
Татьяна Любомирская
В храме, где я когда-то пела, среди прихожан была немолодая супружеская чета − люди истово верующие, не пропускавшие ни одного воскресного богослужения или церковного праздника. Когда поешь на клиросе, редко получается общаться с кем-то из прихода: мы стоим на балконе, а люди внизу. Но с этой семейной парой мы как-то быстро сошлись и познакомились. Они были настоящим оплотом нашей церкви. Часто устраивали угощение для прихожан по случаю какого-нибудь праздника, организовывали чаепития для воскресной школы, помогали в нуждах храма. Позже мы узнали, что много лет назад в этой семье произошла трагедия: погиб их ребенок. В память о нем, и от полноты щедрого, любящего сердца эта супружеская пара творила изобильную милостыню. Их участие в жизни церкви до сих пор является для меня примером.
И вот однажды, на Радоницу, после Литургии супруги поднялись к нам на клирос и застенчиво предложили поехать с ними на кладбище, спеть на могиле их сына какие-нибудь пасхальные песнопения. Мы немного растерялись: отслужить панихиду или литию — это понятно и привычно. А вот пасхальный концерт на кладбище? Такого с нами еще не бывало. Тем не менее, мы, конечно, согласились. Выбрали произведения из нашего репертуара, немного порепетировали и поехали.
Был очень теплый майский день, мир был залит ликующим солнечным светом, и на душе сияла пасхальная радость. Но несмотря на Радоницу, людей на кладбище было не так много. Мы с певчими окружили ухоженную могилу мальчика. Его родители, любовно прошептав сыну несколько слов, тихо присели на скамейке, и мы начали наш концерт.
А теперь я скажу вещь, которую в полной мере поймут только музыканты. Для жизни музыкального произведения обязательно нужен слушатель. Музыкант как никто другой чувствует энергию зала, настроение людей, их симпатии и антипатии. Он черпает слушательское внимание, подпитывается им как батарейка и отдает в сто крат больше эмоций и переживаний. Это ощущение, когда чувствуешь отклик, знаешь, что тебя слушают, не перепутаешь ни с чем.
И вот там, на кладбище, среди мраморных крестов и безликих надгробий я ощущала кожей: нас слушают. Мы окружены бессмертными душами, которые слышат наши пасхальные песнопения, радуются им и, быть может, беззвучно подпевают вместе с нами «Христос Воскресе из мертвых». Никогда, ни на одном концерте, даже в переполненном зале, я не чувствовала внимание слушателей так остро. Это же отметили и другие хористы, когда мы возвращались домой. Мы были просто переполнены эмоциями и еще долго обсуждали наше удивительное выступление на кладбище.
И знаете, это был момент абсолютной и совершенной уверенности в том, что у Бога нет мертвых. Что наш мир не отделен от Божьего непреодолимой стеной. Всё где-то здесь, очень близко. И те, кого мы любили, тоже где-то здесь и слышат нас. Может быть, в Пасхальные дни эта грань между нашими мирами особенно тонка, ведь Христос победил смерть и даровал нам грядущее воскресение.
И какая же это радость — знать, что однажды мы обязательно увидим и сможем обнять наших родных и близких, которые ушли к Господу чуть раньше нас.
Я твердо верю: так и будет.
Автор: Татьяна Любомирская
Все выпуски программы Частное мнение
20 ноября. Об образах, используемых в Святом Евангелии

В 13-й главе Евангелия от Луки есть притча о добром виноградаре и бесплодной смоковнице.
Об образах, используемых в Святом Евангелии — священник Родион Петриков.
Под виноградником в данной притче разумеется целый мир. Под смоковницей разумеется народ еврейский, народ Израиля или народ теперь Нового Израиля, то есть мы, христиане, которые по своему положению и высокому назначению стоим среди других народов. Под хозяином виноградника разумеется Бог Отец, под виноградарем — Иисус Христос.
Пришествие хозяина виноградника искать плода на смоковнице — это выражение требования Божия от народа Его живой веры и доброй нравственности. А отсутствие такого плода и дел веры — это угроза Божиего Суда.
Однако главное в притче — это, конечно же, не приговор, а надежда и милосердие. Сам виноградарь, Господь наш Иисус Христос, вмешивается лично и говорит: «Дай Мне срок, и Я спасу её». То есть по Своей великой, неизречённой любви Иисус Христос прилагает все усилия, чтобы спасти Свой народ.
Святой Феофилакт пишет об этом так: «Дай Богу хоть один плод, искреннее покаяние, и его хватит, чтобы отложить топор».
Все выпуски программы Актуальная тема
20 ноября. О внутреннем мире и духовной безопасности

В 5-й главе 1-го Послания апостола Павла к фессалоникийцам есть слова: «Когда будут говорить: „Мир и безопасность“, тогда внезапно постигнет их пагуба».
О внутреннем мире и духовной безопасности — игумен Назарий (Рыпин).
Апостол говорит об опасности внешнего, опять-таки, потому что этот мир и безопасность, они касаются лишь внешней жизни. Но человек совершенно забывает о том, что нужно стремиться стяжать внутренний мир и обезопасить себя от нападок внешних страстей и тех, кто эти страсти в нас возбуждает.
И этот мир последнего времени, который углубится бесконечно уже во зле, преуспеет в нём. Так что Антихрист станет закономерным продолжением их жизни, собственно, его актуализацией, можно так сказать.
И, безусловно, тот мир и безопасность, о которых мы так много слышим и в современном мире, об уменьшении преступности, хотя она практически не уменьшается, или же всё это пытаются уменьшить благодаря тотальной слежке, цифровому контролю над людьми, всё это приводит в целом к безнравственной жизни очень многих людей, когда на это ни малейшего внимания уже не обращается.
А Господь нас призывает именно к тому миру и к той безопасности, о которых нам нужно помнить, которые стяжать в своём сердце этот мир, духовный мир, сходящий свыше, и обезопасить себя именно от духовных татей, духовных преступлений, которые совершаются зачастую в тайне человеческого сердца.
Все выпуски программы Актуальная тема
20 ноября. О значении Указа Патриарха Тихона
Сегодня 20 ноября. В этот день в 1920 году был подписан Указ Патриарха Тихона № 362, регламентирующий церковно-государственные отношения.
О его значении — протоиерей Михаил Самохин.
Изданный в тяжелейшие для Церкви, государства и всего православного народа времена, указ святителя Тихона № 362 подробно и развернуто ответил на насущные вопросы церковно-государственных отношений и того, как должны организовываться миряне, пастыри и архиереи, которые не могли поддерживать связь со Святейшим Патриархом и Синодом.
Этот документ реально помог Церкви обрести ориентиры в тяжёлые годы войны и богоборчества. Как и любой фундаментальный акт, он послужил основанием для множества практических решений и поддержкой для структур, сохранявшихся на протяжении десятилетий.
Сейчас этот указ, как и деяния Поместного собора 1917–1918 годов, остается предметом интереса историков, знатоков церковного права, тех, кто особо почитает подвиг новомучеников и исповедников Церкви Русской.
Я же хочу вспомнить самое начало этого документа, обращённое к духовенству. Пастыри призываются крепко стоять на страже Святой Церкви в тяжкую годину гонений, ободрять, укреплять, объединять верующих в защите свободы веры православной и усилить молитвы о вразумлении заблудших.
Слава Богу, эпоха гонений миновала, но призыв святителя Тихона и сейчас может вдохновить и направить каждого священнослужителя.
Все выпуски программы Актуальная тема







