Долгое южное лето кончилось. В Краснодар пришли дожди. В один из таких пасмурных осенних дней четверо работников Краснодарского Детского театра собрались пообедать. Намечалось настоящее пиршество: только что они получили свой суточный паёк – четыреста граммов чёрного хлеба. Шёл страшный голодный тысяча девятьсот двадцать первый год.
По кружкам разлили крутого кипятку, и уже собрались было приступить к трапезе, как вдруг раздался тихий стук по оконной раме. Сквозь залитое дождём стекло неясно виднелся силуэт сгорбленного старичка. Но открыв окно, четверо людей с ужасом увидели, что перед ними вовсе не старик, а… ребёнок, маленький мальчик! От голода он с трудом передвигался, и опирался на суковатую палку. Лицо его было сморщенным и опухшим. Он медленно поднёс руку к губам, потом вытянул её в направлении смотрящих из окна, и еле слышно прошелестел:
- Крошечку… Только б во рту подержать…
Ни секунды не размышляя, все четверо протянули ребёнку свои пайковые краюхи. Мальчик со слезами, дрожа всем телом, жадно кусал хлеб.
- Как тебя зовут? – неожиданно спросил молодой человек в коричневом костюме и круглых очках. - Где ты живёшь?
- Ваняткой, - с набитым ртом ответил ребенок, и указал на соседний дом на противоположной стороне улицы.
- А родные у тебя есть?
- Есть. Мамка и сёстры.
Мужчина на секунду задумался, а потом решительно проговорил:
- Ну, вот что, Ванятка. Ты сейчас ступай домой, отнеси своим хлеба, а попозже я к вам зайду, и чем смогу, помогу.
Молодого человека в очках звали Самуил Яковлевич Маршак.
Легендарный детский писатель и поэт оказался на Юге России в самом начале Первой Мировой войны. В тысяча девятьсот пятнадцатом году он вместе с семьёй поселился в маленьком городке Острогожске под Воронежем. И почти сразу Маршаков постигло страшное горе – их двухлетняя дочка Натанель опрокинула на себя кипящий самовар, и от ожогов умерла.
Именно в это время Самуил Яковлевич написал супруге Максима Горького, Екатерине Павловне: «Сейчас мне хотелось бы одного: отдаться всей душой делу помощи несчастным и обездоленным, помогать детям». Из Острогожска Маршак перебрался в Воронеж, где стал добровольно оказывать помощь беженцам из прифронтовой полосы, которыми город был тогда буквально наводнён. Он разыскивал на улицах беспризорных или потерявшихся детей-беженцев, помогал им обустраиваться в специальных приютах для переселенцев.
Но вскоре судьба забросила Маршака ещё дальше на Юг – в Краснодар. Он приехал туда в тысяча девятьсот семнадцатом, а вскоре город оказался охваченным гражданской войной. Но и в таких тяжёлых условиях Самуил Яковлевич нашёл возможность быть полезным людям. Он помогал работе ведомства по делам беспризорников, спасая детей от голода и холода, часто делая для них даже больше, чем официальная структура нового государства. Так, например, однажды он приютил в своём доме больную тифом девочку, которую они с женой самоотверженно выхаживали несколько месяцев.
Но самое главное, что удалось сделать Маршаку за его недолгое пребывание в Краснодаре – открыть там поистине феноменальное для того времени явление – Детский городок. Сейчас так почему-то принято называть маленькую площадку с песочницей, качелями и горкой. Но Городок Маршака был совсем другим.
Ему удалось выхлопотать целый комплекс зданий, в которых разместились школа, детский сад, учебные мастерские, столовая, и даже детский театр, для которого Самуил Яковлевич лично писал и ставил пьесы. Он договорился с властями о продовольственном снабжении, и маленькие обитатели городка получали обеды.
Сюда, в этот свой по-настоящему сказочный Детский Городок, привёл Маршак и Ванятку, постучавшего пасмурным осенним днём в его окно. Теперь мальчик каждый день ел хлеб и суп, и даже оставалось, что принести домой маме. Он учился плотничать, ходил в школу, а по вечерам заливисто смеялся над шутками Петрушки в Детском театре. И таких вот Ваняток, которых Детский Городок Самуила Яковлевича Маршака вырвал из лап голода и нищеты, было ещё очень и очень много.
29 октября. О духовном состоянии апостолов до сошествия на них Святого Духа
В 9-й главе Евангелия от Луки есть слова об апостолах: «Пришла же им мысль: кто бы из них был больше?».
О духовном состоянии апостолов до сошествия на них Святого Духа — игумен Назарий (Рыпин).
Состояние апостолов было объективной реальностью на тот момент, потому что они ещё не были просвещены Духом Святым. Поэтому ненависть первосвященников, законников и фарисеев была так велика ко Христу, потому что Он не призвал их соучаствовать в Своей славе и царстве земном, как им представлялось, а избрал этих некнижных рыбаков, мытарей. И конечно же, хотя апостолы Христовы пытались смиряться, но эта идея земного царства, земной власти, конечно, тоже посещала их умы, они не понимали Христа.
И поэтому Христос в большей степени готовил их к смертным страданиям не для того, чтобы они смогли их понять сейчас, а больше для того, чтобы потом, когда уже всё случится, когда они будут просвещены Духом Святым, это утвердило их веру и напомнило о всём том, о чём Он им прежде говорил, прежде Своей смерти, чтобы утвердить их в вере в распятого Христа, в том, что Он знал о Своих страданиях и сознательно и добровольно пошёл на крестную смерть ради спасения человеческого рода.
И мы зачастую в своих каких-то религиозных представлениях и отношениях к Богу, к Церкви, в некотором смысле напоминаем непросвещённых Духом Святым апостолов в том, что мы хотим что-то у Бога. Мы не Бога хотим, а от Бога всё время чего-то хотим. И конечно, на это нужно обратить внимание. В нашей вере, в наших молитвах мы молимся о духовном преображении, о своём исцелении души, или же мы хотим тоже занять какое-то премьерское или министерское кресло вокруг Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема
29 октября. О подлинной полноте

В 1-й главе Послания апостола Павла к колоссянам есть слова о Христе: «Благоугодно было Отцу, чтобы в Нём обитала всякая полнота».
О подлинной полноте — протоиерей Максим Горожанкин.
«Господь наш Иисус Христос, придя на землю, соединил в Себе божественное и человеческое естества». Почему это произошло и почему для нас это так важно? Христос стал человеком, во всём подобным нам, кроме греха. И человеческую природу, и человеческое естество Господь вознёс на Крест и совоскресил с Собою.
В православном богословии есть очень глубокий и важный термин — это обожение. И каждый человек, каждый христианин призван к обожению, то есть к тому, чтобы во всём быть подобным Богу.
Святитель Григорий Богослов прекрасно осмысливает данное явление в духовной жизни. Он пишет так: «Если ты будешь низко думать о себе, то я напомню тебе, что ты — созданный бог, ты — честная Христова часть, через Христовы страдания идущий в нетленную славу».
Все выпуски программы Актуальная тема
29 октября. О жизни и творчестве Андрея Рябушкина

Сегодня 29 октября. В этот день в 1861 году родился русский художник Андрей Рябушкин.
О его жизни и творчестве — протоиерей Василий Гелеван.
Будущий художник воспитывался в верующей семье. И он, что называется, с младых ногтей уже познакомился с церковной живописью. Он очень любил иконы, он любил рассматривать, как украшены стены храмов. Конечно, это отразилось в его будущих работах, когда он сам стал художником.
Путь его был непростым: рано осиротев, он не смог унаследовать мастерскую своего отца. Но случай помог ему всё-таки найти свой путь. Но мы-то понимаем, что случай не случайный бывает. Богу угодно, чтобы человек всё-таки реализовал себя. Земляк Андрея Рябушкина, тоже студент Московского училища живописи, ваяния, зодчества, Андрей Преображенский, повлиял на то, чтобы всё-таки таланты Рябушкина нашли свою реализацию.
Очень интересный факт такой, что по окончании Художественной академии выпускники имели стипендию на поездку за границу для того, чтобы познакомиться с мировыми классиками в Италии, например. Так вот, Рябушкин отказался от такой заграничной поездки, захотел поехать по России. Это очень показательно, что человек любит свою страну и хочет её, прежде всего, воспеть.
Он посетил Новгород, Псков, Владимир, Ростов, Ярославль. Он увлечён историей Отечества и увлечён изучением культурного наследия своих предков. Его всё интересовало: одежда, орнаменты на национальных костюмах, музыкальные инструменты, игрушки, расписные прялки. Всё это он потом отразит в своих знаменитых работах.
Вот по завершении путешествия Андрей Рябушкин написал целый ряд жанровых картин, посвящённых крестьянскому и мещанскому быту. В этот день, когда родился Андрей Рябушкин, будет здорово открыть каталог и познакомиться с его наследием.
Все выпуски программы Актуальная тема








