Как-то я ехала в маршрутке, и рядом со мной сидела молодая пара. Их разговор был слишком громким, чтобы абстрагироваться, и мне невольно пришлось подслушивать.
- Ты книги любишь? – спрашивал парень.
- Да, а ты? – спрашивала девушка.
- Люблю. Недавно прочёл «Возможность острова». Читала?
Девушка замотала головой.
- Классная книжка. Это такой… роман-утопия. Мишеля Уэльбэка.
Примерно в таком же духе продолжился разговор о музыке, о хобби и, наконец, я и другие пассажиры маршрутки стали свидетелями вечной шаблонной сцены.
- Родители замучили. Тебе, говорят, уже двадцать два, а ты всё не замужем, – жаловалась девушка.
- Понимаю. А ты что? –спросил парень.
- А что я? Не время ещё, говорю. На работе не освоилась, диплом не получила. С жильём вопрос висит…
- Да, – закивал головой парень. – Согласен с тобой. Брак никакой гарантии не даёт. Я знаю: был разок женат. Прожили два года: сплошные скандалы и непонимание. Развелись. Со свадьбой не стоит торопиться. Счастливый брак – это…утопия.
- Ну, да, наверное,– ответила девушка, явно смущённая признанием своего спутника.–Надо всегда надеяться только на себя. Даже в браке: надо иметь ходы отступления.
Парень поближе прижал девушку к себе, и на этом разговор сбросил свои обороты. Окружавшие парочку пассажиры, и я в их числе, облегчённо выдохнули. Уж больно личную философию нам пришлось послушать в конце рабочего дня.
Через несколько минут парочка вышла, а мне оставалось ещё полчаса – до конечной. Всю дорогу я думала об их разговоре и мысленно пыталась объяснить той несчастной девушке, что счастливый брак, – это никакая не сказка и не выдумка. Это – труд. И труд этот есть любовь, что является…эквивалентом того самого «счастья», которое её спутник так опрометчиво назвал утопией.
А вот молодому человеку мне почему-то ничего не хотелось сказать. Разве что… хотелось немного поправить его литературные познания: «Возможность острова»Уэльбэка– это не утопия. Это антиутопия.
5 февраля. О задачах, стоящих перед архиереями Русской Православной Церкви
1 февраля, в 16-ю годовщину интронизации, в своём первосвятительском слове после Литургии в Храме Христа Спасителя Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл говорил о задачах, стоящих перед архиереями Русской Православной Церкви.
Каждый архиерей должен ставить перед собой новые задачи. И не только уже строительство храмов, хотя еще во многих местах и это нужно сделать, но особенно работу с детьми, с молодежью. С той еще частью нашего социума, который как-то не воцерковился и сил еще может быть не имеет к тому, чтобы воцерковиться, чтобы всякие средостения между Церковью и обществом окончательно исчезли.
Мы живем в стране с абсолютным православным большинством. А если даже взять и значительную часть мусульманской общины, они тоже верят в единого Бога. И таким образом абсолютное большинство населения России, граждан России — это верующие люди. Нам действительно дан такой особый период времени. Я не перестаю думать о том, что он ведь неспроста нам дан. Не знаем, что нас ждет в будущем, но эти годы мы должны использовать для всестороннего развития церковной жизни, для укрепления веры в нашем народе, благочестия в народе. Мы должны так стараться влиять и на социальную жизнь, чтобы христианские идеи, вне зависимости от того слышат ли их люди, не принадлежащие к нашей Церкви или нет, становились частью нашего культурного кода, частью нашей политической практики, частью, а может быть даже основной силой нашей народной жизни.
Все выпуски программы Актуальная тема
5 февраля. О решениях Шестого Вселенского Собора
Сегодня 5 февраля. Воспоминание Шестого Вселенского Собора.
О решениях Собора — протоиерей Андрей Ефанов.
Шестой Вселенский Собор, прошедший в 680-681 годах в Константинополе, завершил эпоху христологических споров — особый период в жизни Церкви, который она сформулировала и утвердила догматы о Христе, его природе и свойствах. На Шестом Вселенском Соборе была осуждена ересь монофелитства, приверженцы которой исповедовали одну божественную волю во Христе, отвергая в нем волю человеческую, тем самым умоляя и принижая тайну Боговоплощения. Присутствовавший на Соборе еретик Патриарх Александрийский Макарий был осужден и лишен священного сана, а православное учение о двух волях во Христе было соборно утверждено. Важным решением Шестого Вселенского Собора стоит также признать осуждение и предание анафеме Папы Римского Гонория, что свидетельствует о том, что в Церкви Христовой нет места никакому верховенству одной поместной церкви на другой, и как римский, так и современный константинопольский папизм — это нововведение, противоречащее учению и традиции Церкви.
Все выпуски программы Актуальная тема
5 февраля. О духовной пользе скорби и болезней
В 4-й главе 1-го Послания апостола Петра есть слова: «Страдающий плотию перестает грешить».
О духовной пользе скорби и болезней — игумен Лука (Степанов).
До бесстрастия, вероятно, нам далеко. Относительная чистота от действия страстей достигается покаянием и потому мы, освящаясь благодатью Божией, составляем единство со Христом в Его Церкви. Но эти слова апостола Петра мы всегда вспоминаем тогда, когда нам трудно. «Страдающий плотью преста от греха». Когда приходит время переживаний, скорбей и болезней вот тогда и всерьез узнает человек, как будто в первый раз, что он тленен, что он временен, что духовное в нем имеет неприходящее значение и многие именно скорбями и болезнями подвигались к покаянию. Действительно, занятый возвращением себе необходимого для выживания здоровья уже мало печется и о славе земной, и о стяжаниях мирских и суетных, и о исполнении похотей своих, поскольку эти самые болезни плоти, напоминающие о неизбежном исходе из временной жизни, конечно же поставляют человека перед той самой реальностью о необходимости нашего преображения благодатью Божией для вечного спасения.
Все выпуски программы Актуальная тема