В нашем обществе вопроса об истине на самом деле не существует. Большинство культур в истории человечества полагали, что цель человека — стремиться к ней. Но мы живем в культуре, в которой принято стремиться к комфорту.
Если раньше человек ставил вопрос о том, "правда ли это?", то теперь мы привыкли спрашивать "что это мне даст? зачем мне это нужно?", причем очень часто имеется в виду "как это повысит мой уровень комфорта?".
Даже религия оценивается с точки зрения того, "что она дает" в психологическом, культурном или социальном плане. Вашу жизнь наполняет смыслом, радостью и значением православная вера? Очень хорошо, а мне вот больше по душе какая-нибудь трансцендентальная медитация.
Но подлинный поиск веры предполагает отказ от вопросов "устраивает ли это меня" и "нравится ли это мне" в пользу вопроса "истина ли это?".
Поиск верующего напоминает поиск ученого. Ученый придерживается той или иной теории не потому, что ему это удобно, не потому, что она приносит ему утешение, не потому, что ее разделяют симпатичные ему люди — а потому, что, насколько он может понять, она правильно описывает реальность. Ученый — если он хочет оставаться ученым — должен проявлять смирение перед природным миром, который он исследует, не пытаться навязать ему свои взгляды, а стараться понять, как этот мир устроен. Так и верующий должен быть готов отодвинуть свои пожелания на второй план — а искать истины, которая не зависит от его пожеланий, и которая была бы точно такой же, если бы его и на свете не было.
Однако научная истина не налагает на нас никаких обязательств. Был Большой Взрыв, не было Большого Взрыва, общие предки у дельфинов и собак, не общие — это никак не влияет на то, как мы должны поступать, во что верить и на что надеяться. А вот истина веры налагает обязательства — она указывает мне, что я должен делать.
Если, скажем, выяснится, что Ледового Побоища не было на самом деле, а все его летописные свидетельства сфальсифицированы, это никак не отразится на жизни большинства из нас. Но есть истины, после которых мы уже не сможем жить, как раньше — и главная из них состоит в том, что Иисус из Назарета действительно воскрес из мертвых.
Если это правда (а это правда), то Иисус — не один из великих учителей человечества, одинаково почтенных, одинаково мертвых, одинаково занесенных пылью веков. Он Господь, Бог и Спаситель, который здесь и сейчас обращает ко мне Свое слово — "ты веруешь ли в Сына Божия? (Иоан.9:35)" и ожидает от меня ответа.
«Святые отцы и их творения». Священник Евгений Шилов
Гостем программы «Светлый вечер» был клирик храма святого великомученика Георгия Победоносца в Коптеве, доцент кафедры аксиологических проблем и религиозной мысли РГСУ, преподаватель Московской духовной академии священник Евгений Шилов.
Тема выпуска — древние отцы Церкви: зачем читать их сегодня, как они формировали христианское вероучение и почему их труды остаются живыми и актуальными. Отец Евгений говорит о мужах апостольских и первых апологетах, о восточных и западных отцах — от Василия Великого и Григория Богослова до блаженного Августина.
Гость подчёркивает, что центр всей святоотеческой мысли — Христос: приближаясь к Нему, человек познаёт самого себя. Он советует начинать знакомство с творениями святых отцов с изучения истории Церкви, а затем выбирать тех авторов, чьи тексты ближе сердцу, читая их с рассуждением и вниманием к адресатам.
Чтение святых отцов, отмечает отец Евгений, помогает почувствовать единство Церкви всех времён и ведёт к главной цели христианской жизни — приближению ко Христу.
Все выпуски программы Светлый вечер
«Помощь в Курске». Ольга Нарыкова
Гостьей программы «Делатели» была координатор церковного центра помощи беженцам и пострадавшим мирным жителям в Курске Ольга Нарыкова.
Разговор посвящён истории создания центра при Свято-Троицком монастыре в Курске. В первые дни самой главной задачей было накормить людей и дать им кров. Постепенно помощь стала более адресной: к продуктам и вещам добавились лекарства, медицинское сопровождение, юридические консультации, поддержка пожилых и работа с детьми.
Ольга Нарыкова делится опытом координации добровольцев и говорит о том, что сегодня особенно нужны помощники для одиноких стариков — просто прийти, помыть, приготовить, убрать. Даже несколько часов внимания могут стать настоящей поддержкой.
Отдельная тема беседы — сотрудничество с инклюзивным центром «Дышим вместе», где помогают детям с особенностями развития и дают мамам возможность немного передохнуть.
Ведущий напоминает, что присоединиться к помощи можно и через пожертвования, и через волонтёрство: каждый вклад становится важным делом милосердия.
Все выпуски программы Делатели
Как Топор в лес ходил

Фото: Nico Knaack / Unsplash
Однажды увидел Топор, что хозяин не запер сарай, да и в лес убежал. Идёт он по тропинке: топорищем поигрывает, Обухом постукивает, лезвием поблёскивает. Разыгрался Топор не на шутку: с кочки на кочку прыгнет — сосенку затешет, в ложбинку сбежит — осину подрубит, на пригорок поднимется — ель заденет. Да при этом ещё и бахвалится:
— Теперь я ваш хозяин. Я самый главный в лесу. Захочу — погублю, захочу — помилую!
Росла в том лесу маленькая стройная Березка, такая красивая, что все окрестные деревья только ею и любовались. Увидел её Топор, обрадовался и грубо загоготал.
— Ха-ха-ха! Что дрожишь, тонконогая? Тебя только стукнуть разок по белому стволу — и душа вон!
Испугалась Берёзка, взмолилась:
— Не бей меня, Топор. Не губи. Я ещё только жить начинаю. Обещал на мне жениться молодой весенний дождик...
— Дождик? Не бывать этому! Не люблю я воды, — сказал Топор. — Вот что я решил: лучше я сам на тебе женюсь. А не согласишься — одним махом тебя срублю.
Качнулась Берёзка, задрожала от страха, побежали по её стволу слезы, как серебряные капельки.
— Не губи мою молодость, — прошептала она еле слышно.
Побежал Топор дальше на весь лес страх наводить. А Берёзка стала другим деревьям на свою горькую судьбу жаловаться.
— Не бывать такому грубияну женихом! Наверняка, он будет обижать нашу любимицу, — возмутился братец Дуб. — Пусть Топор сначала со мной потягается. У меня кора крепкая, как железо. Разок стукнет — поломает топорище, лишится своей хвалёной силы.
Зашумел братец Дуб всеми листьями, но Топор не стал к нему подбегать, обошёл стороной. Привык он обижать только самых слабых и беззащитных.
— Пусть Топор со мной имеет дело, и тогда он сразу своё лезвие сточит, — проскрипел дедушка Клён. — Я старый уже, почти весь высох, со мной ему точно не справиться.
Подскочил Топор к старому клёну, да так ударил по его стволу, что у того последние листья с макушки осыпались.
— Такого силой не победишь, надо найти его слабое место, — сказала тётушка Ива. — Если его не остановить, то Топор в лесу ещё много плохих дел натворит. Он сказал, что воду не любит...
Подозвала тётушка Ива к себе хулигана и стала ему выговаривать:
— Почему ты деревья без нужды рубишь? Зачем красавицу-березку до слёз обидел?
— Что хочу, то и делаю, потому я в лесу самый сильный.
А тётушка Ива не унимается:
— Почему ты дедушку Клёна — самого старого в нашем лесу — не уважаешь? Зачем осинку и сосёнку подрубил? Кто позволил тебе так себя вести?
Рассердился Топор и закричал:
— Ты ещё меня будешь учишь, скрипучая развалина?! Да я с твоими тонкими ветками в момент расправлюсь! Вот я тебя проучу!
Бросился Топор на тётушку Иву, что росла на берегу ручья, да не рассчитал. Отпружинил от её гибких веток и кувыркнулся в воду.
Может быть, он до сих пор в том ручье лежит и потихоньку ржавеет. Да и поделом такому жестокому и самонадеянному грубияну.
(по мотивам марийской сказки)
Все выпуски программы Пересказки