Долгое южное лето кончилось. В Краснодар пришли дожди. В один из таких пасмурных осенних дней четверо работников Краснодарского Детского театра собрались пообедать. Намечалось настоящее пиршество: только что они получили свой суточный паёк – четыреста граммов чёрного хлеба. Шёл страшный голодный тысяча девятьсот двадцать первый год.
По кружкам разлили крутого кипятку, и уже собрались было приступить к трапезе, как вдруг раздался тихий стук по оконной раме. Сквозь залитое дождём стекло неясно виднелся силуэт сгорбленного старичка. Но открыв окно, четверо людей с ужасом увидели, что перед ними вовсе не старик, а… ребёнок, маленький мальчик! От голода он с трудом передвигался, и опирался на суковатую палку. Лицо его было сморщенным и опухшим. Он медленно поднёс руку к губам, потом вытянул её в направлении смотрящих из окна, и еле слышно прошелестел:
- Крошечку… Только б во рту подержать…
Ни секунды не размышляя, все четверо протянули ребёнку свои пайковые краюхи. Мальчик со слезами, дрожа всем телом, жадно кусал хлеб.
- Как тебя зовут? – неожиданно спросил молодой человек в коричневом костюме и круглых очках. - Где ты живёшь?
- Ваняткой, - с набитым ртом ответил ребенок, и указал на соседний дом на противоположной стороне улицы.
- А родные у тебя есть?
- Есть. Мамка и сёстры.
Мужчина на секунду задумался, а потом решительно проговорил:
- Ну, вот что, Ванятка. Ты сейчас ступай домой, отнеси своим хлеба, а попозже я к вам зайду, и чем смогу, помогу.
Молодого человека в очках звали Самуил Яковлевич Маршак.
Легендарный детский писатель и поэт оказался на Юге России в самом начале Первой Мировой войны. В тысяча девятьсот пятнадцатом году он вместе с семьёй поселился в маленьком городке Острогожске под Воронежем. И почти сразу Маршаков постигло страшное горе – их двухлетняя дочка Натанель опрокинула на себя кипящий самовар, и от ожогов умерла.
Именно в это время Самуил Яковлевич написал супруге Максима Горького, Екатерине Павловне: «Сейчас мне хотелось бы одного: отдаться всей душой делу помощи несчастным и обездоленным, помогать детям». Из Острогожска Маршак перебрался в Воронеж, где стал добровольно оказывать помощь беженцам из прифронтовой полосы, которыми город был тогда буквально наводнён. Он разыскивал на улицах беспризорных или потерявшихся детей-беженцев, помогал им обустраиваться в специальных приютах для переселенцев.
Но вскоре судьба забросила Маршака ещё дальше на Юг – в Краснодар. Он приехал туда в тысяча девятьсот семнадцатом, а вскоре город оказался охваченным гражданской войной. Но и в таких тяжёлых условиях Самуил Яковлевич нашёл возможность быть полезным людям. Он помогал работе ведомства по делам беспризорников, спасая детей от голода и холода, часто делая для них даже больше, чем официальная структура нового государства. Так, например, однажды он приютил в своём доме больную тифом девочку, которую они с женой самоотверженно выхаживали несколько месяцев.
Но самое главное, что удалось сделать Маршаку за его недолгое пребывание в Краснодаре – открыть там поистине феноменальное для того времени явление – Детский городок. Сейчас так почему-то принято называть маленькую площадку с песочницей, качелями и горкой. Но Городок Маршака был совсем другим.
Ему удалось выхлопотать целый комплекс зданий, в которых разместились школа, детский сад, учебные мастерские, столовая, и даже детский театр, для которого Самуил Яковлевич лично писал и ставил пьесы. Он договорился с властями о продовольственном снабжении, и маленькие обитатели городка получали обеды.
Сюда, в этот свой по-настоящему сказочный Детский Городок, привёл Маршак и Ванятку, постучавшего пасмурным осенним днём в его окно. Теперь мальчик каждый день ел хлеб и суп, и даже оставалось, что принести домой маме. Он учился плотничать, ходил в школу, а по вечерам заливисто смеялся над шутками Петрушки в Детском театре. И таких вот Ваняток, которых Детский Городок Самуила Яковлевича Маршака вырвал из лап голода и нищеты, было ещё очень и очень много.
Деяния святых апостолов

Деян., 22 зач., IX, 19-31.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Если чтущий Бога и Его заповеди человек решится сделать исключение и нарушить одну из заповедей Божиих, то постепенно такой человек придёт к тому, что таких исключений станет всё больше и больше, и в какой-то момент нарушение заповедей станет чем-то обыденным, тем, что совсем не пугает. Этот принцип проявил себя в Священном Писании множество раз, и об одном из них повествует 9-я глава книги Деяний святых апостолов. Давайте послушаем тот отрывок из этой главы, который звучит сегодня во время литургии в православных храмах.
Глава 9.
19 и, приняв пищи, укрепился. И был Савл несколько дней с учениками в Дамаске.
20 И тотчас стал проповедовать в синагогах об Иисусе, что Он есть Сын Божий.
21 И все слышавшие дивились и говорили: не тот ли это самый, который гнал в Иерусалиме призывающих имя сие? да и сюда за тем пришел, чтобы вязать их и вести к первосвященникам.
22 А Савл более и более укреплялся и приводил в замешательство Иудеев, живущих в Дамаске, доказывая, что Сей есть Христос.
23 Когда же прошло довольно времени, Иудеи согласились убить его.
24 Но Савл узнал об этом умысле их. А они день и ночь стерегли у ворот, чтобы убить его.
25 Ученики же ночью, взяв его, спустили по стене в корзине.
26 Савл прибыл в Иерусалим и старался пристать к ученикам; но все боялись его, не веря, что он ученик.
27 Варнава же, взяв его, пришел к Апостолам и рассказал им, как на пути он видел Господа, и что говорил ему Господь, и как он в Дамаске смело проповедовал во имя Иисуса.
28 И пребывал он с ними, входя и исходя, в Иерусалиме, и смело проповедовал во имя Господа Иисуса.
29 Говорил также и состязался с Еллинистами; а они покушались убить его.
30 Братия, узнав о сем, отправили его в Кесарию и препроводили в Тарс.
31 Церкви же по всей Иудее, Галилее и Самарии были в покое, назидаясь и ходя в страхе Господнем; и, при утешении от Святаго Духа, умножались.
Как мы только что услышали, после своего обращения ко Христу Савл, или, иначе, апостол Павел попал в очень неприятную ситуацию: его ещё не приняли христиане, и он уже стал чужим для иудеев. Если с христианами вопрос решился довольно быстро — апостол Варнава рассказал им о своём видении Господа и о том, что Савла можно принять, то с иудеями всё было значительно печальнее: через какое-то время они пришли к уже ставшей для них привычной мысли, что проблема должна быть решена самым радикальным методом, то есть Савла нужно попросту убить.
Симптоматично, что никакие прежние заслуги Савла не спасли его от этого приговора, он, став христианином, перестал иметь какую-либо ценность для иудеев, более того, он стал помехой. Дальнейшее повествование книги Деяний говорит о том, что апостолу удалось сбежать от жаждущих его смерти иудеев, однако их злоба никуда не делась, и интересен сам факт этой злобы. Конечно, проще всего её было бы списать на злокозненность иудеев, сказать, что злоба — это часть их природы, а потому здесь нечему удивляться. На самом же деле удивляться есть чему, и удивляться в этой истории стоит не столько поведению иудеев, сколько тому, что люди как таковые бывают крайне нечувствительны к проявлениям воли Божией. Нам легко соглашаться с Богом тогда, когда мы понимаем Его действия, а понимаем мы то, что нам приятно, что соответствует нашему представлению о мире и о себе самих. Если же Бог нас обличает, если Он, скажем, через других людей указывает нам на наши недостатки, то принять такую волю Божию бывает чрезвычайно непросто. Всем известна наша стандартная реакция на обличение: мы, если на словах с ними и согласимся, внутреннее будем протестовать, будем искать благочестивые объяснения своим поступкам, и, конечно же, их найдём.
Священное Писание предлагает обратить внимание на то, к чему в пределе может привести такое отношение к проявлениям воли Божией, и, что особенно важно, подобных примеров в Писании очень много: одна лишь книга Деяний с весьма печальной регулярностью повествует об одном и том же сюжете — отказавшись от принятия воли Божией, люди идут дальше в своём сопротивлении Богу, и в конечном итоге доходят либо до стремления к убийству праведников, либо до самого убийства. Дай Бог, чтобы мы не забывали об этих примерах Священного Писания, и помнили, что эти преступления всегда начинались с того, что может показаться малым и безобидным, — с отказа со смирением принять благую и всесовершенную волю Божию.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О молитве». Священник Анатолий Главацкий

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» ведущая Кира Лаврентьева вместе со священником Анатолием Главацким читали и обсуждали фрагменты из книги святителя Игнатия Брянчанинова «О молитве», посвященные тому, каким должно быть общение с Богом и какова роль молитвы в жизни человека.
Разговор шел о том, что может помочь побороть рассеянность во время молитвы, почему стоит беречься особых эмоциональных и чувственных состояний во время обращения к Богу, а также что дает человеку молитва.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Христианские мотивы в фильме «Иваново детство». Августина До-Егито

У нас в студии была киновед, автор и преподаватель курса «Религия и кино» в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете Августина До-Егито.
Разговор шел о христианских мотивах в военной драме Андрея Тарковского «Иваново детство».
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ о христианских смыслах в фильмах Андрея Тарковского.
Первая беседа с кинокритиком Львом Караханом была посвящена фильму «Андрей Рублев».
Вторая беседа с заместителем главного редактора журнала «Фома» Владимиром Гурболиковым была посвящена фильму «Солярис».
Третья беседа с киноведом Августиной До-Егито была посвящена фильму «Зеркало».
Четвертая беседа с режиссером, сценаристом Иваном Перекатовым была посвящена фильму «Сталкер».
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер