
Романа Кумова, писателя начала ХХ века, литературоведы называют «донским Чеховым» и «предтечей Шолохова». Исследователи посвящают его творчеству диссертации, однако широкой читательской аудитории этот автор сегодня практически неизвестен. Донской казак, выпускник духовной семинарии, Кумов писал о тех, кто был ему близок — о священниках из степных деревень и хуторов; о храбром казачестве, о простых людях. С этими и другими героями мы встретимся на страницах книги рассказов Романа Кумова, которая называется «Бессмертники».
Когда читаешь эти небольшие, словно дышащие степным теплом, тексты, чувствуешь, как откуда-то из глубин сердца поднимается светлая радость. Как у героя новеллы «Степной батюшка», когда он познакомился с пожилым деревенским священником отцом Василием. У него в доме он однажды остановился на ночлег. «Дом батюшки был маленький, старозаветный. Комнатки низенькие, с небольшими окошечками. И везде, на окнах, на столах, на скамейках — цветы, цветы, цветы...», — от этого описания на душе становится уютно и тепло. Язык текстов Романа Кумова прост, но при этом богат образами. Вот, например, как рисует он хозяина степного домика, скромного батюшку Василия: «Откуда-то издалека пришёл он. Раскрыл своё Евангелие и начал учить. И стоит, в зелёной великой степи, церковочка с серебряными колокольцами, и под шелест степи, поёт кроткую, великую песню святому небу».
А в рассказе «Бессмертники», по которому названа книга, донской писатель знакомит нас с удивительной южной легендой о цветах. Растения, решили попросить у Бога вечную жизнь, чтобы расти, радоваться солнцу, и никогда не увядать. «В майское прозрачное утро, когда над озёрами заливались соловьи, цветы широко раскрыли свои лепестки и тонкое благоухание, как дымок кадильницы, поднялось к небу. О вечной жизни молились цветы Великому Богу». О том, какой ответ получили они от Господа, читатели узнают, открыв сборник рассказов Романа Кумова «Бессмертники».
Строки Кумова напевны, они умиротворяюще действуют на сердце. В рассказах, собранных под обложкой книги «Бессмертники», читатели найдут не только степные зарисовки, но и, к примеру, художественно осмысленное житие преподобной Марии Египетской. Есть даже маленькая пьеса — «Нилена из Рима», о девушке, которая видела Распятие Христа. И в каждом из текстов — потрясающий литературный дар и удивительная, очищающая сила.
Все выпуски программы Литературный навигатор
- «Церковь, Предание, Отчизна. Мысли и наставления афонского старца Паисия Святогорца»
- Наталья Мелёхина. «Животинки из Паутинки»
- Иван Чарота. «Слово и дух. Антология русской духовной поэзии Х-ХХ веков»
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
24 мая. О причинах народного почитания Святителя Николая

22 мая в праздник Перенесения мощей Святителя Николая из Мир Ликийских в Бар в 1087 году, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Преображенском соборе Николо-Угрешского монастыря.
На проповеди по завершении богослужения он говорил о причинах народного почитания Святителя Николая.
Это не случайно было такое, но просто какое-то общенародное почитание святителя Николая. А на чём основываются эти почитания? Может быть, на том, что все хорошо знали житие святителя Николая? Или, может быть, на том, что какие-то государственные силы содействовали сохранению такой памяти благочестивой в народе? Нет.
Потому только, что святитель Николай отвечает людям на их молитвы. Вот этот живой религиозный опыт, опыт веры, который связан с тем, что на молитву нашу мы получаем ответ и является самым сильным для нас доказательством того, что Бог существует. Угодники Его существуют, которые молятся за нас.
Если бы не было бы этой обратной связи, то разве бы мы с вами здесь стояли? Разве был бы воздвигнут этот величественный храм? Да Господи, чего только не было в истории! Каких героев, каких полководцев, каких великих царей и императоров! А многих память погибе с шумом.
А имя святителя и чудотворца Николая мы прославляем как великого угодника, в том числе и заступника о нашей земле и о нашем народе. И вот дай Бог, чтобы эта память сохранялась. Очень важно, чтобы молодое поколение русских людей, да и людей других национальностей, считающих себя православными, бережно сохраняли молитвенную память о святителе Николае, обращая к нему свои воздыхания и с надеждой ожидая его помощи.
Все выпуски программы Актуальная тема
24 мая. О подробностях предстоящей всероссийской недели семьи «7Яфест»

В период с 25 мая по 1 июня в Москве пройдёт Всероссийская неделя семьи «7Яфест», в рамках которой 25 мая состоится открытая встреча на тему «Семейные дела милосердия».
О подробностях предстоящего мероприятия рассказывает ведущий Радио ВЕРА Константин Мацан.
Рассказывают, что в дореволюционных дворянских семьях обязательной частью воспитания детей было посещение больниц, приютов для бедных, чтобы оказывать помощь тем, кому тяжелее. И, наверное, нет препятствий к тому, чтобы и сегодня эту традицию возрождать.
Какое значение для глубокого, здорового семейного общения взрослых и детей или даже супругов между собой имеют совместные добрые дела, дела милосердия, участие в социальных проектах, проще говоря, общая помощь тем твоим ближним, которым тяжелее, чем тебе. Об этом мы поговорим уже завтра.
В рамках Всероссийской недели «7Яфест» в воскресенье, 25 мая, состоится открытая встреча на тему «Семейные дела милосердия. Кто нуждается в нашей помощи и как творить добро с радостью?». Эта встреча пройдет в Москве, в Токмаковом переулке, в музее императора Николая II. В ней примут участие протоиерей Михаил Потокин, председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви, Ксения Алферова, актриса театра и кино, телеведущая, общественный деятель, и другие замечательные гости. Модератором встречи выступит Роман Торгашин, директор Радио ВЕРА. Всех приглашаем.
Все выпуски программы Актуальная тема
24 мая. О подвиге Священномученика Мокия

Сегодня 24 мая. День памяти Священномученика Мокия, жившего в третьем веке.
О его подвиге — протоиерей Михаил Самохин.
Македонский священник Мокий был ревностным пастырем и пламенно убеждал язычников, собравшихся для поклонения языческому Бахусу, покаяться и обратиться ко Христу. За свою ревность и горячую проповедь священник претерпел множество страданий, ссылку и смертную казнь около 295 года.
Когда император Константин отстраивал свою новую столицу империи, Константинополь, он посвятил священномученику Мокию величественный храм. С основанием этого храма связан и сохранившийся текст службы этому святому.
Священномученик Мокий претерпел жестокие страдания, пытаясь спасти людей от поклонения идолу винопития. А сколько людей сейчас приносят себя в жертву этому смертному греху? Служат этому бесу?
Думаю, что священномученик Мокий — один из тех угодников Божиих, которых смело можно просить о молитве ко Господу о наших страждущих винопитиям близких. Его молитвами да избавит и нас Христос от этого тяжкого греха!
Все выпуски программы Актуальная тема