Вокруг Раифского Богородицкого монастыря, что стоит в тридцати километрах от Казани, привольно раскинулся Волжско-Камский природный заповедник. Тянутся к небу трехсотлетние сосны, удивляют паломников пихты, которых больше не встретишь нигде в Татарстане. Леса здесь и нынче стоят сплошной зеленой стеной, а уж в семнадцатом веке они и вовсе были непроходимыми.
Именно это и понравилось отшельнику Филарету, который поселился в лесной глуши, на берегу озера, которое позднее назовут Раифским. Это будет еще не скоро. Долгие годы проведет монах в полном уединении, прежде чем разнесется молва о его святости, и к маленькой келейке потянутся люди.
Постепенно отшельническая пустынька разрослась до большого общежительного монастыря. Новой обители дали имя в честь монахов, которые погибли в далеком Египте, в местечке Раифа, от рук язычников. А уж потом это название распространилось по округе – Раифскими стали лес, озеро, ближайший поселок.
В начале восемнадцатого века в монастыре одно за другим вырастают каменные здания. Среди них интересна крошечная Софийская церковка – в ней могут уместиться всего лишь семь человек, и высоченная – шестидесятиметровая надвратная колокольня. Зубчатые стены и башенки монастырской ограды образуют живописный кремль. Архитектурный ансамбль Раифской обители до сих пор остается одним из самых оригинальных в Среднем Поволжье.
После революции монастырь закрыли, на его территории разместилась колония для малолетних преступников. А в наши дни в обители, которая вновь открылась, монахи организовали приют для сирот. Двадцать мальчиков воспитываются здесь в отеческой любви и заботе. Благодаря братии эти дети, даст Бог, никогда не встанут на преступный путь. Уже больше десяти выпускников приюта учатся в Казанских вузах, а на каникулы непременно приезжают родную обитель.
Интересен также Раифский монастырь своими… лягушками! Некогда они будоражили округу громким кваканьем, и монахи взмолились: «Господи, пусть лягушки помолчат, не мешают сосредоточиться на молитве!». И в окрестных болотах и озерах наступила тишина. Лягушками водоемы буквально кишат, но квакушки, послушные Создателю, хранят молчание.
Ученые утверждали, что это миф, и пытались его развенчать – специально привозили в Раифу особенно голосистых жаб - но и те замолкали, едва приближались к монастырским стенам. А стоило их отвезти подальше от обители – вновь обнаруживали незаурядный голос. Такое вот необычное чудо!
12 июля. О личной ответственности человека на пути следования за Господом

В 21-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа об апостоле Иоанне, сказанные Петру: «Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он прибыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною».
О личной ответственности человека на пути следования за Господом — протоиерей Игорь Фиялновский.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О личности и почитании Паисия Святогорца

Сегодня 12 июля. День памяти Преподобного Паисия Святогорца, отошедшего ко Господу в 1994 году.
О его личности и почитании — священник Августин Соколовски.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла

Сегодня 12 июля. Церковь празднует память Славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла.
О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла — протоиерей Максим Первозванский.
И книга «Деяния святых апостолов», и послания апостола Павла говорят нам о том, что были между ними разномыслия по вопросу приёма язычников в церковь. И это хорошо, это правильно, потому что сам апостол Павел напишет, что должно быть между вами разномыслие, дабы открылись искусные.
Ведь действительно, представьте себе, какого масштаба проблема стояла перед церковью. Есть христиане из иудеев, люди с рождения, воспитанные в законе Моисеевом, и это закрытая, на самом деле, общность, объединённая кровью и законом. И есть самые разные люди, не принадлежащие к Израилю, которые тоже становятся христианами, которые уверуют в Господа нашего Иисуса Христа. И как их принимать в церковь? Требовать ли от них соблюдение закона Моисеева?
Как быть христианином из иудеев? Ведь сказанное им в законе Моисеевом прямо написано, что не должно им общаться с язычниками. И мы видим, что в послании апостола Павла к Галатам написано, что Пётр ел вместе с христианами из язычников, а когда пришли некоторые от Иакова, стал уклоняться, потому что в глазах правоверного иудея, даже ставшего христианином, есть вместе с язычником — это вещь недопустимая.
И мы видим, как колебались апостолы, что для этого пришлось специально созвать Первый апостольский собор. Больше того, были даже разделены сферы влияния, и Пётр остался первоверховным проповедующим среди иудеев, а Павла, по сути дела, назначили, если можно так сказать, первоверховным и главным отвечающим за проповедь среди язычников.
Поэтому мы видим, как Господь управляет каждым, давая дело и миссию по силе. Это дар Духа, который каждый из нас должен реализовать, как данный от Господа талант.
Все выпуски программы Актуальная тема