У нас в гостях был победитель 4-го сезона телевизионного проекта "Голос", насельник Свято-Пафнутьева Боровского монастыря иеромонах Фотий (Мочалов).
В день Рождества Христова мы говорили о празднике, о жизненном пути нашего гостя, о его творчестве, об участии в проекте "Голос", а также в ходе программы услышали несколько песен в исполнении отца Фотия.
_____________________________________________________________
А. Пичугин
— Начинается наш праздничный Рождественский «Светлый вечер», дорогие друзья! Здесь, в этой студии, мы Вас приветствуем и поздравляем с Рождеством Христовым! Лиза Горская...
Л. Горская
— ...Алексей Пичугин...
А. Пичугин
— ...и также я думаю, что к нашим поздравлениям присоединяется иеромонах Фотий Мочалов — как Вы все прекрасно поняли, тот самый отец Фотий, победитель проекта «Голос», насельник Свято-Пафнутьева Боровского монастыря, о чем, мне кажется, люди знают меньше. Именно в конкретном монастыре подвизается отец Фотий. Здравствуйте.
Иеромонах Ф. Мочалов
— Здравствуйте.
А. Пичугин
— С Рождеством Христовым Вас!
Иеромонах Ф. Мочалов
— Спасибо. И Вас, и всех слушателей с Рождеством Христовым.
А. Пичугин
— Спасибо большое! Ну, и, конечно, тоже, так как уже прошло какое-то время с момента Вашей победы на «Голосе»... Ну, мы не виделись...
Л. Горская
— Кстати, «на «Голосе» или «в «Голосе»?
А. Пичугин
— А не знаю, у отца Фотия надо спросить.
Иеромонах Ф. Мочалов
— В проекте «Голос».
А. Пичугин
— В проекте «Голос» — да, действительно, почему бы нет?
Л. Горская
— Да! (Смеется.)
А. Пичугин
— Естественно, мы присоединяемся ко всем поздравлениям, которые прозвучали в Ваш адрес.
Иеромонах Ф. Мочалов
— Спасибо.
А. Пичугин
— Поздравляем Вас с этой победой.
Л. Горская
— Скажите, пожалуйста, отец Фотий-2015 и отец Фотий-2016 — это один и тот же отец Фотий? Сильно Вас изменила вот эта победа — вот так сформулирую?
Иеромонах Ф. Мочалов
— Ну, действительно, я... Вот Вы сейчас назвали — 2015-й, 2016-й... Я каждый год жду чего-то интересного. Так вот Господь устраивает, что обязательно как-то отмечается каждый год каким-то большим событием для меня. И это всегда милость Божия. Я очень радуюсь этому, когда... даже жду. Я весь 2015-й год, в общем-то, до самого момента, когда меня пригласили на проект, думал, что как-то вхолостую проходит год, нет ничего такого интересного, никаких «сбывшихся мечт» больше нету. И вдруг мне звонят с «Голоса» и приглашают на кастинг. Тут же мы отправили заявку, прошение митрополиту Клименту, и он благословил меня на участие. То есть можно сказать, что самое яркое событие 2015 года было участие в проекте «Голос». А в 2016-м, я надеюсь, будут поездки по городам в рамках тура.
Л. Горская
— По российским?
Иеромонах Ф. Мочалов
— Да. Где-то порядка семи городов будет. И вместе с другими финалистами я буду участвовать в концертах.
А. Пичугин
— Ну Вы уже знаете программу, которая будет? Там светские песни, в основном, или есть и церковные песнопения? Ну, это Вы как сами рассматриваете — как возможность какой-то миссии, или это просто концерт в формате «Голоса»?
Иеромонах Ф. Мочалов
— Больше в формате «Голоса», да. Будут люди, конечно, ожидать песни, которые они уже услышали в этом проекте, и, в том числе, что-то мы добавим новое. Но это, конечно, будут кавер-версии. Это не что-то такое никогда еще не исполненное до этого, а именно уже известные какие-то песни — русские, может быть, иностранные.
А. Пичугин
— Вы говорите, Вам позвонили и пригласили на кастинг. Но перед этим Вы, естественно, какую-то заявку сами отправляли на участие, да?
Иеромонах Ф. Мочалов
— Конечно, да. Это было в мае где-то еще.
А. Пичугин
— А там демоверсию записи надо прислать? Как вообще этот процесс выглядит?
Л. Горская
— Алексей, ты на «Голос» собрался документы подавать?
А. Пичугин
— Да, я так и думал, что ты спросишь! Да, может быть! Не знаю! (Смеется.)
Л. Горская
— (Смеется.) Какая я предсказуемая!
Иеромонах Ф. Мочалов
— Да, мне тоже пишут некоторые даже священники, дьяконы: «Почему бы нам тоже не попробовать»? Но я думаю, что такого прецедента уже больше не будет.
Л. Горская
— Ну, может быть, мы какое-нибудь свое организуем, свой «Голос», «Голос православия» как раз вот? И туда пойдут все священники и дьяконы, потому что, наверное, в этом «Голосе» уже, действительно, не будет такого прецедента. Но, отец Фотий, Вы ушли от вопроса, чем Фотий-2015 отличается от отца Фотия-2016. Вот Вы лично? Потому что мы...
Иеромонах Ф. Мочалов
— Тем, что я стал больше, наверное, известен, но это не слава. Слава — это немножко другое.
А. Пичугин
— И страх такой прозвучал в Ваших словах — «нет, это не слава, ни в коем случае, мы ни на какую славу не...»!
Л. Горская
— «И не тщеславие, не подумайте!» (Смеется.)
Иеромонах Ф. Мочалов
— Потому что слава — это когда человек достиг каких-то лавров и почивает тоже. А мне еще пока рано почивать. Мне пока надо трудиться и зарабатывать, и, может быть, оправдывать свою состоявшуюся известность тем, что просто соответствовать званию «Голоса России».
Л. Горская
— Зарабатывать — в смысле, ту зрительскую любовь, которую Вам как бы дали, да?
Иеромонах Ф. Мочалов
— Да.
Л. Горская
— Ну, в смысле, зарабатывать же — не деньги Вы имеете в виду?
Иеромонах Ф. Мочалов
— Не-не-не.
Л. Горская
— Ну да. Я просто хочу эту мысль развить.
Иеромонах Ф. Мочалов
— Именно людей удовлетворить тем, что они же за меня голосовали. Теперь, как благодарность, я должен им петь.
А. Пичугин
— Как Вы думаете, Ваше творчество, Ваши выступления — они выйдут из определенной нишевой группы? Ну, понятно, что благодаря проекту «Голос» Вас узнала вся страна. Я думаю, что даже за ее пределами — тоже, потому что когда в оригинале «Голоса», по-моему, или в одном из его, так скажем, франшизных проектов участвовали католические монахини, об этом говорили везде, в том числе и в России. Мы, кстати говоря, после этого ждали, что будет ответ со стороны русского «Голоса». Вот он прозвучал. Но мы знаем огромное количество священнослужител
Л. Горская
— Алексей всеми силами пытается не сказать слово «субкультура».
А. Пичугин
— Да? Не, я даже о нем не подумал. Ну, хорошо, субкультура... Это не субкультура, нет. Кстати, это ни в коем случае не субкультура. Это вот именно нишевый проект. Есть пять-шесть священнослужител
Иеромонах Ф. Мочалов
— Потихоньку надо добираться до духовного репертуара. А пока еще продолжать петь те песни, которые знакомы людям, такие, может быть, как жанр городского романса. Может быть, это народные какие-то произведения. Ну, то есть пока что баловать людей такой хорошо разжеванной пищей...
Л. Горская
— Ну, Вы так говорите — «хорошо разжеванной»... На самом деле, романсы-то тоже не очень сейчас известны и не очень популярны. Мне кажется, ну, вот так вот взять в репертуар городской романс, Вы сказали, народные песни... Вот взять какое-нибудь среднестатистиче
А. Пичугин
— Зато часто поют песни из репертуара наставника отца Фотия.
Л. Горская
— Ну, Алексей! Ну...
Иеромонах Ф. Мочалов
— А почему бы и нет? Как раз вот песню «Спокойной ночи, господа» планирую и дальше тоже включать в свой репертуар и исполнять на разных площадках.
Л. Горская
— Я о чем? Я на самом деле о том, что неплохо бы нам, простым горожанам и жителям деревень, включить в свой активный репертуар, действительно, десяток романсов, десяток народных песен. Ну правда!
Иеромонах Ф. Мочалов
— Ну, конечно.
Л. Горская
— Правда, этого не хватает. Это та культура массовая — я сейчас пытаюсь каких-то наукообразных слов избегать, — которая должна быть. Она тоже обществообразующ
А. Пичугин
— Да, сейчас лучше избегать наукообразных слов — середина, разгар праздников.
Л. Горская
— Да. Алексей, что скажешь?
А. Пичугин
— А я хочу сказать... спросить, вернее. У меня этот вопрос на самом деле зрел еще давно, когда я в первый раз увидел Вас на «слепых» прослушиваниях: а как Вы сами отвечаете на этот вопрос, когда Вы, монах, поете светские, любовные, можно сказать, романсы? Ведь у человека нецерковного может сложиться очень странное впечатление!
Иеромонах Ф. Мочалов
— Потому что он уже заранее... у него есть...
Л. Горская
— ...стереотип.
Иеромонах Ф. Мочалов
— Да, какое-то предосуждение о том, что монах не должен. То есть он смотрит сразу канонически. Но надо же слушать сердцем. То есть главное же — не то, кто поет, а как это преподносят. И даже, может быть, в устах монаха такие песни приобретают особый оттенок. Как-то он по-другому может почувствовать. Он же тоже человек ,у него же тоже есть сердце. Даже если он ушел в монастырь, он не перестал быть таким же чувствующим человеком, как был до этого в миру.
А. Пичугин
— Вот тут важную вещь отец Фотий сказал, мне кажется. А песни Вы сами подбирали себе — те, которые Вы после «слепых» прослушиваний, или Григорий Лепс Вам советовал, подбирал репертуар?
Иеромонах Ф. Мочалов
— В основном, Григорий, да.
А. Пичугин
— В основном, Лепс, да? А как вообще... Вот я не знаю, например, мне было интересно всегда, как происходит взаимодействие наставника и исполнителя в «Голосе»? Мы-то видим только финальный уже выход.
Иеромонах Ф. Мочалов
— Мы встречаемся на репетициях, и он корректирует мое исполнение. Ну, как бы он не залазит в саму вокальную постановку. То есть как я уже сформировался как вокалист, так уже я и пою. Даже его спрашиваю, допустим: «Мне в Вашей манере исполнять эту песню или все-таки в своей?» Он говорит: «В своей пой».
Л. Горская
— Григорий Лепс на самом деле бесконечно во всех интервью повторял один тезис — что он очень странно себя чувствует в роли наставника отца Фотия. Ты не обратил внимания?
А. Пичугин
— Ну, он много чего говорил, на самом деле.
Л. Горская
— Но эта мысль — она повторялась, что как бы не совсем-то я и наставник...
Иеромонах Ф. Мочалов
— Я думаю, что наставником для меня является мой духовный отец.
А. Пичугин
— А, в этом смысле — да, конечно.
Л. Горская
— Да-да-да. И поэтому я думаю, что, может быть даже, отец Фотий и Лепс — это нехарактерный пример взаимодействия наставника...
А. Пичугин
— Ну, творческое — это же не духовное взаимодействие, а творческое взаимодействие. Оно какое угодно может быть, будь то отец Фотий, будь то Григорий Лепс. Мы сейчас будем песню слушать.
Л. Горская
— Какую?
А. Пичугин
— А какую, отец Фотий?
Иеромонах Ф. Мочалов
— Песня из моего репертуара. Музыку в этой песне сочинил я, слова написал Виктор Шпайзер, эмигрант, который живет в Германии.
А. Пичугин
— А название?
Иеромонах Ф. Мочалов
— «Сколь краток век наш, прочь скользящий!».
(Звучит песня «Сколь краток век наш, прочь скользящий!»)
Л. Горская
— В эфире радио «Вера», программа «Светлый вечер». С Вами в студии Лиза Горская и Алексей Пичугин. И сегодня у нас в гостях отец Фотий Мочалов, победитель...
А. Пичугин
— ...четвертого «Голоса».
Л. Горская
— ...четвертого сезона шоу «Голос». И сейчас мы слушали песню...
Иеромонах Ф. Мочалов
— «Сколь краток век наш, прочь скользящий».
А. Пичугин
— Вы говорите... Пока песня звучала, Вы нам рассказали, что она была написана... вернее, Вы ее записали, Вот эта запись была еще сделана до шоу «Голос». В связи с этим у меня вопрос. В одном из интервью, даже не в одном, я читал, что Вы, когда пришли в монастырь и стали петь на клиросе, занимались с профессиональным педагогом из Москвы, из консерватории, и это Вам очень много дало в профессиональном плане. А вот шоу «Голос» в профессиональном плане Вам что-то принесло?
Иеромонах Ф. Мочалов
— Да, безусловно. Я получил колоссальный опыт общения с мэтрами нашей эстрады. То есть не только с одним наставником — Григорием Лепсом, но и со всеми другими, кто там был.
А. Пичугин
— А Вам удалось пообщаться? Я знаю, что Вы к Градскому очень хотели... Вам удалось с ним пообщаться на профессиональные темы?
Иеромонах Ф. Мочалов
— Да, мы с ним общались за кулисами. Он часто давал мне советы, как петь, какие у меня бывают недочетики. И, конечно же, участники, которые тоже шли к победе, тоже давали мне свои советы.
А. Пичугин
— А отношения между участниками внутри коллектива какие? Мне казалось, что должны быть не очень хорошие — у всех же свои амбиции, всем же хочется победить.
Л. Горская
— Конкуренция.
А. Пичугин
— Ну, конкуренция, хотя не всегда здоровая, наверное, да?
Л. Горская
— Ну, скорее всего, я не знаю.
А. Пичугин
— Я не знаю просто, да. А вот нам сейчас отец Фотий расскажет.
Иеромонах Ф. Мочалов
— В целом, атмосфера была очень даже дружеской. Все конкурсанты общаются друг с другом, поддерживают, улыбаются, обнимаются. Конечно, есть градация — у кого-то это больше проявляется, у кого-то меньше. И сразу видно, что человек не испытывает такого сопернического чувства и, наоборот, за тебя болеет, хочет твоей победы, а не своей.
А. Пичугин
— Как интересно! Зачем же тогда идти на шоу?
Л. Горская
— Если ты хочешь чужой победы, а не своей?
Иеромонах Ф. Мочалов
— Ну, не знаю, вот настолько простирается у некоторых участников любовь, что, ну, в принципе, она проявляется уже после того, как человек вышел из конкурса.
А. Пичугин
— Мы понимаем, что Вы хотите сказать. Но это же хорошо, это очень здорово.
У меня вопрос — я его почерпнул из соцсетей или в «Живом журнале» — где-то, в общем, на просторах Интернета.
Л. Горская
— Я сейчас хочу сказать, что Алексей, пока готовился к программе, прочитал все Ваши интервью — все! И он несколько дней по поводу каждого пытался со мной пообщаться...
А. Пичугин
— ...а у нее все времени не находилось.
Л. Горская
— Да-да-да! И что же ты почерпнул в социальных сетях?
А. Пичугин
— Там Вас спрашивали — это вопрос был в воздух, — почему, когда Вы исполняли романс на стихи Цветаевой, меняли текст? Ну, там понятно, может быть, почему он был переделан с женской стороны на мужскую — потому что мужчина поет, но там еще и сам текст был частично изменен.
Иеромонах Ф. Мочалов
— Там он менялся именно в связи с тем, что нужно было менять рифму. По-другому это было невозможно в некоторых местах поменять, как только добавить какой-то другой оттенок и смысл. Ну, и там вставлялась один раз строчка совершенно чужеродная, один раз менялось слово «золотые волосы» на «седые». Так что «золотые», «золото волос», наверное, больше к женщине относится. Ну, и в конце там...
А. Пичугин
— Есенин бы с Вами не согласился.
Иеромонах Ф. Мочалов
— Ну, да. Ну, в конце там как-то не совсем до конца до сих пор понятно, как спрягать... как это называется... склонять некоторые слова. И у нас даже спор возник с Александром Градским. Когда он слушал на прогонах эту песню, он меня корректировал. Там, значит, такие слова: «К Вам всем, ни в чем не знавшем меры...» И очень сложно понять, к кому это относится — ко мне, не знавшему меры, или им, не знавшим меры, и как правильно окончание подобрать. То есть там можно причастие, можно сделать прилагательное такое отглагольное. (Смеется.) Ну, в общем, сложно.
А. Пичугин
— Хорошо. Мы с Вами до эфира еще обсуждали. Очень интересно — Вы сказали, у Вас собственная студия есть, оказывается, в монастыре.
Иеромонах Ф. Мочалов
— Ну, если можно так назвать. Я попытался создать условия, близкие к студийным, насколько это возможно. То есть обклеил келью всякого рода материалами, которые будут заглушать комнатное эхо, и у меня есть немножко такой студийной аппаратуры полупрофессионал
А. Пичугин
— Ну Вы это делали для того, чтобы записывать богослужебную музыку изначально, или у Вас все-таки были уже какие-то идеи расширения репертуара?
Иеромонах Ф. Мочалов
— Богослужебную? Нет, скорее, просто песни.
А. Пичугин
— А песня, которую мы сейчас слушали, несколько минут назад, написана на Вашу музыку. Хотя тоже в одном из интервью Вы говорили, что когда Вы пришли в монастырь, музыку писать перестали.
Иеромонах Ф. Мочалов
— Ну, изредка я все равно пишу песни для воскресной школы.
А. Пичугин
— Изредка, да. А воскресная школа — при монастыре, да?
Иеромонах Ф. Мочалов
— Да. А так музыку... Ну, иногда балуюсь, что-нибудь такое несерьезное сочиняю электронное — ну, чисто для себя, никуда это особо не публикую.
А. Пичугин
— А это было бы интересно послушать. А Вы говорили, что Вы не любите рок-музыку, а вот электронная Вам ближе, да?
Иеромонах Ф. Мочалов
— Да.
А. Пичугин
— Это откуда-то из детства? Или из Германии уже потом?
Л. Горская
— «Из детства или из Германии?» — надо записать! (Смеется.)
Иеромонах Ф. Мочалов
— Может быть, из детства. (Смеется.)
А. Пичугин
— Просто, может быть, кто-то не знает — я думаю, что поговорим еще на эту тему, — отец Фотий некоторое время жил в Германии с родителями. Из Нижнего Новгорода Вы ведь все туда переехали, да?
Иеромонах Ф. Мочалов
— Угу.
А. Пичугин
— Ну, да, немецкая электронная музыка — она, кстати говоря, очень...
Л. Горская
— Очень-очень! (Смеется.)
А. Пичугин
— Очень-очень! У нас уже давно перед отцом Фотием лежит листочек с песней. А то мы сейчас слушали и будем слушать еще голос отца Фотия в записи, где песенный репертуар. А вот есть еще возможность услышать живое исполнение.
Л. Горская
— А что за листочек?
А. Пичугин
— А листочек — это песня на самом деле Ирины Богушевской.
Иеромонах Ф. Мочалов
— Можно исполнить?
А. Пичугин
— Можно исполнить, да. И сейчас, дорогие слушатели, акапелльно отец Фотий исполнит песню Ирины Богушевской. Она называется...
Иеромонах Ф. Мочалов
— ...»Колоски».
А. Пичугин
— ...»Колоски».
(Звучит а капелла песня «Колоски».)
(Аплодисменты.)
А. Пичугин
— У нас с Лизаветой... Поаплодировать можем только мы с ней, но спасибо, спасибо большое!
Л. Горская
— Надо, наверное, сказать радиослушателям, что песня была исполнена с листа буквально. Впрочем, с листа, на котором нет нот.
А. Пичугин
— Сымпровизирована
Л. Горская
— Да. Просто стихотворения текст на листочке.
А. Пичугин
— А на Ваши богослужения... Вы, кстати, во время богослужений... Я понимаю, что Вы иеромонах, Вы можете служить, но Вы в основном на клиросе находитесь или служите?
Иеромонах Ф. Мочалов
— Я либо у алтаря, либо на клиросе, в зависимости от того, какая череда в расписании.
А. Пичугин
— Но не бывает... Я к чему вопрос-то веду... Не бывает так, что приходят после Вашей победы, вернее, после того, как увидели Вас по телевизору, в «Голосе», просто послушать, посмотреть на «звезду», поглазеть, да послушать, как же поет-то на самом деле и читает?
Иеромонах Ф. Мочалов
— Да нет, я как-то вот таких не встречал. Ну, конечно, меня встречают в монастыре — люди улыбаются, там, и поздравляют с победой, но это, как правило, уже постоянные прихожане, которые меня и до этого видели. А вот так, чтобы специально в монастырь приезжать, я не знаю, еще пока такого не бывало.
Л. Горская
— Расскажите про монастырь пару слов.
Иеромонах Ф. Мочалов
— Наш монастырь находится в Калужской области — Свято-Пафнутьев Боровский монастырь, XV века основания. Очень красивый. Он окружен монастырской крепостной стеной, в нем...
Л. Горская
— Он же уникальный, с точки зрения архитектуры, памятник культуры, да?
Иеромонах Ф. Мочалов
— Да, Он достраивался, перестраивался. Ну, в основном, постройки, конечно, уже более поздних веков — там, XVII, XVIII. Монастырь претерпел, практически, все такие самые ключевые исторические события, которые были...
Л. Горская
— ...в России?
Иеромонах Ф. Мочалов
— Да, в России, в нашем Отечестве. Там были поляки, когда Лжедмитрий приходил с литовцами.
Л. Горская
— Лжедмитрий, да?
Иеромонах Ф. Мочалов
— Да. Потом, там были французы, когда Наполеон проходил по Калужской земле — там, Малоярославец, Боровск...
А. Пичугин
— Да, как раз по этой дороге.
Иеромонах Ф. Мочалов
— Наро-Фоминск, по-моему. Там были немцы в Великую Отечественную войну. И при каждом этом событии, при каждой этой войне монастырь подвергался большому разорению. Но самое печальное состояние в монастыре было, когда...
А. Пичугин
— ...в советские годы?
Иеромонах Ф. Мочалов
— Да, когда большевики выгнали всех монашествующих оттуда и устроили там просто сельскохозяйстве
А. Пичугин
— Это еще в советское время, да?
Иеромонах Ф. Мочалов
— Да. И все это время он потихоньку разрушался, никто его не поддерживал. Потом уже, когда его признали памятником архитектуры, уже приезжает государство, люди его реставрировать. В 1954 году — то есть как раз тот ключевой момент, когда музейщики, архитекторы начали заботиться о монастыре, — упал центральный купол собора, обвалился внутрь, и это случилось прямо 14 мая, в день памяти преподобного Пафнутия Боровского, основателя монастыря.
Л. Горская
— Угу, символично.
Иеромонах Ф. Мочалов
— С огромным грохотом, раздавил всю сельскохозяйстве
Л. Горская
— А Ваш духовник — он тоже насельник монастыря?
Иеромонах Ф. Мочалов
— Да. Архимандрит Власий — духовник обители, к нему приезжает очень много людей с разных концов России и не только России. Он сюда был приглашен митрополитом Климентом, они с ним с ранних лет знакомы, еще с Тобольска.
Л. Горская
— Мы сейчас будем слушать музыку, да, Алексей?
А. Пичугин
— Да, послушаем песню. Отец Фотий расскажет, что конкретно мы послушаем.
Иеромонах Ф. Мочалов
— Хотел бы представить вниманию слушателей английскую Рождественскую песню «Я буду дома к Рождеству». В ней используются голоса, реальные записи голосовых сообщений солдат из «горячих точек». То есть они желают своим семьям прекрасного Рождества и обещают, что...
А. Пичугин
— ...вернутся живыми.
Иеромонах Ф. Мочалов
— ...что вернутся домой к празднику.
А. Пичугин
— Угу. И надо еще, наверное, сразу отметить, что все сводили, компилировали и записывали Вы сами. Ну, Вы меня понимаете — не голоса солдат, а записи голосов, музыку — все Вы сами сводили.
Иеромонах Ф. Мочалов
— Да.
А. Пичугин
— Итак, иеромонах Фотий в гостях у программы «Светлый вечер», у нашей праздничной Рождественской программы. Здесь также Лиза Горская, я — Алексей Пичугин. Сейчас слушаем песню, потом маленький перерыв — и снова здесь.
(Звучит песня «Я буду дома к Рождеству».)
А. Пичугин
— Ну, и снова здесь, в студии программы «Светлый вечер» на радио «Вера», в праздничном Рождественском эфире мы — Лиза Горская и Алексей Пичугин — беседуем с отцом Фотием Мочаловым. Отец Фотий, как Вы все прекрасно поняли, — победитель проекта «Голос» четвертого сезона. Вы сейчас интересную историю начали нам рассказывать, пока песня играла, — про солдат, которые возвращаются домой на Рождество.
Иеромонах Ф. Мочалов
— Да, в Сети гуляет очень много видеороликов, подборок с реальных...
А. Пичугин
— Ну, хроника!
Иеромонах Ф. Мочалов
— ...да, такая вот домашняя съемка просто, приватная, как возвращаются солдаты с каких-то военных действий внезапно, то есть делают сюрприз своим семьям, детям. Смотреть очень трогательно, да. То есть такая радость неописуемая на лицах детей — они прямо прыгают на папу, обнимают его. Неожиданный такой эффект, сюрприз получается.
А. Пичугин
— И, глядя на эту запись и на эту хронику, Вы решили сделать такую песню, да?
Иеромонах Ф. Мочалов
— Ну, в общем, да, вдохновляло это меня.
А. Пичугин
— Вернемся, наверное, к теме монастыря. А что же Вас подвигло уехать из Германии в уже довольно взрослом, сознательном возрасте? Сколько Вам было — девятнадцать лет, когда Вы уезжали, да?
Иеромонах Ф. Мочалов
— Двадцать.
А. Пичугин
— Двадцать лет. И уехать из Германии в монастырь, в русский монастырь. И почему именно в Калужскую область?
Иеромонах Ф. Мочалов
— Ой, это самый такой... один из самых сложных вопросов, потому что это нужно долго объяснять, что такое монашеская жизнь, для чего люди уходят вообще от мира.
А. Пичугин
— Но Вы же, наверное, не были знакомы с монашеской жизнью, со всеми ее сторонами, ну, с основными какими-то вещами, с ней связанными?
Иеромонах Ф. Мочалов
— Ну, я, коротко до этого побывал в Почаеве. То есть я из Германии ездил в Почаев. И там недельки две послушался на работах. Я бы не сказал, что это мне очень понравилось и я бы хотел так жить. Наоборот даже, когда я вернулся оттуда, я посчитал, что это слишком тяжело, я не смогу так. Но впоследствии я почитал жития старцев Оптинских и понял, что какие бы труды ни были, они все направлены не впустую, а для того, чтобы человек себя смирял.
А. Пичугин
— Но Вам хотелось в монастырь именно в России? Есть же православные монастыри... Афон, в конце концов!
Л. Горская
— Ну, и Почаевская лавра тоже не в России находится, справедливости ради!
А. Пичугин
— Ну, ладно, хорошо. Была когда-то в Советском Союзе и в Российской империи. Но Вы не рассматривали для себя вариант монашества в каком-то европейском монастыре?
Иеромонах Ф. Мочалов
— А просто там не было русских монастырей.
А. Пичугин
— Афон?
Иеромонах Ф. Мочалов
— А, на Афоне? Ну, не знаю...
А. Пичугин
— Как Вы попали именно в Пафнутьев Боровский монастырь?
Иеромонах Ф. Мочалов
— Вот мне там посоветовал владыка Феофан в Германии. Он сказал: «Вот, пусть туда езжает».
А. Пичугин
— То есть он Вас туда благословил?
Иеромонах Ф. Мочалов
— Да. Я сказал своему батюшке, который у нас в Германии служит, что хочу пойти в монастырь, и он посоветовался с владыкой, и уже тот написал резолюцию, что благословляет, и совет рекомендует Пафнутьев Боровский монастырь, потому что там духовник есть...
А. Пичугин
— ...отец Власий.
Иеромонах Ф. Мочалов
— ...и там (нрзб.) условия по дисциплине такие — не слишком аскетичные, но и не распущенные.
Л. Горская
— А как семья Ваша отнеслась, простите за такой вопрос?
Иеромонах Ф. Мочалов
— Моя мама — очень верующий человек, воцерковленный, читающий духовную литературу. Она поет сама на клиросе тоже там, в Германии. И для нее это отчасти большая радость, отчасти такая грустинка.
А. Пичугин
— А Вы единственный ребенок в семье?
Иеромонах Ф. Мочалов
— Нет, у меня еще брат есть младший.
Л. Горская
— Потому что?..
Иеромонах Ф. Мочалов
— Грустинка — потому что что-то родное отдаляется от тебя.
А. Пичугин
— А Вы перед тем, как уехать из Германии... Вам было 20 лет, Вы же, наверняка, учились там?
Иеромонах Ф. Мочалов
— Да, как туда мы приехали, мы сразу поступили в общеобразователь
А. Пичугин
— То есть уже тогда Вы понимали, что жизнью свою свяжете с музыкой?
Иеромонах Ф. Мочалов
— С музыкой, да. Я хотел быть композитором и также хотел очень играть на органе. То есть сбылась моя мечта. Ну, я предпочел духовный путь музыке.
А. Пичугин
— Что значит «сбылась»? Вы научились играть на органе?
Иеромонах Ф. Мочалов
— Научился, да.
А. Пичугин
— Еще в Германии?
Иеромонах Ф. Мочалов
— Да. Я туда приехал, так все классно сложилось, что меня направили к учителю по органу, и он меня подготовил к поступлению в консерваторию.
А. Пичугин
— А здесь, в России, есть возможность к органу возвращаться иногда?
Иеромонах Ф. Мочалов
— Ну, поскольку в православных храмах этого нету, то не думаю.
А. Пичугин
— А в Обнинске нет католического храма... Ну, орган-то — он же не всегда связан с церковью. Он есть и в консерватории...
Л. Горская
— В консерватории есть.
Иеромонах Ф. Мочалов
— Да, но все равно я не вижу возможности.
А. Пичугин
— Или просто уже не хотите?
Иеромонах Ф. Мочалов
— Хочу, конечно. Я обожаю орган.
А. Пичугин
— Ну, мне кажется, что сейчас даже в протестантских и католических храмах, где установлен орган, в Москве, узнав Вас, увидев в проекте «Голос», я думаю, те, от кого это зависит, могут пойти Вам навстречу?
Л. Горская
— Было бы время.
Иеромонах Ф. Мочалов
— Я был бы счастлив, если бы мне дали возможность хотя бы помузицировать — я не говорю о концерте.
Л. Горская
— Ну вот, отец Фотий, такой вопрос: каждый, кто не понаслышке знает, что такое музыка, знает, что быть музыкантом — это колоссальный труд, причем, не просто какой-то разовый труд — это труд регулярный, ежедневный и так далее. Монашеский подвиг — это тоже труд, и тоже ежедневный, тоже регулярный. Как вот Вам удается сочетать эти две вещи? Просто физически?
Иеромонах Ф. Мочалов
— Ну, если говорить о музыкальной карьере или о творчестве в целом, то, наверное, лучше быть свободным художником и творить не в угоду кому-то, а просто создавать то, что произрастает из твоей души, то, что просится на бумагу, то, что просится быть исполненным как-то, быть претворенным в жизнь. А монашество — это духовная свобода. То есть, находясь в монастыре, как бы хоть и «в тюрьме» такой, в кавычках... То есть монах — это тот же самый человек, заключивший себя в какие-то оковы. Но на самом деле монах — это своего рода такой очень свободный человек в духовном плане. Его не ограничивают какие-то предрассудки...
Л. Горская
— Ну, ему, да, с одной стороны, все то, что Вы сказали, а с другой стороны, еще и всякие бытовые вещи его не обременяют.
Иеромонах Ф. Мочалов
— Да.
Л. Горская
— Ну, вот, например, даже не надо думать, что надеть каждый день.
Иеромонах Ф. Мочалов
— Ну, да. Или где взять деньги.
А. Пичугин
— Меня отец Фотий, кстати, удивил как раз тем, что он везде ходит в подряснике. Ну, довольно много монашествующих мы знаем, которые по городу передвигаются, вполне себе «по гражданке» одетые.
Л. Горская
— А я вот не знаю ни одного. У нас с Алексеем... «По гражданке»... У нас с Алексеем какие-то разные знакомые монашествующие. Мне кажется, если белое духовенство еще как-то действительно переодевается, то монахи ходят как есть. Нет?
А. Пичугин
— Ну, да ладно. Давайте к музыке еще раз обратимся. Отец Фотий, очередная песня в Вашем исполнении сейчас прозвучит на радио «Вера», в «Светлом вечере» нашем Рождественском.
Иеромонах Ф. Мочалов
— Это песня, написанная Оксаной Напойченко, руководителем театрального хора «Благозвучие» при Крестовском монастыре города Калуги. Мы исполняли ее втроем в театральной постановке «Наше Отечество — святая Русь».
А. Пичугин
— А я напомню, что в гостях у нас — отец Фотий, победитель четвертого сезона проекта «Голос». Лиза Горская, я — Алексей Пичугин, и слушаем песню.
(Звучит песня.)
А. Пичугин
— Мы продолжаем с отцом Фотием, победителем четвертого сезона проекта «Голос» здесь Рождественский «Светлый вечер» на радио «Вера».
Л. Горская
— А, кстати, почему мы колядки не поем?
А. Пичугин
— Давайте петь колядки!
Л. Горская
— У Вас есть, отец Фотий, колядки в репертуаре?
Иеромонах Ф. Мочалов
— Мы поем в хоре нашем братском.
А. Пичугин
— А по Боровску с колядками не ходите?
Иеромонах Ф. Мочалов
— Ну, лично я не хожу как-то, не люблю этого.
А. Пичугин
— А зря, зря! Это такая хорошая, добрая традиция!
Иеромонах Ф. Мочалов
— Наши братья, кто в хоре не поет, они активно ходят и колядуют. Но я просто не люблю петь в таком балаганном хоре, когда каждый кто в лес, кто по дрова. Все-таки я люблю стройное пение. Наш клирос... Ну, как-то не сложилось такой традиции, чтобы ходить, колядовать.
Л. Горская
— А говорят, что даже петь в непрофессиональн
Иеромонах Ф. Мочалов
— Это может быть вредно, но это, в первую очередь, тяжело для голоса — когда ты слышишь, когда рядом с тобой кто-то немножко неправильно поет. Ты пытаешься под него подстроиться, и если это происходит регулярно, каждый день, ты потом теряешь навык петь чисто сам по себе. Вредно, знаете, даже слушать плохое пение. Вредно. Потому что ты потом... Знаете как — мозг обрабатывает информацию...
Л. Горская
— Угу, подсознательно.
Иеромонах Ф. Мочалов
— Ты ее принимаешь... И твои связки начинают как-то реагировать тоже на это. И какая-то происходит синхронная постановка связок, соответствующая тому, что человек сейчас поет. И если ты постоянно видишь раздражение в этом, какое-то несоответствие с правильным исполнением, у тебя получается там какой-то дискомфорт, физический даже. И это часто замечают учителя вокала: когда в конце рабочего дня, поработав с десятью учениками, они наслушались всякого рода фальшивых нот и грязи, они потом приходят домой охрипшие, хотя сами не пели.
Л. Горская
— Но, на самом деле, когда я занималась постановкой голоса в молодости, мне преподаватель вокала запретил петь в хоре, пока я беру уроки вокала. Я два года не пела вообще в хоре церковном, хотя до этого десять лет в детстве пела.
А. Пичугин
— А может быть, Вы сейчас хором споете?
Л. Горская
— Ну, я не дерзну, простите! (Смеется.)
Иеромонах Ф. Мочалов
— Ну, на самом деле, и хоровое пение, и сольное пение — это две разных совершенно дороги, два, может быть, противоположных пути. И мне на самом деле сложно петь на клиросе, потому что, видимо, моя природа больше склонна к сольному пению такому, распевному, где есть низы, есть верха. А хоровое пение предполагает постоянное нахождение в какой-то одной тесситуре — где-то вверху, либо, если это баритон, он постоянно посерединке где-то находится. И постоянно быть наверху — это очень напряжно.
А. Пичугин
— То есть если бы Вас сейчас пригласили в Синодальный хор, Вы бы не пошли?
Иеромонах Ф. Мочалов
— Я бы, может быть, даже не согласился.
Л. Горская
— А вот такой вопрос: церковное пение, пение на клиросе предполагает такую бесстрастность. А эстрадное пение, наоборот, — внутреннюю драматургию, какой-то эмоциональный накал. Вот как Вы с этим противоречием справляетесь?
Иеромонах Ф. Мочалов
— Я очень часто слышу, что мое пение — безэмоциональное
А. Пичугин
— А Вы согласны с этим?
Иеромонах Ф. Мочалов
— Отчасти — да. Но все равно я как-то пропускаю через свое сердце то, что я пою. И выражается это, может быть, не мимикой, не жестами, а колебаниями голоса.
А. Пичугин
— А Вам уже начинают присылать песни с пометкой: «Вы знаете, мы тут песню написали — очень хотелось бы услышать в Вашем исполнении»?
Л. Горская
— При мне отцу Фотию вручили пакет с такой песней — вот когда мы шли сюда, на программу.
А. Пичугин
— Просто выбежал из кустов человек и сказал: «Отец Фотий! Вот тут вот — все, посмотрите! Вот спойте, пожалуйста!»
Л. Горская
— Ну, примерно так. Из церковной лавки вышел.
Иеромонах Ф. Мочалов
— Да, очень часто приходят такие сообщения — где-нибудь в «личке» в соцсети или на почту, начинающие или уже опытные композиторы, которые малоизвестны или не находили подходящего певца для своих песен, чтобы сочеталось...
А. Пичугин
— Ну, Вы сейчас авторов себе наберете, репертуар составите.
Иеромонах Ф. Мочалов
— Если мне понравится композиция.
А. Пичугин
— Ну, а Вы слушаете? Вы вот — честно — слушаете все, что Вам присылают?
Иеромонах Ф. Мочалов
— А они присылают ноты. И это очень сложно понять — что, в итоге, за произведение.
А. Пичугин
— Но Вы стараетесь как-то, вникаете в это?
Иеромонах Ф. Мочалов
— Сейчас пока времени не хватает.
А. Пичугин
— Понятно. Ну, будем надеяться, что...
Иеромонах Ф. Мочалов
— Лучше один раз услышать, чем сто раз увидеть ноты. (Смеется.)
Л. Горская
— Такой вопрос. Просто Алексей прочитал все интервью с Вами к программе...
А. Пичугин
— (Смеется.)
Л. Горская
— А я пошла дальше — я видела исходник телевизионного интервью, который не был опубликован. И Вы там сказали такую интересную вещь — что Вы вообще человек малоэмоциональны
Иеромонах Ф. Мочалов
— Не знаю, у меня как-то всю жизнь особых эмоций не было, потому что я как-то переживаю...
А. Пичугин
— ...внутри?
Иеромонах Ф. Мочалов
— ...внутри сердца, да, и это никак не отражается поверхностно. То есть если мне что-то не нравится, я могу промолчать, проглотить, ну, да, смириться. Может быть, это еще и такое духовное делание — с этим связано. То есть когда я пришел в монастырь, я научился не реагировать на какие-то вещи...
Л. Горская
— То есть их не то чтобы нет — Вы их не проявляете, получается? Или, наоборот, это какие-то глубинные переживания, которые на самом деле есть, но поверхностно не выражаются?
Иеромонах Ф. Мочалов
— Может быть, запал появляется, и хочется взорваться, а уже сдерживаешь себя, и...
А. Пичугин
— ...смиряешь. У нас уже время заканчивается. Мы сейчас последнюю песню послушаем. А в следующем часе, сразу проанонсируем, у нас еще одна участница проекта «Голос» — Варвара Визбор. Вы с ней знакомы должны быть, отец Фотий, по-моему. Вы в один день проходили прослушивание.
Иеромонах Ф. Мочалов
— Да, (нрзб.).
А. Пичугин
— Да. Замечательная, на мой взгляд, певица, очень самобытная.
Иеромонах Ф. Мочалов
— Мы с ней немножко познакомились уже после всех событий, после «слепого» прослушивания через Интернет. Я отметил ее замечательное исполнение, что оно было проникновенным, теплым, и выразил сожаление, что она не прошла «слепое» прослушивание.
Л. Горская
— У нас сегодня в одном Рождественском праздничном эфире две такие крайности соединяются — победитель шоу «Голос» иеромонах Фотий Мочалов и Варвара Визбор, к которой почему-то никто из наставников не повернулся во время «слепого» прослушивания.
А. Пичугин
— Ну и ладно, зато мы ее любим и ценим, и будем слушать в следующем часе ее, и пообщаемся с ней, и музыку послушаем! А пока вот этот час нынешний, праздничный Рождественский «Светлый вечер», первый его час закрывает песня отца Фотия, который был с нами...
Иеромонах Ф. Мочалов
— Прозвучит песня «Маленький барабанщик» на английском языке. Она о том, как маленький мальчик приходит к яслям младенца Христа, и ему ничего не остается, как только сыграть что-то на барабане, потому что он не принес никаких даров.
А. Пичугин
— Слушайте, здорово, отлично!
Иеромонах Ф. Мочалов
— И этим он проставляет Бога.
А. Пичугин
— Спасибо большое, отец Фотий! Еще раз с Рождеством Вас Христовым, с этим замечательным светлым праздником! И Вас, и наших слушателей поздравляем!
Иеромонах Ф. Мочалов
— Спасибо! Да, и я тоже всех поздравляю, присоединяюсь к Вашим поздравлениям!
А. Пичугин
— Лиза Горская...
Л. Горская
— ...Алексей Пичугин...
А. Пичугин
— Мы не прощаемся и через несколько минут снова здесь, в этой студии, с Варварой Визбор.
Л. Горская
— Всего доброго!
(Звучит песня «Маленький барабанщик».)
19 мая. О свидетельстве Христа о Боге Отце

В 8-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа: «Если бы Бог был Отец ваш, то вы любили бы Меня, потому что Я от Бога исшёл и пришёл; ибо Я не Сам от Себя пришёл, но Он послал Меня».
О свидетельстве Христа о Боге Отце — священник Николай Конюхов.
Люди не узнали в Христе Мессию, потому что у них были определённые представления и о Боге Отце, и о грядущем Мессии Израиля. И поэтому в их сердца не входили те слова, которые говорил Христос.
И когда Господь сам свидетельствовал, что Он пришёл от Отца, то, к сожалению, это свидетельство не входило в сердца иудеев, поскольку у них и об Отце было достаточно ложное представление. Они не могли представить, что вот Бог сам придёт в этот мир пострадать за людей, что предстоит Ему претерпеть множество испытаний, искушений и в итоге быть убитым и воскреснуть в третий день. И поэтому они не принимали свидетельства Господни.
Для нас очень важно знать, кто наш Отец, и периодически проверять: а наши представления правильные, они соответствуют действительности, или мы пытаемся Бога поместить в свои собственные представления? А для этого необходимы две вещи.
Первое — это знание традиции, знание того предания, толкования, которое существует. То есть мы знаем Священное Писание и как это Писание понималось в Церкви.
А второе — это личный религиозный опыт, когда мы общаемся с Богом, и Он становится для нас не чем-то абстрактным, не чем-то высоким, находящимся за тридевять земель где-то на седьмом небе, а близким Отцом по-настоящему, как мы молимся «Отче наш». Это не просто некое обращение. А если посмотреть еврейский оригинал, там слово «авва-отче», то есть «отец-папа» — такое тёплое обращение к Отцу.
Хочется в сегодняшний день пожелать, чтобы для всех для нас Бог стал именно таким близким небесным Отцом, к которому мы с любовью относимся.
Все выпуски программы Актуальная тема
19 мая. О духовной связи последнего российского императора со своим небесным покровителем

Сегодня 19 мая. В день празднования памяти ветхозаветного праведного Иова Многострадального в 1868 году родился император Николай Второй.
О духовной связи последнего российского императора со своим небесным покровителем — протоиерей Михаил Самохин.
Даже святых людей не всегда называют при рождении по святцам. Так и император Николай II, родившийся по старому стилю 6 мая 1868 года в Царском Селе, получил традиционное для Романовых имя Николай, в память о старшем брате своего отца, собственном дяде, российском цесаревиче Николае Александровиче, который умер молодым в 1865 году.
В Европе этот день на календаре был обозначен как 18 мая. Сейчас разница между календарями увеличилась, и 6 мая по юлианскому календарю — по григорианскому календарю уже 19 мая. Однако для Церкви ничего не поменялось, и днём рождения последнего российского императора, страстотерпца Николая Александровича, остаётся день памяти Иова Многострадального.
Несмотря на то, что император не носил имя Иова, духовная связь его с этим персонажем Ветхого Завета очевидна, и прежде всего в безропотном принятии от Бога всего, что Господь посылает, в твёрдой вере и уповании на Спасителя, даже до смерти. За это Николай Александрович и вся его семья получили венцы святых царственных страстотерпцев.
Нам тяжело подражать такому подвигу. Но всё же путь святости, заповеданный каждому из нас, состоит именно в благодарном следовании по пути спасения, уготованному Господом.
Все выпуски программы Актуальная тема
19 мая. Об уроках жизни святого Иова

Сегодня 19 мая. День памяти Праведного Иова Многострадального, который жил за две-полторы тысячи лет до Рождества Христова.
Об уроках жизни святого Иова — протоиерей Василий Гелеван.
Святой праведник Иов учит нас доверию. Без доверия нет веры. Если хочешь верить в Бога, научись доверять Ему.
Мы верим в Отца Вседержителя, а это значит, верим в то, что Он всё держит в руках. Он заботится, Он исцеляет души, как великий хирург. Иногда эти методы нам кажутся болезненными, но мы верим, что так и нужно для нашего спасения.
Праведный Иов точно не заслуживал таких страданий. Он святой жизни человек. Вот другие заслуживали. Были в его время грешники, каких следовало бы наказать. Но Бог терпит их до поры до времени. А Иову посылает скорби не в наказание, а для того, чтобы закалить его в верности.
Близкие предлагают Иову похулить Бога, отнявшего у него всё: богатство, здоровье, жизнь родных людей, всё, что составляло радость жизни. Бог дал, Бог взял.
Достоевский напишет позднее в том же ключе: «Если бы кто мне доказал, что Христос вне истины, и действительно было бы, что истина вне Христа, то мне лучше бы хотелось оставаться со Христом, нежели с истиной».
Все выпуски программы Актуальная тема