Ну конечно, все женщины любят поныть.

А. Митрофанова

— А я вот не люблю ныть. Просто, понимаете, это оказывается, что...

Протоиерей Алексей

— Ну ведь можно это делать не любя. Так я хочу рассказать мужчинам некий лайфхак — простите за это иностранное слово...

И. Батаногова

— Оно вошло в нашу жизнь.

Протоиерей Алексей

— Поделиться неким наблюдением. Когда жена начинает жаловаться — ну ныть, не ныть, — как-то вот многие мужчины, я в том числе совершал такую ошибку, что говорил: да, мол, не переживай, все ерунда. Ну все хорошо, не переживай. Я думал, что я успокаиваю...

А. Митрофанова

— Это сейчас называется модным словом «обесценить».

Протоиерей Алексей

— Да, а оказывается, психологи теперь называют обесцениванием. Вот это нужно, конечно, посочувствовать, посострадать, побыть. Знаете, как такой образ есть: вот человек упал — можно протянуть руку, да, чтобы поднять. А можно прилечь сначала, полежать рядом с ним, а потом уже вместе встать. Ну не надо каким-то негативным смыслом это нагружать, но просто имеется в виду то, чтобы утешить, нужно посочувствовать, а не сказать, что...

И. Батаногова

— Нужно проявить великодушие.

Протоиерей Алексей

— Мужчины, будьте великодушны.

И. Батаногова

— Потому что женщины, мы очень тонкие. Нам нужно выговориться, нам нужно посетовать, даже, может быть, поплакать. И нас надо послушать, обязательно послушать.

А. Ананьев

— Не соглашаться, не спорить, а просто послушать. А потом обнять.

И. Батаногова

— Просто послушать, да.

А. Ананьев

— А потом поймать, как говорил один психолог, поймать тонкий момент, когда можно будет предложить что-нибудь, чего женщине вот сейчас хочется. И это будет работать.

И. Батаногова

— Это прекрасно.

Протоиерей Алексей

— Например, шоколад.

А. Митрофанова

— Мандаринку.

А. Ананьев

— Ну нет, мандаринку. Ты не ешь ни шоколада, ни мандарины, ни торты. Мне вообще повезло. Ты ешь только твердый французский сыр и атлантическую семгу. С этим непросто всегда. Мы сейчас прервемся на минуту, у нас полезная информация на радио ВЕРА, а через минуту вернемся в светлую студию радио ВЕРА.

А. Ананьев

— Настоятель храма святого князя Владимира в Новогиреево, протоиерей Алексей Батаногов, его красавица-жена Ия. С вами Алла Митрофанова...

А. Митрофанова

— Антоний Ананьев.

А. Ананьев

— За несколько часов до боя курантов, за несколько часов до Нового года мы встречаемся за круглым столом в студии радио ВЕРА в программе «Семейный час». Слушайте, действительно, смотрите, еще несколько часов — нам достаточно времени для того, чтобы сейчас заскочить в машину, ныне мы будем там — в городе Ковров Владимирской области замечательный храм святой благоверной Анны, и там будет новогодняя литургия. Вот то что мы прямо любим. Обычно мы Новый год в Москве встречали, в храме святителя Николая на Трех горах, но сейчас вот мы перебрались туда, в Ковровский район Владимирской области, и вот будем там. Где в полночь будете вы?

И. Батаногова

— Конечно, в храме.

Протоиерей Алексей

— В храме.

И. Батаногова

— Мы тоже очень это любим. Мне кажется, это важно. И мало того, мы даже причащаемся всегда.

А. Ананьев

— Обязательно.

И. Батаногова

— Да, это важно очень.

Протоиерей Алексей

— Расскажу первый опыт свой ночной новогодней службы. Это был, начинался 2001 год — то есть это двадцать с лишним лет назад. И меня перевели в новый для моего служения храм, и там была такая традиция: служить ночную службу новогоднюю. Причем не просто литургию, а это было полноценное всенощное бдение, с литией...

И. Батаногова

— До пяти-шести утра, да.

Протоиерей Алексей

— С акафистом, там с паремиями на вечерне, потом, значит, молебен был ради страждущих от винопития — ну известно, что в новогодние праздники такая есть проблема для многих, — потом литургия. Это служба заканчивалась где-то там уже в шесть утра, может быть, я примерно говорю, может, полшестого, полседьмого. И первое у меня было ощущение: почему такое как, ну выражаясь церковным языком, почему так повышается знак? Ну Рождество мы служим, Пасху, и тут Новый год — светский праздник, с таким, так сказать... Но, когда я послужил эту службу вместе с настоятелем, я понял, как это здорово. Храм был полон народу — и это были и бабушки, которым не с кем править Новый год, это были и более молодые люди, которые по той или иной причине не имеют семьи и не могут разделить праздник, так сказать, за столом со своими близкими. Это были семьи, которые пришли, так сказать, в полном составе или не в полном составе для того, чтобы начать год именно с молитвы и не просто, так сказать, лоб перекрестить, может быть, молебен послужить, что тоже хорошо, конечно, а именно в полноценном богослужении участвовать. Это замечательный опыт очень. Сейчас это не редкость, сейчас во многих храмах служатся ночные службы на Новый год.

А. Ананьев

— Далеко не во всех, к сожалению.

И. Батаногова

— Ну сейчас уже не редкость.

А. Ананьев

— Не редкость, да. А самый необычный Новый год вспомните. Вот такой вот, что потом еще годы спустя вы смеетесь или сокрушаетесь, говоря друг другу: а помнишь, как в тот Новый год? Вот давай, вот чтобы такого у нас больше не повторялось. Или: это было так прекрасно, что, может быть, повторим вот то безумие, которое было в тот Новый год? Или это всегда было хорошо?

И. Батаногова

— Мне кажется, что у нас было всегда хорошо. Я вот сейчас не могу припомнить, что у нас были какие-то...

Протоиерей Алексей

— Ну были отдельные годы, когда ты была с детьми на даче, допустим, а я служил. Когда мы вот...

А. Митрофанова

— Врозь, получается.

И. Батаногова

Протоиерей Алексей

— Врозь были, да.

И. Батаногова

— Ну это было тяжело, да, как-то хотелось в этот праздник быть всей семьей. Это было тяжело. Ну вообще для нас, конечно, Новый год — это какое-то такое удивительное время, когда тебе хочется действительно плакать и благодарить Бога за то, что вот тебе Господь дал прожить еще один год и, может быть, даст прожить еще один год. И действительно как-то кроме благодарности больше ничего нет. Хочется благодарить Бога и просить за то, чтобы вот как-то дал еще время, дал еще возможность. Потому что понимаешь, что многое еще не сделал, много надо изменить в своей жизни и себя изменить.

Протоиерей Алексей

— Еще одна замечательная грань этого праздника, мне кажется, о которой мы пока не сказали ни одного слова сегодня — это все-таки еще очень детский праздник. И вот собираясь к этому дню, готовясь, очень хочется порадовать детей. Дети у нас уже большие, порадовать внучку, у нас уже внучка есть.

А. Ананьев

— Подождите, а взрослых детей уже не порадовать?

Протоиерей Алексей

— Нет, тоже.

И. Батаногова

— А взрослые дети у нас, кстати, у меня был такой вопрос, что время непростое, наверное, многие вещи неуместны. Потому что мы, например, всегда играли в желания. Это очень интересная игра, и дети наши очень хорошо помнят эту игру и всегда ее вспоминали. И вдруг наши взрослые детки говорят: а почему мы не играем?

Протоиерей Алексей

— А мы много лет не играли, вот несколько лет последних не играли.

И. Батаногова

— Да, давайте играть. Давайте играть в тайного Санту, давайте играть в желания. И мы как-то так да, воспряли духом.

Протоиерей Алексей

— В этом году будем играть в желания.

А. Ананьев

— Расскажите правила, пожалуйста. Тайный Санта мне известен, а желания?

Протоиерей Алексей

— А дорого стоят правила такой игры. Хорошо, расскажу.

И. Батаногова

— На самом деле очень хочется поделиться. Потому что это удивительная, смешная, очень творческая игра, где участвуют от мала до велика. Однажды мы играли всю ночь, были очень смешные пожелания, чем смешнее пожелания...

Протоиерей Алексей

— Правила расскажу.

И. Батаногова

— Давай, рассказывай.

Протоиерей Алексей

— Каждый человек, который участвует в празднике — не обязательно Новый год, просто Новый год как бы хороший повод, он загадывает желание: хочу... ну что-то — небо в алмазах, прошлогоднего снега. Хочу быть всегда в нужном месте в нужное время и знать, что делать.

И. Батаногова

— Или увидеть море, почувствовать его дыхание.

Протоиерей Алексей

— Разное. А есть некий ведущий. Лучше с ведущим, потому что, если плохо перемешать, можно свое желание вытащить, ну как-то там проблемы. Есть один человек, который все знает. Он собирает все желания — это заранее, это надо там за две недели делать, за десять, дней за неделю. И потом распределяет эти желания между всеми участниками игры, праздника.

И. Батаногова

— И у тебя есть две недели, чтобы подойти этому творчески, чтобы сделать это и с любовью, и с юмором, и харизматично, и чтобы это запомнилось.

Протоиерей Алексей

— Ты не знаешь, кто выполняет твое желание. И не знаешь, чье желание выполняешь.

И. Батаногова

— Вот в этом году мы собираемся играть. Мы уже собрали желания, и я думаю, что у нас получится.

А. Митрофанова

— Вы рассказали, конечно, правила, но где-то уже через несколько часов наступит.

А. Ананьев

— Ну а кто мешает за несколько часов подготовить?

Протоиерей Алексей

— Ну есть старый Новый год, есть Рождество.

А. Митрофанова

— Да, вот я как раз и думаю, что если сейчас уже не успеть — ну все-таки время нужно чтобы осмыслить, подготовиться, опять же творчески там и так далее. А на Рождество Христово, сейчас тем более каникулы...

И. Батаногова

— Да, можно подготовиться.

А. Митрофанова

— Отличное время, чтобы реализовать желание другого человека. Кстати.

А. Ананьев

— Ну другой момент, что для этого нужна такая большая и дружная семья, как ваша. Вас же там сколько получается, вместе с внуками, человек десять, точно да?

И. Батаногова

— Если еще приходят друзья, то даже больше. И это очень радует.

Протоиерей Алексей

— Я думаю, что среди православных семей много больших семей.

И. Батаногова

— Мне кажется, что православные люди, они как-то не ограничиваются только семьей. Семья — это может быть и приход. Мы, кстати, будем, наверное, даже играть с приходом, с ребятами из прихода.

А. Ананьев

— Чудо какое. Ну у нас в семье два интроверта — это собака и я. Поэтому Алечке приходится как-то ограничивается вот этой малой компанией. Получается, что у нас игра в желания 365 дней году. Я говорю «хочу» — Алечка вздыхает и говорит: сейчас приготовлю. А Алечка говорит «хочу» — я вздыхаю и говорю: ладно, поехали. Вот и все. И это так происходит целый год.

А. Митрофанова

— Есть такое, да. Ну слушай, это же особенное, праздничное.

И. Батаногова

— А вы особенные люди. Получается, что вы всегда, каждый день друг друга радуете.

А. Ананьев

— Вот я как раз хотела сказать, что мне кажется, у этой игры есть такое христианское измерение, потому что она учит настроиться на волну того человека, которому ты будешь это желание исполнять, попытаться его понять.

И. Батаногова

— Порадовать.

А. Митрофанова

— Попытаться его услышать, да. Потому что порадовать-то можно тем, что этого человека порадует. То, что порадует меня — совсем не факт, что так же будет близко, внятно для него. А для этого и нужно именно эмпатию включить по полной программе.

Протоиерей Алексей

— А знаете, что меня порадует и любого человека? Если тот человек порадуется. Это самая главная радость: когда кто-то порадовался благодаря тебе.

А. Митрофанова

— Это да, это правда.

Протоиерей Алексей

— Поэтому такого рода игра или даже лучше игра пусть научит. Знаете, как дети, когда играют, учатся жить, через игру познают. И мы тоже, взрослые, можем через игру чему-то научиться. И вот это пусть научит такому желанию радоваться.

А. Ананьев

— Слушайте, я поймал себя на ощущении тотального диссонанса опять. Я всегда воспринимал отца Алексея как глубоко серьезного человека...

Протоиерей Алексей

— Как я вас лихо обманывал.

А. Ананьев

— Даже хмурого такого. Вдумчивый, серьезный, даже почему-то вот мрачный вот внешне — вот такое впечатление производит. А тут я вижу отца Алексея, который предлагает играть.

Протоиерей Алексей

— Ну потому, что рядом со мной жена.

И. Батаногова

— И мало того, отец Алексей всегда ведущий в этой игре, это очень такая ответственная у него роль.

А. Ананьев

— Ого.

И. Батаногова

— И он в этом году с радостью.

Протоиерей Алексей

— Нужно распределить.

А. Митрофанова

— Слушайте, так ведущий — это же тот человек, который ничьих желаний не исполняет.

Протоиерей Алексей

— Нет, почему, я тоже могу.

И. Батаногова

— Исполняет.

Протоиерей Алексей

— Ну единственное, я знаю, чье это желание, а так то же самое. И знаю, кто мое желание исполняет, поскольку я распределяю.

И. Батаногова

— А знаете, что еще интересно в этой игре, что наши дети помнят, как мы играли и как это им нравилось. И они сами проявили в этом году инициативу, сказали, что а как вы видите Новый год? Ну мы с отцом Алексеем говорим: ну мы пойдем на службу, будем причащаться. Да, это мы тоже пойдем. А дальше что? Давайте играть. Вот важно. Важно, когда твои дети — это уже какая-то история такая, что они к этому относятся как к прекрасным воспоминаниям.

А. Митрофанова

— Да, это называется семейная традиция.

А. Ананьев

— Не могу не спросить, а вот там есть технический момент, поскольку я сразу задумываюсь о путях реализации этих афер. А допустим, младший из детей пишет вот в этом желании: я хочу енота. А вы, как человек рациональный и взрослый, понимаете, что еноту не совсем место в вашей жизни. Как вы реагируете на такое желание ребенка?

Протоиерей Алексей

— Ну енот может быть игрушечным.

А. Митрофанова

— Ну нет, кто же согласится...

И. Батаногова

— А мы даже делали спектакли. Поэтому если ты относишься творчески к пожеланиям и если ты знаешь этого человека, то ты всегда выйдешь из этого состояния.

Протоиерей Алексей

— Даже если не знаешь. Ну здесь вот как раз задача — что-то такое придумать удивительное. Не буквальное исполнение желания, да, а именно вот... Я помню однажды Ия загадала... Нет, не Ия загадала, Ие я дал желание другого нашего друга — прошлогодний снег он хотел.

И. Батаногова

— Ой, да, это было.

А. Митрофанова

— В холодильнике запасли?

И. Батаногова

— Сначала запасла в холодильнике и дала ему такую большую бутылку и там, я говорю: вот тебе, смотри, прошлогодний снег.

Протоиерей Алексей

— Это несложно. Буквально за час до Нового года выйти, набрать.

И. Батаногова

— Что я и сделала, кстати. А потом я ему испекла суфле и поставила, сделала как горнолыжную трассу, я сделала елочки, покрасила...

Протоиерей Алексей

— Снег и горы из суфле.

И. Батаногова

— Трассу, все-все так ему, вот он у нас горнолыжник. Поэтому, когда он увидел это произведение искусства, он был настолько потрясен, что вот сколько уже прошло, лет двадцать, мы до сих пор это вспоминаем. Поэтому самое главное —делать с желанием и с любовью, с желанием порадовать близкого человека, это очень важно. А мне кажется, даже хорошо, что это в этом году. Потому что как раз в непростое время поддержать друг друга, порадовать, это еще как-то вот важнее, чем в прошлые годы.

А. Митрофанова

— Согласна. Ну и потом какие-то, не знаю, простые формы увеселений в этом году как-то совсем мимо, получается. А вот такая душевная, теплая обстановка, тем более если там, допустим, одинокие люди, но в приходе, это можно делать в приходе.

И. Батаногова

— В приходе к нам обязательно приходит Дед Мороз

А. Ананьев

— В храм? Дед Мороз?

И. Батаногова

— Обязательно, да.

Протоиерей Алексей

— На Рождество. Он приходит на Рождество, конечно.

И. Батаногова

— И мы всех поздравляем.

А. Ананьев

— Язычество какое-то.

Протоиерей Алексей

— Нет. Как бы вечер откровений сегодня.

А. Ананьев

— Ну что ж такое-то!

И. Батаногова

— И мы обязательно всех поздравляем.

Протоиерей Алексей

— Смотрите, не знаю, слышали ли вы, ну наверняка не все радиослушатели знают вот о чем: что мы привыкли такой западный вариант — Санта-Клаус, святой Николай, да. А в православной традиции — в Византии, в Греции, вообще на православном Востоке...

А. Митрофанова

— Святитель Василий Великий.

Протоиерей Алексей

— Да, Василий Великий. Почему, потому что 1 января — его память и, собственно говоря, это 1 января по старому стилю.

А. Ананьев

— Я все никак не могу настроить нашу семейную жизнь таким образом, чтобы елку ставить в день памяти святителя Николая, вот именно в этот день, чтобы он начинался с Нового года. И для меня все-таки Новый год — это с батюшки Николая вот в первую очередь.

Протоиерей Алексей

— Да ставьте, пожалуйста, елку.

А. Ананьев

— Да, ну просто там, где мы ставим елку, мы там не убираемся.

И. Батаногова

— Это уже ощущение праздника, преддверие такое праздника, дуновение такое, уже чувствуешь: вот оно, скоро Рождество. Господь родился, зачем нам унывать. Вот как-то мы очень много, наверное, на себя берем и не понимаем, что все-таки раз Господь нам это попустил, значит, это не просто так. Поэтому мы можем это все достойно пережить.

А. Митрофанова

— Конечно, так отсюда и рефлексия. Предновогодняя рефлексия, что для чего именно это может быть, что могу сделать, как что могу трансформировать.

И. Батаногова

— Вот, да.

А. Митрофанова

— Ну и так далее, это понятно, конечно.

И. Батаногова

— Поэтому время и тяжелое, и при этом оно очень благодатное.

А. Митрофанова

— Посмотрим на результаты этого благодатного времени.

И. Батаногова

— И мне кажется, у многих происходит переоценка ценностей. Это очень важно. Приоритеты меняются. Все-таки люди сейчас стали задумываться о вечном, о жизни, о жизни с Богом. И это очень хорошо. Потому что раньше, вот если спросишь нашу молодежь, что они хотят, к чему они стремятся — к сытой благополучной жизни.

А. Митрофанова

— Ну это, Ия, да, переоценка возможна, если человек жив. Если с ним чего-то очень плохого не случилось. Вот тогда — да.

И. Батаногова

— Когда что-то случается, очень часто — мы тоже это видели, — человек еще ближе чувствует Бога, еще больше благодарит.

А. Ананьев

— «Семейный час» на радио ВЕРА. Удивительная, светлая, прекрасная праздничная новогодняя семья у нас в гостях в программе «Семейный час». Не так уж и часто у нас в гостях именно семья. Причем чаще всего вот именно вы, отец Алексей, и матушка, приходите к нам вдвоем в программу «Семейный час», как правило, здесь один батюшки сидит. Какое счастье увидеть вас обоих. Настоятель храма святого князя Владимира в Новогиреево протоиерей Алексей Батаногов, матушка Ия. С вами Алла Митрофанова...

А. Митрофанова

— Антоний Ананьев.

А. Ананьев

— Я могу представить вас идущих вдвоем по вечерней аллее, чтобы сверху падал снег и уличные фонари вас освещали. Я могу представить вас за деревянным столом в окружении этих прекрасных книжных столов у вас там, в Новогиреево, в вашем антикафе. Но я не могу представить вас, бегающих с этажа на этаж по крупному торговому центру с коробками, сумками и пакетами в этом новогоднем ажиотаже.

И. Батаногова

— Нет. Это хорошо, что вы, это совершенно не наше.

А. Ананьев

— Ну а как же? Дело в том, что Новый год — это подарки, коробки, оберточная бумага и вот какой-то такой загон невероятный, от которого устаешь. И этот загон чувствуется во всем недели за три, может быть, за две до Нового года, когда в Москве десятибалльные пробки, когда торговые центы превращаются в филиалы ада просто, потому что там много людей. Причем тоже диссонанс — вокруг елочки, огоньки, музыка вот эта вот рождественская играет, и у всех лица злые. И все ходят с такими мрачными, злыми лицами, и у них понятно, что они а) ничего не успевают, б) всех ненавидят. Потому что Новый год.

Протоиерей Алексей

— Нам, православным, не скучно живется, совершенно точно, у нас праздников много, и правильное ко всему отношение должно быть. Поэтому мы внутри семьи точно знаем, что подарок не обязательно, чтобы был 31 декабря или 1 января. У нас есть Рождество, у нас есть старый Новый год...

А. Ананьев

— Вот к этому и подвожу, да.

Протоиерей Алексей

— Самая главная радость — эта радость общения, это такое вот счастье человеческого общения. Понятно, что подарки хочется делать. Мне вот, например, не хочется нисколько получать, хочется делать подарки. Но вот, кстати, вот эта игра, на самом деле она палочка-выручалочка — потому что все получают подарки, не знают изначально, от кого они получат подарок или сюрприз, и ты тоже готовишь, но не десять подарков, не двадцать подарков, а один.

И. Батаногова

— А я хочу поделиться, раз вот так вот про подарки мы стали говорить. Вот только сегодня разговаривала со своей подругой и говорю: Ань, я такой счастливый человек. Вот мне Господь все дал, вот у меня даже есть моя мастерская, я делаю все своими руками, и когда я это делаю, я представляю, кому я это делаю. И я с радостью потом дарю, и мне это так нравится, мне доставляет это такое удовольствие. Даже моя дочка, она мне говорит: мама, вот мне нужно подарить, давай купим свитер. Я говорю: Лиз, ну зачем, ну сделай что-нибудь своими руками. Я не умею. Да подожди, ты подумай. Ты подумай, ты обязательно что-то. Даже если это какая-то совсем маленькая вещь, но ты ее сама сделала, ты потратила время, ты думала об этом человеке — ведь это тоже так ценно, это так приятно. Это вещь, которая сохранится, которая имеет душу. И поэтому мне кажется, что не надо бегать по магазинам в ажиотаже, искать эти подарки, очень важно подготовиться к другому. Ну как-то увидеть, что...

А. Ананьев

— Постарайся не упустить сопутствующую красоту, как это было в фильме в одном замечательном.

Протоиерей Алексей

— Потом знаете, что эмоцию надо подарить человеку. Нет, понятно, что подарки могут быть разные, это может быть что-то нужное — чашка, не знаю там, свитер, шарф, шапка. Но все равно именно самое ценное в этом именно то, что забота, тепло, то что человек как бы частичку себя отдает. А как это, своими руками это сделано или это может быть стихотворение, там или там, не знаю, песня, если кто умеет петь. Мне кажется, это самое ценное — вот эти добрые не просто эмоции, а частичка тепла, частичка любви.

А. Ананьев

— Или выспаться.

А. Митрофанова

— Как вариант — выспаться.

И. Батаногова

— А мы, например, даже никогда не готовим стол. То есть вот мне очень обидно, что вот последние часы, заканчивается год, а ты там стоишь и что-то нарезаешь или раскладываешь на тарелки. Зачем? Мы действительно счастливые люди, потому что...

Протоиерей Алексей

— У нас пост.

И. Батаногова

— Да, во-первых, у нас пост. Во-вторых, мы прекрасно понимаем, что Новый год — это не застолье. Это не первостепенное.

А. Ананьев

— Многие вас не поймут.

Протоиерей Алексей

— Ну почему не поймут?

И. Батаногова

— Можно обойтись без этого.

Протоиерей Алексей

— Ну это же определенная грань свободы, да. Здесь вот это условности — батоны колбасы, оливье там, какой-то там, значит, новогодний набор.

А. Митрофанова

— Я бы попросила. Оливье все-таки давайте трогать не будем.

Протоиерей Алексей

— А оливье-то у вас с курицей или с колбасой?

А. Митрофанова

— Со скумбриями.

И. Батаногова

— С креветками можно, да.

А. Ананьев

— И не со скумбрией, у нас обрезь тунца.

А. Митрофанова

— Ну это тоже как вариант.

А. Ананьев

— Очень хорошая штука, стоит копейку.

А. Митрофанова

— Скумбрия горячего копчения отлично в оливье, они там вообще половину ингредиентов могут заменить.

А. Ананьев

— Обрезь тунца тушеная — вот это оптимально. Причем она такая, знаете, она из таких боковин, и она по консистенции...

Протоиерей Алексей

— Желе.

А. Ананьев

— Нет, она, наоборот, суховатая, она как говядина получается по вкусу.

И. Батаногова

— Сейчас отцу Алексею плохо станет, он голодный.

А. Ананьев

— Но не знаю, мы с тобой не готовили никогда, по-моему, оливье. Потому что первые пару лет мы с тобой... Ой, это же сначала это была вообще афера. Мы с Алечкой познакомились в конце ноября. На третий день я понял, что это моя будущая жена. А на четвертый день мы сидели, ели какие-то баклажаны в каком-то китайском ресторане — мы еще были на вы, и я чинно спрашивал: «Алла Сергеевна, любезная, а где вы собираетесь встречать грядущий Новый год?» А она говорила: «Вы знаете, Александр Владимирович, я собираюсь поехать в Германию, к друзьям, я обычно езжу, у меня уже билеты есть». А я так: «Ах, какая вы счастливая, как там должно быть хорошо — в Мозельской долине, с друзьями, Новый год». А она возьми, да и скажи: «Так поедемте же вместе». И мы поехали вместе — это был вообще взрыв мозга, это было что-то нереальное. Вот мы действительно поехали вместе, это была фантастика. А немцы, они же очень любят эти все фейерверки, именно в полночь. Один раз в год, но прямо настолько, вот китайцы, по-моему, их могут переплюнуть, хотя вряд ли.

А. Митрофанова

— Четко, десять минут.

А. Ананьев

— Мы сидели, смотрели десять минут на эти фейерверки. Я держал в руках какой-то канапе с красной икрой и думал: какой я счастливый, как так получилось, за что мне все это? Ну это было хорошо.

И. Батаногова

— Вот это, кстати, очень ценно и очень здорово. И мы тоже, кстати, ушли от этих застолий, от этой готовки. Мне кажется, что вот такая даже спонтанность или куда-то просто сорваться, уехать — это прекрасно.

Протоиерей Алексей

— Несколько лет замечательно было, мы гуляли по Москве.

И. Батаногова

— Да, нас друзья позвали на Красную площадь. И это было так красиво, так было прекрасно. Потому что мимо тебя проходили абсолютно посторонние люди, но они были такими близкими, потому что все друг друга поздравляли, все радовались, все улыбались. Это было очень приятно.

Протоиерей Алексей

— Или уезжали на дачу.

А. Ананьев

— Слушайте, а я слышал, что в новогоднюю ночь Красная площадь — это вот место сбора практически всех, кто приехал на заработки в Москву.

Протоиерей Алексей

— Нет, мы были не в новогоднюю ночь, мы были 1-го вечером.

А. Ананьев

— А, ну тогда это другой разговор.

А. Митрофанова

— Это другое.

Протоиерей Алексей

— Она пустая как раз была.

А. Ананьев

— Не знаю. Я очень ценю и благодарен за тот образ жизни, который мы ведем, но я немножко скучаю, ностальгирую по тем временам, когда было вот все то, о чем сейчас говорит Ия, вот эти все застолья новогодние. Не ради новогодних застолий, вовсе нет. Знаешь, это счастливое состояние вечером 1 января, когда ты выспался уже, все, открываешь — а там, как этот Гришковец в спектакле рассказывает: а там полбутылки шампанского, выдохшегося уже, пузыриков нет, но оно от этого только вкуснее, его можно в чашку с отбитой ручкой налить. И какая-то селедка под шубой, оставшаяся... И это такое счастье, вот это все то, что называется leftover на английском языке — остатки от новогоднего стола.

И. Батаногова

— Я еще очень люблю, когда 1 января Москва вся спит. Да, ты тоже хотел сказать?

Протоиерей Алексей

— Пустая Москва.

И. Батаногова

— Пустая Москва — это прекрасно, это так красиво. Я вот всем советую рано утром 1-го числа идите в центр и гуляйте — там нет никого, там нет машин, там нет пробок, там тишина, там свежий воздух. Там ну действительно чувствуется праздник, чувствуется Новый год.

А. Ананьев

— А помнишь наш драматический Новый год в прошлом году? Это прямо вот был ужас-ужас. Хотя и, наверное, в этом тоже было что-то такое промыслительное. Буквально полчаса до Нового года, весь город уже там взрывается этими петардами, салютами. А с тех пор, как у нас появилась собака, мы не очень любим эти все петарды, салюты, потому что просто собаки боятся этого. И птицы боятся, и все нормальные люди, животные...

А. Митрофанова

— Все нормальные живые существа.

А. Ананьев

— Все они боятся этого. А мы сели в машину в таком праздничном настроении и поехали в храм. И уже скоро начинается литургия, она там незадолго до Нового года начинается. И вдруг видим — по четырехполосной дороге чешет собака в ошейнике, в панике. И мы, конечно же...

А. Митрофанова

— Худенькая такая.

А. Ананьев

— Ну она не худенькая, она просто вот такая спортивная, явно домашняя, явно ухоженная, явно напуганная. И мы давай за ней по всем дорогам Москвы. А она быстрая, она остановится — мы подъедем, я только дверь открываю схватить ее —она опять убегает со всех сил. Я и по встречке, я и по Третьему кольцу, где только ни ездил, и в каких-то дворах мы там были, но так и не поймали. И очень надеемся, что она все-таки вернулась домой. И вообще, поскольку у нас завершается уже «Семейный час», нам времени хватает ровно на одно пожелание от каждого. Мое пожелание будет таким. Вот вспомнив о собаке, я понял, наверное, что это главное. Я желаю вам всегда возвращаться домой. И чтобы все ваши всегда возвращались домой.

А. Митрофанова

— Живые и невредимые.

А. Ананьев

— Счастливые, невредимые. Немножко уставшие, но счастливые. Алечка.

А. Митрофанова

— Ой, я желаю всем нам, себе в первую очередь, наверное, вцепиться в Христа. Вот как-то так я бы это сказала: вцепиться в Христа.

И. Батаногова

— Да, кстати, я тоже хотела так и сказать, что всеми силами надо держаться за Бога. И каждый, чтобы нашел свою дорогу — дорогу к Богу. Пусть она будет непростая, но пусть она будет, чтобы каждый человек обязательно встретился с Богом.

Протоиерей Алексей

— Если мы найдем дорогу к Богу, если мы вцепимся во Христа, то наша жизнь будет несомненно наполнена счастьем и радостью. Желаю, чтобы с нами Бог был всегда.

А. Митрофанова

— И чтобы мы были с Ним, это очень важно. А то Он-то с нами, а мы-то где?

А. Ананьев

— Настоятель храма святого князя Владимира в Новогиреево протоиерей Алексей Батаногов, его красавица-жена Ия, спасибо вам огромное за этот предновогодний «Семейный час». Спасибо.

И. Батаногова

— Спасибо, что позвали нас.

Протоиерей Алексей

— Спасибо. Всего вам доброго.

А. Ананьев

— С вами была Алла Митрофанова...

А. Митрофанова

— Антоний Ананьев.

А. Ананьев

— Да, с наступающим Новым годом. Все, поехали, мы опаздываем, нам ехать 240 километров, должны успеть. Всего доброго, с наступающим Новым годом!


Все выпуски программы Семейный час

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем