
На полуострове Камчатка есть такая коренная народность — ительмены. Они говорят на своём, ительменском языке, и сказки у них свои. Одна такая сказка — про ворона по имени Кухт.
У этого ворона была очень хозяйственная и запасливая жена. Вот как-то говорит она Кухту:
— Поезжай-ка ты на море, пока оно не замерзло, и налови побольше рыбы на зиму.
Взял Кухт нарты — длинные узкие санки, положил на них удочки, сам в них запрягся и домчался до северного моря. Сел на берегу и начал рыбу удить. Повезло Кухту в тот день — много наловил. И больших, и маленьких рыб он в нарты бросал, а когда домой собрался — никак свои санки с места сдвинуть не может.
«Как я нарты до дома довезу без собак? — задумался Кутх. — Запрягу-ка я в них больших рыб — они и потащат».
Запряг Кутх горбуш в нарты и говорит им:
— Ну, горбуши, тащите хорошенько мои санки. Я вас на каждой стоянке досыта кормить буду.
Помчались горбуши по льду быстрее ездовых собак.
«Вот так рыбья упряжка! — радуется Кутх. — Скоро я дома буду».
Домчались горбуши до тайги.
— Ну, Кутх, корми нас! — просят. — Мы очень устали.
— Еще немного повезите, тогда накормлю, — говорит Кутх, развалившись сверху на нарах.
А сам думает: «Только бы мне до дому доехать, а там я всех горбуш на зиму засолю».
Еще быстрее помчали горбуши упряжку. А Кухт сидит в нартах и смеётся от радости при мысли, сколько он рыбы домой привезёт.
Примчали горбуши нарты к подножию высокого холма. Остановились, никак отдышаться не могут.
— Ну, Кутх, корми нас! — говорят. — Совсем мы замучались упряжку везти.
А ворон им в ответ:
— Еще немного повезите, тогда покормлю — мой дом с вершины холма уже видно.
Довезли горбуши нарты до вершины таёжной сопки, остановились и говорят:
— Ну, Кутх, корми нас. Сил больше нет.
А Кутхим в ответ:
— Еще немного повезите, тогда покормлю. Близко уже.
Рассердились горбуши, повернули обратно к морю и помчались быстрее прежнего.
Затрясся Кутх от страха, кричит.
— Эй, куда? Остановитесь! Я вас досыта накормлю.
— Не верим тебе! — ответили ему возницы. — Ты нас три раза обманывал.
Потащили они нарты прямо в море. Нырнули горбуши в воду, и Кухт в последнюю минуту едва выскочить из санок успел.
Говорят, жена его до сих пор на всю тайгу бранит: "Кухт, кухт, кухт!" — за то, что он домой без рыбы, без удочек и без нарт вернулся.
А сам виноват: не обманывай! И коварных планов не замышляй. У хитрого начала бывает плохой конец.
(по мотивам ительменской народной сказки)
11 мая. Об истории и православных монастырях Константинополя

Сегодня 11 мая. В этот день в 330 году состоялось торжественное освящение Константинополя.
Об истории и православных монастырях города — священник Августин Соколовски.
Святой Константин основал город за 7 лет до своей кончины. Константинополь не был построен в чистом поле, ведь на его месте существовало древнее поселение, носившее название Византий. С самого начала правитель приложил огромные усилия для христианизации этой тихой языческой гавани. Доподлинно известно, что уже к моменту смерти императора в 337 году в городе существовало уже 15 монастырей. Спустя 200 лет после основания, к середине VI века, в Константинополе было около 70 обителей. Особенно были знамениты некоторые монастыри. Это монастырь Неусыпающих. Он был назван так, потому что в нем непрерывно совершалось богослужение. Братья поочередно сменяли друг друга, чтобы служба Богу никогда не прекращалась день и ночь. Другой жемчужиной монашеской жизни великого города была обитель Феодора Студита. В ней жили тысячи монахов. Общежитие было настолько строгим и последовательным, что братья не имели ничего своего. Одежды иноков были огромного размера, по форме напоминали собой мешки. После общей стирки монахи разбирали одежды без разбору, от самого игумена Феодора до самого младшего послушника. В свою очередь обитель святого Далмата прославилась тем, что в ней подвязался преподобный Исаакий. Именно он не побоялся лично обличить императора Валента в арианской ереси и предсказал ему погибель в битве с персами, что вскоре произошло. Многие столетия спустя, в день памяти Исаакия, родился русский царь Петр Великий, потому в Санкт-Петербурге был воздвигнут знаменитый Исаакиевский собор. Удивительное преемство православных столиц в истории, за которое в эти пасхальные дни мы призваны благодарить Спасителя нашего Иисуса Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 мая. О духовном расслаблении

Сегодня 11 мая. Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном.
О духовном расслаблении — священник Николай Конюхов.
Сегодня мы вспоминаем чудо исцеления расслабленного при Овчей купели. Удивительный эпизод. Человек 38 лет был расслабленным и не мог никаким образом исцелиться, имел одну надежду — окунуться в купель, которая таким чудесным образом возмущалась Ангелом Божиим. И человек дождался того, что пришел Христос и проявил к Нему такое милосердие и помог. Но вопрос тут в другом. А что такое расслабленность? Всегда ли это именно физическая расслабленность? Сейчас люди достаточно успешно передвигаются, у нас множество средств передвижений. Мы экономим время, ходим в спортзал, и достаточно многие ведут активный образ жизни. Но есть другая расслабленность, расслабленность духовная, когда человек ничего уже не хочет. Я сталкиваюсь иногда, что люди жалуются на исповеди в том числе, что нету какого-то движения, нету радости жизни, нету вкуса жизни, и нету красок, которые даровал нам Господь. Это в том числе связано с отсутствием такой духовной мотивации. И очень важно, чтобы мы ставили цели, которые выходят за рамки этой жизни. Тогда они нас будут сподвигать к тому, чтобы искать выходы, искать Бога и двигаться в нужном направлении. Подвижник — это от слова «двигаться». Если мы будем застаиваться, то будем, как, знаете, вода, которая где-то застоялась в канаве. Мимо нее неприятно проходить из-за резкого запаха. Вот также и человек, который не двигается вперед, не двигается к Богу, становится похожим на такую канаву.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 мая. О творчестве Григория Гагарина

Сегодня 11 мая. В этот день в 1810 году родился русский художник Григорий Гагарин.
О его творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Государственный деятель, принимавший участие в работе посольства России в Константинополе, портретист. А главное, последователь неовизантийского стиля. Именно задача преемства церковного искусства Византии была поставлена Григорию Григорьевичу еще Николаем Павловичем. Продолжал наш художник осуществлять этот проект в царствовании Александра II, когда православному Востоку было уделяемо особое внимание в связи с войнами с Османской империей. Мы можем судить о художественной одаренности князя Гагарина по росписям собора Сиони в Тбилиси. Художник не просто находился под влиянием византийской иконописи, но соотносил свое творчество с интерьером Великой Софии в Константинополе, где накануне он тщательно изучал шедевры ранневизантийского искусства. Благодаря Гагарину в Академии художеств был учрежден иконописный класс, где тщательнейшим образом наши академики, подвязавшиеся в религиозные живописи, изучали наследие Византии, а не только западноевропейского искусства.
Все выпуски программы Актуальная тема