— Барин! Семён Сергеич! Барин! С какой стати вы в этом кабаке прохлаждаетесь? Да нешто вам тут место?
— Барин наш. Семён Сергеич. Видал, каков?
— Вон, лошадь во дворе стоит. Это он мне деньги на лошадь дал. Ха-ха!
В ночь на Рождество разыгралась метель. Несколько путников завернули на придорожный постоялый двор, чтобы переждать непогоду. Молодой человек в лёгком, не по сезону, пальто. Ямщик, признавший в нём своего бывшего барина. Молодая барышня по фамилии Иловайская, чей экипаж из-за пурги сбился с дороги. Двое рабочих — русский и татарин. Разорившийся помещик Лихарев и его маленькая дочь. Персонажей из разных произведений Антона Павловича Чехова собрал под одной крышей режиссёр Артур Войтецкий в своей картине «Рассказы о любви». Фрагмент из неё мы с вами сейчас услышали. На экраны лента вышла в 1980 году. Это экранизация сразу трёх чеховских рассказов — «На пути», «В ссылке» и «Осенью». Режиссёру удалось органично переплести их друг с другом, объединить одной общей идеей. И получилось удивительно цельное кинематографическое полотно. Которое повествует нам о самой большой, по Евангелию, человеческой добродетели — любви.
Хотел бы заметить, что Артур Войтецкий в своих картинах не раз обращался к творчеству Чехова, которого называл своим любимым писателем. Режиссёр восхищался тонким чеховским психологизмом. Старался выразить на экране духовную глубину его персонажей, их зачастую противоречивый, но в большинстве случаев светлый внутренний мир. Показать жизнь человеческой души. Это Войтецкому замечательно удавалось. Известный советский писатель и публицист Олесь Гончар однажды сказал о режиссёре: «Он улавливает энергию написанного слова и оживляет его».
Действительно, в картине «Рассказы о любви», прежде всего, замечательно передана атмосфера чеховских произведений. Действие, в основном, построено на диалогах. Но смотреть — и слушать! — невероятно интересно. В избе постоялого двора, за окнами которого завывает метель, герои, по воле Божьей оказавшиеся под одной крышей, просто общаются. Делятся своими печалями и радостями. Искренне, будто знают друг друга всю жизнь. Хотя видятся впервые и через несколько часов попрощаются навсегда. Они становятся почти родными. Настолько, что в одном из эпизодов помещик Лихарев в беседе с барышней Иловайской по-настоящему раскаивается в прежних поступках.
— Я жил, жил... Но в чаду не чувствовал самого процесса жизни. Вы не поверите, я не помню ни одной весны. Не замечал, как меня любила жена, как росли мои дети.
— Вспоминаю, как часто в своих увлечениях я был нелеп, далёк от правды, жесток, несправедлив, опасен. Опасен. Как часто я всей душой ненавидел и презирал тех, кого следовало бы любить.
Именно любовь объединяет персонажей фильма Артура Войтецкого. Её поиски. Её утрата. Тоска по ней. Готовность ради любви на жертвы. Работник-татарин скучает по жене, которая осталась дома. И признаётся товарищу, что готов принять какие угодно муки за одну только возможность увидеть её — хоть на единственный час. Своя особенная история есть у каждого из героев. И мы обязательно все их узнаем, если посмотрим картину «Рассказы о любви».
Это неспешный, я бы даже сказал, завораживающий фильм. Вслушиваешься в звучание голоса героев, всматриваешься в их лица. И улавливаешь едва заметные на первый взгляд движения их душ. В этом, безусловно, зрителю помогает тонкая и живая работа актёров. В картине снялись Армен Джигарханян, Анна Каменкова, Валерий Носик и другие известные артисты. «Рассказы о любви» заставляют размышлять. И помогают понять, что в душе каждого из нас живёт любовь.
Бзоба. Вербное воскресенье в Грузии
Грузия — страна, принявшая христианство в глубокой древности. Первые христиане появились в Иверии, древней Грузии, еще в первом веке. В четвертом веке стараниями святой Нины христианство стало государственной религией.
Грузинская Церковь имеет множество древних и самобытных традиций. Некоторые из них существуют с древних времен, некоторые — возникли относительно недавно, но также полюбились православным грузинам и прочно вошли в церковную жизнь. Ярким примером гармоничного сосуществования древних и новых церковных традиций в Грузии является праздник Входа Господня в Иерусалим или Вербное воскресение.
В Грузинской Церкви Вербное воскресение именуется бзоба. Такое название возникло благодаря определенному виду растения. Если в России в день Входа Господня в Иерусалим принято приходить в храм с веточкой вербы, то грузины приносят с собой бзу или иначе колхидский самшит. Колхидский самшит — это вечнозеленое растение, кустарник с плотными овальными листьями. Самшит иначе именуется кавказской пальмой. Во время Входа в Иерусалим люди встречали Христа с пальмовыми ветвями в руках. В России пальма не растет, ее заменила верба. Православные грузины приносят на праздник с собой в храм свой вид пальмы — самшит.
Недавно данная традиция оказалась на грани исчезновения. Колхидский самшит из-за климатических изменений, а также активизации паразита «Самшитовой огнёвки» стал исчезать и был занесен в красную книгу растений. Патриарх-Католикос Грузии Илия 2-ой, узнав об этом, благословил приносить в храм на праздник Бзоба ветви самшита только тем грузинам, которые посадили куст самшита рядом с домом. Тому же, кто этого сделать не успел, ветку самшита дают непосредственно в храме во время праздничного богослужения. Накануне службы храмовые работники бережно срезают ветви самшита в специальных питомниках и делают это с разрешения экологов.
Обычно в день Бзобы рядом с большими храмами и монастырями проходят ярмарки саженцев бзы — самшита. Каждый желающий может купить саженец и посадить его рядом с домом, тем самым не дав знаменитому растению окончательно исчезнуть. Таким образом, в Грузии сегодня стремятся сохранить древнюю церковную традицию и улучшить состояние природной среды.
Еще одна традиция Бзобы связана с историей грузинского языка. Накануне Вербного воскресенья празднуется Лазарева суббота, день, когда Православная Церковь вспоминает чудо воскрешения Лазаря, друга Иисуса Христа. По благословению Патриарха-Католикоса Илии 2-го с 1985 года Лазарева суббота считается днем грузинского языка. По словам Патриарха Илии, грузинский язык много раз оказывался на грани исчезновения, но всегда возрождался, воскресал подобно Лазарю и по милости Божией продолжает существовать.
Все выпуски программы Вселенная православия
Послание к Филиппийцам святого апостола Павла
Флп., 247 зач., IV, 4-9.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Как научиться радоваться этой жизни? Что необходимо сделать, чтобы ощущение счастья всегда наполняло наше сердце? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 4-й главы послания апостола Павла к Филипийцам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 4.
4 Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь.
5 Кротость ваша да будет известна всем человекам. Господь близко.
6 Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом,
7 и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе.
8 Наконец, братия мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте.
9 Чему вы научились, что приняли и слышали и видели во мне, то исполняйте, и Бог мира будет с вами.
Отрывок, который только что прозвучал, написан апостол Павлом во время заточения. Учитывая это, слова, которыми начинается отрывок, очень примечательны. Обращаясь к христианам города Филиппы, Павел призывает их радоваться.
Радость, о которой говорит апостол, не имеет ничего общего с теми состояниями, которые мы привыкли обозначать этим словом. Это не сентиментальные переживания, не эмоциональное возбуждение, не чувственный восторг. Сам апостол определяет эту радость как «мир Божий, который превыше всякого ума». Иными словами, это Божественная благодать, которая соединяет наше сердце с Богом, даёт нашей душе мир, покой и безмятежность. Это состояние, источник которого коренится намного глубже наших эмоций и мыслей. Парадоксальным образом, человек может быть носителем этой радости, хотя внешне испытывать физический дискомфорт и даже душевные терзания.
И сам апостол является живым свидетельством того, что это не пустые слова. На личном опыте он переживает то, к чему призывает. Ведь посмотрите, Павел находится в римской тюрьме в ожидании решения его участи императором. Обстоятельства весьма стеснённые и скорбные. Под угрозой сама жизнь апостола. Ведь, возможно, приговор будет смертным. Как простому человеку Павлу, безусловно, страшно. Он испытывает телесные и душевные муки. Однако у него хватает сил воспринимать всё происходящее вокруг с миром. В нём нет сопротивления и борьбы. Он не грозит своим обидчикам небесными карами, не проклинает их, не требует справедливости, никому ничего не доказывает, не оправдывается. Он видит во всех этих событиях руку Божию. Ведь ни один волос не упадёт с головы тех, кто служит Христу, случайно. Так Господь говорит в Своём Евангелии.
Как же Павел достиг такого состояния? Как нам получить эту силу? Опять же приглядимся к образу апостола. Всё, о чём он думает, — как бы хоть чем-то послужить своим ближним. Он весь сосредоточен на исполнении Евангельской заповеди Христа. Заповеди о жертвенном служении. Остальное его интересует лишь постольку-поскольку. Поэтому он и призывает своих адресатов: «Не заботьтесь ни о чём». То есть не думайте, что то, к чему вы стремитесь в своей жизни, наполнит вас и принесёт вам подлинную радость. Все вещи преходящи. Сегодня они дарят нам эмоциональное возбуждение, а завтра ввергают в пучину уныния и депрессии. А потому не зацикливайтесь ни на людях, ни на вещах, ни на эмоциях. Не вовлекайтесь в них. Не посвящайте этому всю свою жизнь. Ваше внимание должно быть всецело сосредоточено на Христе, на поиске Его воли, на исполнении Его заповедей. Поэтому апостол Павел и говорит: «Кротость ваша да будет известна всем человекам». Вот тогда Господь наполнит ваше сердце благодатью, откроет в нём источник подлинной радости. Эта радость не вероломна. Она не оставит и не предаст. И тем более никто и никогда не сможет у нас её отнять.