Псалом 14. Богослужебные чтения - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Псалом 14. Богослужебные чтения

Псалом 14
Поделиться Поделиться
Раскрытая книга

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.

История человечества показывает, что иногда и самые откровенные злодеи бывали искренне уверены в том, что они понимают волю Божию и что Бог благословляет их действия, а сами они — избранники Божии, Его инструмент в нашем мире. Не хочется называть имена таких людей, ведь мы все и так их прекрасно знаем. Впрочем, широко известными негодяями дело не ограничивается, и довольно часто мы сами оказываемся теми, кто, несмотря на своё несоответствие замыслу Божиему, уверен как в собственной исключительности, так и в собственном понимании воли Бога. Это очень печальное состояние, но Библия не оставляет нас без помощи и предлагает нашему вниманию 14-й псалом царя Давида. Это очень краткий псалом, он даёт характеристику того человека, который действительно может думать о себе как о том, кто верен Богу и знает Его волю. Сегодня 14-й псалом звучит за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем его.

Псалом 14.

Псалом Давида.

1 Господи! кто может пребывать в жилище Твоём? кто может обитать на святой горе Твоей?

2 Тот, кто ходит непорочно и делает правду, и говорит истину в сердце своём;

3 кто не клевещет языком своим, не делает искреннему своему зла и не принимает поношения на ближнего своего;

4 тот, в глазах которого презрен отверженный, но который боящихся Господа славит; кто клянётся, хотя бы злому, и не изменяет;

5 кто серебра своего не отдает в рост и не принимает даров против невинного. Поступающий так не поколеблется вовек.

Только что услышанный нами псалом говорит о людях, которые могут обращаться к Богу и быть услышанными, о людях, которые вправе говорить с Богом лицом к лицу, не опасаясь при этом последствий собственного дерзновения.

Такие люди «ходят непорочно», «делают правду» и «говорят истину». Конечно, каждая из этих формулировок достойна глубокого анализа, однако общее направление мысли псалмопевца понятно без комментариев: истинно чтущий Бога человек должен стремиться к чистоте поступков и их согласию с законом Божиим, должны быть чисты не только дела такого человека, но и его мысли.

Далее Давид перешёл к конкретным пунктам нравственного библейского учения, которые, с его точки зрения, наиболее важны, и написал, что Бог не терпит клеветы, какого-либо сознательного зла против ближнего, но при этом Бог благословляет человека, безоговорочно верного своему слову, и того, кто не пытается нажиться на чужом несчастье.

Вроде бы в словах Давида нет ничего сверхъестественного, он не требует от человека особого молитвенного усердия или же чрезвычайной аскезы, он вообще ничего не написал про эту сторону жизни человека, слова Давида касаются элементарной порядочности, и эти слова легко свести ко всем известному евангельскому универсальному правилу нравственности: «Итак, во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, та́к поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки» (Мф. 7:12).

Конечно, 14-й псалом и евангельские слова Христа — это далеко не все места Священного Писания, в которых говорится о человеке, молитва которого угодна Богу. Можно сказать, что всё Писание представляет собой размышления на эту тему, иногда библейские слова начинают казаться уж слишком навязчивыми и чрезмерно банальными, однако само по себе существование такого множества повторений одной и той же мысли указывает на одну из наших всеобщих печальных особенностей: мы, прекрасно зная, что основа нравственности состоит в порядочном отношении к окружающим нас людям, склонны постоянно об этом забывать, полагая, что конкретно наша ситуация является исключением из общего правила. Библия буквально кричит: нет, не бывает никаких исключений, и тот, кто ощущает себя не таким, как все прочие, тот, кто думает о себе слишком высоко и притесняет ближних, вряд ли будет услышан Богом.


Псалом 14. (Русский Синодальный перевод)


Псалом 14. (Церковно-славянский перевод)

Мы в соцсетях
ОКВКТвиттерТГ

Также рекомендуем