Наша шумная городская жизнь состоит ко всему прочему из сложных и не всегда понятных человеческих отношений. Мы любим, влюбляемся, терпим, прощаем, ревнуем, добиваемся, уходим, обижаемся, стараемся вернуть. Психологи предупреждают нас о том, чтобы наши отношения — с любимыми, родственниками, супругами, детьми, друзьями — не заслоняли от нас так называемую нашу собственную жизнь. Чтобы мы сохраняли достоинство и независимость при расставании и не теряли самих себя во взаимоотношениях. Любить без оглядки! — возражают романтики — это самое ценное, что мы имеем в этой бессердечной, суетливой жизни. Без оглядки на что? Наверное, имеется ввиду: на себя. Так сказать, отдавать и не требовать ничего взамен. В этой путанице понятий о любви без оглядки и сохранении самого себя в целостности есть один неучтенный момент. Очень часто, мы начинаем наше служение ближнему с усердием неразумного, или как говорят — «не по разуму». Мы говорим: Господи! Ты же говорил, что надо полюбить ближнего, и по этой любви как раз и узнают, что мы — Твои. Вот я и люблю сломя голову — своих детей, мужа, маму, подругу... Только почему иногда я чувствую, что отношения начинают крошиться и ломаться именно на том пике самоотдачи, на котором я вроде бы становлюсь совсем бескорыстным, совсем самозабвенным? Почему иногда любимому мужу, сыну, подруге становится тяжела ноша моей огромной любви? И как измерить тяжесть любви — чтобы была в самый раз?
Когда-то мы с друзьями решили в Тунисе проехаться по пустыне Сахаре, чтобы потом на ночь остановиться в той гостинице, где снимался культовый сериал «Звездные войны». Это была замечательная, запоминающаяся поездка. Мы посетили по дороге подземные жилища довольно туристических, но все же реальных бедуинов, и как же много впечатлений мы вынесли из нее — главным образом от безмолвных выжженых просторов, по которым ехали на двух внедорожниках, время от времени выходя, чтобы замереть и послушать тишину. Эта тишина была столь оглушительна, что мы к середине пути тоже примолкли. В пустыне темнело. Когда мы останавливались и выходили из машины, слышно было, как медленно-медленно пересыпается под легким ветерком песок, песчинка за песчинкой меняя очертания дюн. Вот именно в этом месте становится понятно значение слова «пустынники». Пустынники, молитвенники, превратившие свою жизнь в молитвенное безмолвие. Именно в этом одиноком просторе, идеальной тишине становится понятна самая главная для молитвы мысль. Между тобой и Богом — никого нет. Еще раз. Никого — между тобой. И Богом.
Ночь тиха. Пустыня внемлет Богу... Мы вернулись в город, к нашей обычной жизни, с той же круговертью человеческих взаимоотношений и отношений с Богом. Унося с собой эту очень тихую и очень наглядную картинку. В любых интерьерах, в любых городах и отдельно взятых домах, семьях, парах, компаниях. Самая простая мера любви — не ставить никого между собой и Богом. Просто потому, что между нами и Богом — никого нет. Все остальные ближние — рядом. Эта мысль настолько огромна, что предлагаю ее додумывать каждому самому, про себя и свои отношения. Я почему-то уверена, что и мне и вам это может очень и очень помочь — не только в отношениях с Богом, но и со своими любимыми. Уверена, что это и есть та мера любви, которая не будет окружающим в тягость.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 100 зач., IX, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами декан доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, который знакомится с основами духовной жизни, постепенно узнаёт, что в ней есть свои этапы, которые можно было бы назвать этапами возрастания во Христе. Но какой же этап можно было бы назвать высшим? Ответ, который может показаться парадоксальным, звучит в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
В истории спорта существует немало рассказов о благородных поступках спортсменов или их тренеров. Обычно благородство заключается в том, что люди либо помогают сопернику, либо даже отдают победу тому, кто в силу независящих от него причин проиграл, хотя по всем правилам должен был победить. Некоторые спортсмены не пользуются чужой бедой, отдавая победу тому, кто, по их мнению, победил бы при прочих равных. Несомненно, подобное поведение похвально и достойно всякого уважения. Но не знаю, бывали ли в истории ситуации, когда спортсмен в честном соревновании был бы готов отдать победу тому, кто не достоин и явно проиграл. Логика спорта в том, что побеждает сильнейший.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел выражает свою сердечную боль о братьях по плоти — иудеях. Жертвенность его позиции сложно переоценить, потому что фактически он выражает готовность быть отлучённым от Христа, то есть отказаться от спасения, если это жертва, его любовь поможет вернуть ко Господу тех, кто столетиями был Божьим народом, тех кто столетиями соблюдал завет, тех, кто столетиями ждал Мессию.
Можно отнестись к словам апостола Павла скептически. Кто из нас ради красного словца не говорил громких речей, кто не намеревался быть щедрым, жертвенным, любящим, но в итоге поступал иначе. Однако с большой уверенностью можно сказать, что для апостола Павла выраженная позиция — это позиция выстраданная и последовательная. Он был гоним от иудеев, и они многократно пытались его убить. Но если мы, например, посмотрим на его гимн любви из 13-й главы 1-го послания к Коринфянам, мы увидим, что готовность быть отлучённым от спасения ради братьев напрямую с ним соотносится, ведь любовь, по словам апостола, не только долготерпит, не только милосердствует, она всё покрывает и никогда не перестаёт.
Ещё интереснее, что именно такой жертвенный подход Павел ассоциирует с подходом самого Христа. Объясняя жертву Христову, апостол пишет, что мало кто из нас на самом деле был бы готов умереть за грешника. Может быть, за благодетеля кто-нибудь и согласился бы умереть, но не за того, кто этого не достоин. И тем поразительнее для него любовь Божия, ведь Христос умирает за нас тогда, когда мы были ещё грешниками. По сути, когда Павел говорит, что он готов духовно умереть за братьев по плоти, он выражает готовность поступить так же, как Христос поступил по отношению ко всему миру.
Конечно, позиция апостола Павла может быть названа дерзновенной. Но ведь именно он сам в разных посланиях призывает учеников «иметь ум Христов», или «иметь те же чувствования что и во Христе Иисусе», или «вырастать в меру возраста Христова». Иными словами, он в самых разных высказываниях подчёркивает, что в высших проявлениях христианской жизни, мы призваны вести себя, как Христос. Не просто быть моральными, не просто благочестивыми, но желающими блага и вразумления всем, даже тем, кто этого недостоин. Конечно, мы приходим к этому не сразу. Сам Павел в других посланиях говорил и жёсткие слова в адрес иудеев, но даже жёсткие слова не отменяли главного: его любви. И этой любви к тем, кто нам не нравится, кто, как кажется, её не достоин, нам следует у него поучиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О духовной пользе болезней и жизненных трудностей». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «О болезнях души и тела» говорили о духовной пользе посылаемых в нашу жизнь испытаний.
Разговор шел о значении слов апостола Павла «Когда я немощен, тогда силен», о том, для чего в нашу жизнь могут посылаться болезни и другие испытания, а также о том, как стоит относиться к тем, кого мы привыкли считать своими врагами и недоброжелателями.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Почему слова Христа не принимали?» Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном и о том, как они воспринимались слушающими и почему многие не принимали слов Христа и Его учения.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах;
Третья беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притчам о закваске и о горчичном зерне;
Четвертая беседа с протоиереем Андреем Юревичем была посвящена притчам о жемчужине, сокровище и неводе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер