
Фото: Ant Rozetsky/Unsplash
В конце восемнадцатого века в Англии начался промышленный бум: открывались новые фабрики и мануфактуры, требовалось всё больше рабочих рук. Тысячи крестьян приезжали в город, чтобы найти работу и пропитание. Не исключением были и маленькие дети: начиная с восьми лет ребятишки устраивались на производство. За крохотную плату, в ужасных условиях, шесть дней в неделю дети трудились по двенадцать часов в день. У них не было возможности вырваться из замкнутого круга бедности и изматывающего труда: образование было доступно только за высокую плату.
Судьба этих бедных ребят не оставляла в покое Роберта Рейкса, издателя из английского города Глостера. Ему было больно видеть, как рано повзрослевшие мальчишки в свой единственный выходной — воскресенье — занимаются мелким хулиганством. И тогда Рейкс решил что-нибудь сделать для них. Он считал, что пороки и бедность проистекают невежества«. Поэтому занялся образованием английских рабочих.
Сначала Роберт пытался обучать не только детей, но и их родителей. Но его идея не встретила у сильно устававших рабочих положительного отклика. Тогда Рейкс полностью сосредоточился на образовании работавших на фабриках детей.
Рейкс организовал экспериментальную воскресную школу для детей бедняков в Глостере в июле тысяча семьсот восьмидесятого года. Он составил список детей от шести до четырнадцати лет, нанял четырёх учительниц для преподавания им грамоты и Закона Божьего. Все расходы Рейкс брал на себя. Уроки проводились по воскресеньям на кухнях частных домов (там же мальчишек кормили после занятий). Ученики должны были посещать уроки в чистом и опрятном виде (новую одежду они получали от Рейкса). Занимались дети практически целый день: с утра шли на богослужение, затем с десяти до двенадцати часов изучали чтение и письмо с помощью Библии. После перерыва на завтрак занятия продолжались, по окончании уроков детей ещё раз кормили, после чего все расходились по домам. Прилежные ученики получали в подарок Библию, различные учебные книги, одежду и обувь. Девочки и мальчики обучались раздельно. Рейкс впервые применил систему, по которой старшие ученики, как наставники, занимались с младшими.
Инициативу Рейкса подхватили другие энтузиасты: количество воскресных школ по всей Великобритании начало быстро расти. Рейкс активно пропагандировал свою идею через английские газеты и журналы. На помощь Роберту пришёл известный экономист Адам Смит, назвав идею воскресных школ «едва ли не самым эффективным способом изменения нравов со времен Апостолов». Рейкс добился аудиенции у английского короля Георга Третьего. Король одобрил начинание Роберта Рейкса, заявив: «каждый ребенок в королевстве должен научиться читать Библию», а его супруга королева Шарлотта стала патронессой воскресной школы Рейкса. В тысяча семьсот восемьдесят пятом году в Лондоне Рейкс основал «Общество поддержки и поощрения воскресных школ в Англии», которое финансировало создание новых школ и издание учебной и религиозной литературы для них. В следующем году первая воскресная школа открылась в США, только что получивших независимость. В дальнейшем подобные школы открывались во многих странах Европы и в английских колониях по всему миру.
В тысяча восемьсот восемьдесят восьмом году союз учителей воскресных школ воздвиг в самом центре Лондона памятник Роберту Рейксу, человеку «с чутким сердцем и отзывчивой душой», изменившему жизнь миллионов девчонок и мальчишек по всему миру.
Воспрещён и запрещён — в чём разница?

Фото: Petra Reid / Unsplash
Запреты — явление распространённое и даже привычное. С детства, мы сталкиваемся с ограничениями: не беги, прекрати кричать, стой на месте, не лезь в лужу.
С одной стороны, без запретов невозможно, а с другой, иногда для приятного общения лучше бы заменить ограничения на пожелания и советы. Например: «Давай будем говорить тише» или «Просим не пользоваться выходом». Немного иначе обстоит дело с общественным порядком в людных местах. Тут без запретов не обойтись. И чтобы они воспринимались серьёзно, помимо штрафов используются специальные стилистически окрашенные фразы. К таким относятся сочетания со словами «воспрещён» или «воспрещается». Приставка «вос» имеет книжный оттенок. Она зачастую придаёт слову возвышенный тон: воспрял, воспел, воспарил, восславил. В Евангелии встречается слово «восклонился», что означает «поднялся, выпрямился». Слово «воспрещён» необычно для обиходной речи, стилистически ярче окрашено, более официально, поэтому мы подсознательно реагируем на него эмоциональнее, чем на нейтральное «запрещён». Ограничение можно выразить иначе, например, словом «закрыто», однако выражение «проход воспрещён» имеет статус непререкаемости.
Более нейтральный глагол «запрещается», как правило, не вызывает такого эмоционального отклика — это просто регламентирующее слово.
Ограничительные фразы мы зачастую используем и в общении с окружающими: «Я запрещаю тебе играть на компьютере». Или: «Я запрещаю тебе трогать мои вещи». Но вряд ли кто-то из нас скажет: «Я ВОСПРЕЩАЮ включать радио».
Да и вообще объяснить собеседнику, что вы чего-то не хотите, можно другими, более мягкими способами.
Все выпуски программы: Сила слова
Пусть 60 детей с тяжёлым нарушениями продолжат реабилитацию

«Мама, деда, Нина», — это одни из немногих слов, которые может произнести Матвей, хотя ему уже 7 лет. У мальчика врождённый порок развития мозга и тяжёлые двигательные нарушения. Он живёт вместе с мамой, бабушкой и дедушкой. Несмотря на свои физические и умственные особенности мальчик стремится быть активным и участливым к своим близким. Например, каждый вечер заботливо напоминает дедушке, что нужно закапать глаза. Семья старается многому научить Матвея, чтобы он стал более самостоятельным. Мама помогает сыну то кашу мешать, то салат делать. Вместе они режут овощи, затем выкладывают их на тарелку и поливают маслом. Матвей довольно смеётся. Это его любимый салат, который он готовит уже почти что сам.
Несколько лет назад мама узнала о Центре реабилитации Марфо-Мариинского медицинского центра «Милосердие» в Москве. Именно здесь она обрела надежду на то, что Матвей сможет освоить многие навыки и движения.
Мальчика взяли в длительную программу реабилитации. Каждую неделю в центре с ним занимаются разные специалисты, и Матвей понемногу развивается. Теперь он уверенно сидит на стуле, осваивает общение, учится удерживать ложку, хорошо жевать, уверенно управлять руками и двигаться в ходунках. Ребёнок стал гораздо активнее, пытается играть вместе с бабушкой в пинг-понг на детской площадке.
На сегодня таких особенных подопечных, как Матвей, в Марфо-Мариинском центре реабилитации — 60. Каждый из них стремится быть в чём-то независимым от родных: свободно играть на детской площадке, общаться, пить компот из любимой кружки и много чего ещё.
Поддержать детей с тяжёлыми нарушениями и подарить им возможность посещать занятия со специалистами, можно на сайте Марфо-Мариинского медицинского центра «Милосердие».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Атаман Михаил Черкашенин». Дмитрий Володихин

Дмитрий Володихин
В этой программе «Исторический час» вместе с доктором исторических наук Дмитрием Володихиным мы обратились в 16-й век и говорили о первом знаменитом донском казачьем атамане Михаиле Черкашенине, о его участии в походе войск Ивана Грозного на Крымское ханство, а также о значительной роли в важных сражениях тех лет: в битве при Молодях, в котором был остановлен хан Девлет Гирей, а также в обороне Пскова от войск польского короля Стефана Батория.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Все выпуски программы Исторический час
- «Преподобный Серафим Вырицкий». Анастасия Чернова
- «Присоединение Астрахани к России». Александр Музафаров
- «Московское Страстное восстание 1611 года». Дмитрий Володихин
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов