
Фото: Ant Rozetsky/Unsplash
В конце восемнадцатого века в Англии начался промышленный бум: открывались новые фабрики и мануфактуры, требовалось всё больше рабочих рук. Тысячи крестьян приезжали в город, чтобы найти работу и пропитание. Не исключением были и маленькие дети: начиная с восьми лет ребятишки устраивались на производство. За крохотную плату, в ужасных условиях, шесть дней в неделю дети трудились по двенадцать часов в день. У них не было возможности вырваться из замкнутого круга бедности и изматывающего труда: образование было доступно только за высокую плату.
Судьба этих бедных ребят не оставляла в покое Роберта Рейкса, издателя из английского города Глостера. Ему было больно видеть, как рано повзрослевшие мальчишки в свой единственный выходной — воскресенье — занимаются мелким хулиганством. И тогда Рейкс решил что-нибудь сделать для них. Он считал, что пороки и бедность проистекают невежества«. Поэтому занялся образованием английских рабочих.
Сначала Роберт пытался обучать не только детей, но и их родителей. Но его идея не встретила у сильно устававших рабочих положительного отклика. Тогда Рейкс полностью сосредоточился на образовании работавших на фабриках детей.
Рейкс организовал экспериментальную воскресную школу для детей бедняков в Глостере в июле тысяча семьсот восьмидесятого года. Он составил список детей от шести до четырнадцати лет, нанял четырёх учительниц для преподавания им грамоты и Закона Божьего. Все расходы Рейкс брал на себя. Уроки проводились по воскресеньям на кухнях частных домов (там же мальчишек кормили после занятий). Ученики должны были посещать уроки в чистом и опрятном виде (новую одежду они получали от Рейкса). Занимались дети практически целый день: с утра шли на богослужение, затем с десяти до двенадцати часов изучали чтение и письмо с помощью Библии. После перерыва на завтрак занятия продолжались, по окончании уроков детей ещё раз кормили, после чего все расходились по домам. Прилежные ученики получали в подарок Библию, различные учебные книги, одежду и обувь. Девочки и мальчики обучались раздельно. Рейкс впервые применил систему, по которой старшие ученики, как наставники, занимались с младшими.
Инициативу Рейкса подхватили другие энтузиасты: количество воскресных школ по всей Великобритании начало быстро расти. Рейкс активно пропагандировал свою идею через английские газеты и журналы. На помощь Роберту пришёл известный экономист Адам Смит, назвав идею воскресных школ «едва ли не самым эффективным способом изменения нравов со времен Апостолов». Рейкс добился аудиенции у английского короля Георга Третьего. Король одобрил начинание Роберта Рейкса, заявив: «каждый ребенок в королевстве должен научиться читать Библию», а его супруга королева Шарлотта стала патронессой воскресной школы Рейкса. В тысяча семьсот восемьдесят пятом году в Лондоне Рейкс основал «Общество поддержки и поощрения воскресных школ в Англии», которое финансировало создание новых школ и издание учебной и религиозной литературы для них. В следующем году первая воскресная школа открылась в США, только что получивших независимость. В дальнейшем подобные школы открывались во многих странах Европы и в английских колониях по всему миру.
В тысяча восемьсот восемьдесят восьмом году союз учителей воскресных школ воздвиг в самом центре Лондона памятник Роберту Рейксу, человеку «с чутким сердцем и отзывчивой душой», изменившему жизнь миллионов девчонок и мальчишек по всему миру.
15 сентября. О примере глубокой веры

В 5-й главе Евангелия от Марка есть слова кровоточивой женщины о Христе: «Если хотя к одежде Его прикоснусь, то выздоровею».
О примере глубокой веры — игумен Назарий (Рыпин).
Перед нами трагедия человеческой жизни, потому что эта женщина не могла много лет исцелиться. По закону, она не имела права в этом состоянии никому прикасаться, хотя эта кровь была уже не тем очищением, которое происходит циклично в жизни каждой женщины в определённом возрасте, репродуктивном, а было уже именно болезненно с течением крови, как рана кровоточит.
И поэтому она, конечно же, в несколько ином состоянии была, но всё равно, по закону, она не имела права прикасаться ни к кому. Но здесь она, видя перед собой Спасителя и имея глубокую веру, сама себе сказала, что «если только прикоснусь, то выздоровею». И именно поэтому она прикасается ко Христу.
И Господь свидетельствует об этой вере её, когда Он увидел, то есть почувствовал силу, исшедшую из Него, как сказано в Евангелии, стал оглядываться для того, чтобы её веру объявить перед другими. Не потому, что Он не знал, кто это, Он прекрасно знал, но Он это сделал с тем, чтобы она стала видна и известна всем, как в пример и апостолам, и окружавшим его людям.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 сентября. О вере в Иисуса Христа и подлинной праведности

Во 2-й главе Послания апостола Павла к галатам есть слова: «Человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа».
О вере в Иисуса Христа и подлинной праведности — игумен Лука (Степанов).
Для ветхозаветного человека было очень важно понятие праведности. Эта праведность достигалась, по их убеждению, исполнением божественных повелений. Те установления, заветы, которые были заключены Богом с Израилем, были облечены в определённые запреты или предписания. И от исполнения их и надеялись иудеи получить свидетельство своей праведности и принадлежности к богоизбранному народу и к вечному царству грядущего Мессии.
А вот новозаветные времена объявляют другой закон праведности. Не могли ни ветхозаветные жертвы животных, ни наблюдение каких-либо дней, когда надлежало что-либо делать или чего-либо не делать, сообщить душе святость. И является эта возможность только во Христе Спасителе.
Вера во Христа и благодать, даруемая Им Его ученикам и верующим в Него, оказывается способной к преображению человека и, таким образом, сообщению ему подлинной праведности. Потому и слова апостола Павла отсекают, как уже бесполезные дела закона, и утверждают необходимым для человека веру в Иисуса Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 сентября. О почитании Калужской Иконы Божией Матери

Сегодня 15 сентября. День памяти Калужской Иконы Божией Матери.
О её почитании — священник Захарий Савельев.
Пресвятая Богородица изображена в момент чтения. И действительно, это особенный образ Божией Матери, ведь даже на этой иконе виден процесс чтения. И, в общем, этот образ являет собой наказ читать, наказ просвещаться и, самое главное, конечно же, молиться. То есть такое чудотворное изображение Престо-Богородицы учит нас и труду, и молитве.
В наше непростое время образ Престо-Богородицы посетил всю Калужскую землю. В самые тяжёлые моменты истории нашего государства этот образ защищал калужан. Это случалось и во время 1812 года. Во время холеры в конце XIX века этот образ Божией Матери также избавил Калугу от этого страшного поветрия.
И в наше сегодняшнее непростое время также Пресвятая Богородица своим молитвенным заступничеством и чудом, явленным в этом иконографическом изображении, не оставляет верующие сердца и, опять же, призывает нас всех молиться, трудиться и просвещаться.
Все выпуски программы Актуальная тема