Вокруг Раифского Богородицкого монастыря, что стоит в тридцати километрах от Казани, привольно раскинулся Волжско-Камский природный заповедник. Тянутся к небу трехсотлетние сосны, удивляют паломников пихты, которых больше не встретишь нигде в Татарстане. Леса здесь и нынче стоят сплошной зеленой стеной, а уж в семнадцатом веке они и вовсе были непроходимыми.
Именно это и понравилось отшельнику Филарету, который поселился в лесной глуши, на берегу озера, которое позднее назовут Раифским. Это будет еще не скоро. Долгие годы проведет монах в полном уединении, прежде чем разнесется молва о его святости, и к маленькой келейке потянутся люди.
Постепенно отшельническая пустынька разрослась до большого общежительного монастыря. Новой обители дали имя в честь монахов, которые погибли в далеком Египте, в местечке Раифа, от рук язычников. А уж потом это название распространилось по округе – Раифскими стали лес, озеро, ближайший поселок.
В начале восемнадцатого века в монастыре одно за другим вырастают каменные здания. Среди них интересна крошечная Софийская церковка – в ней могут уместиться всего лишь семь человек, и высоченная – шестидесятиметровая надвратная колокольня. Зубчатые стены и башенки монастырской ограды образуют живописный кремль. Архитектурный ансамбль Раифской обители до сих пор остается одним из самых оригинальных в Среднем Поволжье.
После революции монастырь закрыли, на его территории разместилась колония для малолетних преступников. А в наши дни в обители, которая вновь открылась, монахи организовали приют для сирот. Двадцать мальчиков воспитываются здесь в отеческой любви и заботе. Благодаря братии эти дети, даст Бог, никогда не встанут на преступный путь. Уже больше десяти выпускников приюта учатся в Казанских вузах, а на каникулы непременно приезжают родную обитель.
Интересен также Раифский монастырь своими… лягушками! Некогда они будоражили округу громким кваканьем, и монахи взмолились: «Господи, пусть лягушки помолчат, не мешают сосредоточиться на молитве!». И в окрестных болотах и озерах наступила тишина. Лягушками водоемы буквально кишат, но квакушки, послушные Создателю, хранят молчание.
Ученые утверждали, что это миф, и пытались его развенчать – специально привозили в Раифу особенно голосистых жаб - но и те замолкали, едва приближались к монастырским стенам. А стоило их отвезти подальше от обители – вновь обнаруживали незаурядный голос. Такое вот необычное чудо!
12 декабря. О подвиге Святого Авива

Сегодня 12 декабря. День памяти священномученика Авива, епископа Некресского, жившего в шестом веке.
О его почитании — священник Стахий Колотвин.
13 преподобных ассирийских отцов, которые спустя два века после равноапостольной Нины, можно сказать, заново просветили Грузию, которая погрязла в суевериях, которая была под персидским владычеством, и насаждалось зороастрийство, и поэтому многие люди из страха отступили от Христа. Пришли, поселились в монастыре, в одном Зедазени, на горе, на высокой, а потом разошлись по разным уголкам Грузии. И вот на восток пошёл преподобный Авив Некресский.
Тем не менее, в отличие от большинства преподобных отцов ассирийских, он почитается не в лике преподобных. Почему? Потому что он был избран епископом. Это было время, когда Грузия — сильное государство, пусть и маленькое — в эпоху равноапостольной Нины была полностью покорена могущественной персидской державой, и поэтому, как вот новомученики и исповедники в XX веке, кто становился епископом в годы советских гонений, уже подписывали себе смертный приговор, так и три преподобных отца ассирийских стали епископами, но только один из них — Авив Некресский — стал мучеником, пострадал за Христа. И его тело за такой великий подвиг было абсолютно нетленным, что даже и звери, и птицы его не тронули. Его смогли предать погребению, но уже не в родном Некресском монастыре на кахетинских солнечных склонах, а в центральном грузинском монастыре Самтавро, где покоятся мощи первых православных грузинских царей Мариана и Наны.
Все выпуски программы Актуальная тема
12 декабря. О творчестве Владимира Шалинского

Сегодня 12 декабря. В этот день 100 лет назад родился композитор Владимир Шаинский.
О его творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Отказать в талантах Владимиру Шаинскому никак нельзя. Благодаря его оптимизму жизненному, юмору, умению с детьми говорить детским языком он достиг такой степени известности и популярности, которая современным песенникам и не снилась. «Крокодил Гена», «Чунга-Чанга», «Облака — белогривые лошадки», «Дождь пойдёт по улице», «Старуха Шапокляк», «Не плачь, девчонка», «Птицы счастья завтрашнего дня», «Уголок России», «Отчий дом» — эти произведения исполнялись миллионами, слушали — десятками миллионов, и все они родились в сердце человека, который никогда не унывал и стремился видеть светлую сторону жизни, не склонен был к депрессии, к негативу. «Именно по плодам познаётся всякое древо», — говорит Спаситель. Возможно, Владимир Шаинский был человеком далеким от Церкви, но и поныне дети всех наций, званий, состояния, а значит, и крещёные детки влюблёнными глазами смотрят, как по лужам шагает Крокодил Гена, как Чебурашка распевает добрые песенки, и мы с вами не можем не отдать дань песенникам той уже ушедшей культуры, которые много потрудились для созидания человеческой души, её веры в добро, взаимопомощь, товарищество, а значит, помогали человеку стать личностью.
Все выпуски программы Актуальная тема
12 декабря. О заповедях Божьих как основе гражданского закона
Сегодня 12 декабря. День Конституции Российской Федерации.
О заповедях Божьих как основе гражданского закона — протоиерей Михаил Самохин.
Наше Отечество получило представление о правовой системе из Византии вместе со Святой Православной Верой. И хотя «Русская правда» и соборные уложения средневековой Руси, конечно, не кодекс Юстиниана, смысл заложенных в них установлений также имеет в своей основе отсылку к заповедям Божиим как к основе всякого закона.
Сама идея человеческого достоинства основана на том, что человек сотворён по образу Божию, а право на жизнь и правосудие основаны ещё на Ветхозаветном, Моисеевом законе и других установлениях Священного Писания. Самое же главное христианское основание любого закона заключается в самой вере в то, что помимо земного суда есть Суд Божий, который невозможно оспорить, а решение которого сколь милостиво, столь и справедливо. Будем же помнить об этом и стараться реже нарушать законы, земные и небесные.
Все выпуски программы Актуальная тема











