
Фото: Ant Rozetsky/Unsplash
В конце восемнадцатого века в Англии начался промышленный бум: открывались новые фабрики и мануфактуры, требовалось всё больше рабочих рук. Тысячи крестьян приезжали в город, чтобы найти работу и пропитание. Не исключением были и маленькие дети: начиная с восьми лет ребятишки устраивались на производство. За крохотную плату, в ужасных условиях, шесть дней в неделю дети трудились по двенадцать часов в день. У них не было возможности вырваться из замкнутого круга бедности и изматывающего труда: образование было доступно только за высокую плату.
Судьба этих бедных ребят не оставляла в покое Роберта Рейкса, издателя из английского города Глостера. Ему было больно видеть, как рано повзрослевшие мальчишки в свой единственный выходной — воскресенье — занимаются мелким хулиганством. И тогда Рейкс решил что-нибудь сделать для них. Он считал, что пороки и бедность проистекают невежества«. Поэтому занялся образованием английских рабочих.
Сначала Роберт пытался обучать не только детей, но и их родителей. Но его идея не встретила у сильно устававших рабочих положительного отклика. Тогда Рейкс полностью сосредоточился на образовании работавших на фабриках детей.
Рейкс организовал экспериментальную воскресную школу для детей бедняков в Глостере в июле тысяча семьсот восьмидесятого года. Он составил список детей от шести до четырнадцати лет, нанял четырёх учительниц для преподавания им грамоты и Закона Божьего. Все расходы Рейкс брал на себя. Уроки проводились по воскресеньям на кухнях частных домов (там же мальчишек кормили после занятий). Ученики должны были посещать уроки в чистом и опрятном виде (новую одежду они получали от Рейкса). Занимались дети практически целый день: с утра шли на богослужение, затем с десяти до двенадцати часов изучали чтение и письмо с помощью Библии. После перерыва на завтрак занятия продолжались, по окончании уроков детей ещё раз кормили, после чего все расходились по домам. Прилежные ученики получали в подарок Библию, различные учебные книги, одежду и обувь. Девочки и мальчики обучались раздельно. Рейкс впервые применил систему, по которой старшие ученики, как наставники, занимались с младшими.
Инициативу Рейкса подхватили другие энтузиасты: количество воскресных школ по всей Великобритании начало быстро расти. Рейкс активно пропагандировал свою идею через английские газеты и журналы. На помощь Роберту пришёл известный экономист Адам Смит, назвав идею воскресных школ «едва ли не самым эффективным способом изменения нравов со времен Апостолов». Рейкс добился аудиенции у английского короля Георга Третьего. Король одобрил начинание Роберта Рейкса, заявив: «каждый ребенок в королевстве должен научиться читать Библию», а его супруга королева Шарлотта стала патронессой воскресной школы Рейкса. В тысяча семьсот восемьдесят пятом году в Лондоне Рейкс основал «Общество поддержки и поощрения воскресных школ в Англии», которое финансировало создание новых школ и издание учебной и религиозной литературы для них. В следующем году первая воскресная школа открылась в США, только что получивших независимость. В дальнейшем подобные школы открывались во многих странах Европы и в английских колониях по всему миру.
В тысяча восемьсот восемьдесят восьмом году союз учителей воскресных школ воздвиг в самом центре Лондона памятник Роберту Рейксу, человеку «с чутким сердцем и отзывчивой душой», изменившему жизнь миллионов девчонок и мальчишек по всему миру.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери
Рим., 105 зач., XI, 2-12.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В истории еврейского народа было несколько очень серьёзных ошибок, когда ошибались не какие-то отдельные люди, а почти весь народ. В качестве примера можно вспомнить последнюю ошибку: народ не сумел узнать в Иисусе из Назарета посланного Богом Мессию. Однако, нельзя сказать, что ошиблись все, нет, ведь есть апостолы, которые были евреями, да и в наше время среди христиан немало людей, которые по своему происхождению принадлежат к израильскому народу. Существование христиан из евреев давало апостолу возможность надеяться и верить в благую участь его родного народа. Именно об этом мы слышим сегодня во время литургии в православных храмах в отрывке из 11-й главы Послания апостола Павла к Римлянам.
Глава 11.
2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря:
3 Господи! пророков Твоих убили, жертвенники Твои разрушили; остался я один, и моей души ищут.
4 Что же говорит ему Божеский ответ? Я соблюл Себе семь тысяч человек, которые не преклонили колени перед Ваалом.
5 Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток.
6 Но если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не есть уже дело.
7 Что же? Израиль, чего искал, того не получил; избранные же получили, а прочие ожесточились,
8 как написано: Бог дал им дух усыпления, глаза, которыми не видят, и уши, которыми не слышат, даже до сего дня.
9 И Давид говорит: да будет трапеза их сетью, тенетами и петлею в возмездие им;
10 да помрачатся глаза их, чтобы не видеть, и хребет их да будет согбен навсегда.
11 Итак спрашиваю: неужели они преткнулись, чтобы совсем пасть? Никак. Но от их падения спасение язычникам, чтобы возбудить в них ревность.
12 Если же падение их — богатство миру, и оскудение их — богатство язычникам, то тем более полнота их.
Вполне естественно, что апостола Павла беспокоила судьба его родного народа, и, конечно же, Павел был не одинок в своём беспокойстве, много вопросов было и у других христиан из числа евреев: какой будет дальнейшая судьба их народа? Как соотнести между собой обетования Ветхого Завета и неприятие Христа израильтянами? Неужели же нет никакой надежды?
Ответ апостола Павла можно свести к довольно простому и очевидному утверждению: неприятие Христа — это далеко не первое духовное преступление израильтян, в качестве примера апостол вспомнил историю пророка Илии, в годы жизни которого народ тоже совершал немало преступлений, в какой-то момент пророк вовсе остался в одиночестве. Впрочем, так казалось лишь Илье, потому-то Бог и указал ему на семь тысяч человек, не осквернивших себя язычеством, следовательно, отпали от Бога хоть и многие, но далеко не все. Так было и во время жизни апостола Павла: не верили во Христа многие евреи, но не все, среди первого поколения христиан было немало евреев, немало их среди христиан и в наши дни. Этот факт означает, что Бог не отверг Свой народ, ведь если в народе сохраняется праведность, если есть ещё те, кто остаётся верным Богу, значит, народ не утратил смысл своего бытия, значит, люди ещё могут обрести Христово Царство.
Эту логику легко продлить и на любой другой народ: пока есть праведники, те, кто несмотря ни на что, хранит веру во Христа, значит мы не можем сказать, что Бог отвернулся от этого народа. Здесь довольно сложно не вспомнить историю русского народа в минувшем веке, у нас тоже было всеобщее отступление от Бога, мы уничтожали храмы и пытались искоренить саму веру, но были и те, кто не только сохранил себя от этого помрачения, но и сумел обрести святость, благодаря этим людям Церковь возродилась. Впрочем, успокаиваться рано, ведь Второе Христово Пришествие ещё не произошло, следовательно, мы снова можем массово отречься от нашего Спасителя. Пусть же Бог сохранит нас от этого греха!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Помощь Никите в борьбе с лейкозом

В Санкт-Петербург, больше чем за полторы тысячи километров от дома, Никита Камышов приехал несколько месяцев назад. Ещё зимой врачи в родном Луганске произнесли слова, перевернувшие жизнь юноши и его семьи: «У вас лейкоз», то есть — рак крови.
Любимые занятия боксом, прогулки с друзьями, огромное желание стать пожарным и спасать людей — всё это пришлось поставить на паузу, ведь теперь ему предстояла борьба за собственную жизнь. Никита признаётся, что самым тяжёлым испытанием для него стало расставание с близкими и невозможность покинуть больничные стены. «Я вообще редко сижу дома, а тут — всё время в палате», — сетует Никита. Но он не теряет надежды, что выздоровление уже близко. А значит и возвращение домой, в Луганск, продолжение учёбы и занятия спортом.
Сейчас в лечении Никиты настал перерыв. Организму нужно время, чтобы восстановиться и продолжить борьбу с новой силой. Продвинуться вперёд на пути к выздоровлению юноше поможет дорогостоящее лекарство.
Купить его самостоятельно семья не может, поэтому обратилась за поддержкой в петербургский благотворительный фонд «Свет Дети». С его участием уже удалось собрать часть необходимой суммы. Если вы хотите присоединиться к помощи будущему пожарному Никите Камышову, переходите на сайт фонда «Свет Дети».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Покровский собор — храм Василия Блаженного». Татьяна Сарачева

У нас в студии была Заведующая музеем «Покровский собор» Татьяна Сарачева.
Разговор шел об истории и современности Покровского собора на Красной площади, больше известного как храм Василия Блаженного. Как соединяется здесь богослужебная и музейная жизнь, и какие открытия были сделаны при изучении этого удивительного храма.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных собраниям и деятельности Государственного Исторического музея.
Первая беседа с заместителем генерального директора Исторического музея Мариной Чистяковой был посвящен истории Новодевичьего монастыря в Москве.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер