
Как найти в жизни настоящее и правильное утешение? Чтобы в сердце жила радость, в душе царил мир, и этот мир имелся и в отношениях с окружающими. Найти ответ нам поможет Священное Писание. А именно псалом 111-й, который звучит сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 111.
1 Блажен муж, боящийся Господа и крепко любящий заповеди Его.
2 Сильно будет на земле семя его; род правых благословится.
3 Обилие и богатство в доме его, и правда его пребывает вовек.
4 Во тьме восходит свет правым; благ он и милосерд и праведен.
5 Добрый человек милует и взаймы даёт; он даст твёрдость словам своим на суде.
6 Он вовек не поколеблется; в вечной памяти будет праведник.
7 Не убоится худой молвы: сердце его твёрдо, уповая на Господа.
8 Утверждено сердце его: он не убоится, когда посмотрит на врагов своих.
9 Он расточил, раздал нищим; правда его пребывает во веки; рог его вознесётся во славе.
10 Нечестивый увидит это и будет досадовать, заскрежещет зубами своими и истает. Желание нечестивых погибнет.
Псалом 111-й был, скорее всего, написан лично царём и пророком Давидом. Здесь ветхозаветный праведник рассуждает о природе истинного счастья. И утверждает, что найти в жизни настоящую, неизбывную радость возможно, только живя по заповедям Божиим. Или как читаем мы в псалме: «Блажен (то есть счастлив) муж (человек), боящийся Господа и крепко любящий заповеди Его». Счастье, о котором пишет Давид, имеет не только духовное, но и вполне осязаемое проявление. Господь, как милостивый Родитель, даёт верным Ему людям хлеб насущный — проявляет Свою заботу, избавляя человека от страданий и нужды.
Конечно, такая помощь даётся не для того, чтобы мы самодовольно жили в роскоши, порочной неге. Безусловно, нет. Библия осуждает греховное стяжательство, превращение материальных благ в идола, которому человек начинает служить, забывая Бога. Речь о другом. О том, что Господь оказывает нам милость, даёт нам всё необходимое, чтобы мы могли и сами порадоваться и других порадовать. Давид, рассуждая о милосердии Творца, призывает и слушателей своих тоже быть милосердными: «благ он (служитель заповедей) и милосерд и праведен. Добрый человек милует и взаймы даёт; он даст твёрдость словам своим на суде».
Пророк Давид призывает нас не зацикливаться на собственных нуждах, помнить о том, что милосердные дары Божии нельзя скрывать. Если есть у тебя возможность, помоги неимущему. Если кого-то обидели, оскорбили, унизили, — встань на защиту. В этом и состоит библейское понимание праведности, чтобы чётко осознавать — если Господь посетил меня Своей милостью, значит, и я должен помиловать того, кто об этом меня просит. Царь Давид жил в жестокие времена Ветхого Завета, когда, в том числе, разрешалась и месть. Но всё же для пророка чрезвычайно важным было словом и делом служить милости Божией.
И не нужно бояться, что кто-то что-то подумает. Главное — прислушиваться к совести, ориентированной на заповеди Божии. Или как пишет Давид: «Праведник не убоится худой молвы: сердце его твёрдо, уповая на Господа. Утверждено сердце его: он не убоится, когда посмотрит на врагов своих». Под врагами пророк, в первую очередь, имеет в виду не личных недругов, а врагов Божиих, то есть тех, кто сами себя лишили дружбы с Творцом. Эти люди живут во грехе, не собираются каяться и других совращают на путь погибели. Таких людей (если не придут они в себя, не примут заповедей Божиих) ничего хорошего не ждёт. А именно: «Нечестивый будет досадовать, заскрежещет зубами своими и истает. Желание нечестивых погибнет».
Но праведнику, верному заповедям, бояться нечего. «Он, — как пишет Давид, — расточил, роздал нищим». То есть не пожалел своей собственности для помощи бедным. И этот дар Бог не забудет — всё вернётся сторицей. Или как читаем мы в псалме: «Правда его пребывает во веки; рог его вознесётся во славе». Правда Божия способна утешить и насытить человеческое сердце, потому нужно стараться её держаться, быть ей верным, сохраняя и оберегая присутствие Господа в жизни.
Псалом 111. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 111. (Церковно-славянский перевод)
«Журнал от 04.07.2025». Арсений Федоров

Каждую пятницу ведущие, друзья и сотрудники радиостанции обсуждают темы, которые показались особенно интересными, важными или волнующими на прошедшей неделе.
В этот раз ведущие Кира Лаврентьева, Наталия Лангаммер и Константин Мацан, а также заместитель Главного редактора Радио ВЕРА Арсений Федоров вынесли на обсуждение темы:
— День семьи, любви и верности;
— Духовных подвиг православных стариц;
— Фильм телеканала «СПАС» «Мумия»;
— Поп-культура и христианство — возможно ли взаимодействие? (В частности, на примере группы «The Beatles»)
Ведущие: Константин Мацан, Кира Лаврентьева, Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Журнал
Псалом 130. Богослужебные чтения

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Читая Библию, складывая слова в предложения, а предложения в тексты, современный человек обычно думает, что всё более-менее понимает. Однако внимательный читатель Священного Писания знает, что сколько бы ни было важно понимание отдельных слов, есть вещь не менее важная и она касается самого библейского мировоззрения, которое для многих, даже читающих библейские тексты, остаётся сегодня загадкой. Очень ёмко и вместе с тем глубоко это мировоззрение раскрывается в 130-м псалме, который согласно уставу, может читаться сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Псалом 130.
Песнь восхождения. Давида.
1 Господи! не надмевалось сердце моё и не возносились очи мои, и я не входил в великое и для меня недосягаемое.
2 Не смирял ли я и не успокаивал ли души моей, как дитяти, отнятого от груди матери? душа моя была во мне, как дитя, отнятое от груди.
3 Да уповает Израиль на Господа отныне и вовек.
Многие из тех, кто начинал читать Евангелие от Матфея, не выдерживали перечисления имён, с которого начинается текст и просто откладывали его в сторону. Кто такие Авраам, Исаак и Иаков, человек европейской культуры может быть ещё и помнит, но кто такие Вооз, Салмон, Озия и другие... понять бывает трудно, даже обратившись к библейской энциклопедии. Но эта сложность на самом деле не самая серьёзная, потому что, как во всякой большой истории, в Ветхом Завете огромное число героев и событий, и их взаимосвязи бывает трудно запомнить. С таким подходом можно посчитать сложным мир любого крупного литературного произведения, в котором будут и архаизмы, и несостыковки, и даже, возможно, разные описания одного и того же события, внешне противоречащие друг другу. Однако на самом деле гораздо сложнее для человека всегда было и остаётся соблюдение библейских заповедей, ведь против них бывает настроен не только сомневающийся разум, против них бунтуют чувства, восстаёт тело. Причём, если в древности люди были религиозны и при всех ошибках язычества знали, что над ними есть высшие силы, от которых в итоге зависит их жизнь, сегодня именно об этом люди практически не вспоминают.
130-й псалом, который мы сегодня услышали, начинается с очень важных слов, в которых Давид выражает своё смирение перед Богом. Обращаясь ко Творцу, он говорит, что его сердце не надмевалось, то есть внутренне в глубине души он не кичился, не был высокомерен, не относился ни к кому свысока. Подобным образом он вёл себя и внешне, его взгляд не бывал высокомерен. Самое же главное, что он был смиренным не только перед людьми, но перед Богом. Он выражает это очень интересно, говоря, что не входил в великое и для него не досягаемое. И дело не в познании огромного по размерам космоса или недосягаемых для него глубин морей, но в тайнах Божьего промысла, которые Давид не берётся исследовать. Он прекрасно знает, что он лишь человек, который не сможет всего постичь, и его настрой радикально отличается от того, какой через сотни лет выразит Максим Горький, написав «человек — это звучит гордо».
Собственно, главное отличие мировоззрения Давида, как человека, живущего в завете с Богом, от мировоззрения современных людей, живущих уверенностью в своих силах, заключается именно в этом — псалмопевец чувствует себя перед Богом, как ребёнок на руках у матери, а современный человек чувствует себя взрослым, сильным и самостоятельным, не нуждающимся в подачках. Давид смиряется, тоскует без Бога и уповает на Него. Причём уповает не только сам, но призывает уповать на Господа весь народ. И в этом уповании можно видеть главную особенность ветхозаветной религии, потому что, начиная с исхода из земли Египетской, в жизни еврейского народа всё время присутствовал Творец, на которого иудеи учились полагаться. Благодаря Ему они перешли по морскому дну, как посуху, если манну небесную в пустыне и пили воду! Современный человек уверен, что сам всего достиг и достигнет ещё большего. На самом же деле без Бога все мы достигаем только одного — смерти, в то время как с Ним — жизни вечной.
Псалом 130. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 130. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 130. На струнах Псалтири
1 Господи! не надмевалось сердце мое и не возносились очи мои, и я не входил в великое и для меня недосягаемое.
2 Не смирял ли я и не успокаивал ли души моей, как дитяти, отнятого от груди матери? душа моя была во мне, как дитя, отнятое от груди.
3 Да уповает Израиль на Господа отныне и вовек.