"Рождество Богородицы". Светлый вечер с о.Дмитрием Ведяшкиным (20.09.2018) - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

"Рождество Богородицы". Светлый вечер с о.Дмитрием Ведяшкиным (20.09.2018)

* Поделиться

У нас в гостях был настоятель храма Рождества Богородицы в Рождествено-Суворово священник Дмитрий Ведяшкин.

Накануне праздника Рождества Пресвятой Богородицы мы говорили об истории и зачении этого события, а также о приходской жизни при храме в Рождествено-Суворово.


А. Митрофанова

— «Светлый вечер» на радио «Вера». Здравствуйте, дорогие слушатели! Я — Алла Митрофанова. Поздравляю всех с праздником — замечательный праздник Рождества Богородицы 21 сентября по нашему календарю отмечается. В нашей студии священник Дмитрий Ведяшкин — настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы в Рождествено-Суворово. Добрый вечер!

Свящ. Дмитрий

— Добрый вечер.

А. Митрофанова

— У вас престольный праздник, и я думаю, что для вас это вообще особое такое событие. Вместе с тем, когда мы говорим о двунадесятых праздниках, то есть о двенадцати главных таких, фундаментальных праздниках церковного календаря, не считая Пасхи, Пасха особняком, вот Рождество Пресвятой Богородицы таким праздником считается, но если мы Евангелие откроем, то мы не найдём там упоминаний о том, что это событие имело место. Откуда у нас сегодня сведения о том, как всё произошло, о родителях Пресвятой Богородицы?

Свящ. Дмитрий

— Это, во-первых, Предание Церкви. Под Преданием вообще принято понимать очень широкий пласт информации. И, как правило, информация вот именно о таких событиях, как Рождество Богородицы, как история Иоакима и Анны и прочие, это апокрифические тексты, то есть те, которые не являются частью канона Библейского, но так или иначе которые в своё время имели авторитет среди христиан. И вот из них... и из них в том числе, вот так бы я сказал.

А. Митрофанова

— Есть знания о том, что такое этот праздник. А лично для вас, что это такое? Вот Рождество Пресвятой Богородицы — как вы переживаете это событие? Наверняка же у вас есть, тем более вы настоятель храма этого, что для вас самое главное в этом празднике?

Свящ. Дмитрий

— Сложно что-то выделить, потому что это событие, которое мирового масштаба...

А. Митрофанова

— Вселенского, космического — по-разному можно сказать.

Свящ. Дмитрий

— Да, именно так. Поэтому сложно сказать, что конкретно для меня важнее и так далее. Но именно учитывая, что я настоятель храма именно Рождества Пресвятой Богородицы, то особо у нас почитаются ещё и Иоаким и Анна, как одни из виновников этого торжества. Поэтому у нас есть икона этих святых тоже. И Рождество переживается как такой какой-то детский праздник, и не сказать, что любимый, но он именно какой-то детский и домашний, потому что прихожан и вообще не так уж и много, и поэтому с каждым из них мы переживаем этот праздник как какое-то домашнее событие, очень уютное. Это если говорить чисто про моё восприятие этого праздника именно в этом храме. А в целом, когда задумываешься об этом событии, то, конечно, именно вселенскость его как-то расширяет, может быть, вообще мысль — даже, может быть, так.

А. Митрофанова

— А вот смотрите, казалось бы, что такого особенного произошло? Ну подумаешь — родилась девочка, про которую ещё никто ничего не знает. И родители её тоже пока про неё ничего не знают. Родители уже утратили надежду на то, что у них ребёнок может появиться, то есть она поздний ребёнок, она вымоленный. И как часто бывает с такими детьми, она действительно стала совершенно какой-то особенной. Но ведь когда это всё происходило, никто ещё не знал о том, каким ключевым окажется это событие для вообще всей нашей истории. Почему, с одной стороны, такая как бы обычность этого праздника, с другой стороны, такая вселенскость, о которой вы говорите? Что же там такого на самом деле сверхъестественного произошло, экстраординарного?

Свящ. Дмитрий

— Ну, вообще таких рождений, наверное, не так часто было в те времена тоже в том числе, как и сейчас, когда уже очень престарелые люди рождают ребёнка. Поэтому тут, конечно, был элемент чуда в самом факте рождения, если говорить про тех людей, кто переживал непосредственно это рождение. Уже в этом есть некоторая необычность и чудесность. Во-вторых, я не знаю, знали ли они, что это будет за ребёнок, какая вообще родилась ответственность на них. Может быть, им Господь открывал что-то — мы не знаем этого, мы этого не можем сказать. Потому что мы всё-таки знаем о том, что они пребывали в молитве, а Господь в молитве что им открыть? Что дошло до нас — это одно, что не дошло — ещё больше. Как апостол Иоанн Богослов говорит о том, что было о Христе написано — это какая-то маленькая часть: не хватит и книг, чтобы всё изложить, что было со Христом всего лишь за три года. Что эти люди пережили за десятки лет мы не знаем, поэтому это сложный вопрос, по крайней мере неоднозначный: как они пережили? Может быть, они знали, может быть, им было открыто...

А. Митрофанова

— А о них о самих что-то известно — об Иоакиме и Анне?

Свящ. Дмитрий

— Нет, конечно. Это Предание — оно многого не открывает, оно открывает основные какие-то вещи, на которые христиане, в частности, опирались в своём богословии, в молитве и так далее.

А. Митрофанова

— Вы знаете, один из часто задаваемых вопросов, в связи с Рождеством Пресвятой Богородицы, вот изгнание Адама и Евы из рая — это катастрофа, которая отразилась вообще на всех нас. Мы до сих пор, знаете, когда бывает тоска, в произведениях искусства особенно это очень ярко видно, чувствуется: такой иногда бывает прорыв, крик от земли к небу у художника или у режиссёра, кинематографиста, у писателя, у кого-то ещё — вот эта тоска по раю. Вот когда она есть в произведении искусства, мне кажется, это один из критериев того, что оно какое-то такое настоящее, причём необязательно, чтобы эта тоска по раю как-то лапидарно вот так звучала, это может быть как-то метафорически и прочее — духовный поиск. И вот человечество живёт в этой тоске по раю, в этом духовном поиске или в заблуждениях своих, и почему-то тысячи лет прошли, прежде чем родилась на свет Пресвятая Богородица. Если Господь нас всех очень любит, то почему тогда столько времени пришлось ждать появления такой особенной девочки? Не размышляли вы об этом, нет?

Свящ. Дмитрий

— Конечно, размышляли и упирались, как обычно, в то, что это тайна Божия, мы не знаем Его суда, то есть одно дело суд человеческий и наши на этот счёт мысли, другое дело — реальный Божий какой-то план о человеке. Не предопределённость, а именно какое-то событие сотворённого мира и Бога. Очень сложно об этом говорить, но я припоминаю какие-то мнения на этот счёт святых — прям таких больших рассуждений. Единственное, это то, что человечество было готово к этому. И само рождение хоть и чудесное, но оно всё-таки человеческое. И эти люди появились именно вот в этот исторический момент — Иоаким и Анна, — чтобы родить Её. Тут только, пожалуй, вот как-то так.

А. Митрофанова

— Промысл Божий. А что, собственно, особенного в Ней — в Пресвятой Богородице? Вот мы сейчас говорим, что Она совершенно необыкновенная во всех смыслах — Её в молитве называют «честнейшей херувим и славнейшей без сравнения серафим». Почему? В чём Её вот такая особость?

Свящ. Дмитрий

— Эта тема такая — многополярная, но первое, что приходит на ум, в чём Её особенность, вы об этом сами просто недавно сказали — Её вымоленность. Её вымолили Иоаким и Анна — это действительно, наверное, тоже немаловажно, что эти два святых человека молились о ребёнке. Есть, например, слова Иоанна Златоуста о браке. Он говорит, что хорошую жену, — но я думаю, что это и в обратную сторону тоже применимо — хорошего супруга нужно вымаливать три года со слезами. Понимаете, то есть это реальный опыт его такой молитвы.

А. Митрофанова

— Кто-то и больше вымаливает.

Свящ. Дмитрий

— Это условность, конечно. Просто сам факт: три года попробуй поплачь. И о чём плакать-то? Не об отсутствии мужа, конечно, а о том, чтобы Господь именно простил, может быть, какие-то грехи. Мы же обычно так ассоциируем, да? Кстати говоря, то есть как в своё время Иоаким и Анна: «Почему у нас нет детей? Мы же праведники», — а все понимали иудеи, что ребёнок не рождается за какие-то грехопадения.

А. Митрофанова

— Если я правильно ещё понимаю, в иудейской традиции вот это рождение детей было особенным ещё благословением, потому что ведь было же обетование о том, что придёт Мессия, родится Мессия. И соответственно, пока продолжается род, есть шанс у каждой семьи, что именно среди них Мессия родится. Значит, это благословение Божие такое.

Свящ. Дмитрий

— Да, именно. Именно поэтому и нужно много рожать и так далее.

А. Митрофанова

— А если дети прекращаются, то всё, значит.

Свящ. Дмитрий

— А у них они поздно начались, и, в общем-то, этим и закончилось всё.

А. Митрофанова

— Единственный ребёнок — и Та Самая.

Свящ. Дмитрий

— Это тоже в каком-то смысле вот что? Это некий подвиг этих людей, который и стал для Бога, наверное, тоже каким-то поводом, чтобы ответить на их молитву именно вот так, что вот как раз через таких святых и родится Одна. Ты можешь рожать 10, 20 и сколько угодно, но если ты сам не благочестив, то через тебя никакой мессия, конечно, не произойдёт, а произойдёт вот так. Пусть эти люди претерпели много — сколько они десятков лет страдали от этого, — но их смирение и молитва неотступная — именно это и родило Её на свет. И в этом Её особенность — что Она действительно плод святости родителей в том числе. Здесь нельзя говорить о том, что это Бог родил Её особенной. Это всё-таки росток человечества. Она, не как в Католицизме считается, непорочно была зачата, а именно это всё-таки плод рода человеческого. И Её благочестие последующее именно от этого зависело — от того, что её родители были святы. И Она такой выбор детский свой сделала в сторону всё-таки такого Богопочитания для иудеев, в его максимальном таком разрешении. Это тоже результат именно святости родителей.

А. Митрофанова

— Напомню, что в программе «Светлый вечер» на радио «Вера» сегодня священник Дмитрий Ведяшкин — настоятель храма Рождества Богородицы в Рождествено-Суворово. И мы в канун праздника... хотя, почему в канун? Вечер 20 сентября — это уже Рождество Пресвятой Богородицы, потому что, как известно, в церковном календаре день начинается с вечера. И в общем, не только понедельник начинается в субботу, но и 21-е начинается 20-го. Уже вот Всенощная заканчивается и, значит, уже праздник — вот уже всё. И при этом ещё 21 сентября, Рождество Пресвятой Богородицы, это от начала церковного календаря — 14 сентября — первый крупный праздник. То есть им фактически начинается церковный год: Успением заканчивается, а Рождеством Пресвятой Богородицы начинается. И получается, что это альфа и омега евангельской истории и того, что вокруг евангельской истории выстраивается. Хотя в Евангелии не описано же Рождество Богородицы, но всё равно это событие имеет прямое отношение ко всему тому, что там разворачивается. И это, по-моему, тоже какое-то очень символичное такое явление. И, может быть, вы об этом тоже что-то скажете: почему это именно так — вот Рождество Богородицы и Успение.

Свящ. Дмитрий

— Можно только какие-то, наверное, эмоциональные переживания на этот счёт говорить. Я не думаю, что в этом есть что-то богословски обоснованное, уж прям так доктринально, но действительно в этом есть что-то необычное — то, что всё-таки Богородица участвует в этих двух событиях: Рождество и Успение. И это очень важные для нас праздники, и, пожалуй, они действительно самые такие таинственные — эти два праздника, которые в основном-то в Предании и отражены. И какой в этом смысл — вот Бог знает, не могу сказать об этом, что вот прям какой-то в этом есть смысл. Но вот в этом именно есть что-то такое Богородичное, что каждый христианин по отношению лично к Матери Божьей переживает. Я думаю, только вот в таком смысле.

А. Митрофанова

— А вот Матерь Божия — к Ней, как к Матери, обращаются очень многие люди. Почему это так, как вы думаете? Почему Богородица, произведшая на свет Богомладенца Христа, получается, что она весь мир усыновила, удочерила. Это справедливо, что мы к Ней так обращаемся? Как к Царице Небесной — это понятно, а вот как к Матери нашей Небесной?

Свящ. Дмитрий

— Об этом-то, думаю, лучше сказать в контексте как раз подвига святых, именно святых, не относящихся к событиям, скажем так, евангельским. Потому что вообще о Богородице мало что известно. И больше всего таких случаев тёплых отношений Матери Божией с людьми как раз отражены в житиях святых. Если говорить о поздних, то это Серафим Саровский и многие другие были удостоены видений Божьей Матери, и они как раз к ней так относились. И она так по-матерински их посещала, и бывали такие диалоги, когда Божия Матерь говорит: «Чадо моё», — обращаясь к святому. И, естественно, святой также имеет к Ней такое тёплое чувство, которое в молитве им в первую очередь было даровано и уже потом в откровении каком-то, в видении. Наверное, вот опять же церковное Предание так это пережило, что Она действительно по-матерински относится не только к Иисусу, но и ко всем, кто считает Его Богом, то есть нас, христиан, имею в виду. И так как христиане любят всех и учеников Самого Христа и, естественно, Его Мать, то поэтому рождается такое тёплое к ней отношение, потому что Она — Соучастница спасения. Если возвращаться к теме того, что Рождество Богородицы — это первый праздник после начала индикта, то с Неё всё и началось. Скажем, бурные события евангельской жизни начинаются именно с Неё, потому что Она родилась и уже была под таким особым присмотром в церкви, служа там с детства, и с Неё начинаются... Она даже участвует в первых гонениях на Христа, то есть когда Она бежит из Вифлеема. Поэтому к Ней это тёплое отношение даже первично у человека, естественно, потому что Она как Мать, переживала все эти события, которые связаны со Христом, начиная, как я уже говорил, с первых гонений, когда вифлеемских младенцев Ирод побивал. Поэтому особенно, наверное, ещё важность большую имеет для нас... я не знаю, как это передать языком дореволюционным, как это было там, но ещё могу сказать такой к Ней такого отношения у меня лично — мне лично был известен от людей советского периода, когда в храмах, как вы понимаете, в основном были женщины — бабушки, перенёсшие все гонения.

А. Митрофанова

— Да, время такое было.

Свящ. Дмитрий

— Вот как раз они мне, в частности, передали вот это особое такое чувство теплоты к Божией Матери, потому что они как женщины, находясь в церкви на богослужении, к Ней имели особую такую любовь. И в этом, наверное, и все века. Я думаю, вот они, имея такое тёплое к Ней отношение, его нам передали, может быть, — людям таким, отчасти советским и постсоветским. Вот такой личный опыт.

А. Митрофанова

— А вы могли бы немного рассказать о вашем храме? Храм Рождества Богородицы в Рождествено-Суворово — это Московская область, но вместе с тем, может быть, кто-то слышал об этом месте, кто-то нет. Расскажите, чем оно интересно, может быть, кто-то захотел бы, проезжая мимо, заехать к вам и помолиться в вашем храме.

Свящ. Дмитрий

— Наш храм вообще мало кто знает, в связи с тем, что он находится как раз-таки в неком тупике.

А. Митрофанова

— В тупике в каком смысле — в географическом?

Свящ. Дмитрий

— Да, в географическом, топографическом. Поэтому проехать через этот храм не получится, практически. Только если знаешь, то заедешь в этот наш аппендицит. Но в целом это не так уж далеко от Москвы — это 35 километров от МКАДа, но так как у нас там такой заворот идёт ещё плюс 15 километров, то километров 60-70 из центра нужно преодолеть. Вот по Дмитровскому шоссе в районе Икши на бетонку и поворот уже вдоль Московского водоканала. Храм этот известен тем, что в нём покоится прах отца великого полководца Суворова.

А. Митрофанова

— Ого, ничего себе!

Свящ. Дмитрий

— Да. Если честно, я об этом даже не знал, до этого прослужа несколько лет тоже в Мытищинском благочинии, и не знал, что у нас такой храм находится практически возле нас. И когда я туда был назначен, то был немало удивлён, что, оказывается, такая церковь конца семнадцатого века, одна из самых древних вообще церквей не только Мытищинского района, но и вообще Подмосковья. И это некогда родовое такое имение Суворовых. Храм был построен в 1697 году князьями Барятинскими, которые происходят из рода черниговских князей, в роде которых тоже есть святые. И вот отец начал — Фёдор — сын Иван закончил этот храм. И вот в прошлом году 320 лет было храму.

А. Митрофанова

— По российским меркам это довольно старый храм — приличный срок.

Свящ. Дмитрий

— Да, довольно древний.

А. Митрофанова

— Если б в Италии, допустим, это какой-то новодел бы считался, но у нас это действительно слава Богу, что уцелел. Вы там реставрацию вели?

Свящ. Дмитрий

— Нет, реставрация была сделана ещё до меня Святославом Николаевичем Фёдоровым. Он в этих местах обитал в своё время при жизни и, вот подметив, что на его территории находится такая прекрасная церковь, в 89-м году она была уже окончательно отреставрирована и открыта.

А. Митрофанова

— Потрясающе!

Свящ. Дмитрий

— Вот на Пасху 89-го года Святослав Фёдоров в сослужении с прихожанами и с епископом Московской области отслужили первую Литургию. То есть вот ещё чем известно место, что там у нас похоронен Святослав Фёдоров. Вот я долгое время жил около его клиники, о нём особо так и не задумывался, потому что он вот рядышком тут, а когда меня туда назначили, да ещё и оказавшись на его могилке — как-то для меня это тоже было необычно.

А. Митрофанова

— А он был верующим человеком?

Свящ. Дмитрий

— Да, он был верующим человеком, крещёным, участвовал в службах, в крестных ходах, был долгое время, до 2000-го года, до своей трагической кончины, попечителем храма.

А. Митрофанова

— Удивительно! Напомню, что в программе «Светлый вечер» на радио «Вера» сегодня священник Дмитрий Ведяшкин — настоятель храма Рождества Богородицы в Рождествено-Суворово. Я — Алла Митрофанова. Через минуту продолжим этот разговор.

А. Митрофанова

— Ещё раз добрый «Светлый вечер», дорогие слушатели! Я напомню, что в гостях у нас сегодня священник Дмитрий Ведяшкин — настоятель храма Рождества Богородицы в Рождествено-Суворово. А мы говорим о празднике Рождества Пресвятой Богородицы, который 21 сентября по нашему календарю, то есть уже завтра, а по сути уже и сегодня — праздник уже начался, после Всенощного бдения можно уже совершенно спокойно друг друга поздравлять. Вы знаете, отец Дмитрий, мне кажется, что в этом празднике ещё и надежда для нас такая оставлена. Ведь родители Пресвятой Богородицы, как вы уже отмечали в первой части нашего разговора, были людьми очень пожилыми. То есть по тем меркам родить в таком возрасте невозможно. И вот такое чудо происходит. И я думаю, что такие праздники ещё для нас как некая надежда и знак того, что вы уповаете, ведь всё может быть. Среди нас сегодня есть много людей, у которых, допустим, не получается родить ребёнка. И вот этот праздник, он как укрепление, что ли, такое не отчаиваться и как указание на то, что всё в руках Божьих. И опять же я знаю примеры людей, у которых получилось родить детей, уже им было глубоко за сорок, скажем так. И тоже они в какой-то момент через отчаяние проходили, но вот молились, и Господь ребёнка давал. Скажите, может быть, в вашей священнической жизни, практике были случаи, когда через отчаяние человек приходил к тому, что Господь ему давал то, о чём он просит или даже уже не просит и не мечтает?

Свящ. Дмитрий

— Касательно именно рождения ребёнка?

А. Митрофанова

— Вы знаете, рождение детей, мне кажется, это один из таких примеров того, как, знаете, Господь нам отвечает на наши молитвы, может быть, не всегда сразу.

Свящ. Дмитрий

— Такие примеры есть, да. И у нас в храме есть. Они были не при мне, если касательно храма, но вот я встречал таких людей, которые воспоминали о том, что когда-то у них не было детей, и они молились в нашем храме именно о даровании детей. И они являются такими свидетелями такого чуда помощи Иоакима и Анны — как правило, именно им и молятся о даровании, в том числе им, о даровании детей. Конечно, да, Господь вот так посещает через скорбь человека, и он становится более, скажем так... сложно сказать, через что, но Господь таким образом приводит к Себе, к общению с Собой. И вообще рождаются отношения у человека с Богом как раз, как правило, через какие-то трудности, преодоление этих трудностей.

А. Митрофанова

— Вы знаете, мне вам как пастырю хочется как раз задать этот вопрос: а как относиться к тому, что если, допустим, люди очень хотят ребёнка, или кто-то ищет спутника жизни, или ещё какие-то вопросы к Богу, которые человек задаёт, причём вот именно в таком... даже уже не ропща на небо, а в каком-то таком уже и смирении, просто недопонимании, почему же это так. Вот вы как пастырь как отвечаете на такие вопросы, что советуете людям предпринять? Вот вроде бы это даже зачастую могут быть и верующие люди, у них диалог с Богом уже идёт и идёт уже давно, но почему-то вот эти испытания — как к этому правильно относиться?

Свящ. Дмитрий

— Кому: нам, извне?

А. Митрофанова

— Нет, людям, которые пребывают в такой ситуации.

Свящ. Дмитрий

— Вот люди, которые пребывают в такой ситуации, у них своя история у всех. Поэтому как им к этому относиться — очень сложно сказать. Каждый к этому относится по-своему, как говорится, всё индивидуально.

А. Митрофанова

— Как воспринять вот что это такое, что Господь хочет таким образом сказать, как попытаться это услышать?

Свящ. Дмитрий

— Он пытается наладить отношения с нами, вообще, в принципе, скорби нас одолевают или радости, потому, что Он знает наше несовершенство после грехопадения, которое коснулось всего человечества. И поэтому для Него важно, чтобы человек молился и учился с Ним общаться. А каждый человек на этом пути преодолевает и трудности, и радости. Поэтому сложно сказать, как должен каждый человек к этому относиться. Вот если он это так понимает, и эту главную мысль, наверное, любой священник и пытается донести до человека, что главное не то, получишь ты или нет, главное не то, преодолеешь ты эти страдания или нет и так далее. А главное — как ты с Богом пережил это всё. Потому что для Бога ничего не стоит прекратить какие-то скорбные обстоятельства. Но в этом ли смысл? В прекращении ли их или, наоборот, в чём смысл вообще страданий? Вот это, наверное, главный вопрос даже в данном случае.

А. Митрофанова

— Это вопрос из разряда «проклятых» или «карамазовских», как их называют, или «детских» вопросов, потому самых страшных. Это правда, это бесконечно можно на эту тему говорить. И каждый из нас, исходя из того, что все мы очень разные и у каждого есть какие-то свои вводные и свои свойства, свои особенности, по-своему будет слышать то, что Господь хочет сказать.

Свящ. Дмитрий

— Это отношения, в общем-то, они, как и между людьми. Мы же тоже общаемся, и у нас какой-то свой с каждым человеком лично коннект, то есть с одним у нас так, с другим по-другому. И так же и Бог — Он с каждым человеком общается на его языке, Он каждого пытается утешить, каждого пытается как-то привести к Себе в итоге. Главная-то цель, наверное, всё-таки в рай прийти, в то райское состояние прийти, чтобы быть удостоенным рая, поэтому тут уж такой путь. А к с людьми об этом говорить — опять же это сложно ответить, потому что с каждым отдельная история: кому-то одно посоветуешь, кому-то другое. Да даже не то что посоветуешь, вот о себе даже можно что-то рассказать. Как правило, все ситуации одинаковы практически, и каждый человек, особенно если пожилой человек, он уже пережил наверняка все такие ситуации, он по себе может как-то что-то посоветовать или что-то из Писаний и Святых отцов посоветовать.

А. Митрофанова

— А в вашей жизни были такие примеры, когда вы о чём-то молитесь, Господь вот даёт не сразу, но вы чувствуете, что выстраиваются эти отношения, наверное, в этот момент и, наверное, именно для этого Господь испытания и посылает?

Свящ. Дмитрий

— Это постоянно происходит, это вообще жизнь. В чём вообще, наверное, отличие человека, претендующего на то, что он верующий хотя бы, в отличии от противоположности.

А. Митрофанова

— Это вы сейчас хорошо сказали.

Свящ. Дмитрий

— Это опять же по себе.

А. Митрофанова

— Я очень с вами согласна — тоже так чувствую.

Свящ. Дмитрий

— Вот в этом и отличие, что как раз такой человек — верующий, скажем так, условно — он каждый момент хочет прожить с желанием согласовать это с Богом как-то, как мы это привыкли слышать, то есть по воле Божией как-то прожить. Но опять же ты же делаешь выбор всегда сам, молиться даже ты тоже будешь сам. Что ты будешь выпрашивать — это тоже насколько ты дорос, то есть ты это делаешь. И поэтому в любом случае любой шаг верующего человека будет связан с переживанием каждого момента: вот как это вообще Бог воспринимает, то есть соотношение, как к этому Бог относится, что об этом в Писании сказано — вот о том или ином моём решении. И поэтому там и скорби, там и радости и так далее, у верующего человека, я бы даже сказал, скорбей-то как раз побольше, чем у человека неверующего.

А. Митрофанова

— Почему?

Свящ. Дмитрий

— В том смысле, что когда ты начинаешь соотносить просто свои действия с тем, что об этом думает Господь, то, естественно, натыкаешься на то, что твои действия в большинстве своём этому не соответствуют. И отсюда ты начинаешь просто понимать, откуда, ка говорится, ноги растут твоих проблем. И в связи с этим, так как любой христианский путь связан с такой попыткой полюбить ближнего, скажем так, то ты начинаешь видеть, откуда у людей проблемы. И это тоже касается твоего сердца, и ты тоже будешь переживать и за это. Поэтому получается, что проблема ближнего — это проблема твоя тоже, поэтому ты больше переживаешь, чем он. Тебе больше надо молиться, например, ты же не можешь молиться только за себя — вот у тебя что-то болит. Вот как раз у вас икона стоит Паисия Святогорца, вот он как раз и говорил тоже об этом, в том числе он, что мы должны молиться не только за себя, а вот у тебя, говорит, болит печень — молись за тех, у кого болит печень и так далее.

А. Митрофанова

— Ну это уже уровень такой святости, хотя...

Свящ. Дмитрий

— Это просто любовь, это то, без чего просто даже... сложно на самом деле представить, что ты будешь просить только для себя, потому что рядом с тобой, может быть, лежит такой же человек на койке. Ну что ж ты его, что ли, не помянёшь?

А. Митрофанова

— Это, знаете, бывает, что люди, которые прошли через какую-то болезнь и выкарабкались, победили, идут потом помогать тем, кто через это сейчас проходит, им хочется тоже делиться своим опытом и какую-то поддержку физическую и моральную оказывать тем, кому сейчас тяжело.

Свящ. Дмитрий

— Больше начинают понимать таких, да, абсолютно верно.

А. Митрофанова

— Потому что ты через это прошёл, тебе легче рядом с человеком в такой же ситуации находиться, потому что и он тебя услышит, он тебе поверит. Если ему будет помогать или пытаться его поддержать как-то человек, который не знает, о чём он говорит — не приведи, Господи, конечно. Но в этом смысле: зачем вы меня утешаете, ведь вы не знаете, про что вы говорите. А если человек через это прошёл...

Свящ. Дмитрий

— Он знает, что говорить.

А. Митрофанова

— Да. И если молитва точно так же — я, да, с вами согласна.

Свящ. Дмитрий

— И он более понятные слова подберёт.

А. Митрофанова

— Согласна, да. И молиться за тех, кто в такой же ситуации.

Свящ. Дмитрий

— Вот, например, есть наркологический центр, он даже реабилитационный центр Иоанна Кронштадтского. Вот я просто в своё время в семинарии диплом писал про этот центр. И сотрудники этого центра, в большинстве своём, это люди, которые либо вышли из каких-то сектантских организаций, либо это бывшие наркоманы — там тоже занимаются реабилитацией наркозависимых и так далее.

А. Митрофанова

— А почему вы тему такую себе выбрали диплома?

Свящ. Дмитрий

— Так исторически сложилось просто, это вот так вот было при выборе темы.

А. Митрофанова

— Определённая, конечно, связь есть. Наверное, в этом смысле то, что, как во время богослужения, когда читается ектенья, то все как-то молятся друг за друга — весь мир объединён одной общей болезнью.

Свящ. Дмитрий

— То есть это как раз о том вы сказали, что это высший пилотаж — молиться за кого-то. А на самом деле получается, что служба и есть высший пилотаж, тогда это для нас как раз и есть эталон, и мы по-другому не можем. Потому что вот это богослужение общее нас призывает к этому — чтобы мы молились теми словами, которые заключены в его текстах, а они обращены за весь мир, за всех и вся.

А. Митрофанова

— Напомню, что в программе «Светлый вечер» на радио «Вера» сегодня священник Дмитрий Ведяшкин — настоятель храма Рождества Богородицы в Рождествено-Суворово. Мы говорим об этом празднике, о том, что связано с ним, о тех смыслах, которые раскрываются в Рождестве Богородицы и в Её жизни. Вот знаете, отец Дмитрий, когда мы читаем молитву Пресвятой Богородице, то вот там эти слова «честнейшая херувим и славнейшая без сравнения серафим» — а что они значат? Как это можно понять? Почему Она удостоена такого высокого звания? Ведь херувимы и серафимы — это существа какого-то высшего, совсем неземного такого, простите, ранга — не знаю, как правильно сказать. Но Пресвятая Богородица оказывается ещё выше, чем они.

Свящ. Дмитрий

— Тоже непростой такой вопрос на самом деле. Как раз вот этот момент относится к инициативе Бога, и тут уже наши домыслы — это только домыслы. Потому что почему Она должна быть честнее и светлее ангелов? Но надо сказать, что всё-таки и любой человек больше ангелов — человек всё же венец творения. Надо ещё всё-таки это понимать, что человек — это центр вселенной, центр творения Божьего. Ангелы — это служебные силы.

А. Митрофанова

— Когда говорят «центр вселенной» — это обычно в негативном ключе воспринимается, потому что это получается, что я — пуп земли, и от меня ведётся отсчёт всего на свете.

Свящ. Дмитрий

— На самом деле оно так, наверное, и есть, просто вот эта вот, наверное, теория гуманизма светского западного — она, возможно, стала виной такой интерпретации. А в хорошем смысле слова это библейский такой контекст творения мира: человек был создан всё-таки как главная цель. Цель творения — это человек. Поэтому это немаловажно в вашем вопросе понимать, мне так кажется. Первое. А второе — это то, что как раз Её особая роль — то, что Господь именно Её удостоил, не предопределил, а именно удостоил Её, в связи с Её чистотой, с чистотой жизни Её родителей, удостоил рождения Спасителя, Богочеловека. Поэтому кто этого ещё достоин — такого именования «честнейшая херувим» и так далее? Поэтому, с одной стороны, непростой вопрос, с другой стороны, это примерно как-то так.

А. Митрофанова

— А вы сказали, что это было не предопределённое событие — рождество Спасителя от Пресвятой Богородицы, — но событие, которого Божия Матерь была удостоена. А вообще бывают ли предопределения в Христианстве? Или всегда это какой-то момент такой, когда кого-то удостоили, а кого-то чаша сия миновала и так далее?

Свящ. Дмитрий

— Скорее всего, это понятие предопределённости имеет контекст всё-таки действий человека, а не какого-то конкретного такого плана о людях. То есть мы когда говорим это слово, оно не должно как-то восприниматься, как какое-то... человек же не робот, он всё равно принимает какие-то решения действовать, за него же Бог не решил, что он будет делать — Он ему, наоборот, даровал свободу. Поэтому Бог просто, как говорит апостол Павел, то, что предувидел, то и предопределил, просто Он это сначала увидел, что это будет, и поэтому так оно и произошло, грубо говоря. Само слово «предопределил» не должно восприниматься так рационально, что ли, то есть его нужно воспринимать относительно первого слова: что предувидел.

А. Митрофанова

— Вы знаете, я встречалась с такой точкой зрения, что, может быть, потому вот эти тысячелетия ожиданий от грехопадения людей до рождества Пресвятой Богородицы прошли, что ведь очень важно было, что дело спасения человечества не только Божье дело, но ещё и дело самого человечества. И вот то, что из рода в род поколение праведников — складывалось вот это колено, из которого произошла Пресвятая Богородица, хотя там совершенно разные есть имена и наверняка там тоже всякие ошибки совершались и прочее, и о каких-то мы знаем из Священного Писания, о каких-то там не сказано, но это не линейный такой путь. Но вместе с тем всё равно в этом роду людям удалось каким-то образом сначала породить на свет Иоакима и Анну — родителей Пресвятой Богородицы. То есть это же то, как дети себя ведут, какими они становятся, насколько выстраиваются их отношения с Богом доверительно, насколько правильно они эти отношения с Богом понимают, ведь это же во многом зависит от того, как их воспитали. Соответственно, то, как их воспитали родители, зависит от того, как их бабушка с дедушкой, предыдущее поколение воспитало и так далее. То есть это то, что из поколения в поколение передаётся. И вот нужно было несколько, оказывается, тысяч лет для того, чтобы путём такого очень сложного движения и преодоления себя человечество вот в этом конкретном роду смогло произвести на свет вот это чистое дитя — Пресвятую Богородицу, Которую Господь уже удостоил рождения Спасителя. Я не знаю, я не богослов, мне очень сложно об этом судить, но мне кажется, что, поскольку здесь речь идёт об усилиях людей из поколения в поколение, вот именно о духовных усилиях, то, может быть, это действительно так и есть: Пресвятую Богородицу человечество должно было ещё произвести на свет, а для этого очень сильно потрудиться.

Свящ. Дмитрий

— Вот как раз Её предки и стали причиной, возможно, вот этого рождения. Потому что мы знаем, что и пророчества были, что именно от этого рода родится Та Самая Богородица. И такая сейчас просто мысль пришла, пока вы говорили вопрос: по поводу прошедшего вопроса. Ведь пророки тоже говорили что-то о будущем, им Бог открывал то, что Он знал, что будет — именно в этом роду родится. И они именно это предвозвещали. И люди будущих поколений после пророков имели у себя этот материал. Те, кто из этого рода, они предполагали, что в их именно роду будет вот это чудесное рождение, поэтому они, естественно, и старались больше, судя по всему. Потому что, имея такие пророчества, они пытались как-то эту линию всё-таки держать, как-то стараться жить более благочестиво, чем остальные, вероятно.

А. Митрофанова

— Это всё равно такой момент соработничества получается: то, что Господь предопределил, это не значит, что всё будет работать автоматически.

Свящ. Дмитрий

— Абсолютно верное, да, конечно. Предопределил Он, может быть, сотворив вообще этот мир, предопределил его, может быть, такой ход истории. Потому что это в принципе было: сразу, как только родился первый человек, всё пошло как-то не так.

А. Митрофанова

— Но это не значит, что все наши шаги прописаны изначально, и мы, как марионетки, ходим.

Свящ. Дмитрий

— Нет, имеется в виду, что он предопределил такой его путь, а каким он мог быть — это зависело от воли каждого. Каким он был — зависело от людей, а то, что он такой появился вообще в бытие — это было действительно такое Божие действие.

А. Митрофанова

— Скажите, а у вас в храме есть какие-то особые традиции, связанные с праздником Рождества Богородицы? Это ваш престольный праздник, может быть, вы как-то особенно его отмечаете, собираетесь с прихожанами или, может быть, устраиваете что-то такое интересное?

Свящ. Дмитрий

— Да, конечно, так как этот праздник престольный, то у нас проходят такие праздничные гулянья, что ли, во дворе храма. Если тепло, то это происходит на улице, если прохладная погода, то в помещении воскресной школы. Трапеза, концерт, как правило, посвящённый теме Пресвятой Богородицы и, соответственно, песнопения. Фольклорные коллективы приезжают, которые я знаю, которые приглашаю.

А. Митрофанова

— То есть вы там праздник устраиваете прям по полной программе.

Свящ. Дмитрий

— Да, такой вполне масштабный праздник. Приезжают все, кто знают: вся округа и люди из других городов — из Москвы, кто в теме, как говорится. Приезжают послушать концерт, игры с детьми какие-то проходят — приезжает к нам лошадка с тележкой, катает детей и взрослых.

А. Митрофанова

— Это вы лошадку организовали?

Свящ. Дмитрий

— Это уже до меня было как-то налажено, до того, как я туда пришёл. А я продолжил эту традицию, может быть, только коллективы там поменялись отчасти, которые исполняют песнопения, играют с детьми.

А. Митрофанова

— А прихожан много у вас?

Свящ. Дмитрий

— Прихожан мало, в основном только те, кто живёт неподалеку. Вообще сельчан не так много, в основном дачники, а они люди сезонные, поэтому, естественно, у нас прихожане тоже сезонные. Вот в этом году у нас этот праздник приходится на пятницу, а так как в будни собрать людей тяжело достаточно, то гулянья у нас пройдут 23 сентября. То есть 23 сентября, в воскресенье, после службы, в 12 часов начинается наше мероприятие.

А. Митрофанова

— Может быть, пригласим наших слушателей, кто-то захочет приехать?

Свящ. Дмитрий

— А я уже это делаю, я уже таким образом приглашаю.

А. Митрофанова

— Давайте ещё раз напомним, где храм находится, как его найти.

Свящ. Дмитрий

— Храм находится в Мытищинском районе, я думаю, проще на сайте будет посмотреть адрес, именуется это место деревня Рождественно, Мытищинский район. Рождествено-Суворово — это старое название, которое почему-то как-то было исторгнуто из реестра, там очень своя история.

А. Митрофанова

— А Суворов именно потому, что там похоронен отец Суворова?

Свящ. Дмитрий

— До них это село называлось Рождествено просто — по названию храма. Изначально это вообще село Михайловское. Когда был построен храм Рождества Богородицы — Рождествено, и когда его приобрели Суворовы, то есть отец Суворова, то оно стало называться Рождествено-Суворово. И вот отец Суворова похоронен под храмом.

А. Митрофанова

— Вот это, вообще, замечательная такая деталь. Мы, конечно, Александра Васильевича Суворова все любим, чтим и понимаем его заслуги перед Отечеством. А то, что у него были родители, которые его воспитали, которые его сделали таким, каким он стал, хотя во многом он сам себя сделал, наверное, вот эти родители, им тоже ведь, вообще-то, надо спасибо за сына сказать. Это можно сделать у вас в храме, как раз приехав, поклонившись праху Василия Суворова. Спасибо ему за сына, который так нам помог. Но это уже второстепенное дело, по сравнению с тем, что на первом плане сам храм Рождества Пресвятой Богородицы, и у вас престольный праздник. Ещё раз вас поздравляю и благодарю, что вы нашли возможность прийти к нам в эфир. И желаю вам весёлых гуляний в ближайшее воскресенье, то есть завтра чтобы прекрасная Литургия была и чтобы побольше было народу, а в воскресенье чтобы были весёлые гулянья.

Свящ. Дмитрий

— Спасибо.

А. Митрофанова

— Ну и все, кто приедут, смогут ещё, я думаю, насладиться и вашей природой подмосковной, и теми историческими событиями, которые связаны с вашим местом. Священник Дмитрий Ведяшкин, настоятель храма Рождества Богородицы в Рождествено-Суворово, был в нашей студии. И мы говорили о празднике Рождества Пресвятой Богородицы. Я, Алла Митрофанова, прощаюсь с вами и всех ещё раз поздравляю. До свидания!

Свящ. Дмитрий

— Спасибо. Всего доброго!

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем