
Татьяна Любомирская
В храме, где я когда-то пела, среди прихожан была немолодая супружеская чета − люди истово верующие, не пропускавшие ни одного воскресного богослужения или церковного праздника. Когда поешь на клиросе, редко получается общаться с кем-то из прихода: мы стоим на балконе, а люди внизу. Но с этой семейной парой мы как-то быстро сошлись и познакомились. Они были настоящим оплотом нашей церкви. Часто устраивали угощение для прихожан по случаю какого-нибудь праздника, организовывали чаепития для воскресной школы, помогали в нуждах храма. Позже мы узнали, что много лет назад в этой семье произошла трагедия: погиб их ребенок. В память о нем, и от полноты щедрого, любящего сердца эта супружеская пара творила изобильную милостыню. Их участие в жизни церкви до сих пор является для меня примером.
И вот однажды, на Радоницу, после Литургии супруги поднялись к нам на клирос и застенчиво предложили поехать с ними на кладбище, спеть на могиле их сына какие-нибудь пасхальные песнопения. Мы немного растерялись: отслужить панихиду или литию — это понятно и привычно. А вот пасхальный концерт на кладбище? Такого с нами еще не бывало. Тем не менее, мы, конечно, согласились. Выбрали произведения из нашего репертуара, немного порепетировали и поехали.
Был очень теплый майский день, мир был залит ликующим солнечным светом, и на душе сияла пасхальная радость. Но несмотря на Радоницу, людей на кладбище было не так много. Мы с певчими окружили ухоженную могилу мальчика. Его родители, любовно прошептав сыну несколько слов, тихо присели на скамейке, и мы начали наш концерт.
А теперь я скажу вещь, которую в полной мере поймут только музыканты. Для жизни музыкального произведения обязательно нужен слушатель. Музыкант как никто другой чувствует энергию зала, настроение людей, их симпатии и антипатии. Он черпает слушательское внимание, подпитывается им как батарейка и отдает в сто крат больше эмоций и переживаний. Это ощущение, когда чувствуешь отклик, знаешь, что тебя слушают, не перепутаешь ни с чем.
И вот там, на кладбище, среди мраморных крестов и безликих надгробий я ощущала кожей: нас слушают. Мы окружены бессмертными душами, которые слышат наши пасхальные песнопения, радуются им и, быть может, беззвучно подпевают вместе с нами «Христос Воскресе из мертвых». Никогда, ни на одном концерте, даже в переполненном зале, я не чувствовала внимание слушателей так остро. Это же отметили и другие хористы, когда мы возвращались домой. Мы были просто переполнены эмоциями и еще долго обсуждали наше удивительное выступление на кладбище.
И знаете, это был момент абсолютной и совершенной уверенности в том, что у Бога нет мертвых. Что наш мир не отделен от Божьего непреодолимой стеной. Всё где-то здесь, очень близко. И те, кого мы любили, тоже где-то здесь и слышат нас. Может быть, в Пасхальные дни эта грань между нашими мирами особенно тонка, ведь Христос победил смерть и даровал нам грядущее воскресение.
И какая же это радость — знать, что однажды мы обязательно увидим и сможем обнять наших родных и близких, которые ушли к Господу чуть раньше нас.
Я твердо верю: так и будет.
Автор: Татьяна Любомирская
Все выпуски программы Частное мнение
Псалом 144. Богослужебные чтения

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Зачастую псалмы так или иначе затрагивают тему страдания и поиска справедливости. Но есть и псалмы совсем иного рода — благодарственные и хвалебные. В этих псалмах нет ничего, кроме славословия Бога и воспевания Его величия. Сегодня во время богослужения в православных храмах звучит один из таких псалмов — 144-й. Это довольно пространный псалом, давайте послушаем его вторую часть.
Псалом 144.
Хвала Давида.
1 Буду превозносить Тебя, Боже мой, Царь мой, и благословлять имя Твоё во веки и веки.
2 Всякий день буду благословлять Тебя и восхвалять имя Твоё во веки и веки.
3 Велик Господь и достохвален, и величие Его неисследимо.
4 Род роду будет восхвалять дела Твои и возвещать о могуществе Твоем.
5 А я буду размышлять о высокой славе величия Твоего и о дивных делах Твоих.
6 Будут говорить о могуществе страшных дел Твоих, и я буду возвещать о величии Твоём.
7 Будут провозглашать память великой благости Твоей и воспевать правду Твою.
8 Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив.
9 Благ Господь ко всем, и щедроты Его на всех делах Его.
10 Да славят Тебя, Господи, все дела Твои, и да благословляют Тебя святые Твои;
11 да проповедуют славу царства Твоего, и да повествуют о могуществе Твоём,
12 чтобы дать знать сынам человеческим о могуществе Твоём и о славном величии царства Твоего.
13 Царство Твоё — царство всех веков, и владычество Твоё во все роды. Верен Господь во всех словах Своих и свят во всех делах Своих.
14 Господь поддерживает всех падающих и восставляет всех низверженных.
15 Очи всех уповают на Тебя, и Ты даешь им пищу их в своё время;
16 открываешь руку Твою и насыщаешь всё живущее по благоволению.
17 Праведен Господь во всех путях Своих и благ во всех делах Своих.
18 Близок Господь ко всем призывающим Его, ко всем призывающим Его в истине.
19 Желание боящихся Его Он исполняет, вопль их слышит и спасает их.
20 Хранит Господь всех любящих Его, а всех нечестивых истребит.
21 Уста мои изрекут хвалу Господню, и да благословляет всякая плоть святое имя Его во веки и веки.
Как мы только что услышали, наряду со славословием Бога 144-й псалом содержит в себе и некоторые важные истины о Боге и о Его отношении к человеку.
Бесспорно, что Бог — наш Творец и Промыслитель, Он слышит наши молитвы, Он ведёт нас ко спасению, Он наставляет нас и поддерживает. Более того, Он даёт нам и саму жизнь. Однако есть одна сложность, которую, как показывает практика, не в состоянии осознать некоторые наши современники. Они не могут понять вот что: если Бог слышит любую молитву, то зачем нужны посредники в виде священнослужителей и вообще всей довольно громоздкой и запутанной церковной структуры? Те, кто задаётся этим вопросом, в качестве аргумента могут привести главного автора Псалтыри царя и пророка Давида: Давид не был священником, он взывал к Богу напрямую и был услышан. Впрочем, не только Давид поступал таким образом, подобных примеров в истории неисчислимое множество. Так зачем же нужны посредники?
Ответ 144-го псалма звучит так: «Близок Господь ко всем призывающим Его, ко всем призывающим Его в истине. Желание боящихся Его Он исполняет, вопль их слышит и спасает их» (Пс. 144:17–18). Здесь обращает на себя внимание довольно загадочное выражение про призывающих Бога «в истине», и это выражение нуждается в пояснении. Речь здесь идёт не только о догматически верном представлении о Боге, но и о том, чтобы в молитве искать, в первую очередь, самого Бога. Именно об этом, комментируя 144-й псалом, написал блаженный Августин, его слова звучат так: «Многие призывают Его, но не в истине. Они ищут чего-то другого от Него, но не ищут Его Самого».
Да, до такой высоты способны дойти не все, и очень непросто встретить человека, который стремился бы лишь к Богу, а не к тому, что Бог может дать. Однако именно к такому человеку близок Бог, именно такого человека Он слышит, и такой человек может стать посредником для тех, кто не взошёл на нужную высоту. Церковь предполагает и надеется, что священники будут именно такими людьми, и дай Бог, чтобы это ожидание Церкви оправдалось!
Псалом 144. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 144. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 144. На струнах Псалтири
1 Буду превозносить Тебя, Боже мой, Царь (мой), и благословлять имя Твое во веки и веки.
2 Всякий день буду благословлять Тебя и восхвалять имя Твое во веки и веки.
3 Велик Господь и достохвален, и величие Его неисследимо.
4 Род роду будет восхвалять дела Твои и возвещать о могуществе Твоем.
5 А я буду размышлять о высокой славе величия Твоего и о дивных делах Твоих.
6 Будут говорить о могуществе страшных дел Твоих, и я буду возвещать о величии Твоем
7 Будут провозглашать память великой благости Твоей и воспевать правду Твою.
8 Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив.
9 Благ Господь ко всем, и щедроты Его на всех делах Его.
10 Да славят Тебя, Господи, все дела Твои, и да благословляют Тебя святые Твои.
11 Да проповедуют славу царства Твоего, и да повествуют о могуществе Твоем,
12 чтобы дать знать сынам человеческим о могуществе Твоем и о славном величии царства Твоего.
13 Царство Твое — царство всех веков, и владычество Твое во все роды. (Верен Господь во всех словах Своих и свят во всех делах Своих.)
14 Господь поддерживает всех падающих, и восставляет всех низверженных.
15 Очи всех уповают на Тебя, и Ты даешь им пищу их в свое время.
16 Открываешь руку Твою, и насыщаешь все живущее по благоволению.
17 Праведен Господь во всех путях Своих и благ во всех делах Своих.
18 Близок Господь ко всем призывающим Его, ко всем призывающим Его в истине.
19 Желание боящихся Его Он исполняет, вопль их слышит и спасает их.
20 Хранит Господь всех любящих Его, а всех нечестивых истребит.
21 Уста мои изрекут хвалу Господню, и да благословляет всякая плоть святое имя Его во веки и веки.
23 мая. О понимании слов, сказанных Христом о Себе Самом

В 10-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа: «Потому любит Меня Отец, что Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее».
О понимании слов, сказанных Христом о Себе Самом, — священник Павел Гумеров.
Слова, которые говорит Господь: «Нет больше любви той, кто душу свою положит за друзей своих», — эти слова обычно относят к воинам, которые защищают Отечество и людей.
Но дело в том, что эти слова сказаны Христом о Себе Самом, что это Он полагает душу Свою за друзей Своих. И Отец Небесный, по слову Иоанна Златоуста, любит Своего сына, потому что Он отдаёт жизнь Свою добровольно, неподневольно, как говорит Иоанн Златоуст, чтобы опять принять её.
Здесь как раз сказано о воскресении, о том, что Господь не только отдаёт жизнь, но и волен воскреснуть, то есть принять Свою жизнь обратно.
Все выпуски программы Актуальная тема