
«Рождественская надежда», студия: Beth Grossbard Productions, Craig Anderson Productions Inc., режиссёр: Норма Бэйли
— Привет!
— Это Эмили. Она у нас останется на ночь.
— Что ж, привет Эмили. Меня зовут Марк. И я пилот самолёта.
— Привет!
— Что случилось?
— Её мать погибла в ДТП и мы не знаем, где её отец. Ей некуда идти.
— Это ужасно.
— Да. Я ей постелила в комнате для гостей.
Ещё утром у маленькой Эмили всё было хорошо. Мама, уходя на работу, пообещала ей особенный подарок на Рождество — до праздника осталось несколько дней! А вечером в их дом пришли незнакомые люди и сказали, что мамы больше нет. Что она умерла, попав под колёса автомобиля. Работница социальной службы Пэтти Эдиссон, которая приехала за Эмили, не смогла быстро найти для девочки место в детском доме. И решила приютить её у себя — всего на одну ночь. Так разворачиваются события в картине «Рождественская надежда». Фрагмент из неё только что прозвучал.
Фильм в 2009 году сняла режиссёр из США Норма Бейли. В основу сценария легла популярная одноимённая повесть американской писательницы Донны Ванлир. Свой выбор режиссёр объяснила просто. «Это светлая, вдохновляющая, добрая и очень жизненная история», — сказала она в одном из интервью. На экране мы увидим, как непредсказуемо подчас переплетаются судьбы людей. Как складываются, подобно мозаике, события, и случайные встречи меняют жизни. Эмили потеряла маму, а у приютившей её Пэтти два года назад погиб единственный сын. Но фоне этой трагедии рушатся отношения женщины с мужем, Марком. Супруги почти не живут вместе. Марк с головой ушёл в работу — он пилот пассажирского самолёта. И появляется лишь в редкие перерывы между рейсами. В один из таких визитов он и застаёт дома Эмили, с которой сразу же находит общий язык. Но найти его с женой по-прежнему тяжело. Закрывшись в себе, наедине с горем, она, кажется, не замечает удивительной и такой очевидной возможности, которую преподносит ей сама жизнь. В одном из эпизодов фильма Пэтти разговаривает со своей матерью, и та просит её открыть глаза и посмотреть вокруг.
— Ой, Пэтти. Дорогая, моя душа тоже болит. Но жизнь продолжается. И, нравится тебе или нет, но жизнь продолжается и для тебя. И только тебе решать, чем же жизнь будет наполнена — отчаянием или радостью. Выбери радость, Пэтти.
Что выберет героиня? Пусть зрители узнают это сами, посмотрев кино. Я лишь скажу, что выбор будет непростым. Сидя у экранов, мы будем сопереживать, удивляться, грустить и радоваться. Кстати, Пэтти, Марк и Эмили — не единственные герои этой истории. Есть и другие. Но о том, кто они и как в конечном итоге повлияют на жизни друг друга, фильм «Рождественская надежда» расскажет лучше меня. Я просто добавлю, что режиссёру Норме Бейли удалось воплотить настоящий дух Рождества. Будет и снег, и ёлки, и гирлянды. Но главное — будет любовь, исцеляющая сердца и души. А в этом ведь и заключается главный смысл любимого всеми праздника.
Вязьма, Смоленская область. (путешествие в историю)

Вязьма — небольшой старинный городок на востоке Смоленской области. Своим названием он обязан одноимённой речке с вязким, илистым дном. Исторический центр города расположен на её высоком левом берегу. Этот холм неспроста именуют Соборным. Первый храм здесь стоял ещё в тринадцатом веке, когда Вязьма была центром удельного княжества. Та деревянная церковь носила имя святителя Николая. Каменный Троицкий собор над рекой поставил царь Алексей Романов в семнадцатом столетии. Государь жил в Вязьме со своей семьёй несколько месяцев, с октября 1654-го по февраль 1655 года. В Москве в это время бушевала эпидемия чумы, и Вязьма была фактической столицей Российского государства. Город и в дальнейшем часто играл особую роль в истории страны. Расположенный на Старой Смоленской дороге, которая соединяла Москву с Европой, он не раз служил форпостом. В 1812 году жители Вязьмы оказали сопротивление армии Наполеона. А в сороковых годах двадцатого века сражались с немецкими захватчиками. Тогда, во время Великой Отечественной войны, много исторических зданий было разрушено. А вот старинный Троицкий собор уцелел. Он и поныне остается сердцем Вязьмы. Недаром день города здесь празднуют на Троицу.
Радио ВЕРА в Вязьме можно слушать на частоте 88,3 FM
Псалом 145. Богослужебные чтения

В истории тех или иных народов есть события, которые коренным образом изменили историю этих народов. Для ветхозаветных евреев переломным значением обладал, конечно же, Вавилонский плен — насильственная депортация, постигшая иудеев в шестом веке до Рождества Христова. Об опыте, принесённом Вавилонским пленом, говорит нам псалом 145-й, что читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 145.
[Аллилуия. Аггея и Захарии.]
1 Хвали, душа моя, Господа.
2 Буду восхвалять Господа, доколе жив; буду петь Богу моему, доколе есмь.
3 Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения.
4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его.
5 Блажен, кому помощник Бог Иа́ковлев, у кого надежда на Господа Бога его,
6 сотворившего небо и землю, море и всё, что в них, вечно хранящего верность,
7 творящего суд обиженным, дающего хлеб алчущим. Господь разрешает узников,
8 Господь отверзает очи слепым, Господь восставляет согбенных, Господь любит праведных.
9 Господь хранит пришельцев, поддерживает сироту и вдову, а путь нечестивых извращает.
10 Господь будет царствовать во веки, Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.
Псалом 145-й был составлен неизвестным автором, принадлежавшим к поколению древних евреев, которые получили разрешение вернуться на родину из Вавилона. Почти 70 лет периода насильственной депортации остались в прошлом. И сердце автора псалма ликует. Он возвращается на родину и призывает вместе с собой ликовать небо и землю. Но это радость со слезами на глазах. Потому что историческая Палестина полностью изменилась. Иерусалим разрушен, храма больше нет. И много теперь предстоит потрудиться, чтобы былая жизнь хотя бы отчасти вернулась.
Однако тяжкая работа будет потом, а пока можно радоваться. И подводить некоторые итоги. Например, отвечать на вопросы — что и, самое главное, почему случилось? И автор псалма не напрямую, но отчётливо говорит, что катастрофа произошла из-за предательства иудеями Бога. Цари Израиля стали больше надеяться на себя и на военную помощь соседей, а про Господа забыли. Вернее, так — вспоминали о Нём тогда и так, как было удобно. Потому автор псалма и пишет: «Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения. Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его».
Надо сказать, что это осознание пришло к евреям ещё во времена плена. Понимая, что в Вавилоне без Бога можно окончательно погибнуть, евреи стали крепко держаться веры, сопротивляться языческому влиянию. И в результате выжили и вернулись.
Автор псалма в хорошем смысле гордится своими предками, своим поколением. Он называет себя и современников блаженными, то есть и счастливыми, и спасёнными: «Блажен, кому помощник Бог Иаковлев, у кого надежда на Господа Бога его». Но веру нельзя сохранить только на уровне слов. Её нужно укреплять через дела. То есть подражая Богу в поступках праведности. Как Господь защищает обиженных, кормит голодных, укрепляет гонимых, милует несчастных, так и верующие должны поступать с окружающими. Не замыкаться в комфортном мирке тёплой религиозности, но свидетельствовать о вере вовне — через служение правде Божией. По большому счёту, у человека или народа выбор не велик. Либо ты на стороне Бога и подчиняешь себя Его заповедям (и тогда будешь спасён), либо ты живёшь во грехе и просто погибнешь. Как кажется, вывод тут напрашивается сам собой и представляется очевидным.
Псалом 145. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 145. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 145. На струнах Псалтири
[Аллилуия. Аггея и Захарии.]
1 Хвали, душа моя, Господа.
2 Буду восхвалять Господа, доколе жив;
буду петь Богу моему, доколе есмь.
3 Не надейтесь на князей,
на сына человеческого, в котором нет спасения.
4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою;
в тот день исчезают (все) помышления его.
5 Блажен, кому помощник Бог Иаковлев,
у кого надежда на Господа Бога его,
6 сотворившего небо и землю,
море и все, что в них,
вечно хранящего верность,
7 творящего суд обиженным,
дающего хлеб алчущим.
Господь разрешает узников;
8 Господь отверзает очи слепым,
Господь восставляет согбенных;
Господь любит праведных.
9 Господь хранит пришельцев,
поддерживает сироту и вдову;
а путь нечестивых извращает.
10 Господь будет царствовать во веки,
Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.