«Иисус просто учил людей любить друг друга, а потом Церковь повернула дело так, будто самое Важное — это определенные представления о Нем, и значении Его смерти на Кресте». Я слышу такие вещи постоянно — вот был человек Иисус, который учил всяким бесспорным нравственным максимам относительно прощения, любви и сострадания, а потом уже, после его смерти на Кресте, люди сочли Его Богом и Искупителем, и выстроили всю эту сложную систему догматической веры.
Это может показаться привлекательным на первый взгляд — но это неверно по ряду причин. Конечно, можно заметить, что объявлять Иисуса «просто учителем» значит объявлять Его ненужным. В истории человечества было много учителей, которые говорили людям любить друг друга, да и каждый в себе имеет совесть, которая говорит ему то же — поэтому Иисус-учитель ничего бы не добавлял к тому, что у людей уже было. Его приход был бы просто излишен.
Но важнее ознакомиться с тем, чему же учил Иисус. Обратимся к первоисточнику — Новому Завету и, прежде всего, Евангелиям. Мы, несомненно, обнаружим там нравственные наставления — но не только. Иисус учил некоторым вещам о Себе. Он говорил, что Он был с Отцом прежде бытия мира. Что именно Он придет судить все народы в последний день. Что мы обретем вечную жизнь — если уверуем в Него и последуем за Ним, или навеки погибнем.
Иначе говоря, Он говорил о том, что Он — Бог, Судия и Спаситель. Это — тоже часть Его учения. И Он говорил о цели своего прихода — и она состоит не в том, чтобы «просто учить». Как сказано в Евангелии от Марка, цитата: «Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих». Его цель — в том, чтобы умереть за наши грехи.
Именно в Евангелии — а не в каких-то позднейших построениях Церкви — мы находим, что Иисус — Бог и Искупитель. Вся христианская этика строится на том, кто такой Христос — и что Он сделал. Как говорит например, Апостол Павел, «Итак облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы» (Кол.3:12,13) Поскольку Бог во Христе соделал вас новыми людьми, и ввел в новые отношения с Ним и между собою, вы, как новые люди, должны вести себя по-другому.
Иисус Евангелия — не столько учитель, сколько Спаситель. Он дает совершенно новую жизнь — и учит правилам этой Новой Жизни. Но без этой Новой Жизни правила не помогут — как правила вождения, если у Вас нет машины.
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец»
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец» своим названием обязана святителю Димитрию Ростовскому. В 1687 году он стал свидетелем явления образа Богородицы в поселке Рудня, сейчас это город в Смоленской области. Реликвию нашли местные жители на болоте, где добывали железную руду. Икона была написана в древней традиции Одигитрия, что в переводе с греческого означает Путеводительница. Неизвестный иконописец изобразил Богородицу и Младенца Христа в царских коронах. Дева Мария держит Сына левой рукой, а правой указывает на Него, как на истинный Путь спасения.
Святитель Димитрий посвятил явленной в Рудне святыне такие поэтические строки: «Идеже творяшеся железо от блата, /Тамо Дева вселися, дражайшая злата, /Да людем жестокие нравы умягчает /И железные к Богу сердца обращает». В переводе это звучит так: «Там, где из болота добывают железо, поселилась Дева, которая дороже золота. Она умягчает жестокие нравы людей и обращает железные сердца к Богу».
Рудненская икона вскоре прославилась чудотворениями, и её перенесли в Киево-Печерскую лавру. Почитание реликвии широко распространилось, с неё сделали множество списков. На некоторых из них иконописцы помещали стихотворение Димитрия Ростовского. А затем главная мысль этого произведения стала надписанием на иконе: «Умягчение злых сердец». Список с таким названием вошёл в церковный календарь отдельно от Рудненского образа.
Икона из Рудни, вдохновившая святителя Димитрия, пребывала в Киево-Печерской лавре до 1920 года. Во время революционной смуты она бесследно исчезла. Но сохранилось множество её копий, в том числе и с надписанием «Умягчение злых сердец». Сегодня их можно увидеть во многих храмах России. Один из почитаемых списков хранится в Казанском храме города Рудня, где, по слову святого, в семнадцатом веке явилась Дева, обращающая ожесточённые сердца к Богу.
Стоит заметить, что в девятнадцатом столетии получил распространение ещё один вариант иконографии Божией Матери с названием «Умягчение злых сердец». Образы, ему соответствующие, представляют Царицу Небесную без Младенца, пронзённую семью мечами. Такие иконы именуют также Семистрельными. Мы обязательно расскажем вам о них, но уже в другой передаче.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Преобразования в современной системе образования». Максим Костенко
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», который объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях был руководитель института стратегии развития образования Максим Костенко.
Разговор шел о том как можно сделать современную систему образования в нашей стране лучше.
«Донорство крови и костного мозга». Алена Фирсова, Наталья Быстрова, священник Дмитрий Гуров
У нас в гостях были ведущий специалист Национального медицинского исследовательского центра гематологии Алена Фирсова, звонарь московского храма Спаса Нерукотворного на Сетуни Наталья Быстрова и руководитель информационного отдела Тульской духовной семинарии священник Дмитрий Гуров.
Наши гости рассказали, какие виды донорства бывают, как можно стать донором, а также какие опасения и вопросы могут возникать у желающих сдать кровь — и как на них можно ответить.