 «Крестьянскую» поэзию Серебряного века невозможно представить без Сергея Клычкова, без его светлых, протяжных, тревожных стихотворений-песен. Ему был близок и родственен Сергей Есенин, назвавший своего душевного друга «истинно прекрасным народным поэтом»; на фотографиях рядом с ним – объединенные традицией и темами – Николай Клюев, Петр Орешин, Павел Васильев.
«Крестьянскую» поэзию Серебряного века невозможно представить без Сергея Клычкова, без его светлых, протяжных, тревожных стихотворений-песен. Ему был близок и родственен Сергей Есенин, назвавший своего душевного друга «истинно прекрасным народным поэтом»; на фотографиях рядом с ним – объединенные традицией и темами – Николай Клюев, Петр Орешин, Павел Васильев.
Они приняли новую власть и были ею впоследствии уничтожены. Вослед за многими Клычков был заклеймен как «поэт кулацкой идеологии», а ведь всё его «кулачество» было лишь в той неизбывной боли, с которой он вглядывался в «Русь уходящую», – бредущую, словно на расправу, с руками, скрученными за спиною колючей проволокой. И как многие, – он распознал этот грядущий уход не сразу.
Удивительными стихотворно-песенными фресками, воспевающими ясный и таинственный уклад крестьянской, деревенской России, – ещё живой, ещё не поруганной, – останутся многие летящие и летучие стихи Сергея Клычкова.
Луг в туманы нарядился,
 В небе месяц народился
 И серпом лёг у межи, –
 Над серпом горят зарницы,
 Зорят жито и пшеницу,
 Бьются крыльями во ржи!
Стог, как дружка, на поляне,
 И бока его в росе,
 Звезды клонятся в тумане,
 Скоро выйдут поселяне
 И согнутся в полосе!
И, до вечера на жнитве
 Не сложа усталых рук,
 В громкой песне и молитве
 Будут славить дедов плуг!..
Сергей Клычков, «Зоряница», 1912-й год
…Ровно через десять лет, оставив за спиною участие в мировой войне и в двух революциях, неуспех первой книги и белогвардейский плен в Крыму, широко признанный и обласканный собратьями по цеху, Клычков закончит свою балладу «Монастырскими крестами…» приземлённо-горьким предчувствием:
Та же явь и сон старинный,
 Так же высь и даль слились;
 В далях, в высях журавлиный
 Оклик, берегись!
Край родной мой (всё, как было!)
 Так же ясен, дик и прост, –
 Только лишние могилы
 Сгорбили погост.
Лишь печальней и плачевней
 Льется древний звон в тиши
 Вдоль долин родной деревни
 На помин души, –
Да заря крылом разбитым,
 Осыпая перья вниз,
 Бьется по могильным плитам
 Да по крышам изб...
Сергей Клычков, из стихотворения «Монастырскими крестами…», 1922-й год
Он ещё будет складывать свои пронзительные песни, еще за десять лет до ареста и гибели в 1938-м, поименовав себя «мучеником судьбы», восхищенно вымолвит невероятное, почти надоблачное –
…Потянутся лихие годы
 В глухой и безголосой мгле,
 Как дым, в осеннюю погоду
 Прибитый дождиком к земле!..
И в безглагольности суровой,
 В бессловной сердца тишине
 Так радостно подумать мне,
 Что этот мир пошёл от слова...
«Последние, неизданные стихи Клычкова, – написал о нем современный нам поэт Александр Радашкевич – щемящее сердце самоотпевание, в котором, однако, пробивается искра прощения, благости, веры: “Вечно лишь души сиянье, Заглянувшей в мрак и тьму”».
31 октября. О хождении во Христе

Во 2-й главе Послания апостола Павла к колоссянам есть слова: «Как вы приняли Христа Иисуса Господа, так и ходите в Нём».
О хождении во Христе — священник Николай Дубинин.
В послании к колоссянам апостол Павел призывает: «Как вы приняли Христа, так и ходите в Нём». Что это значит? Это означает, что те заветы, которые мы принимаем во время крещения, те обеты и обещания Богу чистой совести и праведной жизни, мы должны исполнять неукоснительно.
Ведь стоит признаться, что по прошествии многих лет воцерковленной жизни мы иногда расслабляемся, и духовная жизнь ослабевает, кто-то начинает нарушать обеты, данные при крещении. И вот апостол Павел здесь нам подсказывает, что как вы приняли, как вы чувствовали ту благодать, ту радость и какая решимость, главное, была у вас начать христианскую жизнь, в этом и оставайтесь.
Не позволяйте себе лениться или впадать в малодушие или в маловерие. Очень ценный совет для всех нас, особенно для воцерковленных людей, чтобы мы всегда были в некоем духовном бодрствовании.
Все выпуски программы Актуальная тема
31 октября. О почитании Апостола и евангелиста Луки

Сегодня 31 октября. День памяти Апостола и евангелиста Луки.
О его почитании — протоиерей Максим Горожанкин.
Святой апостол и евангелист Лука — это очень интересная личность, это и врач, это и иконописец, это и церковный историк. Когда мы прикасаемся к письменному наследию апостола Луки, мы берём в руки его Евангелие и продолжение этого Евангелия — книгу Деяний святых апостолов.
И промыслительно то, что книга Деяний не заканчивается. У этой книги как бы нет окончания, как обычно бывает окончание у всех других книг Священного Писания Нового Завета, и многие из них заканчиваются словом «Аминь». А вот книга Деяний святых апостолов, она не заканчивается. И это говорит нам о том, что мы, современные христиане, продолжаем дело святых апостолов. И святого апостола Луки в том числе.
Каждый из нас, верующих людей, по-своему пишет историю Христианской Церкви своей жизнью, своими добродетелями или прегрешениями. И дай Господь, чтобы добродетелей в нашей жизни было больше молитвенным представительством святого апостола и евангелиста Луки.
Все выпуски программы Актуальная тема
31 октября. О спасении души в условиях городской жизни
 
                                    
Сегодня 31 октября. Всемирный день городов.
О спасении души в условиях городской жизни — священник Николай Конюхов.
Люди религиозные первоначально сторонились от городов, то есть, если вспомнить времена Каина и Авеля, то мы вспомним, что именно каиниты стали основывать первые города, а сифиты (это сыны Божии, потомки как раз того, кто остался верен истинному Богу), то они как-то сторонились, старались жить на вольных пространствах. Тем не менее, со временем и в городах появилось вот это богопочитание, и стали строиться церкви.
И вот в наше время мы в большинстве случаев живём как раз именно в полисах, причем достаточно больших. И единственное, что тут важно, — не потерять в суете городской жизни, где всё вроде бы завязано на то, чтобы сэкономить наше время, но времени никогда не хватает, потому что нужно туда съездить, это оплатить, посетить мероприятия и так далее. И люди жалуются, что в суете городской жизни у них не хватает времени на Бога.
И когда я, кстати, приезжаю куда-нибудь в маленькие города или в деревню, особенно, там время совершенно по-другому течёт. И люди и разговаривают медленнее, и богослужение... Я вот приехал недавно к своему сельскому батюшке знакомому. Служба идёт медленнее, читают спокойнее, поют тоже спокойнее, потому что как-то вот люди не спешат.
И мы можем вроде всё успеть, все дела, какие запланировали выполнить, но потерять самое главное. Вот этот мирный дух, который имеет человек, примирённый с Богом, с ближними и с собой.
И поэтому, чтобы самому не потеряться в этом городе, огромном и шумящем, не потерять самого себя, нужно всегда не забывать уделить время своему Создателю.
Все выпуски программы Актуальная тема



 
 



