
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Если посещать все уставные богослужения Великого поста, то мы будем проводить в храмовой молитве не менее восьми часов в день. А если к этим часам прибавить ещё и домашние молитвы, то время беседы с Богом превысит и время сна, и время трудовой деятельности. Нет, Церковь не призывает нас отводить молитве столько времени, она лишь указывает на то, что молитва должна быть центром жизни христианина. С одной стороны, мы это и сами прекрасно понимаем. С другой же стороны нельзя не заметить, что абсолютное большинство наших молитв остаётся без ответа: мы произносим молитвенные воззвания, но мало что меняется, и мы, к примеру, годами не можем избавиться от своих страстей. Почему так? Почему Бог медлит в исполнении наших молитвенных просьб? Один из возможных ответов предлагает нам звучащий сегодня во время великопостного богослужения в православных храмах 141-й псалом. Давайте его послушаем.
Псалом 141.
Учение Давида. Молитва его, когда он был в пещере.
1 Голосом моим к Господу воззвал я, голосом моим к Господу помолился;
2 излил пред Ним моление моё; печаль мою открыл Ему.
3 Когда изнемогал во мне дух мой, Ты знал стезю мою. На пути, которым я ходил, они скрытно поставили сети для меня.
4 Смотрю на правую сторону, и вижу, что никто не признаёт меня: не стало для меня убежища, никто не заботится о душе моей.
5 Я воззвал к Тебе, Господи, я сказал: Ты прибежище моё и часть моя на земле живых.
6 Внемли воплю моему, ибо я очень изнемог; избавь меня от гонителей моих, ибо они сильнее меня.
7 Выведи из темницы душу мою, чтобы мне славить имя Твоё. Вокруг меня соберутся праведные, когда Ты явишь мне благодеяние.
Только что прозвучавший псалом начался с очень любопытных слов, на которые стоит обратить внимание: «Голосом моим к Господу воззвал я, голосом моим к Господу помолился» (Пс. 141:1). Казалось бы: для чего вообще нужна эта фраза, ведь ясно же, что голос — это инструмент молитвы? Мы становимся перед иконами, или же каким-то иным образом поставляем себе перед Господом, и начинаем молиться, произнося те или иные слова. По какой же причине псалмопевец счёл необходимым начать псалом именно так?
Довольно любопытный и, как кажется, очень верный ответ на этот вопрос дал блаженный Августин, который заметил, что «многие взывают к Господу не своим голосом, но голосом своего тела». И в самом деле: мы зачастую произносим молитвенные слова лишь голосом нашего тела, тогда как нас самих в этом голосе нет, бывает, что мы и вовсе витаем во время молитвы где-то очень далеко, соответственно, наш истинный голос витает вместе с нами. По мысли блаженного Августина, в псалме под словом «голос» понимается нечто значительно более глубокое и важное, чем способность речёвого аппарата человека генерировать акустические волны. Сам блаженный Августин продолжил свою мысль так: «Внутренний человек, в котором верою начал вселяться Христос, не шумом уст своих, но умилением сердца своего, взывает к Господу. Бог не слышит там, где слышит человек: если ты не возопиешь голосом лёгких, рёбер и языка, человек не услышит тебя: мысли твои — это твой крик к Господу».
Получается, что истинный наш голос — это голос внутренних устремлений. Обратиться этим голосом к Богу мы становимся способны тогда, когда мысль не рассеяна, когда она без остатка устремлена к Богу. Такое случается, увы, нечасто. Как правило, к такой молитве мы становимся способны лишь в минуты крайнего отчаяния, того отчаяния, которым наполнен услышанный нами сегодня псалом. Однако стоит помнить, что Бог потому и попускает нам переживать непростые моменты, что они мало-помалу учат нас истинной молитве, которая должна стать нашим постоянным спутником.
Псалом 141. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 141. (Церковно-славянский перевод)
Радио ВЕРА из России на Кипре. Ο ραδιοφωνικός σταθμός ΠΙΣΤΗ απο την Ρωσία στην Κύπρο (15.04.2025)
Что означают имена сказочных героев

Фото: Jonathan Borba / Unsplash
Все мы читали сказки: и народные, и авторские. Но не всегда задумывались, а что значат имена героев. Вот, например, персонаж народной сказки крошечка Хаврошечка, которая умела пролезать в ухо волшебной говорящей коровы. Хаврошечка — уменьшительное от Хавронья, что в свою очередь видоизменённое Феврония. В древнерусском языке, как и в других древнеславянских, звука «ф» не существовало, он пришёл из греческого, поэтому изначально его заменяли на «х». Имя Феврония, или Хавронья, означает «благостная». Оно было довольно популярным в народе, поэтому и вошло в сказочный сюжет.
А вот волшебная история шведской писательницы Астрид Линдгрен про Карлсона. В Швеции есть такая фамилия, само же слово означает «сын Карла». Часть «сон» в конце довольно распространена, например, Густавсон, Фридрихсон. Хочу обратить внимание ещё и на то, что имя Карл восходит к слову «король». То есть, возможно, многими любимый герой не просто летающий человечек, а имеет некую тайну высокого происхождения. Кстати, попробуйте сами раскрыть загадку Карлсона: в книге он даёт указания на свою родословную. Хотя стоит ли верить словам этого затейника?
Интересно происхождение имени сказочного героя Лутонюшки из одноимённой сказки. По одной версии оно восходит к изменённому библейскому имени Лот, по другой — к уменьшительному варианту имён Лука и Лукьян, они тоже были популярны в народной среде.
А вот известные персонажи Лиса Патрикеевна и Михайло Потапыч. Потапыч — происходит не столько от имени Потап, сколько от созвучного «топать», недаром мишка ещё и Топтыгин. А отчество Патрикеевна, то есть дочь Патрикея, имеет исторические корни. Есть версия, что сама сказка родилась во времена новгородского княжения Патрикея, внука литовского князя Гедимина (тогда приглашать на правление было обычной практикой). Патрикей оставил по себе память как изворотливый, лукавый человек. И отразилось это, в том числе, в народных сказках. Хотя есть и другая версия, что Патрикеевна происходит от схожего по звучанию глагола «потрошить».
Множество имён русских сказочных персонажей скрывают секреты: Кот-баюн, Садко, Полкан. Узнав их происхождение и значение, мы лучше поймём и любимые произведения, и наш язык.
Все выпуски программы: Сила слова
Сколько искусственных языков существует и зачем они нужны

Учёные-лингвисты насчитывают в мире более 7 тысяч языков. Однако были придуманы ещё и искусственные. Многие из них входят в группу универсальных, то есть тех, которые могут быть использованы для коммуникации людей по всей планете.
Эсперанто, пожалуй, самый известный искусственный язык. Его придумал в 80-е годы XX века польский врач-окулист и лингвист Лазарь Заменхоф. Он создал такие простые правила и словарь, что эсперанто стал популярным. К тому же Заменхоф перевёл на эсперанто Библию.
Задолго до этого, в начале XX века, во Франции был создан язык на основе нот, названный очень музыкально — сольресоль. Он позволял не только общаться, но и, конечно же, исполнять песни.
В том же XX веке католический священник Иоган Мартин Шлейер создал волапюк. Язык этот со временем потерял популярность из-за своей сложности. А в словарях данное слово — волапюк — теперь даётся как синоним бессмыслицы.
В ХХ веке с развитием интереса к космосу появился «линкос», созданный для общения с внеземными цивилизациями. Название «линкос» состоит из двух латинских слов — «лингва», то есть язык, и «космика» — космический. Но говорить на нём не получится — в его основу положены математические понятия.
И всё же возникает вопрос: зачем нужен искусственный язык, если так много естественных? Во-первых, людям хотелось создать такой способ международного общения, чтобы он был равным и нейтральным по отношению к другим. Во-вторых, искусственный язык, например, эсперанто, имеет мало правил и не содержит исключений, поэтому выучить его легче.
К тому же нужно сказать, искусственный язык может способствовать развитию естественного языка. Например, церковнославянский был создан специально для богослужений, однако настолько сильно повлиял на разговорный русский язык, что теперь в нашем языке сосуществуют и славянизмы, и исконно русские слова: глава и голова, прохлада и холод, а также гражданин, восторг, рождение, преображение и многие другие.
Все выпуски программы: Сила слова