
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
История человечества показывает, что иногда и самые откровенные злодеи бывали искренне уверены в том, что они понимают волю Божию и что Бог благословляет их действия, а сами они — избранники Божии, Его инструмент в нашем мире. Не хочется называть имена таких людей, ведь мы все и так их прекрасно знаем. Впрочем, широко известными негодяями дело не ограничивается, и довольно часто мы сами оказываемся теми, кто, несмотря на своё несоответствие замыслу Божиему, уверен как в собственной исключительности, так и в собственном понимании воли Бога. Это очень печальное состояние, но Библия не оставляет нас без помощи и предлагает нашему вниманию 14-й псалом царя Давида. Это очень краткий псалом, он даёт характеристику того человека, который действительно может думать о себе как о том, кто верен Богу и знает Его волю. Сегодня 14-й псалом звучит за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем его.
Псалом 14.
Псалом Давида.
1 Господи! кто может пребывать в жилище Твоём? кто может обитать на святой горе Твоей?
2 Тот, кто ходит непорочно и делает правду, и говорит истину в сердце своём;
3 кто не клевещет языком своим, не делает искреннему своему зла и не принимает поношения на ближнего своего;
4 тот, в глазах которого презрен отверженный, но который боящихся Господа славит; кто клянётся, хотя бы злому, и не изменяет;
5 кто серебра своего не отдает в рост и не принимает даров против невинного. Поступающий так не поколеблется вовек.
Только что услышанный нами псалом говорит о людях, которые могут обращаться к Богу и быть услышанными, о людях, которые вправе говорить с Богом лицом к лицу, не опасаясь при этом последствий собственного дерзновения.
Такие люди «ходят непорочно», «делают правду» и «говорят истину». Конечно, каждая из этих формулировок достойна глубокого анализа, однако общее направление мысли псалмопевца понятно без комментариев: истинно чтущий Бога человек должен стремиться к чистоте поступков и их согласию с законом Божиим, должны быть чисты не только дела такого человека, но и его мысли.
Далее Давид перешёл к конкретным пунктам нравственного библейского учения, которые, с его точки зрения, наиболее важны, и написал, что Бог не терпит клеветы, какого-либо сознательного зла против ближнего, но при этом Бог благословляет человека, безоговорочно верного своему слову, и того, кто не пытается нажиться на чужом несчастье.
Вроде бы в словах Давида нет ничего сверхъестественного, он не требует от человека особого молитвенного усердия или же чрезвычайной аскезы, он вообще ничего не написал про эту сторону жизни человека, слова Давида касаются элементарной порядочности, и эти слова легко свести ко всем известному евангельскому универсальному правилу нравственности: «Итак, во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, та́к поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки» (Мф. 7:12).
Конечно, 14-й псалом и евангельские слова Христа — это далеко не все места Священного Писания, в которых говорится о человеке, молитва которого угодна Богу. Можно сказать, что всё Писание представляет собой размышления на эту тему, иногда библейские слова начинают казаться уж слишком навязчивыми и чрезмерно банальными, однако само по себе существование такого множества повторений одной и той же мысли указывает на одну из наших всеобщих печальных особенностей: мы, прекрасно зная, что основа нравственности состоит в порядочном отношении к окружающим нас людям, склонны постоянно об этом забывать, полагая, что конкретно наша ситуация является исключением из общего правила. Библия буквально кричит: нет, не бывает никаких исключений, и тот, кто ощущает себя не таким, как все прочие, тот, кто думает о себе слишком высоко и притесняет ближних, вряд ли будет услышан Богом.
Псалом 14. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 14. (Церковно-славянский перевод)
Михаил Нестеров. «Отцы-пустынники и жёны непорочны»
Проект «Краски России» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

— Маргарита Константиновна, вы, кажется, впервые в Ханты-Мансийске?
— Да, Андрей Борисович, никогда раньше здесь не была. Но знаете, чувствую себя как дома!
— Это потому, что мы с вами в художественном музее?
— Да, верно. Даже больше скажу — я как будто в родной Третьяковке оказалась. Посмотрите, вот картина Михаила Васильевича Нестерова «Отцы-пустынники и жёны непорочны». Она экспонируется и у нас!
— Вижу, вижу... И правда, в Третьяковской галерее есть такое полотно. Насколько я знаю, известны три авторских повторения этой работы Нестерова. Первоначальный вариант картины находится, как мы уже выяснили, в Третьяковке. Второй — тоже в Москве, в музее-квартире дирижёра Николая Семёновича Голованова. А третий — вот он, перед нами; в Ханты-Мансийском художественном музее!
— Да, такое чувство, словно за тысячи километров от дома вдруг неожиданно встретил старого знакомого! Я люблю эту картину. Она умиротворяющая, возвышенная, и как будто немного неземная... Пушкинские строки, которыми Нестеров назвал своё полотно, очень к ней подходят.
— Отцы пустынники и жёны непорочны,
Чтоб сердцем возлета́ть во области зао́чны,
Чтоб укреплять его средь до́льних бурь и битв,
Сложили множество божественных молитв;
Но ни одна из них меня не умиляет,
Как та, которую священник повторяет
Во дни печальные Великого поста;
Всех чаще мне она приходит на уста
И падшего крепит неведомою силой:
— Владыко дней моих! дух праздности унылой,
Любоначалия, змеи сокрытой сей,
И празднословия не дай душе моей.
Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья,
Да брат мой от меня не примет осужденья,
И дух смирения, терпения, любви
И целомудрия мне в сердце оживи.
— Интересная получается взаимосвязь: Александра Сергеевича Пушкина вдохновила на это стихотворение покаянная великопостная молитва преподобного Ефрема Сирина. А Михаил Нестеров, вдохновившись пушкинскими строками, создал своё потрясающее полотно.
— Вдоль берега реки, опираясь на посохи, бредут монахи-странники. Седобородые, сгорбленные. Чуть поодаль, ближе к зрителю — девушки в белых платках и русских сарафанах, чёрных с золотом. Так когда-то одевались монастырские послушницы, их называли «белицы». Они идут, кротко опустив головы в смиренной молитве. В руках у девушек зажжённые свечи.
— Между группами странников и белиц стоит небольшая деревянная часовенка — так называемая столбовка. Столб с навершием в виде маленькой церковки; внутри — икона и горящая лампада.
— Картина пронизана покаянным настроением...
— Нестеров написал её в 1934-м. Это было тяжёлое время, безбожное. По всей стране закрывались и разрушались храмы, верующих преследовали. Михаил Васильевич, чья живопись всегда была пронизана христианским духом, с болью взирал на то, что творили большевики.
— Михаил Васильевич считал, что каждый, в том числе и он сам, вольно или невольно, прямо или косвенно, виноват в происходящем...
— Поэтому его работа «Отцы-пустынники и жены непорочны» — в какой-то мере, картина-покаяние, картина-плач по гибнущей святой Руси.
— Да, это многое объясняет. Например, то, почему герои полотна — странники и белицы — выглядят растерянными. Как будто спрашивают: что нам теперь делать? Куда идти?
— И вместе с этим совершенно понятно, что от веры, от Бога они не отрекутся. Их молитвами однажды святая Русь воскреснет.
— Так и случилось! А знаете, что меня всегда поражает в картинах Нестерова — так это природа. У него она всегда особенная — воздушная, прозрачная. Мягкие полутона, почти акварельные мазки. Вот и здесь — берёзы и ёлочки, река словно парят в дымке и придают полотну нездешнюю, благоговейную, горнюю атмосферу.
— Да, природа у Нестерова удивительная! Но я хотел бы ещё раз обратить внимание на персонажей полотна. Посмотрите, Маргарита Константиновна, это ведь наши старые знакомые!
— Верно! Один из пустынников — это персонаж картины Нестерова «Святая Русь», а другой — его же знаменитый «Странник». Девушки-белицы пришли сюда с полотна «Великий постриг».
— Михаил Васильевич говорил: «На этом холсте собрались вместе все мои пустынники и все жёны». Впрочем, такой художественный приём был характерен и для других групповых полотен Нестерова. Герои у него нередко повторяются, словно переходят с одной картины на другую. Таким образом, творчество мастера будто связано единым пространством...
— В котором прослеживается общий внутренний посыл: покаянием преобразится и воскреснет и человеческая душа, и святая Русь.
Картину Михаила Нестерова «Отцы-пустынники и жёны непорочны» можно увидеть в Ханты-Мансийском государственном художественном музее.
Все выпуски программы: Краски России
«Странник»

Фото: Atharva Whaval / Pexels
Утреннее солнце сияло ярко, день обещал быть знойным... Я вышла из монастыря, что на въезде в мой подмосковный город, и даже не удивилась, что на улицах безлюдно. Кто на работе, кто на огороде — будний день. После прохлады храма, после молитвы в его стенах я постепенно возвращалась мыслями к обычным делам. Надо зайти в магазин, но я куплю только хлеб, до зарплаты ещё неделя, а у меня остались сущие копейки...
Поток моих мыслей перебивает голос неизвестно откуда взявшегося человека. Он идёт с заплечным мешком, в пыльной одежде, загорелый дочерна, а глаза голубые-голубые, ясные. Заговорил со мной — узнать, верно ли курс держит на Годеново в Ярославской области. Идёт молиться к Животворящему Кресту, святыне, что находится на Годеновском подворье Никольского монастыря. Издалека идёт, от Чёрного моря... Вот такой паломник. В иные времена его бы странником назвали.
Разговорились, я почему-то предложила денег — хотелось помочь путнику хоть как-то. Но он отказался, а за меня и моих родных пообещал помолиться у Креста. У него огромные списки с собой...
Я пожелала ему ангела-спутника и пошла домой. Через магазин. На душе было удивительно легко, а материальные трудности виделись несущественными. Ведь Господь показал мне живую метафору идеальной жизни человеческой: идти с молитвой к Нему, к Кресту, чтобы и там молиться за себя и за други своя.
Текст Натальи Разувакиной читает Алёна Сергеева.
Все выпуски программы Утро в прозе
«Старый клён»

Фото: 42 North / Pexels
С мая по сентябрь пенсионер Николай Иванович живёт на даче. Отдыхает от Москвы, наслаждается природой, а главное — тишиной. Тем более, что здоровье стало пошаливать, к прежним проблемам прибавилась ещё и бессонница. В тишине дачного посёлка сон приходит к Николаю Ивановичу куда быстрее, чем в мегаполисе.
Но однажды соседи по посёлку, люди обычно тихие, устроили какой-то праздник у себя на участке. Звучали песни под гитару, а Николай Иванович никак не мог уснуть... Он привык ложиться рано. Пробовал закрыть окно, но в комнате сразу становилось душно. Да и песни всё какие-то странные, слов не разобрать... «Господи, помоги мне провести эту ночь спокойно и ни на кого не раздражаться!» — взмолился он.
И вдруг зазвучала с юности знакомая мелодия и дружные голоса запели о старом клёне... Николай Иванович, тогда ещё просто Коля, сам пел эту песню под гитару, когда ухаживал за будущей женой. Начались приятные воспоминания, незаметно пришёл сон.
А наутро к нему в калитку постучался сосед. В руках он держал тарелку с большим куском пирога. «Вы извините, мы вчера шумели, наверное... У нас сын из армии вернулся, такая радость! Вот жена пирог испекла, угощайтесь!» «Спасибо!» — улыбнулся Николай Иванович. «А пели вы славно. Особенно — про старый клён!..»
Текст Натальи Разувакиной читает Илья Крутояров.
Все выпуски программы Утро в прозе