Псалом 53. Богослужебные чтения - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Псалом 53. Богослужебные чтения

Псалом 53. Богослужебные чтения
Поделиться Поделиться
Раскрытая книга

Возможно, вы сталкивались с традициями некоторых народов, когда ребёнку даётся два имени: одно — официальное, а другое — тайное, о котором знают только самые-самые близкие родственники. 53-й псалом, который сегодня читается в храмах за богослужением, помогает нам заглянуть глубже в истоки этой традиции — давайте послушаем.

Псалом 53.

1 Начальнику хора. На струнных орудиях. Учение Давида,

когда пришли Зифеи и сказали Саулу: «не у нас ли скрывается Давид?»

Боже! именем Твоим спаси меня, и силою Твоею суди меня.

Боже! услышь молитву мою, внемли словам уст моих,

ибо чужие восстали на меня, и сильные ищут души моей; они не имеют Бога пред собою.

Вот, Бог помощник мой; Господь подкрепляет душу мою.

Он воздаст за зло врагам моим; истиною Твоею истреби их.

Я усердно принесу Тебе жертву, прославлю имя Твоё, Господи, ибо оно благо,

ибо Ты избавил меня от всех бед, и на врагов моих смотрело око моё.

Давид — преданный ближайшим окружением, находящийся в опасности от преследователей, буквально на грани между жизнью и смертью, — не отчаивается, но всю боль своего сердца превращает в молитву — я бы даже сказал, в вопль к Богу: и прежде всего он просит буквально укрыть, спрятать его от врагов, словно в «плащ-невидимку» — в Имя Божие. Именно таков буквальный смысл первых слов псалма: «Боже, во имя Твоё спаси меня». Эти слова перекликаются с другими, из книги Притчей: «Имя Господа — крепкая башня: убегает в неё праведник — и безопасен» (Притчи 18:11).

Но можно ли хотя бы приблизительно понять, как это «работает»? Ведь мы привыкли к множеству имён, окружающих нас повсюду — которые на практике вроде бы как вообще не «работают»?

Сравнение, которое мне хочется привести, возможно, кому-то покажется некорректным — заранее прошу прощения. Я, как ребёнок, выросший в дворах Советского Союза 80-х годов, очень хорошо помню, что происходило, когда ты оказывался в чужом районе города. К тебе подходили бойкие крепкие ребятки и задавали вопрос: ты откуда? Кого знаешь? И вот тут-то имя «работало» очень даже хорошо: достаточно было упомянуть несколько правильных имён, и все вопросы снимались, дорога освобождалась, и дальше ты шёл без всякой опаски.

Имя в этой ситуации — это не только и не столько знание о ком-то авторитетном, но и прежде всего наличие определённых отношений с носителем имени. Конечно, этот пример — не более, чем образ для лучшего понимания: ведь когда мы обращаемся под защиту имени Божия — мы устанавливаем прямую, ничем не ограниченную связь с Его носителем: вот почему действительно можно «спрятаться» в Его имя, словно «под зонтик», от окружающих нас опасностей и бед.

И завершить мне хочется прекрасным стихотворением Осипа Мандельштама:

Образ твой, мучительный и зыбкий,

Я не мог в тумане осязать.

«Господи!» — сказал я по ошибке,

Сам того не думая сказать.

Божье имя, как большая птица,

Вылетело из моей груди!

Впереди густой туман клубится,

И пустая клетка позади...


Псалом 53. (Русский Синодальный перевод)


Псалом 53. (Церковно-славянский перевод)

Мы в соцсетях
ОКВКТвиттерТГ

Также рекомендуем