
Романа Кумова, писателя начала ХХ века, литературоведы называют «донским Чеховым» и «предтечей Шолохова». Исследователи посвящают его творчеству диссертации, однако широкой читательской аудитории этот автор сегодня практически неизвестен. Донской казак, выпускник духовной семинарии, Кумов писал о тех, кто был ему близок — о священниках из степных деревень и хуторов; о храбром казачестве, о простых людях. С этими и другими героями мы встретимся на страницах книги рассказов Романа Кумова, которая называется «Бессмертники».
Когда читаешь эти небольшие, словно дышащие степным теплом, тексты, чувствуешь, как откуда-то из глубин сердца поднимается светлая радость. Как у героя новеллы «Степной батюшка», когда он познакомился с пожилым деревенским священником отцом Василием. У него в доме он однажды остановился на ночлег. «Дом батюшки был маленький, старозаветный. Комнатки низенькие, с небольшими окошечками. И везде, на окнах, на столах, на скамейках — цветы, цветы, цветы...», — от этого описания на душе становится уютно и тепло. Язык текстов Романа Кумова прост, но при этом богат образами. Вот, например, как рисует он хозяина степного домика, скромного батюшку Василия: «Откуда-то издалека пришёл он. Раскрыл своё Евангелие и начал учить. И стоит, в зелёной великой степи, церковочка с серебряными колокольцами, и под шелест степи, поёт кроткую, великую песню святому небу».
А в рассказе «Бессмертники», по которому названа книга, донской писатель знакомит нас с удивительной южной легендой о цветах. Растения, решили попросить у Бога вечную жизнь, чтобы расти, радоваться солнцу, и никогда не увядать. «В майское прозрачное утро, когда над озёрами заливались соловьи, цветы широко раскрыли свои лепестки и тонкое благоухание, как дымок кадильницы, поднялось к небу. О вечной жизни молились цветы Великому Богу». О том, какой ответ получили они от Господа, читатели узнают, открыв сборник рассказов Романа Кумова «Бессмертники».
Строки Кумова напевны, они умиротворяюще действуют на сердце. В рассказах, собранных под обложкой книги «Бессмертники», читатели найдут не только степные зарисовки, но и, к примеру, художественно осмысленное житие преподобной Марии Египетской. Есть даже маленькая пьеса — «Нилена из Рима», о девушке, которая видела Распятие Христа. И в каждом из текстов — потрясающий литературный дар и удивительная, очищающая сила.
Все выпуски программы Литературный навигатор
- «Учитесь сохранять семью. Старцы Псково-Печерского монастыря о семейной жизни»
- «Рождественская книга ангелов»
- Протоиерей Павел Карташёв. «Что нам в жизни светит…»
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
12 июля. О личной ответственности человека на пути следования за Господом

В 21-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа об апостоле Иоанне, сказанные Петру: «Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он прибыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною».
О личной ответственности человека на пути следования за Господом — протоиерей Игорь Фиялновский.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О личности и почитании Паисия Святогорца

Сегодня 12 июля. День памяти Преподобного Паисия Святогорца, отошедшего ко Господу в 1994 году.
О его личности и почитании — священник Августин Соколовски.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла

Сегодня 12 июля. Церковь празднует память Славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла.
О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла — протоиерей Максим Первозванский.
И книга «Деяния святых апостолов», и послания апостола Павла говорят нам о том, что были между ними разномыслия по вопросу приёма язычников в церковь. И это хорошо, это правильно, потому что сам апостол Павел напишет, что должно быть между вами разномыслие, дабы открылись искусные.
Ведь действительно, представьте себе, какого масштаба проблема стояла перед церковью. Есть христиане из иудеев, люди с рождения, воспитанные в законе Моисеевом, и это закрытая, на самом деле, общность, объединённая кровью и законом. И есть самые разные люди, не принадлежащие к Израилю, которые тоже становятся христианами, которые уверуют в Господа нашего Иисуса Христа. И как их принимать в церковь? Требовать ли от них соблюдение закона Моисеева?
Как быть христианином из иудеев? Ведь сказанное им в законе Моисеевом прямо написано, что не должно им общаться с язычниками. И мы видим, что в послании апостола Павла к Галатам написано, что Пётр ел вместе с христианами из язычников, а когда пришли некоторые от Иакова, стал уклоняться, потому что в глазах правоверного иудея, даже ставшего христианином, есть вместе с язычником — это вещь недопустимая.
И мы видим, как колебались апостолы, что для этого пришлось специально созвать Первый апостольский собор. Больше того, были даже разделены сферы влияния, и Пётр остался первоверховным проповедующим среди иудеев, а Павла, по сути дела, назначили, если можно так сказать, первоверховным и главным отвечающим за проповедь среди язычников.
Поэтому мы видим, как Господь управляет каждым, давая дело и миссию по силе. Это дар Духа, который каждый из нас должен реализовать, как данный от Господа талант.
Все выпуски программы Актуальная тема