
Как же важно найти в жизни прочную и незыблемую опору! И весьма заблуждаются те, кто думают, что подобной опорой могут стать деньги, власть, сила. История знает множество примеров того, как сегодняшние повелители мира завтра становились никем, оказавшись жертвой собственной гордости. Где же искать истинную опору бытия? Ответ нам даст псалом 77-й, что читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем его в сокращённом виде.
Псалом 77.
Учение Асафа.
1 Внимай, народ мой, закону моему, приклоните ухо ваше к словам уст моих.
2 Открою уста мои в притче и произнесу гадания из древности.
3 Что слышали мы и узнали, и отцы наши рассказали нам,
4не скроем от детей их, возвещая роду грядущему славу Господа, и силу Его, и чудеса Его, которые Он сотворил.
5 Он постановил устав в Иакове и положил закон в Израиле, который заповедал отцам нашим возвещать детям их,
6 чтобы знал грядущий род, дети, которые родятся, и чтобы они в своё время возвещали своим детям, —
7 возлагать надежду свою на Бога и не забывать дел Божиих, и хранить заповеди Его,
8 и не быть подобными отцам их, роду упорному и мятежному, неустроенному сердцем и неверному Богу духом своим.
9Сыны Ефремовы, вооружённые, стреляющие из луков, обратились назад в день брани:
10 они не сохранили завета Божия и отреклись ходить в законе Его;
11 забыли дела Его и чудеса, которые Он явил им.
12 Он пред глазами отцов их сотворил чудеса в земле Египетской, на поле Цоан:
13 разделил море, и провёл их чрез него, и поставил воды стеною;
14 и днём вёл их облаком, а во всю ночь светом огня;
15 рассёк камень в пустыне и напоил их, как из великой бездны;
16 из скалы извёл потоки, и воды потекли, как реки.
17 Но они продолжали грешить пред Ним и раздражать Всевышнего в пустыне:
18 искушали Бога в сердце своём, требуя пищи по душе своей,
19 и говорили против Бога и сказали: «может ли Бог приготовить трапезу в пустыне?»
20 Вот, Он ударил в камень, и потекли воды, и полились ручьи. «Может ли Он дать и хлеб, может ли приготовлять мясо народу Своему?»
21 Господь услышал и воспламенился гневом, и огонь возгорелся на Иакова, и гнев подвигнулся на Израиля
22 за то, что не веровали в Бога и не уповали на спасение Его.
23 Он повелел облакам свыше и отверз двери неба,
24 и одождил на них манну в пищу, и хлеб небесный дал им.
25 Хлеб ангельский ел человек; послал Он им пищу до сытости.
26 Он возбудил на небе восточный ветер и навёл южный силою Своею
27 и, как пыль, одождил на них мясо и, как песок морской, птиц пернатых:
28 поверг их среди стана их, около жилищ их, —
29 и они ели и пресытились; и желаемое ими дал им.
30 Но ещё не прошла прихоть их, ещё пища была в устах их,
31 гнев Божий пришёл на них, убил тучных их и юношей Израилевых низложил.
32 При всём этом они продолжали грешить и не верили чудесам Его.
33 И погубил дни их в суете и лета их в смятении.
34 Когда Он убивал их, они искали Его и обращались, и с раннего утра прибегали к Богу,
35 и вспоминали, что Бог — их прибежище, и Бог Всевышний — Избавитель их,
36 и льстили Ему устами своими и языком своим лгали пред Ним;
37 сердце же их было неправо пред Ним, и они не были верны завету Его.
38 Но Он, Милостивый, прощал грех и не истреблял их, многократно отвращал гнев Свой и не возбуждал всей ярости Своей:
39 Он помнил, что они плоть, дыхание, которое уходит и не возвращается.
40 Сколько раз они раздражали Его в пустыне и прогневляли Его в стране необитаемой!
41 и снова искушали Бога и оскорбляли Святого Израилева,
42 не помнили руки Его, дня, когда Он избавил их от угнетения,
43 когда сотворил в Египте знамения Свои и чудеса Свои на поле Цоан;
44 и превратил реки их и потоки их в кровь, чтобы они не могли пить;
45 послал на них насекомых, чтобы жалили их, и жаб, чтобы губили их;
46 земные произрастения их отдал гусенице и труд их — саранче;
47 виноград их побил градом и сикоморы их — льдом;
48 скот их предал граду и стада их — молниям;
49 послал на них пламень гнева Своего, и негодование, и ярость, и бедствие, посольство злых ангелов;
50 уравнял стезю гневу Своему, не охранял души их от смерти, и скот их предал моровой язве;
51 поразил всякого первенца в Египте, начатки сил в шатрах Хамовых;
52 и повёл народ Свой, как овец, и вёл их, как стадо, пустынею;
53 вёл их безопасно, и они не страшились, а врагов их покрыло море;
54 и привёл их в область святую Свою, на гору сию, которую стяжала десница Его;
55 прогнал от лица их народы и землю их разделил в наследие им, и колена Израилевы поселил в шатрах их.
56 Но они ещё искушали и огорчали Бога Всевышнего, и уставов Его не сохраняли;
57 отступали и изменяли, как отцы их, обращались назад, как неверный лук;
58 огорчали Его высотами своими и истуканами своими возбуждали ревность Его.
59 Услышал Бог и воспламенился гневом и сильно вознегодовал на Израиля;
60 отринул жилище в Силоме, скинию, в которой обитал Он между человеками;
61 и отдал в плен крепость Свою и славу Свою в руки врага,
62 и предал мечу народ Свой и прогневался на наследие Своё.
63 Юношей его поедал огонь, и девицам его не пели брачных песен;
64 священники его падали от меча, и вдовы его не плакали.
65 Но, как бы от сна, воспрянул Господь, как бы исполин, побеждённый вином,
66 и поразил врагов его в тыл, вечному сраму предал их;
67 и отверг шатёр Иосифов и колена Ефремова не избрал,
68 а избрал колено Иудино, гору Сион, которую возлюбил.
69 И устроил, как небо, святилище Своё и, как землю, утвердил его навек,
70 и избрал Давида, раба Своего, и взял его от дворов овчих
71 и от доящих привёл его пасти народ Свой, Иакова, и наследие Своё, Израиля.
72 И он пас их в чистоте сердца своего и руками мудрыми водил их.
Псалом 77-й был написан во времена царя Давида, но не самим Давидом, а его современником Асафом, имевшем репутацию мудрого и богобоязненного человека. Мнение Асафа имело большое значение для окружавшего его общества. И слова мудреца воспринимались как, по сути, проявление воли Божией. Асаф видел в царе Давиде избранника Господня, помогал молодому правителю принимать верные решения, не выискивая никакой для себя меркантильной выгоды. Поводом для написания псалма 77-го оказалось недовольство потомков Ефрема — внука патриарха Иакова. Древний Израиль представлял собой федерацию 12 колен-родов. И ефремляне, одно из колен, отличалось физической силой, сплочённостью и самоуверенностью. Но вот неожиданность. Царская власть досталась Давиду, представителю небольшого и невлиятельного рода Иуды. Не евангельского Искариота, а другого — ветхозаветного. Конечно, началось возмущение, которое стало ещё больше, когда выяснилось, что главная святыня — ковчег Завета — будет находиться в Иерусалиме, городе Давида, а не у ефремлян. Возникла угроза гражданской войны.
Старец Асаф взял на себя заботу успокоить бунтовщиков, а заодно объяснить современникам, а через них и нам — что значит жить по воле Божией? И оказывается, что только тот может претендовать на успешное управление чем-либо, чьи помыслы чисты, чей ум занят не поиском блага исключительно для себя, а тем, чтобы сделать жизнь людей лучше. Лучше не только в материальном плане, но и в нравственном. Правитель от Бога сам живёт по заповедям и других деятельно призывает поступать так же. Таким правителем и был Давид. А вот Ефрем и его наследники не оправдали возложенных на них надежд. Они настолько были очарованы своей силой, что забыли про Бога, этой силой их наделившего. Потому и произошло то, что произошло. Или, как читаем в псалме: «Господь отверг шатёр Иосифов и колена Ефремова не избрал, а избрал колено Иудино, гору Сион, которую возлюбил. И устроил, как небо, святилище Своё и, как землю, утвердил его навек, и избрал Давида, раба Своего». Избрал для чего? Асаф прямо пишет — не для того, чтобы Давид упивался властью, а чтобы он служил правде Божией. Или, как указано в псалме: «чтобы он пас овец Израиля (то есть ветхозаветных евреев) в чистоте сердца своего и руками мудрыми водил их». Царство Давида не было большим и могущественным, но никто на него не нападал — ведь на стороне ветхозаветного Израиля был сам Господь. Не из-за того, что так распорядилась слепая судьба, а потому что Давид и его подданные стремились жить в соответствии с правдой Божией. Если мы будем поступать так же — поступать по заповедям Господним — то и нас Отец Небесный без Своей защиты не оставит.
Псалом 77. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 77. (Церковно-славянский перевод)
«КлеверЛаб» — журнал для всех, кто заботится о воспитании и образовании детей

«КлеверЛаб» — это онлайн-журнал. На его страницах собраны лучшие примеры и опыт в области образования и воспитания детей. Задача проекта — помочь родителям и педагогам привить детям важные жизненные ценности и сформировать в них крепкую внутреннюю опору.
Команда детских психологов, педагогов и священников готовит статьи, подборки фильмов и книг, идеи для семейного досуга и материалы для работы с детьми.
Педагог Дарья Юшкова из Оренбургской обрасти регулярно читает онлайн-журнал «КлеверЛаб» и находит там полезную информацию для работы. Дарья знакомит школьников и студентов с Основами православной культуры и рассказывает им, как устроены храмы. Отвечать на вопросы ребят — почему храмы похожи на дворцы, сколько бывает куполов и другие — помогают статьи журнала.
«В январе мне удалось провести увлекательный урок для студентов в Храме Святой Троицы города Бугуруслана, — рассказывает Дарья. — Наше занятие превратилось в путешествие в мир православной культуры. Мне было важно пробудить в ребятах интерес к истории, архитектуре и символике храма. Поэтому, по рекомендации команды „КлеверЛаб“, вместо обычного урока я выбрала формат квеста. Разделила студентов на группы и вручила им подготовленную мной „карту исследователя“. В ней были вопросы и задания, благодаря которым ребята раскрывали тайны храма и его значимость в православной культуре».
Статьи и подборки онлайн-журнала «КлеверЛаб» помогают сделать процесс обучения увлекательным и эффективным. Поддержите проект. Любая финансовая помощь позволит редакции журнала создавать больше материалов для всех, кому небезразлично будущее детей. Чтобы найти проект в интернете — наберите в поисковой строке «Журнал „Клевер Лаборатория“».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Нестор Летописец». Наталья Иртенина

Гостьей программы «Исторический час» была писатель, исторический публицист Наталья Иртенина.
Разговор шел о преподобном Несторе Летописце, авторе «Повести временных лет». О том, как складывалась жизнь преподобного Нестора, о его духовных наставниках, а также о его работе над знаменитой летописью.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Все выпуски программы Исторический час
- «Нестор Летописец». Наталья Иртенина
- «Князь Иван Андреевич Хованский». Олег Курбатов
- «Жостовский промысел». Екатерина Бунина
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Искусство, вера, традиции». Анастасия Схимова

Гостем нового выпуска «Вечера воскресенья» стала Анастасия Схимова — художник, педагог, иконописец и исследователь русской культуры. В беседе она рассказала о своём творческом пути, воспитании детей через искусство и важности преемственности традиций.
С детства она была погружена в мир искусства, но осознанный путь в иконописи начался вместе с воцерковлением. «Найти духовника непросто. Это требует труда. Нужно искать того, кто сможет разделить твои жизненные задачи», — делится она. Сегодня Анастасия совмещает творчество и преподавание, помогая детям и их родителям открывать для себя красоту храмов, мозаики и церковного искусства.
Одной из ключевых тем разговора стало образование. Гостья убеждена, что школа должна не просто давать знания, но и воспитывать душу. Её методика основана на синтезе истории, культуры и духовности: дети изучают храмы не только как архитектурные памятники, но и как живые свидетели истории. Она подчёркивает: «Каждый храм в XX веке пережил разорение, и важно помнить, какой ценой они сохранились».
Особое внимание уделили роли учителя в обществе. По мнению Анастасии, «войны выигрывают учителя и приходские священники», ведь именно они формируют будущее страны. Современной образовательной системе, по её мнению, не хватает молодых преподавателей, способных вдохновлять и передавать детям любовь к культуре.
Этот выпуск «Вечера воскресенья» напомнил, что образование — это не просто передача знаний, а путь к осмыслению жизни. Искусство, вера и традиция здесь переплетаются, создавая основу для духовного и культурного роста.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы: Вечер Воскресенья