
«Рассказы о Любви», студия Киевская киностудия им. А. П. Довженко, режиссёр Артур Войтецкий
— Барин! Семён Сергеич! Барин! С какой стати вы в этом кабаке прохлаждаетесь? Да нешто вам тут место?
— Барин наш. Семён Сергеич. Видал, каков?
— Вон, лошадь во дворе стоит. Это он мне деньги на лошадь дал. Ха-ха!
В ночь на Рождество разыгралась метель. Несколько путников завернули на придорожный постоялый двор, чтобы переждать непогоду. Молодой человек в лёгком, не по сезону, пальто. Ямщик, признавший в нём своего бывшего барина. Молодая барышня по фамилии Иловайская, чей экипаж из-за пурги сбился с дороги. Двое рабочих — русский и татарин. Разорившийся помещик Лихарев и его маленькая дочь. Персонажей из разных произведений Антона Павловича Чехова собрал под одной крышей режиссёр Артур Войтецкий в своей картине «Рассказы о любви». Фрагмент из неё мы с вами сейчас услышали. На экраны лента вышла в 1980 году. Это экранизация сразу трёх чеховских рассказов — «На пути», «В ссылке» и «Осенью». Режиссёру удалось органично переплести их друг с другом, объединить одной общей идеей. И получилось удивительно цельное кинематографическое полотно. Которое повествует нам о самой большой, по Евангелию, человеческой добродетели — любви.
Хотел бы заметить, что Артур Войтецкий в своих картинах не раз обращался к творчеству Чехова, которого называл своим любимым писателем. Режиссёр восхищался тонким чеховским психологизмом. Старался выразить на экране духовную глубину его персонажей, их зачастую противоречивый, но в большинстве случаев светлый внутренний мир. Показать жизнь человеческой души. Это Войтецкому замечательно удавалось. Известный советский писатель и публицист Олесь Гончар однажды сказал о режиссёре: «Он улавливает энергию написанного слова и оживляет его».
Действительно, в картине «Рассказы о любви», прежде всего, замечательно передана атмосфера чеховских произведений. Действие, в основном, построено на диалогах. Но смотреть — и слушать! — невероятно интересно. В избе постоялого двора, за окнами которого завывает метель, герои, по воле Божьей оказавшиеся под одной крышей, просто общаются. Делятся своими печалями и радостями. Искренне, будто знают друг друга всю жизнь. Хотя видятся впервые и через несколько часов попрощаются навсегда. Они становятся почти родными. Настолько, что в одном из эпизодов помещик Лихарев в беседе с барышней Иловайской по-настоящему раскаивается в прежних поступках.
— Я жил, жил... Но в чаду не чувствовал самого процесса жизни. Вы не поверите, я не помню ни одной весны. Не замечал, как меня любила жена, как росли мои дети.
— Вспоминаю, как часто в своих увлечениях я был нелеп, далёк от правды, жесток, несправедлив, опасен. Опасен. Как часто я всей душой ненавидел и презирал тех, кого следовало бы любить.
Именно любовь объединяет персонажей фильма Артура Войтецкого. Её поиски. Её утрата. Тоска по ней. Готовность ради любви на жертвы. Работник-татарин скучает по жене, которая осталась дома. И признаётся товарищу, что готов принять какие угодно муки за одну только возможность увидеть её — хоть на единственный час. Своя особенная история есть у каждого из героев. И мы обязательно все их узнаем, если посмотрим картину «Рассказы о любви».
Это неспешный, я бы даже сказал, завораживающий фильм. Вслушиваешься в звучание голоса героев, всматриваешься в их лица. И улавливаешь едва заметные на первый взгляд движения их душ. В этом, безусловно, зрителю помогает тонкая и живая работа актёров. В картине снялись Армен Джигарханян, Анна Каменкова, Валерий Носик и другие известные артисты. «Рассказы о любви» заставляют размышлять. И помогают понять, что в душе каждого из нас живёт любовь.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рим., 104 зач., X, 11 - XI, 2.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Одна из важных лично для апостола Павла тем — это тема спасения евреев. Павел не мог не переживать о своих собратьях, а потому, проповедуя язычникам, он не забывал и о евреях. Сегодня во время литургии в православных храмах звучит отрывок из 10-й и 11-й глав Послания апостола Павла к Римлянам. В этом отрывке затрагивается сразу несколько вопросов, однако давайте сосредоточим наше внимание на тех словах, которые касаются проповеди среди потомков праотца Иакова, ведь те препоны, которые мешали уверовать во Христа соплеменникам апостола Павла, зачастую мешают уверовать и людям, не имеющим никакого отношения к еврейскому народу.
Глава 10.
11 Ибо Писание говорит: всякий, верующий в Него, не постыдится.
12 Здесь нет различия между Иудеем и Еллином, потому что один Господь у всех, богатый для всех, призывающих Его.
13 Ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется.
14 Но как призывать Того, в Кого не уверовали? как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего?
15 И как проповедовать, если не будут посланы? как написано: как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое!
16 Но не все послушались благовествования. Ибо Исаия говорит: Господи! кто поверил слышанному от нас?
17 Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия.
18 Но спрашиваю: разве они не слышали? Напротив, по всей земле прошел голос их, и до пределов вселенной слова их.
19 Еще спрашиваю: разве Израиль не знал? Но первый Моисей говорит: Я возбужу в вас ревность не народом, раздражу вас народом несмысленным.
20 А Исаия смело говорит: Меня нашли не искавшие Меня; Я открылся не вопрошавшим о Мне.
21 Об Израиле же говорит: целый день Я простирал руки Мои к народу непослушному и упорному.
Глава 11.
1 Итак, спрашиваю: неужели Бог отверг народ Свой? Никак. Ибо и я Израильтянин, от семени Авраамова, из колена Вениаминова.
2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря
Чувство национальной исключительности — это то, с чем человечество живёт, пожалуй, всю свою историю. Так, ещё в описании переселения праотца Иакова и его потомства в Египет мы находим библейское замечание, которое говорит, что египтяне воспринимают как мерзость пастухов, а потому Иакова селят отдельно от прочих египтян, ведь израильтяне были народом пастухов (см. Быт. 46:34). Подобных по своей сути мест в Библии — масса, Новый Завет не является исключением, ведь и Сам Христос в беседе с финикийской женщиной тоже намекает на национальную исключительность евреев (см. Мк. 7:25–29). Любой народ имеет свои уникальные черты, а потому у любого народа есть причины для гордости, но, как мы понимаем, израильский народ здесь стоит особняком: ведь к нему Бог обращался напрямую, только его Бог называл Своим любимым чадом, и только этот народ некоторый период своей жизни жил под управлением Бога.
Тесные отношения Бога с израильтянами продолжались столетиями, и вполне естественно, что за это время мысль об особенном пути своего народа стала частью национальной идентичности евреев. Однако вот в чём проблема: как и любая иная гордыня, чувство национальной исключительности способно ослепить людей, оно способно сделать народ нечувствительным к проявлениям воли Божией. Именно это, как мы знаем, произошло с израильским народом: уверовать во Христа им помешала гордыня. Конечно, она, как и всякий иной порок, развивалась постепенно, и это развитие упомянул апостол Павел в прозвучавшем только что отрывке Послания к Римлянам: апостол сослался на двух великих людей прошлого — на Моисея и на Исайю — каждый из которых в своё время говорил о некотором особенном упорстве потомков Иакова, и это упорство нельзя объяснить ничем иным, кроме гордыни.
Впрочем, апостол Павел, несмотря на все свои переживания, не терял оптимизма, он верил, что Бог остался верен Своим обетованиям, а потому Он не отверг Свой народ, апостол верил, что точно так же, как Бог воззвал еврейский народ из небытия, так Бог может и обратить его к покаянию, к обращению ко Христу и спасению.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Фонд «Хранители детства» помогает подросткам сделать осознанный выбор профессии и пройти стажировки

Фонд «Хранители детства» более 10 лет поддерживает молодых людей из уязвимых групп: сирот, ребят с инвалидностью, подростков из приёмных, опекунских и кризисных семей. Фонд помогает им осознанно подойти к выбору будущей профессии, получить необходимые знания и первый трудовой опыт под руководством наставников.
Максиму 16 лет, родителей у него нет. Молодой человек живёт и обучается в подмосковном Православном центре образования имени Преподобного Сергия Радонежского.
В прошлом году при участии фонда «Хранители детства» парень прошёл тестирование на профориентацию, а затем обучение и стажировку в Музее архитектуры в миниатюре. Он посвящён православным достопримечательностям Золотого кольца России. Максим участвовал в организации экскурсий и сам побывал в роли экскурсовода. За три недели наставники, подготовленные фондом, помогли ему раскрыть творческий потенциал, выявить профессиональные качества и определиться, куда двигаться дальше.
Фонд «Хранители детства» работает в 20 регионах России. Он знакомит молодёжь с современными, востребованными профессиями и устраивает на стажировки в различные партнёрские организации. Благодаря этому ребята из детских домов, приёмных, опекунских и кризисных семей, а также подростки с инвалидностью обретают уверенность, самостоятельность и могут попробовать себя в профессии.
Поучаствовать в проекте фонда «Хранители детства» можете и вы. Например, в качестве наставника рассказать ребятам о своей профессии, либо организовать для них стажировку. Подробнее об участии делами тут.
Кроме того, есть возможность поддержать проект и его подопечных финансово на сайте фонда «Хранители детства».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«ГИМ и Новодевичий монастырь». Марина Чистякова

У нас в студии была заместитель генерального директора Государственного исторического музея Марина Чистякова.
Разговор шел об истории Новодевичьего монастыря в Москве, о взаимодействии монастыря и Исторического музея, а также о выставке, посвященной 500-летию Новодевичьей обители.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер