В этом выпуске своими светлыми историями о том, что хранится в семье и имеет важный смысл, поделились ведущие Радио ВЕРА Александр Ананьев, Константин Мацан, Алла Митрофанова, а также наш гость — настоятель московского храма Михаила Архангела в Куркине протоиерей Андрей Юревич.
Ведущие: Александр Ананьев, Константин Мацан, Алла Митрофанова.
А. Ананьев:
— Добрый вечер, дорогие друзья. В очередной раз в понедельник, в шесть часов вечера в студии Радио ВЕРА на Андреевской набережной собираются — в то время пока по Андреевской набережной гуляют празднично одетые люди, потому что лето и хорошая погода, — собираются замечательные люди, чтобы рассказать друг другу замечательные истории. И сегодня большая радость, потому что к нам присоединился дорогой священник, друг, пастырь, богослов, который уже не первый раз принимает участие в программе «Светлые истории». В частности, вот я вам советую найти у нас в наших социальных сетях программы, которые называются «Перемены в жизни, связанные с приходом к Богу», «Евангелие — книга жизни», «Запомнившиеся паломничества», «Святая Земля» — все эти программы осветил собой наш сегодняшний гость, настоятель храма Михаила Архангела в Куркино, протоиерей Андрей Юревич. Добрый вечер, отец Андрей, здравствуйте.
Протоиерей Андрей:
— Добрый вечер.
А. Ананьев:
— Рады видеть вас здесь снова.
Протоиерей Андрей:
— Да, я очень тоже рад видеть.
А. Ананьев:
— Также я очень рад видеть ведущего Радио ВЕРА Константина Мацана. Костя, привет.
К. Мацан:
— Добрый вечер.
А. Ананьев:
— И моя жена, ведущая Радио ВЕРА Алла Сергеевна Митрофанова.
А. Митрофанова:
— Здравствуйте. И ведущий Радио ВЕРА Александр Владимирович Ананьев.
А. Ананьев:
— И в очередной раз мы представляем пятого, незримого, но ощущаемого ежеминутно участника «Светлых историй» — собственно говоря, вас, наших зрителей и слушателей, которые продолжают делиться своими светлыми историями. Вот сегодня Марина Павлова, например, поделилась своей историей. «Здравствуйте, дорогие ведущие, — пишет она, — хочу поделиться своей историей. Хотя это даже не история, а просто небольшой фрагмент, она связана с болезнью моего ребенка, она, моя девочка, часто болеющий ребенок. И в очередной раз она заболела ОРВИ, плавно перетекающей в пневмонию, температура высокая, плохо сбивающаяся. И понимая, к чему это снова приведет, убаюкав ее, уставшая, встала перед иконами и просто сказала: „Господи, как я устала“. И представляете, сразу после того, как я это сказала, я почувствовала вдруг такое прохладное, свежее спокойствие, так стало тихо и мирно в сердце. И после этого моя девочка проснулась практически здоровая. Температура спала, и она быстро пошла на поправку. Теперь я всегда вспоминаю этот случай и стараюсь не забывать, что Господь заботится о нас и все у Него под контролем. Слава Богу». Марина, спасибо вам большое за эту чудесную, теплую историю.
К. Мацан:
— Мне так понравилось выражение очень точное: «прохладное свежее спокойствие». Очень точно.
А. Ананьев:
— Да, так оно всегда и бывает. Я, кстати, когда прочитал, сразу тебя вспомнил —ты рассказывал не так давно об очень схожем переживании. И я еще тогда заметил, что дико тебе завидую, потому что это то, о чем сам всегда мечтаю, как бы уж если не пребывать в этом состоянии 24 на 7, то хотя бы по вторникам и четвергам его переживать. Тема сегодняшнего разговора — реликвии. Вы знаете, я даже загуглил, пошел, проверил: «Реликвия — особо чтимый предмет религиозного поклонения, обладающий по представлениям верующих чудодейственной силой. И эта вещь или особый предмет, хранимый и почитаемый как память о прошлом, о близких и дорогих людях». У нас у каждого дома, наверное, есть семейная реликвия, и о них мы сегодня и хотим рассказать. И судя по тому, что у отца Андрея перед ним (сейчас некоторые, может быть, даже видят... хотя нет, она спрятана) лежит прекрасная красная... назовем ее ларец, не коробочка, а именно ларец. И в ларце, очевидно, та самая чтимая реликвия, о которой отец Андрей и собирается нам рассказать. Я хочу подчеркнуть, что то, что сейчас произойдет, будет очень лично, очень важно, и это просто человек принес и доверяет нам что-то чрезвычайно ценное из своей жизни или из жизни своей семьи. Отец Андрей, вам слово.
А. Ананьев:
— Спасибо, Александр. Вот да у меня есть с собой сокровенная коробочка, хотя я всегда знал, что Радио ВЕРА — это всегда без картинки. А пришел сюда с коробочкой, а мне говорят: а у нас запись идет видео. Вот замечательно, думаю. Хотел всех немножко удивить и думаю: выну что-то — и начнется такой душевный разговор, какой-то обмен мнениями, и даже, может быть, словесно это будет уже интересно. Ну что касается реликвий или, как бы сказать, тире, святынь. Надо сказать, что я такой — не похвалишь себя, так кто похвалит, да? — я такой человек, с детства с таким, скажем, историческим мышлением. Меня всегда интересовало прошлое вообще и в том числе жизнь моих — когда я стал осознавать вообще этот феномен, это понятие, — жизнь моих предков. Для начала это были бабушки и дедушки. Но эти бабушки, особенно некоторые из них, очень любили рассказывать о своем детстве, соответственно, о своих бабушках, которые для меня уже прапрабабушки, прапрадедушки. Причем рассказывали такие интересные подробности, увлекательные, так это было живо, и я всегда этим загорался. Я приезжал там и говорил: баба Лена или баба Зоя, вот расскажите там еще что-то. Или потом, когда я с некоторыми сходился очень близко: расскажи — на ты. История такая. Вот в каждый семье предки складываются как-то по-разному, и у меня так сложилось, что в основном все мои рассказы по папиной линии и по его маме, — то есть вот такая, скажем, сначала мужская, потом женская уже ветка. Вот у отца, значит, была мама, и это три сестры — мама и еще две родные сестры, то есть у прабабушки с прадедушкой было три дочки. Это была такая мелкопоместная дворянская семья, они жили в Петербурге, и там много всяких разных историй. Этот прадедушка женился тоже на дворянке, только уже не петербургской, а провинциальной — из Саратовской губернии, из городка Вольска, куда он приехал податным инспектором — это что-то типа фининспектора или там какого-то налогового инспектора, в общем, что-то такое, по каким-то делам. И стал там спрашивать, что и как, а ему сказали: ты вообще кто такой, прощелыга. Вот барин скажет — мы тебе будем отчитываться, а барин не скажет... Он заинтересовался, что за барин такой. Пришел к нему знакомиться и влюбился в его дочку. И потом женился на этой самой дочке. И, значит, его звали просто: Владимир Николаевич, по фамилии такой же, как у меня Юревич — у меня через бабушку фамилия. А жену его звали Калерия Афиногеновна Быко́ва, да, отец у нее Афиноген Андрианович — вот как было в провинции, а мама у нее Агриппина Константиновна. Вот среди таких имен с детства я жил.
К. Мацан:
— Как сюда Константиновна затесалась, непонятно.
Протоиерей Андрей:
— Да. Вот такое какое-то имперское имя. И я вот среди этих имен, такой вот мальчишка советский совершенно. Вот эти Калерии, Афиногены, Андрианы, Агриппины, и меня это так как-то вовлекло, я в это во все вошел. Я в библиотеке Ленина смотрел всякие родословные и, конечно, меня стали интересовать артефакты, потому что я как-то с детства связан с этим был, с миром искусства, собирался быть архитектором — это все-таки такая, материальный вещизм такой вот. И они много чего рассказывали. И постепенно они как-то меня вычислили, что я, наверное, единственный, кому будет интересно наследие — не скажем наследство, так в крупном каком-то масштабе, а наследие, — в смысле маленьких каких-то семейных вещичек. И все эти вещички, еще с моей юности, они мне начали постепенно как-то дарить — то на день рождения, то просто так на какой-то приход. И у меня постепенно стало скапливаться вот все вот это, все эти артефакты нашего клана, нашей семьи. Среди них были простые какие-то вещи — там подстаканники какие-нибудь, там бювары с муаром — эти даже слова, наверное, сейчас никто не знает, — это такие папки, на подпись, которые открываешь — а там, значит, муаровая подкладка, там еще что-нибудь такое. Но были и вещи, которые я, не будучи верующим, наверное, не очень ценил. А когда уже пришел к Богу, тем более стал священником, я понял, что это такое. И вот тут, наверное, я открою коробочку и стану о чем-то рассказывать. Ну, например, что вот попало. Вот это изображение — я не знаю, что это за металл, там старенькое серебро, и вот на нем прямо-таки роспись какой-то красочкой, какой-то темперой или еще чем-то — вот этот вот священномученик Афиноген. Вот этот Афиноген — это небесный покровитель, получается, прапрапрадеда. Нет, два раза «пра» — прапрадеда.
А. Ананьев:
— И это того времени?
Протоиерей Андрей:
— Да, это того самого времени, это все аутентичные вещи. Это были ну такие скажем, образы личного характера, они вот даже на таких вот подвесочках. Они, как правило, где-то находились рядом — рядом с кроватью, может быть, даже в походе каком-то они бывали. Например, вот эта Агриппина Константиновна — а это уже прапрапра — три раза «пра», — бабушка. Вот такая маленькая досочка, такая вот это ее тоже святая, которую написали при ее рождении. А вот сзади здесь есть такая вот надпись, тут написано: «Июня 25, среда, сделана риза сия». А дальше как бы от нее: «Ангел Хранитель, покрой крылом твоей благодати рабу твою Агриппину». Вот так вот.
А. Митрофанова:
— Фантастика. Кстати, что важно, дорогие слушатели, кто, может быть, забыл, можно не только слушать, но и смотреть «Светлые истории» — в данный момент это особенно важно. И все удивительные реликвии, которые отец Андрей принес, он их показывает, и, в общем, камера снимает.
А. Ананьев:
— Да, обязательно. И если вы сейчас едете в автомобиле и слушаете, обязательно найдите потом эту видеозапись, чтобы своими глазами увидеть все то, что дорогой отец Андрей принес.
Протоиерей Андрей:
— Я, конечно, понимаю, что у многих людей есть замечательные иконы, мир икон довольно большой такой, широкий, тем более сейчас можно приобрести где угодно — и в магазинах, и на развалах иконы довольно древние. Это не такая уж древность, середина XIX века, но это все семейное, вот в чем все дело. И это, конечно, греет. А вот эта вот вещь, она тоже — это такая вот финифть, это такая вот эмаль, значит, с этой стороны распятие, а с этой стороны Василий Блаженный. И вот это с ней тоже связана определенная история. Потому что все три эти бабушки, так оказалось, что прадед, вот этот самый Владимир Николаевич, он был таких довольно прогрессивных таких взглядов, и ну как-то вот увлекся вот в 1905 году революционными всякими настроениями. Оказался в свое время даже в киевской тюрьме как-то вот так, не знаю, уж как там, по молодости или по какой-то глупости. В общем, и семья... Да, и там умер через полтора года от чахотки. И семья осталась — жена вдова, она была фельдшерицей-акушеркой и у нее на руках три дочери. Ну, в общем-то, с небольшими средствами к существованию. И очень интересно, что петербургский генерал-губернатор — там как-то решался этот вопрос, что с этими девочками (а все дворянские семьи были наперечет совершенно и обо всех пеклись), и они решали, как же быть. Потому что, в общем, дочери неблагонадежного отца, оставшиеся сиротами. И их взяли на государственный счет Дворянского собрания в Смольный институт, можете себе представить, они выучились все трое в Смольном институте.
А. Митрофанова:
— Это лучшее женское образование того времени.
Протоиерей Андрей:
— Да. И я смотрел, у меня есть до сих пор журнал этого Смольного института, там с фотографиями, все эти их дортуары там — это казарма самая настоящая, вот представляете, это для дворян. Значит, огромный зал, совершенно аскетичный, белые стены какие-то, побеленные, там 50 железных кроватей, вот так в ряд стоят друг с другом. Ну да, конечно, там какие-то гувернантки, гувернеры, каждый день они говорили на своем отдельном языке — французский, английский, им запрещалось говорить на каких-то других в этот день. И у каждой возле головы висели какие-то вот такие на цепочках личные...
А. Ананьев:
— То есть не на теле носили, а именно в изголовье висело.
Протоиерей Андрей:
— Не на теле. У изголовья, у кроватки, бабушка рассказывала, висели вот такие вот образы. С чем связано, ну распятие — понятно, это уникальное изображение. С чем связан Василий Блаженный — точно бабушки не знали. Но они рассказывали другую историю, они рассказывали историю про то, что у нас в семье поминался и почитался Алексей Божий человек. И вот почему-то они его связывали с какой-то даже там родней, что-то там с какими-то вот там предками. Я когда стал священником, почитал житие, я понял, как это может быть. Потому что Алексий Божий человек вообще-то римский древний-предревний...
А. Митрофанова:
— Патриций.
Протоиерей Андрей:
— Святой, да, первых веков. И уж никак не мог иметь отношение к какой-то русской дворянской семье. И потом, когда я стал смотреть родословную, я вышел, значит, через этих Быко́вых на Жеребцовых, и вышел постепенно-постепенно на Федора Бяконта, который родоначальник этих всех вот Жеребцовых в пятом колене. И обнаружил, что сын этого Федора Бяконта, боярина Симеона Гордого, 1300 года, митрополит Алексий Московский, чудотворец, который с Сергием Радонежским. И понял, что он мой предок, но не прямой, скажем, праотец, а продядя — то есть его брат родной был прямым предком.
К. Мацан:
— Ничего себе.
Протоиерей Андрей:
— И так у меня, значит, сложился Алексий, который оказался не Божий человек, но почитаемый как родной и, значит, икона святителя Алексия. И вот это вот все стало такой вот реликвией, таким преданием, такой святыней, в общем-то, семьи в том числе.
А. Ананьев:
— «Светлые истории» на Радио ВЕРА. Алла Митрофанова, Константин Мацан, Александр Ананьев и наш дорогой гость, который сегодня просто устроил из студии Радио ВЕРА просто музей драгоценностей и редких вещей с таким...
Протоиерей Андрей:
— Церковно-археологический кабинет.
А. Ананьев:
— Да, с такой пылью истории. Хотя никакой пыли нет, они все в прекрасном состоянии. Настоятель храма Михаила Архангела в Куркино, протоиерей Андрей Юревич. Еще раз напомню, друзья, обязательно посмотрите. Потому что мы даже в деталях покажем все то, что отец Андрей принес. И я так полагаю, что это всего лишь малая часть всего того, что бережно хранится у вас дома. И каждый гость, который появляется в нашем благословенном доме, он сразу попадает на экскурсию — отец Андрей просто водит по комнатам, говорит: а здесь у нас вот XVII век, здесь XVI век...
Протоиерей Андрей:
— Ну что-то такое есть, в общем, немножко. Дети мои надо мной пока что так подсмеиваются, говорят: папа, сколько можно, ты занял столько места, столько пространства, а где нам жить? Я говорю: погодите, немножко повзрослеете, и вы все поймете, что к чему.
А. Ананьев:
— Задам вам личный вопрос. Ну у меня дома есть вещь, которую я могу там назвать самой ценной для меня, в силу разных причин. Не самой древней, может быть, но самой ценной, самой любимой и самой чтимой моей. В этом вот обилии бесценных реликвией в вашем доме, какая могла быть названа вами самой дорогой вашему сердцу?
Протоиерей Андрей:
— О, среди моих... Ну я бы сразу как-то перевел немножко стрелки. Потому что для меня все-таки бесценное не...
А. Ананьев:
— Не вещи.
Протоиерей Андрей:
— Да, конечно. Бесценные...
А. Ананьев:
— Матушка Ольга.
Протоиерей Андрей:
— Не скажешь даже реликвии, а нечто бесценное в жизни — это все-таки не артефакты. Бесценное — конечно, это люди, с которыми я живу. Это моя... Вот я заметил, Саша постоянно Аллу называет в передачах: моя жена. Значит, вот это, получается, уже тоже нечто бесценное.
А. Ананьев:
— Ты моя реликвия. Древняя и любимая.
А. Митрофанова:
— Да, да. Я согласна.
Протоиерей Андрей:
— Так что моя бесценность, жемчужина, бриллиант и так далее, вот подвеска моей жизни — это, конечно, в первую очередь жена, матушка. Ну и потом драгоценные дети, и вся семья.
А. Ананьев:
— Замечательный ответ. Низкий поклон матушке Ольге от всех нас.
Протоиерей Андрей:
— Спасибо.
А. Ананьев:
— Мы ее все очень любим, всегда рады здесь видеть. Алла Сергеевна, раз уж отец Андрей вот с такой любовью имя ваше произнес, давайте мы вам слово передадим. Понятно, что первым в списке реликвий будет муж, в силу своей древности. А вот на втором месте что у тебя из особо чтимых, почитаемых, превозносимых вещей? Вот в силу возраста.
Протоиерей Андрей:
— И все-таки реликвия... Все-таки вот хочу вмешаться. Реликвия — это то, что мы храним и, как правило, не очень-то пользуемся. То есть это все-таки из области сейфа, Гохрана, сберкассы, сундука и так далее. Женой и мужем надо пользоваться.
А. Ананьев:
— Я понял, это йогуртница — мы храним и не пользуемся. Вафельница еще тоже.
А. Ананьев:
— А в него я складываю сосиски.
А. Митрофанова:
— Это ты про собаку?
А. Ананьев:
— Про меня.
А. Митрофанова:
— А, сосиски мы складываем в собаку. А в мужа мы складываем все-все, что можем лучшего взять из себя, если такое находится. Ну во всяком случае я пытаюсь. Что касается именно реликвий. Думала, о чем именно рассказать, потому что несколько таких ценных есть вещей в нашем доме. И поняла: коль скоро мы выходим в эфир накануне дня памяти преподобного Серафима, думаю, что именно на этой реликвии и остановлюсь. Дело в том, что когда мы с Сашей познакомились, и стало уже понятно, что мы обязательно будем венчаться, Саша очень хотел, чтобы дата нашего венчания была красивой. Это никак не связано вот с нумерологией, ни с чем таким, просто Саша художник, а у художников все в жизни должно быть красиво.
А. Ананьев:
— Давай уж называть вещи своими именами. Я хотел, чтобы венчание было в мой день рождения, чтобы я в дальнейшем мог экономить на подарках.
А. Митрофанова:
— Так нет, тогда бы не тебе пришлось экономить на подарках, а всем остальным, понимаешь.
Протоиерей Андрей:
— В день рождения же не ты себе даришь подарки.
А. Митрофанова:
— Вот именно.
А. Ананьев:
— Вы разве не знаете, как это работает, дорогой отец Андрей? В свой день рождения именно ты же устраиваешь какое-то, да, там...
А. Митрофанова:
— А, вот в этом смысле.
А. Ананьев:
— А тут можно совместить.
А. Митрофанова:
— Хорошо, да, торжества и снова торжества. Тем не менее мы как-то решили, что, наверное, стоит не нам самим дату венчания определять. А приезжаем мы к протоиерею Игорю Фомину и говорим: батюшка... А дело все происходит в 2018 году, то есть это было пять лет назад. И Саша думает: вот, может быть, мы тогда 18 августа, вот: 18.08. Отец Игорь не в курсе всех этих наших разговоров, но он говорит: ребята, а как вы смотрите на то, чтобы обвенчаться 1 августа? А я мысленно, по правде говоря, подумала: вот если отец Игорь предложит 1 августа — это будет 01.08.18.
Протоиерей Андрей:
— 18 августа пост, никак невозможно венчаться было бы.
А. Митрофанова:
— 18-го, да, собственно, это Успенский пост. Ну, в общем, я как-то так про себя подумала. И отец Игорь внезапно предлагает эту дату. И Саша говорит: так это же очень красиво! Конечно, давайте. И мы приглашаем разных гостей на наше венчание. И есть у меня подруга, она была среди приглашенных, которая спросила: что подарить вам? Я говорю: слушай, вот вообще не заморачивайся, подари деньги. Потому что расходы, ну как всегда обычно, да, вот они сумасшедшие, нам как-то надо будет затыкать дыры в бюджете. Через некоторое время она приглашает меня к себе домой и говорит: нет-нет, деньги, я думаю, вам и так подарят. Это есть такая традиция, и многие как раз вот молодым стараются, материально поддержать людей. А я хочу подарить вам одну из своих икон. Вот иди и выбери, какую икону ты хочешь. Дарю абсолютно любую, вот какую скажешь. А в ее комнате такой самый настоящий домашний иконостас — то есть лестница такая, лестница в небо. И есть там самые разные иконы — писаные, прекрасных иконописцев работы, вот прямо глубокие, такие самые-самые. Ну она человек с очень хорошим художественным вкусом, есть иконы редкие, откуда-то привезенные. У меня взгляд падает на образ преподобного Серафима — на доске, но не писанный. Не простой, но, наверное, по сравнению со многими иконами простенький. Я говорю: подари, пожалуйста, его, если действительно любую икону. Она говорит: надо же, какой странный выбор. Я говорю: да нет, он не странный, просто мы же венчаться будем 1 августа. Она говорит: я понимаю. Да, я понимаю. И она снимает эту икону, я ее переворачиваю и вижу, что написано на доске — эта икона 1903 года.
Протоиерей Андрей:
— Год прославления.
А. Митрофанова:
— Это год прославления преподобного Серафима. Эта икона не писанная, это икона, вот я не знаю, как называется правильно эта технология, никак не могу запомнить...
Протоиерей Андрей:
— Была тогда типа шелкография какая-то, что-то такое.
А. Митрофанова:
— Что-то типа шелкографии, да, отец Андрей. То есть это икона, которую, совершенно очевидно, к дате прославления, вот к торжествам по поводу прославления преподобного Серафима изготовили для людей среднего и, может быть, ниже среднего достатка, чтобы все участники праздника — а там же были торжества, ну такие, всенародные, там была Царская семья, и император, императрица, и все дети Царской семьи, все, то есть, естественно, и тысячи, тысячи паломников, которые приехали в Саровскую пустынь на прославление преподобного. И чтобы люди могли с собой увезти святыню, реликвию, в память об этом удивительном дне, вот, видимо, такие иконы и изготавливались. Как она оказалась у нашей подруги, я не знаю, не помню, точнее сказать. А я держу ее в руках, и у меня наворачиваются слезы. Потому что я очень хорошо помню 1 августа 2003 года — 100-летие прославления преподобного Серафима. Когда был крестный ход, тысячи людей — ну тогда вот возрождение было Дивеевского монастыря, и Саровскую пустынь начали восстанавливать, вот только-только начали восстанавливать. И нас, вот молодых, зеленых, так сказать, будущих журналистов, нас туда пригласили, чтобы мы там в пресс-центре помогли разруливать всякие оргвопросы. И я была свидетелем исторических вот этих вот событий 100-летия прославлении преподобного Серафима, как крестным ходом с его мощами из Сарова в Дивеево. И как вот, знаете, я помню, стоит там Игорь Владимирович Мещан — один из организаторов, собственно, один из тех людей, трудами которых все эти торжества тогда состоялись. И вот он стоит рядом со мной и говорит: ты представляешь, вот мы видим Пасху летом. А у преподобного Серафима ведь были слова, обращенные к сестрам Дивеевского монастыря, что вы увидите, как летом запоют Пасху, — он имел в виду прославление свое, 1 августа 1903 года. И мы через 100 лет видим снова вот эту Пасху. И я помню, что для меня это было настолько все невероятным. И тогда было как раз то время, когда я стала просить о замужестве — 2003 год, — то есть все случится через 15 лет. Но к преподобному Серафиму я обратилась тогда, обращалась впоследствии, когда приезжала в Дивеево и Саров, и я держу эту икону накануне своего венчания, которая изготовлена в 1903 году, вспоминаю 2003 год. И как будто бы, знаете, такой ответ: ну ты просила? Ну ты же знаешь, что Бог все слышит? Я просила преподобного Серафима, я просила, естественно, святителя Николая, святителя Спиридона, разных святых, и преподобного Серафима среди них тоже. И вот такой ответ я, конечно, с благодарностью эту икону приняла. Потом она нам была преподнесена на венчание. И она сейчас в нашем доме занимает почетное место, и она мне бесконечно дорога как напоминание о близости Бога через Его... через Его друзей. И наших друзей, наверное. Ну хотя я не могу сказать, что вот там, не рискну назвать преподобного Серафима своим другом, но тем не менее вот эта близость и совершенно явное присутствие ощущается совершенно точно. Вот такая у меня история.
Протоиерей Андрей:
— А представляешь, Алла, вот 15 лет ты назвала, да? 2003 год — начала об этом молиться, а 2018-й — это состоялось.
А. Митрофанова:
— Да.
Протоиерей Андрей:
— Что такое 15 лет? 15 лет в течение человеческой жизни — это же огромный срок. Тем более в молодости. 15 лет ждать замужества... Это что же это такое, да?
А. Митрофанова:
— Ну всякое бывало, да.
Протоиерей Андрей:
— А на самом деле как у Бога: один день как тысячу лет. И, самое главное, вспоминается сразу же Евангелие венчальное — про Кану Галилейскую, про вино, которое, как там сказано: лучшее вино соблюл доселе. То есть к 18-му году это вино стало лучшим.
А. Митрофанова:
— Ну поумнела.
Протоиерей Андрей:
— Если бы это случилось в 2003-м, то было бы молодое, бродильное, газированное, которое все бы, как это в мехи наливаешь, и оно все растерзает все, да. А тут за 15 лет оно все настоялось, и лучшее вино Господь соблюл доселе.
К. Мацан:
— Уже почти коньяк.
А. Ананьев:
— Херес, Константин. Херес.
К. Мацан:
— Заметьте, не я это сказал.
А. Митрофанова:
— Я на коньяк не тяну совершенно точно. Не знаю, насколько... Ну как сказать, все равно с кислинкой вино, ну прямо скажем.
А. Ананьев:
— Да ладно.
А. Митрофанова:
— И с кислинкой, и с вреднинкой, и вообще по полной программе иногда супругу достается.
К. Мацан:
— Нет, когда я говорил про коньяк, я имел в виду Сашу. Саша — коньяк, его тоже выдержали, ждали, когда нужно уже вот, когда можно было выпускать и подавать.
А. Митрофанова:
— Да, да. Алкогольная тема.
А. Ананьев:
— Спасибо тебе, дорогая Алла Сергеевна. Минус в том, что теперь я не знаю, о чем рассказывать мне...
Протоиерей Андрей:
— Ну что ж вы не договорились-то.
А. Ананьев:
— Потому что главные реликвии нашего дома ты действительно перечислила. Ну действительно это, наверное, самое важное. Ну то есть будет пожар — после жены и собаки третье, что будем спасать...
А. Митрофанова:
— Иконы наши.
А. Ананьев:
— Это вот эту вот икону, да, в спальне. Потому что она нам очень дорога.
А. Митрофанова:
— У нас и другие иконы есть, тоже бесконечно нам дорогие, мы их тоже будем спасать.
А. Ананьев:
— С каждой связаны разные истории, но это действительно наши реликвии, в общем-то.
Протоиерей Андрей:
— Вы еще молодожены, вы еще не приобрели, наверное, своей главной реликвии.
А. Ананьев:
— Слушайте, у нас собака — у нас год за восемь. Так что нам срок уж внушительный. Я знаю, как это работает. Спасибо, Алечка. Сейчас мы прервемся на минуту, у нас полезная информация. Прежде чем мы уйдем на перерыв, напомню вам, друзья, обязательно посмотрите этот выпуск. Ну просто большая радость видеть здесь отца Андрея, его улыбку, и Константина, и Аллу. Ну и вообще есть возможность поделиться этим видео, поставить лайк и оставить свой комментарий, рассказать о том, какая реликвия в вашем доме, может быть, даже оставить фотографию. Мы будем очень благодарны, а потом поделимся вашими историями в эфире. Не переключайтесь, мы вернемся совсем скоро.
А. Ананьев:
— Самые чтимые, самые любимые, самые почитаемые вещи в вашем доме, так называемые семейные реликвии — вот тема нашего сегодняшнего выпуска программы «Светлые истории». В студии Алла Митрофанова, Константин Мацан, я Александр Ананьев, и настоятель храма Михаила Архангела в Куркино, протоиерей Андрей Юревич, который, в отличие от всех нас, нерадивых, даже еще и принес, чтобы показать, свои вот эти бесценные семейные реликвии.
К. Мацан:
— Я тоже принес.
А. Ананьев:
— Да что ж ты будешь делать! Алла Сергеевна, нет нам прощения, что ж такое...
А. Митрофанова:
— Нам двойка.
А. Ананьев:
— Нам двойка, да. Ну, может быть, единственным оправданием нашим может служить то, что наш дом в двухстах шестидесяти километрах отсюда, а мы сейчас из своей московской квартиры — а там из реликвий, действительно, только кактус. Константин, тебе слово.
К. Мацан:
— Ну чтобы вы не так переживали, я скажу, что все-таки я принес не реликвии как таковые, не какие-то — по сравнению с тем, что принес и о чем рассказал отец Андрей, это не древности, даже это не иконы (в порядке оригинальности я сегодня буду не про иконы рассказывать), но я действительно принес показать четки. Я расскажу про четки.
А. Ананьев:
— Четки?
К. Мацан:
— Четки, да. И все будет четко. И, повторюсь, это вот не реликвия в собственном смысле слова. Как-то, может быть, мы за 12 лет брака тоже пока вот такого рода прямо реликвиями не обросли. Но то, что я расскажу, это такая, может быть, история про то, как вещь претендует на то, чтобы стать семейной такой ценностью и реликвией. Мне довелось однажды участвовать в таком мероприятии, которое проводили наши друзья, коллеги, в московском пространстве «Фавор» — «Школа молитвы». Такое закрытое мероприятие — в том смысле закрытое, что оно по билетам, туда люди записываются, те кому это очень интересно. Собираются опытные пастыри, священники, как правило, один или два, и вот с ними сначала аудитория говорит об Иисусовой молитве — что это такое, об ее специфике, вообще о том, что она есть. А потом, поговорив о молитве, нужно как-то и к практике переходить. И вот люди, собравшись в этом вам хорошо известном, очень таком лофтовом, модном пространстве «Фавор», свет выключается, ну по крайней мере он делается менее ярким и, как в монашеских общинах, практикуется Иисусова молитва — то есть каждый человек вот в этом зале тридцать раз произносит: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас». Как известно, формы Иисусовой молитвы могут быть разные — более длинные, более короткие. Ну вот тогда был духовник, священник — я на всякий случай не буду специально его имя называть, потому что такое общение было очень личное, но это очень уважаемый такой, мной любимый московский, санкт-петербургский игумен уже. Значит, приезжаю я — меня позвали просто ведущим, приезжаю на это мероприятие, люди собираются, ждут там начала. Стоит этот замечательный игумен с другими людьми и общаются про тему будущей встречи, про жизнь, и про четки заговорили — ну как, Иисусова молитва, по четкам молятся. И вот он крутит в руках четки. Ну просто стоит монах и молится тоже, разговаривая одновременно. И рассказывает, как у него есть любимые четки, вот он их в руках держит, они такие удобные. Ну бывают более удобные, менее удобные, вот ему прямо эти удобны были, он их нашел и с ними уже много лет, потому что вот прямо ему вот с ними очень хорошо. А у меня что-то так не было, и когда все, значит, уже приступили к мероприятию, он мне говорит: ну-ка давай тебе дам, пока будем молиться все вместе, чтобы у тебя тоже были четки, чтобы ты 30 раз вот эти отсчитывал, удобно. Все сидели просто на стульчиках, как бы как вот практиковалось это, как рассказывают, у отца Софрония Сахарова, в Эссексе сидели все, монахи молятся — ну вот такая практика, такое прикосновение к Иисусовой молитве для мирян. Очень аккуратно, без всяких экзальтаций, без всяких там больших планов, просто попробовать это провести. Ну все, прекрасная была встреча. Конечно, это погружение в эту жизнь, в эту Иисусову молитву, оно такое очень какое-то духоподъемное, светлое и теплое чувство после него и во время. И я подхожу после всего этого к этому игумену и, значит, возвращаю ему его четки. Его любимые четки. И говорю: спасибо большое, вот возвращаю. И дальше, знаете, такая вот одна секунда, она вот на всю жизнь запоминается, он так вот, с неким прищуром на меня смотрит — это там полсекунды, — и говорит: а хочешь — себе оставь. А я только этого и ждал. Вот только этих слов я и ждал, чтобы он мне эти четки оставил. Потому что ну намоленные, старые. Вот я их специально принес показать. Они, может быть, как бы в экран так не очень хорошо видны...
Протоиерей Андрей:
— Это не просто четки, это лестовка, древний тип.
К. Мацан:
— Вот, тем более. С такими крупными, значит, горошинами, как это называется. И она, прямо видно, потертая, то есть человек ей много-много пользовался.
Протоиерей Андрей:
— Это даже не горошины, это типа ступенек. Лестовка — лестница такая.
К. Мацан:
— Здесь вот тридцать их, это как раз по числу ступеней в «Лествице» преподобного Иоанна Лествичника. И, во-первых, для меня это тоже такой пример, когда человек до этого долго рассказывал, как ему с ними удобно, какие они любимые, и тут он мне их дарит. Вот прямо отрывает от сердца, можно сказать. Я, конечно, не поскромничал, взял. И, знаете, потом бывает такое, к тебе в руки такая вот реликвия, в переносном смысле, попадает, и ты начинаешь молиться чаще. Больше, чем обычно. Ты берешь ее с собой в карман, ты идешь там, не знаю, на работу — молишься, ты едешь в машине — молишься. Конечно, я не хочу сказать, что у меня какой-то дар открылся Иисусовой молитвы, это вообще не про это. Просто речь о некотором волевом механическом усилии. Ты можешь идти от метро до работы, музыку слушать, а можешь музыку выключить и вот идти, читать Иисусову молитву. Точно так же можно в машине это делать, на время, ненадолго только, выключить Радио ВЕРА в машине — ненадолго обязательно, вот, — и помолиться, вот там на полчаса.
А. Ананьев:
— Слушай, а я слышал, что на это нужно благословение какое-то особое?
К. Мацан:
— Да. Ну надо к духовнику подойти и спросить вот как-то, есть ли благословение молиться по четкам.
Протоиерей Андрей:
— Вообще благословение нам дано в Священном Писании: непрестанно молитесь.
А. Ананьев:
— Ну понятно. Я когда просто надел четки, меня спросили: а у тебя есть вообще, тебе благословили?
К. Мацан:
— Знаешь, меня тоже так тут же спросили, когда первый раз у меня в руках четки увидели. Я к священнику подходил, своему духовнику, он мне тоже мудрую вещь сказал: пусть они у тебя в кармашке лежат. Вот как бы красоваться с ними точно не надо. А как бы если так, то можно. Но я сейчас их показываю просто чтобы вот, поскольку мы о реликвиях говорим. И вот это было потрясающее чувство, я так радовался, что вот такие, намоленная вещь мне досталась, так прекрасно. А потом, как это обычно бывает в жизни, вот чувство этой вдохновленности начинает угасать постепенно. Как чай остывает. И вот что-то я раз их забыл, два их забыл, что-то с собой не взял, и как-то уже молитва меньше. И даже то вот механическое усилие, которое ты раньше прикладывал, ты его уже так не прикладываешь. И тут, значит, я их оставил на столе, и увидела моя супруга Лена их. И я прихожу домой, она говорит: слушай, я вот тут четки увидела, так взяла — так здорово, так прямо они, как-то так молиться с ними хорошо. Ну и такая уже: можно я их себе оставлю? Тут у меня первая реакция: как? Это же мое, подожди, это же мне подарили! Ну как бы это моя реликвия. И тут я вспоминаю вот того игумена, который мне их подарил, который точно так же их вот от сердца оторвал. Говорю: да, конечно, все. Я вспомнил, все, Господи, я понял. Бери. К тому же я уже перестал быть таким молитвенником, как две недели назад, у меня период закончился возвышенной духовности. И тут мне подарили другие четки — такие совершенно простые, один знакомый священник оставил, я их случайно, честно говоря, порвал. Не потому, что я так дико молился, а потому что на них эти горошинки, бусинки, они были близко, неудобно было туда, значит, пальцем пролезать, и я их чуть растянул — они растянулись, стало удобнее. Я еще чуть-чуть потянул — они порвались. И вот думаю: ну вот возьму вот эти четки. И поехал тоже куда-то там по делам, вот они в кармане. Я думаю: ну конечно, это не то. Вот я супруге отдал те классные, а это такие, просто четки. Ну думаю, ладно, с чем есть, с тем помолюсь. И вы знаете, ну как-то вот Господь дает вдохновение и с ними, с самыми простыми, вовсе не намоленными, вовсе не особенными, просто вот такими четками штампованными, которых много производят. И в этот момент понимаешь две вещи. Две вещи принципиально важных для себя я понял. Во-первых — то, что вот действительно Господь может тебя как-то коснуться, вдохновить, как-то к чему-то призвать через материальную вещь и через реликвию вот эту вот, не надо этим пренебрегать. И одновременно Господь тебе показывает, что даже к этому привязываться сердцем нельзя. Что вот простые, обыкновенные четки ничуть не менее в этом смысле, может быть, тебе окажутся полезными, чем намоленные четки из руки очень тебя вдохновившего и поразившего игумена. И вот даже с такой любимой реликвией хорошо бы уметь ради ближнего расстаться. Вот такие у меня уроки были благодаря этим вещам. А к вопросу о реликвиях — вот теперь у нас есть с женой одни четки на двоих, которые мы друг другу передаем в минуту душевной невзгоды. Ну вот, наверное, лет через двадцать, надеюсь, скажу, что они с нами все эти годы, нас как-то связывают.
А. Ананьев:
— «Светлые истории» на Радио ВЕРА. Алла Митрофанова, настоятель храма Михаила Архангела в Куркино, протоиерей Андрей Юревич, я Александр Ананьев и Константин Мацан, у которого, между прочим, ты, наверное, забыл, но есть и продолжение истории про четки. Года три назад мы с Алечкой — как сейчас помню, был солнечный день и настроение было какое-то, знаете, такое какое-то бывает настроение, такое предвкушение чуда что ли, ну радостное. Ты не понимаешь, почему, но оно радостное. И мы пошли в какую-то прекрасную сводчатую залу — я не помню, где конкретно...
А. Митрофанова:
— Высоко-Петровский монастырь.
К. Мацан:
— Высоко-Петровский монастырь
А. Ананьев:
— Да, где дорогой друг Константин Мацан выступал в роли ведущего презентации замечательной книги «2 000 000 километров до любви. Одиссея грешника» Клауса Кеннета. И этот Клаус Кеннет настолько вдохновенно говорил о каких-то настолько понятных мне вещах, и это настолько тронуло меня за живое, что я сидел там, просто разинув рот.
К. Мацан:
— А это человек, который биографически просто прошел — он немец, по-моему, да? — который прошел вот, попробовал все религии: индуизм, буддизм, он рожден был католиком, прошел через хиппи — вот все, все на свете испробовал. И потом нашел любовь в православии, у отца Софрония Сахарова, в Эссексе. И это стало его таким как бы, теперь он православный и понял, что вот там истинная вера.
А. Ананьев:
— Да. И там прозвучали какие-то такие вещи, которые я даже попытался записать, они у меня где-то даже записаны. Я сейчас не воспроизведу, просто не подготовился в этом отношении, не ожидал, что Костя будет эту историю рассказывать.
К. Мацан:
— Прости.
А. Ананьев:
— Я очень хорошо помню, как этот замечательный Клаус Кеннет, рассказывая о молитве и, в частности, Иисусовой молитве, показывал свои четки. И после презентации он говорит Косте: я хочу, чтобы эти четки были у вас, — и он дарит их Косте. А я сижу как этот, ребенок на Новый год — ну Косте подарили подарок, а мне не подарили. И я сижу такой: и как-то мне и горестно, и радостно. И как-то ну ужасно хочется. И вот презентация закончилась, Костя подходит ко мне — по-моему, я тебя даже не спросил и не попросил. Но ты меня увидел, вытер мне слезы и говоришь: Саш, я вижу, что тебе так хочется эти четки. Возьми их, пожалуйста. И он дарит мне те самые четки Клауса Кеннета, которые он только что подарил ему. Более счастливого юнца в том зале сводчатом Высоко-Петровского этого монастыря мир еще не знал.
К. Мацан:
— Мне нравится в Сашиных историях — ты себя таким хорошим видишь, таким каким-то прямо...
А. Ананьев:
— Спасибо тебе огромное, я тебя до сих пор ужасно благодарный. Храню эти четки, они у меня дома лежат. Правда, да, они тоже, к сожалению, в одном месте порвались, но от этого они, в общем, ничуть не менее дороги мне. Спасибо тебе большое.
Протоиерей Андрей:
— Вот к вопросу о четках. Вот я заметил, почти всю передачу Алла спокойненько молится по своим четкам — имею в виду шнур от наушников. Она перебирает вот эти вот круталики, как вот точно, как лестовку, и вот так вот спокойненько уже целый час по ним молится. Так что в качестве четок может быть все что угодно.
А. Митрофанова:
— Отец Андрей, вы очень хорошо обо мне думаете, правда.
Протоиерей Андрей:
— Да.
А. Митрофанова:
— Ну по поводу того, что в качестве четок может быть что угодно — тоже, по-моему, это Марина Борисова, от нашей коллеги я слышала, что можно молиться по фалангам пальцев.
Протоиерей Андрей:
— А я вам скажу про еще один резерв Иисусовой молитвы. Не к четкам, а вот Костя начал говорить про Иисусову молитву — замечательный резерв, может быть, у вас у кого-то он уже открылся, но со временем наверняка откроется, — это бессонница пожилого человека. Вот я несколько лет как просыпаюсь регулярно. Причем я ставлю рекорды: то я просыпаюсь там в четыре, в пять, потом в три, потом в полвторого. Потом уже иногда срубает меня в десять часов, я просыпаюсь полпервого. И где-то несколько часов в течение ночи, вот хоть вырви глаз, я не могу заснуть. Ну иногда я встаю, начинаю там читать. А иногда я делаю усилия, чтобы не вставать, и я под подушку к себе стал класть четки — это уже несколько лет. Я просто вытаскиваю вот так вот, как воин меч так из-за спины — вжух! — а я из-за спины, из-под подушки вытаскиваю четки и начинаю по ним, вот так просто выкладываю руку и начинаю по ним молиться. Пытаюсь засыпать и молюсь, молюсь иногда час-полтора. Потом утром я нахожу четки на полу вот так вот где-то — то есть все, я постепенно засыпаю, но полтора часа я молюсь. Совершенно реально. Тишина полнейшая, глубокая ночь, темнота, ничего не отвлекает. Не то что там по набережной идешь Андреевской — тут вокруг люди, надо что-то как-то делать усилия. Здесь никаких усилий для сосредоточения не надо. Ты и молитва, и вокруг тебя просто темная вселенная.
А. Ананьев:
— Прекрасно.
Протоиерей Андрей:
— Бессонница — это здорово.
А. Ананьев:
— А опять же для этого тоже, наверное, благословение нужно.
Протоиерей Андрей:
— Чтобы молиться в бессонницу?
А. Ананьев:
— Да, ну Иисусовой молитвой.
Протоиерей Андрей:
— А что в нее еще делают? Ну-ка...
А. Ананьев:
— Мне можно?
Протоиерей Андрей:
— Благословение.
А. Ананьев:
— Спасибо. Не, я серьезно.
Протоиерей Андрей:
— Серьезно.
А. Ананьев:
— У меня всегда какие-то такие... Я обычно «Богородицу» в таких случаях, вот буквально по кругу читаю. Очень, знаете, как укрывает.
Протоиерей Андрей:
— Хорошо. Не обязательно Иисусовой молитвой, можно молиться просто своими словами.
К. Мацан:
— И не обязательно в бессонницу.
Протоиерей Андрей:
— Ну нет, в бессонницу в первую очередь. То есть есть темы, есть что-то, туга какая-то вот — сердечная, житейская, умственная — молись.
А. Ананьев:
— Ну что же, у нас осталось совсем немного времени, чтобы я рассказал о какой-то реликвии в свою очередь. Алечка уже рассказала об иконе преподобного Серафима Саровского, которая нам очень дорога.
А. Митрофанова:
— Прости, что-то мы не договорились.
А. Ананьев:
— Да слава Богу, это все равно должно было прозвучать. Ну тогда расскажу о другой реликвии в рамке. Когда к нам приходят в гости — первое, что они видят в самом освещенном месте... Причем дома еще не было, дизайн-проекта еще не было, но мы знали, что на центральном месте, под лампочкой, там будет именно это, в тяжеленной золоченой раме. Небольшая, буквально 60 на 70 сантиметров, ну такая вот картина, которую как будто бы нарисовал расшалившийся, лишенный всяческого художественного таланта, неразумный малыш, который впервые увидел акриловые краски — ну вот такая картина. Ну довольно странная. Там какое-то кривое солнышко такое наивно нарисовано, под солнышком домик, под домиком река, возле реки заяц, потом заяц закрашен травой, поверх травы еще какой-то зверек там...
Протоиерей Андрей:
— Вот до зайца пока ты говорил, я думал, это Ван Гог.
А. Ананьев:
— Лучше.
А. Митрофанова:
— Это да, это тот случай, когда это даже лучше.
А. Ананьев:
— Причем вокруг солнца нарисован какой-то ангел, и причем он нарисован так, что в темноте, когда я наблюдаю за этой картиной — я часто за ней наблюдаю, — мне кажется, что это профиль Фрейда. Он очень похож на профиль Фрейда, вот этот вот ангел вокруг солнца. То есть там можно много чего рассмотреть, такая безумная абсолютно картина. И она мне безумно дорога. А все потому, что эту картину нарисовали 64 человека за буквально один вечер. Как было дело. Костя даже один из художников. Вот так вот.
К. Мацан:
— Я там руку приложил тоже.
А. Митрофанова:
— Заяц — это не твоя работа?
К. Мацан:
— Я, честно говоря, не помню. Но вот надо что-то выбрать самое примитивное и как бы там некрасивое — это мог быть я.
А. Ананьев:
— Там нет ничего некрасивого. Ты понимаешь, в чем штука: там все прекрасно. Одним словом, мы с Алечкой решили, что на нашем венчании не будет тамады — ну на праздновании вот уже. Там будет много гостей, но не будет тамады, ведущего, а мы как-то сами все это дело проведем, как-то организуем, как-то все будет. И я подумал, что надо придумать что-то необычное, чего я никогда не видел. И идея пришла в голову как-то сама собой. Мы купили холст...
А. Митрофанова:
— Это, по-моему, родители тебе его подарили. Это еще было глубже.
А. Ананьев:
— А, кстати, да, родители мне подарили холст давным-давно, со словами: мы желаем тебе однажды начать с чистого листа. Вот. Такое было пожелание. И я этот холст долгие годы хранил. И вот я его достал этот холст. Мы купили самых радостных акриловых красок в тюбиках, одну кисточку и все это дело принесли в трапезную замечательного храма Александра Невского при МГИМО, где мы отмечали...
Протоиерей Андрей:
— Где с отцом Игорем Фоминым обсуждают дела.
А. Ананьев:
— Да, к отцу Игорю принесли этот холст вот туда, в трапезную. Поставили и сказали гостям, вот в самом начале: друзья, вот краски, вот кисточка, вот холст —рисуйте все, что хотите, все что вам захочется. И первым кисть взял в руки, собственно, отец Игорь — именно он, набрав щедро желтой краски, нарисовал солнце прямо в центре картины. И уже дальше все танцевалось от этого солнца. Кто-то рисовал дом. А дом, по-моему, нарисовал Владимир Александрович Гурболиков, по-моему, это его рук дело, вот этот дом.
А. Митрофанова:
— Вполне возможно. Там все дорогие, бесконечно дорогие нам люди, и все приложили руку к этой картине.
А. Ананьев:
— Вообще эта картина может стать обложкой к серии книг «Жизнь замечательных людей». Потому что там и Владимир Романович Легойда, и архитектор, и храмостроитель Андрей Альбертович Анисимов. Там же и продюсер Радио ВЕРА Арсений Федоров, и Костя Мацан с супругой, и еще...
А. Митрофанова:
— Кого там только нет.
А. Ананьев:
— Кого там только не было, и все люди просто бесценные. Причем мы каждый год смотрим на общую фотографию и радостно понимаем, что все с нами, все живы, все хорошо. И благодарим Бога за то, что вот они были, есть и всегда рядом. Я очень хорошо помню сцену, которая меня тронула за живое. А идея какая была-то? Я-то думал, что это будет — я очень люблю современное искусство, — я думал, что это будет авангард: то есть люди будут хаотично брать краски, хаотично делать такие мазки пестрые, и это будет такой вот эмоциональный такой выплеск, да, чтобы это было безумие такое. А к моему разочарованию, люди начали аккуратно рисовать зайчиков. А это было ровным счетом не то, что я задумал, я хотел иначе. Но они начали рисовать зайчиков, и я как-то вздохнул, думаю: ну ладно, пропала идея. Ну пропала и пропала. А потом думаю: ну ничего не получится. Потому что ну либо ты рисуешь хорошо зайчиков, либо ты вот так краски размазываешь. А так нет, ну... А потом замечаю краем глаза, уже под конец вечера, сидит наша художница, Анечка...
А. Митрофанова:
— А, Анечка Шапиро. Она иконописец.
А. Ананьев:
— Да, сидит Анечка Шапиро с этим холстом, вытирает слезы. И я говорю: что случилось? — Они тут испортили, я сейчас поправлю. И я тут понял, что это ну это бесценно вообще, все что вот происходит. Вот эта картина, она ужасно дорога нам. И, конечно же, вот после венчания у нас осталось много всяких прекрасных штук, и у меня в жизни много каких-то дорогих мне вещей. Например, знаешь ли ты, Алла Сергеевна, что я по-прежнему бережно храню первую протянутую тобой мне вещь — это визитка Радио ВЕРА, на которой написано: ведущая Алла Митрофанова. Это было в те годы, когда еще люди менялись визитками при встрече.
А. Митрофанова:
— Так твою визитку я тоже храню.
А. Ананьев:
— Вот так они и хранили визитки. Первый подаренный тебе цветок, который мы называли Эдуардом, и который просто символ нашей странной, но живучей пары. Потому что он сошел с ума — он вырос в такой огромный куст. Это суккулент, он такими вот палочками растет вверх. Когда я его подарил Алечке, он был аккуратно заплетен в косичку, и был вот такой вот. А сейчас он вырос в двухметровое какое-то такое...
А. Митрофанова:
— Сумасшедшее дерево.
А. Ананьев:
— Сумасшедшее дерево. И мы его безумно любим. Правда, сейчас пытаемся понять, куда нам его поставить, чтобы он не загораживал нам картину. Потому что он загораживает теперь в доме все. И таких вещей, их много. Но эта картина, она, конечно, дорога мне больше, чем что-нибудь еще. Спасибо вам огромное, отец Андрей, простите, что мы дали вам так мало времени. Потому что я думаю, что если бы мы два часа посвятили вам и вашим реликвиям, нам было бы что послушать.
Протоиерей Андрей:
— Нет, я сидел, наоборот, мне дали возможность, как сказать, такую вкусную очень возможность: я сидел, наслаждался вашей воркотней вот этой вот. То есть я смотрю...
К. Мацан:
— Вот чем вы тут занимаетесь.
Протоиерей Андрей:
— Какой вы переживаете вкусный период в своем браке — вот так воркуете, воркуете... Это так замечательно.
А. Ананьев:
— Спасибо большое. Настоятель храма Михаила Архангела в Куркино, протоиерей Андрей Юревич, ведущий Радио ВЕРА Константин Мацан и ответственная за воркотню Алла Сергеевна Митрофанова...
Протоиерей Андрей:
— Нет-нет, здесь ответственный за воркотню Александр как раз.
А. Митрофанова:
— Вот именно, Александр Ананьев.
Протоиерей Андрей:
— В основном он так воркует вокруг.
К. Мацан:
— Воркотня — хорошее название для такого какого-то воркаута, пространства какого-то такого для свободного...
А. Ананьев:
— Воркшопа.
К. Мацан:
— Воркшопа, да. Воркотня.
А. Ананьев:
— Напомню, воркотню нашу можно не только слушать, но и смотреть. Заходите в наши соцсети, оставляйте лайки, комментарии и делитесь этими бесценными видео со своими друзьями, они вам будут благодарны. Всего доброго.
А. Митрофанова:
— До свидания.
Протоиерей Андрей:
— До свидания.
К. Мацан:
— До свидания.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
27 июня. О детях Божьих

В 9-й главе Послания Апостола Павла к римлянам есть слова: «Не плотские дети суть дети Божии, но дети обетования признаются за семя».
О детях Божьих — священник Алексий Дудин.
Живя в этом мире, мы часто видим примеры того, что успеха достигают те люди, которые имеют определённые ресурсы, которые имеют определённые связи.
Но когда мы имеем дело с Господом, то тут все люди становятся равны. Это непонятно для нас, но Господь предупреждает, что не по плотским заслугам, не по каким-то внешним дарованиям человек достигает духовного успеха.
А духовного успеха достигает только тот человек, который всем своим сердцем, всем своим естеством, всем своим произволением искренне, честно трудится Христу, отдавая Ему все силы, все своё произволение.
Все выпуски программы Актуальная тема
27 июня. О чудесах Пророка Елисея

Сегодня 27 июня. День памяти Пророка Елисея, жившего в девятом веке до Рождества Христова.
О его чудесах — протоиерей Максим Горожанкин.
Пророк Елисей творит множество чудес: чудесный переход Иордана буквально после вознесения пророка Илии, исцеление больных. Елисей воскрешает сына гостеприимной жены сонамитянки. Елей умножается в доме бедной вдовы, хлеб появляется также. Обо всём этом мы читаем в IV книге Царств.
И даже по смерти пророка Елисея совершается на его могиле воскрешение человека. Похоронная процессия встречается с враждебным войском, и покойника бросают в пещеру, где погребен Елисей, и покойный воскресает.
О чем это нам говорит? О том, что пророк Елисей всю жизнь борется с язычеством, как и его учитель, и чудеса, которые он творит, говорят о том, что, как и Илья, сам Елисей проповедует Бога истинного.
А чудеса воскрешения умерших говорят нам о том, что все мы воскреснем, о чём мы всегда молимся и о чём поём в Символе веры.
Все выпуски программы Актуальная тема
27 июня. О жизни и творчестве Ирины Одоевцевой

Сегодня 27 июня. В этот день в 1895 году родилась поэтесса Серебряного века Ирина Одоевцева.
О её жизни и творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Знала она и голод, и нищету, ведь многие представители русской эмиграции бедствовали, оказавшись далеко от России. Время не пощадило имение её отца в Биаррице, где она жила с мужем. В Париже после Второй мировой войны её квартира была разграблена. Завершала свою жизнь она в старческом доме.
Однако приняла судьбоносное решение вернуться в 1987 году на родину, уже столь не похожую на императорскую Россию, некогда её породившую. Замечательно, что в те перестроечные годы Ирина Одоевцева стала знакомой миллионам людей, её показывали по телевидению. Переизданные ею мемуары разошлись тиражом более двухсот тысяч экземпляров.
Любители литературы не упустят возможностипознакомиться с её мемуарами. Ирина Одоевцева — прекрасный стилист, слово её ясно и прекрасно, а личные воспоминания о знаменитых деятелях русской культуры настолько выпуклые и образные, что доносят до нас аромат той исчезнувшей, но оставившей по себе память эпохи Серебряного века.
Все выпуски программы Актуальная тема