Наша шумная городская жизнь состоит ко всему прочему из сложных и не всегда понятных человеческих отношений. Мы любим, влюбляемся, терпим, прощаем, ревнуем, добиваемся, уходим, обижаемся, стараемся вернуть. Психологи предупреждают нас о том, чтобы наши отношения — с любимыми, родственниками, супругами, детьми, друзьями — не заслоняли от нас так называемую нашу собственную жизнь. Чтобы мы сохраняли достоинство и независимость при расставании и не теряли самих себя во взаимоотношениях. Любить без оглядки! — возражают романтики — это самое ценное, что мы имеем в этой бессердечной, суетливой жизни. Без оглядки на что? Наверное, имеется ввиду: на себя. Так сказать, отдавать и не требовать ничего взамен. В этой путанице понятий о любви без оглядки и сохранении самого себя в целостности есть один неучтенный момент. Очень часто, мы начинаем наше служение ближнему с усердием неразумного, или как говорят — «не по разуму». Мы говорим: Господи! Ты же говорил, что надо полюбить ближнего, и по этой любви как раз и узнают, что мы — Твои. Вот я и люблю сломя голову — своих детей, мужа, маму, подругу... Только почему иногда я чувствую, что отношения начинают крошиться и ломаться именно на том пике самоотдачи, на котором я вроде бы становлюсь совсем бескорыстным, совсем самозабвенным? Почему иногда любимому мужу, сыну, подруге становится тяжела ноша моей огромной любви? И как измерить тяжесть любви — чтобы была в самый раз?
Когда-то мы с друзьями решили в Тунисе проехаться по пустыне Сахаре, чтобы потом на ночь остановиться в той гостинице, где снимался культовый сериал «Звездные войны». Это была замечательная, запоминающаяся поездка. Мы посетили по дороге подземные жилища довольно туристических, но все же реальных бедуинов, и как же много впечатлений мы вынесли из нее — главным образом от безмолвных выжженых просторов, по которым ехали на двух внедорожниках, время от времени выходя, чтобы замереть и послушать тишину. Эта тишина была столь оглушительна, что мы к середине пути тоже примолкли. В пустыне темнело. Когда мы останавливались и выходили из машины, слышно было, как медленно-медленно пересыпается под легким ветерком песок, песчинка за песчинкой меняя очертания дюн. Вот именно в этом месте становится понятно значение слова «пустынники». Пустынники, молитвенники, превратившие свою жизнь в молитвенное безмолвие. Именно в этом одиноком просторе, идеальной тишине становится понятна самая главная для молитвы мысль. Между тобой и Богом — никого нет. Еще раз. Никого — между тобой. И Богом.
Ночь тиха. Пустыня внемлет Богу... Мы вернулись в город, к нашей обычной жизни, с той же круговертью человеческих взаимоотношений и отношений с Богом. Унося с собой эту очень тихую и очень наглядную картинку. В любых интерьерах, в любых городах и отдельно взятых домах, семьях, парах, компаниях. Самая простая мера любви — не ставить никого между собой и Богом. Просто потому, что между нами и Богом — никого нет. Все остальные ближние — рядом. Эта мысль настолько огромна, что предлагаю ее додумывать каждому самому, про себя и свои отношения. Я почему-то уверена, что и мне и вам это может очень и очень помочь — не только в отношениях с Богом, но и со своими любимыми. Уверена, что это и есть та мера любви, которая не будет окружающим в тягость.
«Еженедельный журнал» с Аллой Митрофановой. Выпуск 401
— Состояние богооставленности: зачем оно, как его пережить, и что об этом говорят святые отцы сирийской традиции?
— Потратить деньги на жертву Богу или раздать их нищим? — что об этом выборе сказано в Евангелии?
— Праздник для детей в онкоцентре Блохина: что можно сделать, чтобы порадовать их на Пасху?
— Символика традиционных пасхальных блюд: что важно знать, когда мы их готовим?
— Новый выпуск подкаста «Тет-а-тет» от журнала «Фома»: существуют ли добро и зло?
Шуйская Смоленская икона Божией Матери
В середине семнадцатого века в небольшом российском городке Шуя, в тридцати километрах к юго-востоку от Иваново, вспыхнула эпидемия чумы. Жители усердно молились Иисусу Христу и Богородице об избавлении от напасти. Прихожане городского храма Воскресения Господня дали Богу обет. Они сообща решили заказать список Смоленского образа Божией Матери и держать строгий пост до тех пор, пока идёт работа над иконой.
Выполнить заказ поручили потомственному мастеру Герасиму Иконникову. Он принялся за труд, молясь об успешном его завершении. Иконописец в первый же день нанёс на доску прорись – то есть контур будущего изображения. А на следующее утро с изумлением обнаружил, что Богомладенец на рисунке поменял положение ножек! Герасим поправил прорись, но спустя сутки увидел, что она изменилась вновь! Художник больше не дерзнул трогать иконописные контуры. Он принял случившееся как волю Божию и сохранил нерукотворные преобразования святого изображения. Так появилась новая разновидность древней Смоленской иконы – Шуйская Смоленская.
Святыню поместили в храме Воскресения, слева от Царских врат иконостаса. С этого момента эпидемия чумы стала отступать от Шуи и вскоре прекратилась. В последующие годы по молитвам перед Шуйским Смоленским образом совершилось более ста исцелений и прочих чудес. Все они были засвидетельствованы и послужили основанием для прославления иконы в 1667 году.
В начале восемнадцатого века поклониться Шуйской Смоленской иконе Богородицы приезжал царь Пётр Первый. В следующем столетии на богомолье в Шуе побывал наследник престола, будущий император Александр Второй. А простые паломники непрерывным потоком стекались в городок под Иваново.
Почитание чудотворного образа продолжалось и после революции 1917 года. В 1924-ом священник Воскресенского собора Александр Миловский составил особый текст богослужения перед Шуйской Смоленской иконой Богородицы. Эти молитвенные строки звучали под сводами храма, где хранилась святыня, до середины тридцатых годов двадцатого века. Затем церковь закрыли и благодатный образ исчез. Где он находится сейчас – неизвестно.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
Праведный протоиерей Алексий Мечёв умел любовью и лаской решать сложные конфликтные ситуации. Как-то в 1905 году в храм святителя Николая на Маросейке, где служил священник, во время богослужения пришла большая группа студентов. Отец Алексий был в алтаре и услышал громкие мужские голоса, плясовые напевы. Вошедшие вели себя развязано. Прихожане посоветовали батюшке выгнать их, но он только горячо молился. Один из студентов вошёл в алтарь с явным намерением спровоцировать скандал. Батюшка ласково встретил безумца, похвалил за желание начать день с молитвы о себе и своих родственниках. Юноша был сражён сердечным обращением священника. Агрессивный настрой пропал. После службы батюшка обратился к пришедшим с проповедью. Его слова так растрогали студентов, что многие раскаялись в своём бесчинном поведении. Так благодаря батюшке конфликт был решён мирным путём. Праведный протоиерей Алексий Мечёв всегда говорил своим духовным детям:
«Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога, теряют, значит, всё, а тебе Господь даёт случай спасти их, если сводит тебя с ними, а если так, значит, они ведут тебя к Богу, в рай, к блаженству, можно ли сердиться на них?»
Все выпуски программы Слова Святых
- «Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
- «Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
- «Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»