В храме, где я когда-то пела, среди прихожан была немолодая супружеская чета − люди истово верующие, не пропускавшие ни одного воскресного богослужения или церковного праздника. Когда поешь на клиросе, редко получается общаться с кем-то из прихода: мы стоим на балконе, а люди внизу. Но с этой семейной парой мы как-то быстро сошлись и познакомились. Они были настоящим оплотом нашей церкви. Часто устраивали угощение для прихожан по случаю какого-нибудь праздника, организовывали чаепития для воскресной школы, помогали в нуждах храма. Позже мы узнали, что много лет назад в этой семье произошла трагедия: погиб их ребенок. В память о нем, и от полноты щедрого, любящего сердца эта супружеская пара творила изобильную милостыню. Их участие в жизни церкви до сих пор является для меня примером.
И вот однажды, на Радоницу, после Литургии супруги поднялись к нам на клирос и застенчиво предложили поехать с ними на кладбище, спеть на могиле их сына какие-нибудь пасхальные песнопения. Мы немного растерялись: отслужить панихиду или литию — это понятно и привычно. А вот пасхальный концерт на кладбище? Такого с нами еще не бывало. Тем не менее, мы, конечно, согласились. Выбрали произведения из нашего репертуара, немного порепетировали и поехали.
Был очень теплый майский день, мир был залит ликующим солнечным светом, и на душе сияла пасхальная радость. Но несмотря на Радоницу, людей на кладбище было не так много. Мы с певчими окружили ухоженную могилу мальчика. Его родители, любовно прошептав сыну несколько слов, тихо присели на скамейке, и мы начали наш концерт.
А теперь я скажу вещь, которую в полной мере поймут только музыканты. Для жизни музыкального произведения обязательно нужен слушатель. Музыкант как никто другой чувствует энергию зала, настроение людей, их симпатии и антипатии. Он черпает слушательское внимание, подпитывается им как батарейка и отдает в сто крат больше эмоций и переживаний. Это ощущение, когда чувствуешь отклик, знаешь, что тебя слушают, не перепутаешь ни с чем.
И вот там, на кладбище, среди мраморных крестов и безликих надгробий я ощущала кожей: нас слушают. Мы окружены бессмертными душами, которые слышат наши пасхальные песнопения, радуются им и, быть может, беззвучно подпевают вместе с нами «Христос Воскресе из мертвых». Никогда, ни на одном концерте, даже в переполненном зале, я не чувствовала внимание слушателей так остро. Это же отметили и другие хористы, когда мы возвращались домой. Мы были просто переполнены эмоциями и еще долго обсуждали наше удивительное выступление на кладбище.
И знаете, это был момент абсолютной и совершенной уверенности в том, что у Бога нет мертвых. Что наш мир не отделен от Божьего непреодолимой стеной. Всё где-то здесь, очень близко. И те, кого мы любили, тоже где-то здесь и слышат нас. Может быть, в Пасхальные дни эта грань между нашими мирами особенно тонка, ведь Христос победил смерть и даровал нам грядущее воскресение.
И какая же это радость — знать, что однажды мы обязательно увидим и сможем обнять наших родных и близких, которые ушли к Господу чуть раньше нас.
Я твердо верю: так и будет.
Автор: Татьяна Любомирская
Все выпуски программы Частное мнение
Послание к Евреям святого апостола Павла
Евр., 319 зач., VIII, 7-13.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Мнение окружающих весьма сильно влияет на нас и определяет нашу жизнь. Не всегда это плохо. Ведь порой это удерживает нас от неблаговидных поступков. Однако есть и отрицательные стороны. Порой мы чрезмерно зависим от того, что о нас говорят и думают другие. Идём у людей на поводу, теряем себя. Своё решение этой проблемы предлагает тот отрывок из 8-й главы послания апостола Павла к Евреям, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 8.
7 Ибо, если бы первый завет был без недостатка, то не было бы нужды искать места другому.
8 Но пророк, укоряя их, говорит: вот, наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет,
9 не такой завет, какой Я заключил с отцами их в то время, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской, потому что они не пребыли в том завете Моем, и Я пренебрег их, говорит Господь.
10 Вот завет, который завещаю дому Израилеву после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в мысли их, и напишу их на сердцах их; и буду их Богом, а они будут Моим народом.
11 И не будет учить каждый ближнего своего и каждый брата своего, говоря: познай Господа; потому что все, от малого до большого, будут знать Меня,
12 потому что Я буду милостив к неправдам их, и грехов их и беззаконий их не воспомяну более.
13 Говоря «новый», показал ветхость первого; а ветшающее и стареющее близко к уничтожению.
У одного из великих древнееврейских святых, пророка Иеремии, есть предсказание о наступлении особого времени в истории человечества. Однажды Бог заключИт с людьми новый союз вместо старого, который Он когда-то заключил со всем Израильским народом. Отношения Творца и людей приобретут иное качество. Если раньше, чтобы поддерживать связь с Богом, иудеям было необходимо соблюдать закон, написанный на скрижалях, а также в других писаниях пророка Моисея, теперь всё изменится. Закон Божий будет написан у каждого человека в самом его сердце.
В только что прозвучавшем отрывке апостол Павел ссылается на это пророчество и утверждает, что оно совершилось. С пришествием в мир Христа Спасителя наступила новая эпоха. Бог заключил новый союз, как его называет Павел, Новый Завет. И теперь в близкие отношения с Творцом может вступить не только тот, кто происходит от праведного Авраама. Но всякий, кто уверует в Иисуса как Мессию и Сына Божия.
Далее апостол довольно чётко определяет признак, который указывает на то, что человек действительно находится в новых отношениях с Богом: «не будет учить каждый ближнего своего и каждый брата своего, говоря: познай Господа; потому что все, от малого до большого, будут знать Меня». Понимать эти строки можно следующим образом. Обыкновенно, тот, кто соблюдает букву закона, волей-неволей превозносится над теми, кто её не соблюдает. В свою очередь нарушитель закона нередко чувствует свою вину за преступление. В широком смысле у него возникает естественный стыд за своё несоответствие принятой норме. Именно так устроено ветхозаветное общество. Мы все озираемся друг на друга с мыслью, а что о нас скажут, и что подумают.
Однако те, кто вступил в новые отношения с Богом, имеют такой источник благодати внутри, что, даже если они безупречны перед лицом закона, то ни капли не превозносятся над окружающими. Говоря проще, не поучают их менторским тоном. Не стоят над душой со своими правилами и принципами. Более того, если такой человек в чём-то отступил от принятых законом правил, он не испытывает чувства стыда и вины. Однако не потому, что его сердце каменное, как у злодея. А потому, что Бог живёт и действует в его сердце. Божественная воля направляет все его мысли, чувства, слова и поступки. И теперь норму поведения для него устанавливает не общество, не мнение большинства, а глубокая и живая духовная интуиция. Это и есть то новое знание Бога, о котором говорит Павел.
Несмотря на то, что номинально многие из нас принадлежат к христианской Церкви, в нас ещё очень много ветхого, не обновлённого. В частности, мы всё ещё бывает кичимся своим благочестием, добропорядочностью, успешностью и превозносимся над ближними. И наоборот, если за какие-то свои действия мы становимся в глазах окружающих неблагонадёжными, нерукопожатными, мы испытываем целую палитру тяжёлых чувств. Сегодня апостол призывает нас к духовному росту. Тот, кто посвящает Свою жизнь поиску и исполнению воли Творца, кто во всех Своих делах старается жить по Евангелию, служить ради Христа окружающим, вступает с Богом в Новый Завет. А вместе с этим получает особую духовную интуицию, дар милости и снисхождения к людям и, конечно же, свободу и независимость от того, что о нём говорят и думают окружающие.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Тема Рождества в поэтическом творчестве». Анастасия Чернова
Гостьей программы «Исторический час» была писатель, кандидат филологических наук, доцент Университета имени Разумовского Анастасия Чернова.
Разговор шел о том, как в народном творчестве, а также в произведениях поэтов разных времен раскрывалось отношение к празднику Рождества Христова.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Все выпуски программы Исторический час
- «Тема Рождества в поэтическом творчестве». Анастасия Чернова
- «Петр Яковлевич Чаадаев». Андрей Андреев
- «Русский подводный флот». Александр Музафаров
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Музыка в жизни христианина». Свящ. Олег Осадчий, Александр Демидов, Татьяна Любомирская
В этом выпуске «Клуба частных мнений» священник Олег Осадчий, регент, композитор Александр Демидов и музыкант, музыковед Татьяна Любомирская размышляли о том, какую роль музыка играет в жизни верующего человека, как музыка разных жанров и эпох влияет на душу и как через музыку и песни можно говорить о вере и Христе.
Ведущая: Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Клуб частных мнений