
Татьяна Любомирская
Несколько лет назад мне довелось давать частные уроки игры на фортепиано девочке-подростку. Она жила с мамой и отчимом в просторной, изысканной квартире в центре Москвы. В доме был сделан хороший ремонт, девочка носила дорогую дизайнерскую одежду и играла не на обычном пианино, а на белом рояле. В общем, в этой семье явно царил достаток и внешнее благополучие.
Первые несколько уроков с моей новой ученицей, назовём ее Света, прошли относительно хорошо. Девочка оказалась живая, легко шла на контакт. Но со временем, привыкнув ко мне, Света начала всё меньше времени уделять занятиям и всё больше разговорам. Я, как могла, старалась направить ее энергию в учебное русло, но не тут-то было. Девочка перебирала клавиши минут пять, а затем начинала рассказывать про школу, фильмы и прочие увлечения. Она изо всех сил стремилась поговорить, и никакие уговоры на нее не действовали.
Я расстраивалась и винила во всем себя. Ну что же я за учитель такой, что не могу поддержать дисциплину? Правда, это был первый подобный случай в моей практике. Бывало, что ученики ленились, но, тем не менее, уроки всегда проходили гладко. А тут вместо гамм и арпеджио мы, казалось, оттачивали ораторское искусство. В конце концов, я решила предложить Светиным родителям поискать другого учителя, построже.
В тот день, когда должен был состояться мой разговор, я пришла на несколько минут раньше, но оказалось, что взрослых дома не было, а сама Света встретила меня с покрасневшими глазами и очень грустная. Я осторожно спросила ее, что случилось, но девочка лишь помотала головой и ничего не ответила. Но, когда мы принялись за гаммы, Света вдруг прервалась на полузвуке и начала плакать. Захлебываясь слезами, она рассказала, что ее мама вышла замуж только три месяца назад, и с тех пор Света чувствует себя чужой в собственном доме. Вот и сегодня, она так хотела показать маме свое сочинение, которое на уроке литературы было признано лучшим, а мама так и не взглянула на него и ушла с отчимом в кино. Света утверждала, что маме стало не до нее, она даже не знает, что ее дочку отобрали для участия в городской олимпиаде или что Светина лучшая подруга перестала с ней общаться.
— Я только вам об этом и рассказала, — добавила моя ученица, рыдая. — Больше никто не знает.
Как могла, я успокоила Свету. В конце концов, она перестала плакать и предложила мне прочесть ее сочинение ‒ то самое, которое она так хотела показать матери. Я прочла. Света писала замечательно, а от моей похвалы она раскраснелась и заулыбалась.
Через какое-то время наш учебный процесс наладился. Мы договорились, что все разговоры будут проходить после урока, и я специально оставалась подольше минут на десять — пятнадцать, а Света выкладывала мне все свои новости. И знаете, мне до сих пор кажется, что те самые пятнадцать минут и были самой важной и нужной частью наших занятий. А через какое-то время, когда учебный год закончился, я случайно увидела в социальных сетях Светины фотографии. На них она вместе с мамой и отчимом каталась на колесе обозрения, весело смеялась и выглядела совершенно счастливой.
Вспоминая ту семью, я почему-то думаю, что Бог послал меня к Свете не ради отработки этюдов или сонат. Точнее, не только ради этого. Я была нужна девочке, чтобы поддержать ее во время сложных перемен в жизни, к которым, конечно, ей было трудно привыкнуть. Да и Светины родители, вероятно, не знали, как заново выстроить уклад жизни и приспособиться друг к другу. Но верю, что постепенно всё встало на круги своя. Господь ловко и мудро сводит людей, превращая каждого из нас в ответ на молитвы другого. И теперь всякий раз, когда в мою жизнь входит новый человек, я говорю себе: для чего-то мы необходимы друг другу. Поверьте, если хорошенько поразмыслить, то поймешь: всё не случайно.
Автор: Татьяна Любомирская
Все выпуски программы Частное мнение
Послание к Галатам святого апостола Павла

«Апостол Павел». Рембрандт (1606–1669)
Гал., 204 зач., II, 21 - III, 7.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Простите, если сразу введу в смущение — но придётся потерпеть. Хорошо ли вы понимаете, чем «дурак» отличается от ... «дурня?» Эту разницу нам поможет понять отрывок из 2-й и 3-й глав послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах во время литургии. Давайте его послушаем.
Глава 2.
21 Не отвергаю благодати Божией; а если законом оправдание, то Христос напрасно умер.
Глава 3.
1 О, несмысленные Галаты! кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый?
2 Сие только хочу знать от вас: через дела ли закона вы получили Духа, или через наставление в вере?
3 Так ли вы несмысленны, что, начав духом, теперь оканчиваете плотью?
4 Столь многое потерпели вы неужели без пользы? О, если бы только без пользы!
5 Подающий вам Духа и совершающий между вами чудеса через дела ли закона сие производит, или через наставление в вере?
6 Так Авраам поверил Богу, и это вменилось ему в праведность.
7 Познайте же, что верующие суть сыны Авраама.
Апостол Павел обращается с посланием к Галатам в связи с тем, что вскоре после его отъезда из Галатии — а это область в центральной Анатолии, территории нынешней Турции — как они быстро капитулировали перед иудействующими проповедниками, которые утверждали прямо противоположное Павлу: верить во Христа недостаточно, необходимо также обрезание и вообще соблюдение иудейских религиозных предписаний. Неудивительно, что, узнав об этом, апостола охватывает искреннее возмущение — не потому, что ходят всякие еретики, а именно потому, что галаты очень быстро и легко переметнулись на противоположную сторону.
Вот мы и подошли к слову, с которого начали сегодняшний комментарий — в греческом это слово звучит так: «ὦ ἀνόητοι Γαλάται τίς ὑμᾶς ἐβάσκανεν οἷς κατ᾿ ὀφθαλμοὺς Ἰησοῦς Χριστὸς προεγράφη ἐσταυρωμένος (Γαλ.3:1)» Здесь каждое слово заслуживает тщательного разбора. ἀνόητοι — утратившие разумение, или «съехавшие с катушек», «объюродившие» — но в контексте самой тональности послания это кажущееся оскорбительным слово всё же звучит иначе, не как оскорбительное «ну и дурак же ты!» — а как «ну ты и дурень!» Чувствуете разницу?
Дальше — ещё интереснее. Великолепная игра слов и смыслов. Русский перевод эту игру не передаёт: «кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый?». «Прельстил» — глагол βασκαίνω — околдовывать, «сглазить», обольщать. Причём именно «сглаз» — наиболее точно передаёт смысл. Что? Апостол допускает возможность сглаза? Одним словом, полное фиаско. Но — не будем торопиться.
Сглаз или очарование — одно из наиболее понятных для простых людей представление о силе магического воздействия, волшебном мороке, в который может погрузить другого человека колдун своими действиями. Сегодня бы мы сказали, это нахождение в состоянии изменённого сознания, когда сам человек уже не вполне как бы понимает, что он делает: он сбит с толку, эмоционально перегружен, интеллектуально запутан, и его «внутренний процессор» перегревается и хочет только одного — остыть. Чтобы человек не вышел из этого состояния, необходимо как бы «подвесить перед глазами» какую-то очень заманчивую, маячащую идею, или образ, или мечту — устремляясь к которой человек и не сможет выйти из этого морока.
И смотрите, что дальше говорит апостол. «Кто же, и главное — чем — вас смогли так заморочить, когда перед вами — явный, выразительный, пронзительный образ Распятого Спасителя? Настолько живо воспринятый вами — что словно бы и распят он был прямо здесь?» Как можно было оторвать взор своей души от Него — и увлечься... чем? Замшелой ветхозаветной казуистикой, совершенно чуждой и даже противной вам самим? Ну, ребята, вы и дурни!.. совсем не туда смотрите!
Вот к какому выводу подталкивает нас весь этот эпизод: иметь в своём внутреннем мире определённые «якоря», зацепки, которые были бы достаточно сильно эмоционально окрашены, чтобы, когда нас начинает бросать из стороны в сторону, мы могли бы за них крепко ухватиться, особенно если нас кто-то пытается сбить с толку!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Жизнь как дар от Бога». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о жизни, как удивительном даре от Бога и как достойно распорядиться этим даром.
Этой программой мы открываем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный — человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Все выпуски программы Светлый вечер
«Союз русских женщин». Каролина Коваль, Анна Садриева

У нас в студии были президент фонда Императора Николая II Анна Садриева и историк, председатель Союза русских женщин Каролина Коваль.
Разговор шел об основанном императрицей Александрой Фёдоровной Союзе русских женщин, как эта организация занималась благотворительностью и содействием развитию ремёсел и как сегодня возрождаются эти традиции.
Все выпуски программы Светлый вечер