
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Давид был не только царём и псалмопевцем, Давид был ещё и пророком, а потому в составленных им псалмах мы можем найти массу пророчеств о Христе, на которые ссылался в Евангелии и Сам Спаситель. Сегодня в православных храмах богослужебный устав предписывает прочитывать 109-й псалом, этот псалом прекрасно известен любому человеку, который когда-либо читал Евангелие. Давайте послушаем его.
Псалом 109.
1 Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих.
2 Жезл силы Твоей пошлёт Господь с Сиона: господствуй среди врагов Твоих.
3 В день силы Твоей народ Твой готов во благолепии святыни; из чрева прежде денницы подобно росе рождение Твоё.
4 Клялся Господь и не раскается: Ты священник вовек по чину Мелхиседека.
5 Господь одесную Тебя. Он в день гнева Своего поразит царей;
6 совершит суд над народами, наполнит землю трупами, сокрушит голову в земле обширной.
7 Из потока на пути будет пить, и потому вознесёт главу.
Единогласное мнение прославленных Церковью толкователей только что прозвучавшего псалма говорит о том, что здесь мы имеем дело с пророчествами о Воплощении Спасителя, о Его проповеди и о Вознесении Господнем, именно с пророчества о Вознесении и начинается этот псалом. Если мы обратимся к процитированным Христом словам 109-го псалма в Евангелии от Матфея, то мы увидим, что первая строка псалма — «Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня» — стала ответом на мысль фарисеев о Христе, фарисеи полагали, что Христос Сын Давидов, ответом же Спасителя на эту мысль стали слова самого Давида (см. Мф. 22:41–45). Далее Евангелие от Матфея свидетельствует, что «никто не мог отвечать Ему ни слова; и с того дня никто уже не смел спрашивать Его» (Мф. 22:46).
Однако если мы откроем оригинальный еврейский текст 109-го псалма, то нас ждёт немалое удивление: оказывается, что то слово, которое переведено на русский как «Господу» в словосочетании «сказал Господь Господу моему», означает вовсе не Господа, а господина. К примеру, именно это слово использовала Сарра, говоря об Аврааме во время явления им трёх ангелов. Это слово мы встречаем в Ветхом Завета всякий раз, когда рабы упоминают своих господ. Неудивительно, что некоторые современные комментаторы не смогли пройти мимо этого обстоятельства и не сказать, что евангельское понимание псалма некорректно и не может вытекать из используемых в нём слов.
Такие размышления выглядят логичными и правильными, но есть и чрезвычайно важный контраргумент: почему же процитированные Христом слова псалма заставила замолчать фарисеев? Спаситель произнёс фрагмент псалма на еврейском языке, фарисеи были знатоками и языка, и Писания, и толкований, так почему же они не заметили несуразицы и не указали на неё?
Ответ, как кажется, может быть только одним: Бог не только Господь, Бог ещё и Господин, и Ветхий Завет знает редкие случаи употребления этого спорного слова 109-го псалма для указания на Бога: к примеру, всё в той же истории явления Бога Аврааму в виде трёх ангелов Авраам в какой-то момент начинает обращаться к ним в единственном числе и называть их «Владыкой», это обращение в еврейском языке идентично слову «Господь» из 109-го псалма, и оно показывает, что Авраам сумел увидеть перед собой уже не ангелов, но Триипостасного Бога.
Конечно, хотелось бы, чтобы пророчества, в том числе и пророчества Псалтыри, были более ясными. Однако они такие, какие они есть, ведь пророкам приходилось говорить не просто о будущем, а о будущем, которое не имеет аналогов в прошлом, пророки постоянно находились в поиске подходящего языка и удачных образов. Нам же стоит помнить слова блаженного Августина, сказанные им о 109-м псалме, но имеющие отношения вообще к любым библейским пророчествам: «Без всякого сомнения всё, что в этом месте говорится несколько темновато в образных выражениях, как бы оно ни понималось, должно соответствовать... евангельскому яснейшему смыслу этого места».
Псалом 109. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 109. (Церковно-славянский перевод)
Помощь ребятам из детских домов и выпускникам

Ярославский фонд «Спасибо» помогает воспитанникам детских домов и выпускникам стать самостоятельными, заботится об их будущем. Его команда организует для подопечных занятия спортом, экскурсии, мастер-классы, обучает ребят следить за собой и своим здоровьем, помогает наладить жизнь вне стен учреждений.
Один из проектов фонда — «Ты прекрасен», в котором участвуют выпускники детских домов Ярославской области. Сотрудники организации и волонтёры — это психологи, медики, стилисты и парикмахеры помогают подопечным преобразить внешний вид и стать увереннее, рассказывают, как ухаживать за собой.
Дарья тоже участвует в проекте, ей 19 лет. В этом году девушка закончила колледж и устроилась работать на завод в Ярославле. Дарья трудолюбивая и ответственная, сама оплачивает съёмное жильё. Сейчас ей важно помочь привести свой внешний вид в порядок. Специалисты фонда «Спасибо» подберут и подарят девушке новую одежду. Это станет для неё большим подспорьем. Ведь Дарья ещё не совсем встала на ноги. Но она стремится увеличить доход, усердно работает, чтобы её повысили в должности.
Ещё сотрудники и волонтёры фонда исполнят мечту Даши — предоставят ей возможность покататься верхом на лошади. Девушка с детства любит лошадей, но никогда на них не ездила.
Помогать воспитанникам детских домов и выпускникам вместе с командой фонда «Спасибо» можете и вы. Например, поделитесь с молодыми людьми своими навыками, опытом и талантами, исполните чью-то мечту, передайте одежду и другие нужные вещи. Также есть возможность оставить на сайте фонда «Спасибо» любой благотворительный взнос. Собранные средства будут направлены на поддержку ребят из детских домов Ярославской области.
Группа в ВК: https://vk.com/bf_spasibo
Телефон фонда: 8 (4852) 66-25-10
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Сохранение исторических храмовых росписей». Варвара Сергиеня, Полина Тычинская, Александра Гребенщикова

У нас в гостях были учредители лаборатории консервации и реставрации объектов культурного наследия «Сохранение» Варвара Сергиеня, Полина Тычинская и Александра Гребенщикова.
Разговор шел о различных видах храмовой живописи и о том, почему более древние росписи сохраняются лучше, чем произведения XVIII-XIXго веков.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер
«Опасность сквернословия». Священник Андрей Наговицин

У нас в студии был клирик Спасо-Преображенского храма Молитовского благочиния Нижнего Новгорода, духовник регионального отделения общероссийского проекта «Россия без сквернословия» священник Андрей Наговицин.
Наш гость рассказал о своем пути к вере и священническому служению, а также мы говорили об опасности распространения нецензурной лексики.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер