Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Человеку, который не любит военную историю, бывает довольно непросто читать Священное Писание Ветхого Завета, ведь во входящих в него книгах содержится большое количество описаний различного рода сражений. Такое положение дел поначалу смущает: Священное Писание и сражения? А где же слова о Боге и о душе? Где размышления о спасении? Конечно, в Писании немало и таких слов, но всё же рассказы о битвах не могут не вызывать вопросы. У Церкви есть ответы, и состоят они в том, что библейские сражения — это образ тех сложностей, с которыми сталкивается душа человека на пути к Богу. Эти сложности нужно уметь преодолевать, и Писание, рассказывая о битвах, подсказывает, какие именно методы способны нам помочь. Сегодня в православных храмах за богослужением звучит 26-й псалом, в котором есть такие слова:
Псалом Давида. [Прежде помазания].
1 Господь — свет мой и спасение моё: кого мне бояться? Господь крепость жизни моей: кого мне страшиться?
2 Если будут наступать на меня злодеи, противники и враги мои, чтобы пожрать плоть мою, то они сами преткнутся и падут.
3 Если ополчится против меня полк, не убоится сердце моё; если восстанет на меня война, и тогда буду надеяться.
4 Одного просил я у Господа, того только ищу, чтобы пребывать мне в доме Господнем во все дни жизни моей, созерцать красоту Господню и посещать святой храм Его,
5 ибо Он укрыл бы меня в скинии Своей в день бедствия, скрыл бы меня в потаённом месте селения Своего, вознёс бы меня на скалу.
6 Тогда вознеслась бы голова моя над врагами, окружающими меня; и я принёс бы в Его скинии жертвы славословия, стал бы петь и воспевать пред Господом.
7 Услышь, Господи, голос мой, которым я взываю, помилуй меня и внемли мне.
8 Сердце моё говорит от Тебя: «ищите лица Моего»; и я буду искать лица Твоего, Господи.
9 Не скрой от меня лица Твоего; не отринь во гневе раба Твоего. Ты был помощником моим; не отвергни меня и не оставь меня, Боже, Спаситель мой!
10 Ибо отец мой и мать моя оставили меня, но Господь примет меня.
11 Научи меня, Господи, пути Твоему и наставь меня на стезю правды, ради врагов моих;
12 не предавай меня на произвол врагам моим, ибо восстали на меня свидетели лживые и дышат злобою.
13 Но я верую, что увижу благость Господа на земле живых.
14 Надейся на Господа, мужайся, и да укрепляется сердце твоё, и надейся на Господа.
Автор этого псалма — царь Давид — один из тех библейских героев, которые прославились особенной активностью на полях сражений, однако это не было выбором царя, он лишь исполнял волю Божию о себе и о своём народе. Об этом Давид и сказал в только что услышанном нами псалме: «Господь — свет мой и спасение моё: кого мне бояться?» Господь действительно был светом и спасением для Давида. Конечно, у царя, как и у всякого другого человека, были свои грехопадения, он не прожил жизнь не знающего греха праведника, однако и в глубине собственных падений Давид умел не забывать о Боге.
Далее здесь же Давид упомянул своих врагов, которых он назвал также «злодеями» и «противниками». Опять же, в словах царях нет ни лукавства, ни преувеличений, в самом деле, тех людей, с которыми ему доводилось сражаться, можно назвать именно этими словами. Однако этими же словами можно назвать и совсем иных существ, тех, кто желает погибели не только какому-то отдельному человеку, но всему человечеству, тех, кто сумел соблазнить наших прародителей и сделать нас рабами греха, тления и смерти. Псалом говорит, что враги хотят «пожрать плоть» Давида, но всем понятно, что это лишь фигура речи, ни у кого из противников царя не было людоедских наклонностей, и под этой фразой стоить понимать их стремление уничтожить Давида не только физически, но и истребить всё то, что ему было дорого и ценно, сделать так, чтобы о нём не осталось и памяти. Схожей ненавистью дышат к нам и наши исконные враги, но с ними произойдёт — и уже произошло благодаря Христу! — то же, что и с врагами Давида, «они сами преткнутся и падут», ведь Спаситель Своим Воскресением уничтожил власть ада.
Псалом не остановился на этой мысли, и царь Давид указал нам и на необходимое условие победы над исконными врагами нашего спасения, и условие это состоит в сердечном стремлении к пребыванию с Богом, которое в псалме выражено такими словами: «Одного просил я у Господа, того только ищу, чтобы пребывать мне в доме Господнем во все дни жизни моей, созерцать красоту Господню и посещать святой храм Его» (Пс. 26:4). Давид искал лишь этого, но Бог, дав ему просимое, одарил царя мудростью, силой и крепостью, и, что самое важное, Бог сподобил его Царства Небесного, сделав Давида прекрасным примером для всех людей, взыскующих высшего блага.
Псалом 26. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 26. (Церковно-славянский перевод)
Священник Косьма Раина
Во второй половине ХХ века настоятелем Пятницкой церкви в белорусском селе Хойно был протоиерей Косьма Раина. Он происходил из семьи потомственного духовенства. Его отец был флотским священником. Служил на военных кораблях, исповедовал умирающих в самой гуще боя, и скончался от ран, полученных в битве при Порт-Артуре в Русско-Японскую войну 1904-го года. Героический пример родителя всегда был перед мысленным взором отца Косьмы. Особенно — в годы Великой Отечественной, когда батюшка самоотверженно помогал народу, на плечи которого легло тяжёлое и грозное бремя войны.
В первые же её дни Белоруссия была оккупирована немцами. Фашисты сразу же начали устанавливать в республике свои порядки. Затронули они и Церковь. Оккупанты разослали по всем приходам требование молиться «о победоносном германском воинстве». Получил такой приказ и отец Косьма Раина. Однако выполнять его не стал. Он категорически отказался изменять текст Богослужения, и продолжал возносить молитвы «о богохранимой стране нашей, властех и воинстве ея». Предать Отечество батюшка не мог. Как не мог и оставаться в стороне от людской беды. Отец Косьма устраивал сборы средств для раненых, вдов и детей. А сколько раз тайком, с риском для жизни, он пробирался на базу партизан — в глухую деревеньку Семиховичи! Там в маленькой деревянной церквушке священник причащал больных и раненых, крестил детей, отпевал погибших. Связь с партизанами батюшка поддерживал постоянно — передавал им важную информацию о передвижениях врага, организовывал доставку продовольствия. В партизанский отряд вступили два его старших сына.
Подошла Пасха 1943-го года. На праздничное Богослужение в Пятницкой церкви села Хойно собрался народ из окрестных деревень. Храм был полон. В завершение Литургии отец Косьма обратился к народу с проповедью. «...Воля Божия не в приказах оккупантов, а в заповеди Господа нашего Иисуса Христа любить друг друга и помнить всегда, что «нет больше той любви, кто душу положит за друга своя», — говорил батюшка. Он призывал всех, чем только возможно, помогать защитникам Отечества — русским солдатам. Об этих речах священника узнали фашистские захватчики.
Ранним утром 9-го октября 1943 года немцы вошли в село Хойно. Отец Косьма был в церкви — облачался к Литургии. Фашисты приказали ему снять облачение и следовать за ними. Отец Косьма понял — пришёл его последний час. Он упал на колени и стал горячо молиться. А когда поднялся на ноги, то увидел, что рядом никого нет. Это было настоящее чудо! Отец Косьма перекрестился, и бегом бросился в лес — к партизанам. Так батюшка вступил в отряд имени Кирова. Он жил в землянке, ходил в разведку, налаживал контакты со связными в деревнях и сёлах. И, конечно, продолжал совершать пастырское служение. Партизаны уважали и ценили отца Косьму. Командир отряда написал батюшке такую характеристику: «Священник Косьма Раина помогал партизанам, действовавшим в тылу врага, и призывал население оказывать им содействие. Доставлял в партизанские отряды разведданные и проявил себя как подлинный патриот своей Родины». За храбрость и самоотверженность отец Косьма был награжден медалью «Партизану Великой Отечественной войны» 1-й степени. Те, кто воевал в те годы плечом к плечу с героическим священником, навсегда запомнили его слова: «Братья! Все мы — сыны одной великой Родины. И да поможет нам Бог всегда защищать православную веру и Отечество!»
Все выпуски программы Жизнь как служение
Что такое дар рассказчика и можно ли этому научиться?
Что мешает нам излагать захватывающие истории так, чтобы окружающие слушали нас с интересом и затаив дыхание? Можно ли преодолеть возможные преграды и стать хорошим рассказчиком?
В прежние времена сказители очень ценились в народе. Например, у поморов, жителей севера, была такая традиция: уходя на рыбный промысел, который мог длиться несколько месяцев, моряки брали с собой сказителя. Он получал паёк за то, что вечерами после тяжёлых будней развлекал рыбаков интересным повествованием. Хороший рассказчик ценился так же, как и хороший работник.
Чтобы научиться этому искусству, стоит овладеть некоторыми навыками, например, мастерством пересказа. Да, передать своими словами чужую историю, не упустив сюжетную нить и ключевые смыслы — важная способность. Тренировать данный навык поможет обсуждение с друзьями увлекательных книг или фильмов.
Второе качество — наблюдательность. Умение видеть вокруг занятные сюжеты, которые можно оформить в короткий рассказ.
Третье качество — богатство словарного запаса и способность использовать нетипичные обороты речи. Например, вместо «пришёл» сказать «примчался стремглав», «прилетел на всех парах». А глагол «увидел» заменить на выражение «бросилось в глаза», «заприметил». Подбирайте синонимы, используйте крылатые выражения, поговорки, цитаты из фильмов, стихов, любимых книг и песен — всё это украсит вашу речь, поможет увлечь собеседника.
И четвёртое. Необходимо знать драматургические приёмы, они позволяют создать интригу рассказа. Слушатель ценит, когда его заинтересовывают, озадачивают. Можно начать рассказ с конца или середины: «Я однажды беседовал с дельфином. А дело было так...» Ещё один способ зацепить внимание — начать повествование с вопроса. Например, с такого: «Знаешь, откуда взялось слово шапокляк?»
Кстати, хочу заметить, что данная и многие другие программы «Сила слова» начинаются именно с вопроса. И если вы меня всё ещё слушаете, значит, я показала себя неплохим рассказчиком.
Автор: Нина Резник
Все выпуски программы: Сила слова
На струнах Псалтири. Псалом 26
1 Господь - свет мой и спасение мое: кого мне бояться? Господь крепость жизни моей: кого мне страшиться?
2 Если будут наступать на меня злодеи, противники и враги мои, чтобы пожрать плоть мою, то они сами преткнутся и падут.
3 Если ополчится против меня полк, не убоится сердце мое; если восстанет на меня война, и тогда буду надеяться.
4 Одного просил я у Господа, того только ищу, чтобы пребывать мне в доме Господнем во все дни жизни моей, созерцать красоту Господню и посещать [святый] храм Его,
5 ибо Он укрыл бы меня в скинии Своей в день бедствия, скрыл бы меня в потаенном месте селения Своего, вознес бы меня на скалу.
6 Тогда вознеслась бы голова моя над врагами, окружающими меня; и я принес бы в Его скинии жертвы славословия, стал бы петь и воспевать пред Господом.
7 Услышь, Господи, голос мой, которым я взываю, помилуй меня и внемли мне.
8 Сердце мое говорит от Тебя: «ищите лица Моего»; и я буду искать лица Твоего, Господи.
9 Не скрой от меня лица Твоего; не отринь во гневе раба Твоего. Ты был помощником моим; не отвергни меня и не оставь меня, Боже, Спаситель мой!
10 ибо отец мой и мать моя оставили меня, но Господь примет меня.
11 Научи меня, Господи, пути Твоему и наставь меня на стезю правды, ради врагов моих;
12 не предавай меня на произвол врагам моим, ибо восстали на меня свидетели лживые и дышат злобою.
13 Но я верую, что увижу благость Господа на земле живых.
14 Надейся на Господа, мужайся, и да укрепляется сердце твое, и надейся на Господа.