«Воля человека и воля Бога». Протоиерей Алексей Батаногов, Екатерина Архипова, Екатерина Каштанова - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

«Воля человека и воля Бога». Протоиерей Алексей Батаногов, Екатерина Архипова, Екатерина Каштанова

Воля человека и воля Бога (14.09.2025)
Поделиться Поделиться
Вид с вечерней улицы на подсвеченные окна

В этом выпуске протоиерей Алексей Батаногов, иппотерапевт, директор конного клуба Екатерина Архипова и специалист по связям с общественностью Екатерина Каштанова размышляли о том, как быть, когда Господь явно действует в жизни, но это не совпадает с желаниями и планами человека.


Н. Лангаммер

— Добрый вечер, дорогие радиослушатели, в эфире программа «Клуб частных мнений», как обычно, в воскресенье, 18.00. Меня зовут Наталья Лангаммер. А мы сегодня собрались, чтобы обсудить такую широкую тему — мне кажется, она всем знакома, и мы все можем на нее поговорить, а звучит она следующим образом: «Как быть, когда мы чувствуем, что Господь действует, но то, что Он делает и Его воля не совпадает с нашими желаниями, ожиданиями, планами?» И чтобы эту тему разобрать, мы пригласили в гости сегодня настоятеля храма святого равноапостольного князя Владимира в Новогиреево, протоиерея Алексея Батаногова. Добрый вечер.

Протоиерей Алексей

— Добрый вечер.

Н. Лангаммер

— Директора и тренера конного клуба и иппотерапевта Екатерину Архипову. Добрый вечер, Екатерина.

Е. Архипова

— Добрый вечер.

Н. Лангаммер

— И Екатерину Каштанову, специалиста по связям с общественностью, автора программы «Частное мнение», которая нам тему и предложила. Здравствуйте, Катя.

Е. Каштанова

— Здравствуйте.

Н. Лангаммер

— У меня две Кати сегодня, я можно, поскольку мы работаем с Катей Каштановой, буду звать, наверное, тебя Катюша...

Е. Каштанова

— Хорошо.

Н. Лангаммер

— А Екатерину — Катя, чтобы мы не запутались. Ну давайте начнем с того, что послушаем программу и потом будем обсуждать.

«Мне не раз приходилось слышать мысль, что наши сегодняшние духовные труды совсем малы по сравнению с подвигами христиан первых веков или даже начала XX века. У отцов Церкви я читала, что в последние времена не будет никаких собственных подвигов у ищущих Царствия Божия, спасаться же будут только терпением скорбей и болезней. В таком случае, мне думалось, что и награда должна быть меньше, раз меньше подвиг. Но однажды я прочитала в Священном Писании слова, которые меня и потрясли, и тронули до слез. «Господь Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же», — восклицает апостол Павел. Господь Иисус Христос и вчера, и сегодня, и во веки веков силен являть Божественное заступление, Свою Божественную силу всем нам. Оказывается, Господь любит нас, как любил первых подвижников. А я ведь всегда это чувствовала. Мне было неловко за те малые действия, которые я совершаю ради собственного спасения, и в момент уныния Господь стал утешать меня. Такие, казалось бы, мелочи, но важные лично для меня. Мне казалось, что я уже опоздала на автобус — а выяснилось, что изменилось расписание, и он меня дождался. Господь видел, какой трудный у меня был день, как я устала и сделал мне такой маленький бытовой подарок. В компании рассказывают какую-то историю — и она становится ответом на мои внутренние поиски. Именно когда это нужно. Кто все эти жизненные нити видит и соединяет? А еще Господь дает мне сил сдержаться и не сказать кому-то злого слова. Делает так, что на улице мяукает кошка — и я просыпаюсь на службу в храм без опозданий. Для меня все это не про мистицизм, а про то, что через подобные мелкие проявления заботы я чувствую полноту Божией любви. Умом понимаю, что Его любовь безгранична, но по-человечьи чувствую вот в таких маленьких деталях. И я сделала для себя вывод, что не нужно унывать, что мне не по силам великие подвиги. Нужно стараться делать все, что тебе по силам, чтобы идти к любящему Отцу Небесному, и Он примет и малое делание. Недаром говорится, что Бог и намерения целует«.

Н. Лангаммер

— Ну вот, Катюш, ты в этой программе говоришь, что Господь всегда Тот же, и что Он отвечает нам, и ты чувствуешь, как Он действует. Я так понимаю, что-то в твоей жизни произошло за последнее время, что действует Он не так, как тебе хотелось быть, и тебе приходится это как-то принимать. Я не права или почему ты эту тему подняла?

Е. Каштанова

— Да, ты права. На самом деле программа более давняя, но я вот заметила по ряду каких-то обстоятельств, ситуаций, что действительно, не скрою, в определенных ситуациях я просила Господа прямо вот показать мне какую-то ситуацию, прояснить. И, с одной стороны, Господь отвечал очень явно, но я не была готова к такому ответу. И здесь получается такая двоякая ситуация. Почему я и вышла с этой темой, решила прояснить с помощью вас, порассуждать на эту тему. Ты же просишь ответ и, с одной стороны, тебя берет страх и трепет, потому что ты явно получаешь ответ от Господа, то есть это не куда-то в тишину. Но ты ожидал другого исхода, условно говоря, и тебе нужно принять. Потому что ты понимаешь, что, сто процентов, это какое-то неслучайное обстоятельство, потому что ты обратился с молитвой и тебе ответили. Но ты ожидал другого, и тебе нужно принять с доверием, хотя ты хотел бы, наверное, другого исхода. И вот я и предложила, вас всех пригласила порассуждать о том, как же это правильно. Отказаться от этого нельзя. Ты попросила — тебе Господь ответил. Но здесь как бы тогда вопрос к себе — как это принять. И если мы просим и получаем, надо, наверное, принимать это.

Н. Лангаммер

— Ты неслучайно ведь пригласила Екатерину? Вот скажи, почему. Пусть Екатерина при нас тебе расскажет свой опыт. Были такие ситуации, да, когда приходилось что-то принимать? Кать, прокомментируй, почему ты позвала Екатерину?

Е. Каштанова

— С Катей мы познакомились относительно недавно, но тоже, мне кажется, промыслительно. И, узнав историю ее знакомства и с супругом, и с отцом Дмитрием Смирновым, как все промыслительно получилось, мне показалось, то есть тоже такой промысл Божий. То есть искала ли она директорства? Ну едва ли. Сейчас Катя, наверное, сама расскажет. Но то, что пришло, она приняла в любом случае и это, наверное, как раз-таки принятие про волю Божию.

Н. Лангаммер

— По благословению, да, получилось все это?

Е. Архипова

— У меня как получилось, что я ходила на исповедь к отцу Дмитрию, потому что жила рядом с Благовещенским храмом.

Н. Лангаммер

— Смирнову?

Е. Архипова

— Да, Дмитрию Смирнову. И однажды я у него попросила совета о выборе работы. И я, конечно, не ожидала, что он мне скажет: езжайте ко мне в детский дом работать. Я, в общем, просила совета, говорю, что мне нравится работать с детьми, с лошадьми, я вот занималась иппотерапией, и что вы посоветуете мне, в каком направлении двигаться. А он мне ответил, что поезжайте ко мне, через несколько дней там будет поездка в детский дом, и вы поедете с Татьяной Алексеевной, с директором, и вы посмотрите детский дом. И мне, говорит, очень нужен человек, который будет заниматься с детьми на лошадях, их обучать. И так все это неожиданно, но я с радостью приняла это.

Н. Лангаммер

— С радостью или надо было как-то смириться?

Е. Архипова

— Нет, с радостью.

Н. Лангаммер

— Все совпало.

Е. Архипова

— Для начала.

Н. Лангаммер

— Для начала. А было, когда не совпало?

Е. Архипова

— Ну бывают моменты, конечно, когда не совпадает. Вот, например, в конном клубе мы сначала хотели заниматься выездкой, но никак не складывалось — не было седел, не было людей, помощников, которые подскажут, не было тренера. А потом неожиданно появился казак Владимир, и у нас вдруг пошла джигитовка, и это все так стало складываться быстро. Мы купили седла, у нас оказались подходящие лошади, и через пару лет дети выехали на соревнования, и один парень даже в чемпионате России поучаствовал. То есть вот это очень неожиданно, и до сих пор эта тема продолжается.

Н. Лангаммер

— Это у вас все так хорошо складывается. А когда вот, отец Алексей, бывало такое, что понятно, что Господь указывает, но не хочется этого?

Протоиерей Алексей

— Тема настолько интересная и непростая. Вот Екатерина, вы говорили, что спросили, попросили, и как-то тяжело было принять, другой план был. А зачем просить, если есть свой план?

Е. Каштанова

— Ну хочется, чтобы скорректировать план.

Протоиерей Алексей

— «Господи, да будет воля Твоя, как моя».

Е. Каштанова

— Хотелось бы да, чтобы было такое подтверждение.

Н. Лангаммер

— «Спаси меня, только не сейчас».

Е. Каштанова

— А как я хочу.

Протоиерей Алексей

— «Отче наш, да будет воля моя. А Твоя, Господи, как моя, и помогай мне в этом усердно».

Е. Каштанова

— Да.

Протоиерей Алексей

— Ну нет, конечно, Господь не нарушает наши свободы. И если у человека есть намерения, желания и, сообразуясь с христианской совестью, с заповедями Божиими, он строит свою жизнь, выбирает работу, учебу, какие-то действия, решения в своей жизни принимает, у него есть четкое какое-то понимание, видение, я убежден в том, что Господь примет это наше решение. Вот, вы делайте, делайте, Бог благословит. И если бывает, что мы не знаем. Вот, действительно, перепутье — не знаю, вот не могу понять. Спросить священника, духовника, опытного священника, помолиться, положиться на волю Божию — как-то вот в сердце должно быть такое устроение. Но этому не так просто, может быть, научиться, сказать просто: «Господи, пусть будет по Твоей святой воле. Не как я хочу, пусть будет по Твоей любви». Вот довериться Богу. Это очень важно. Если получается, то знаю от людей, которые в какой-то степени стяжали такую вот веру, они говорят, что просто чудеса начинают происходить, то есть как удивительным образом все управляется, когда ты действительно доверяешься Богу.

Н. Лангаммер

— Напомню, что в эфире программа «Клуб частных мнений». Меня зовут Наталья Лангаммер. Мы сегодня обсуждаем тему, как быть, когда Господь действует, но делает не совсем то, что нам хотелось бы, наши планы не совпадают с Божией волей. В гостях у нас настоятель храма святого равноапостольного князя Владимира в Новогиреево, протоиерей Алексей Батаногов, директор и тренер конного клуба и иппотерапевт Екатерина Архипова и Екатерина Каштанова, специалист по связям с общественностью, которая и предложила эту тему. Отец Алексей, вы такой интересный момент отметили, что если ты уже построил свои планы и знаешь, чего ты хочешь, зачем просить Бога?

Протоиерей Алексей

— Нет, у Бога просить нужно благословение. И благословение духовника, если есть, и молиться об этом можно и нужно. Имеется в виду, спрашивать, если ты уже, как Господь тебя вразумил каким-то планом, будучи свободным человеком. Господь — не золотая рыбка и не волшебная палочка, чтобы исполнять нашу волю, наши желания. Воля Божия каждому человеку спастись и прийти в познание истины. Царствие Божие, а не успех того или иного земного, пусть даже очень важного предприятия. Иногда неуспех бывает в духовном плане большим успехом, чем какой-то успех. Успех — гордость, еще гордость, еще успех —— душа-то, получается, погибает в гордыне. Поэтому неудача, неуспех может вполне быть в промысле, в планах Божиих.

Е. Каштанова

— Значит, и результат другой хочет Господь?

Протоиерей Алексей

— Потому что важный результат — это состояние нашего сердца, нашей души, а не состояние нашего, так сказать, достатка, благополучия, комфорта там, не знаю, славы или еще чего-либо. Поэтому не всегда отрицательный результат в житейском плане. Пусть даже очень хороший план был, говорю, прямо, может быть, замечательный. Но, может быть, действительно, угоднее Богу, чтобы я смирился, а не чтобы я достиг.

Н. Лангаммер

— А если речь, допустим, идет о выборе супруга? Ну, допустим. И ты понимаешь, что вот этот человек, вот к нему чувства, у него вот там чувства, но ты спрашиваешь: «Господи, а вот как? Как воля Твоя?» И вдруг тебе ясно дают понять, что нет, это не твое. Вот этот момент такого, знаете, опустошения в душе и непонимания, куда идти. Потому что планы, все-таки мы живем этой жизнью, мы ее видим, мы ее ощущаем, осязаем, а тут вдруг — раз, это все обнулилось. Ты идешь, куда Господь направляет, доверяя Ему, но это какая-то пустота в голове и непонимание.

Протоиерей Алексей

— Временно.

Н. Лангаммер

— Вот как это пережить?

Протоиерей Алексей

— Мы же не святые, у нас есть грехи, страсти. Мы полюбили свой выбор, полюбили свое желание, настроили себе каких-то планов — часто это абсолютно иллюзии какие-то, воздушные замки, которые вообще нереальны. Потом со временем становится ясно, что, конечно, ничего бы такого не было. Я просто намечтал себе, и Господь остановил. И, кстати, тоже интересно — сегодня отца Дмитрия Смирнова мы, думаю, не раз будем вспоминать. Я помню, как-то он рассказывал, что к нему пришла вся в слезах девочка, ну молодая девушка, которая вот собиралась замуж. Ее жених бросил там чуть ли не накануне свадьбы, и она плачет. Понятно, это очень, мягко говоря, крайне неприятная ситуация. А он ее, так сказать, утешил: ну слава Богу, говорит, что до свадьбы, а не после свадьбы. Это пережить можно. А то что Господь от чего-то уберег. Вот это, кстати, хороший пример, мне кажется, что действительно, с точки зрения, представляете, деньги там, платье, гости, там, все на свете, там, и траты. И как эмоционально пережить девушке, что ее жених бросил — это же такой как позор.

Е. Каштанова

— Вроде решились, да?

Протоиерей Алексей

— Позор какой-то, да. Но, может быть, Господь от чего-то уберег. Знаете, как человек может горевать, что он опоздал на самолет, а когда узнал, что этот самолет разбился, как-то все становится по-другому. Знаете, интересный, простите, есть тоже интересный факт про корабль «Титаник», который погиб, да, ну известная катастрофа, что там были очень несчастные люди, которые опоздали на этот рейс, у которых что-то там с билетами не повезло, еще что-то. Вот поэтому в данный момент надо просто верующему человеку проще: доверься Богу, если так произошло. Ты старался, ты просил Бога, молился, надеялся на Него — что-то пошло не так. Доверься. Значит, так лучше.

Н. Лангаммер

— У меня с отцом Дмитрием у знакомой была такая ситуация, близкой. Она к нему пошла, когда с молодым человеком своим пришла, потенциальным женихом, она пошла к отцу Дмитрию, рассказала про этого молодого человека. Отец Дмитрий сказал, говорит: «Ну что-то неказистый женишок-то, говорит, давай, ты годик с ним повстречайся, а потом посмотрим». Но она по-своему решила и через четыре месяца они уже готовились к венчанию. Но у нее был другой духовник, отец Дмитрий просто был как такой наставник большой. Вот она пришла и говорит: «Ну вот как, отец Дмитрий? Вот готовлюсь к свадьбе, а такое смятение на душе, вот значит, как вот, как это?» Он говорит: «Ну, свадьба-то, говорит, это хорошо для барышни», — так волосики ей поправляет, значит. Он же такое свойство имел — и по голове погладить, меня даже в макушку поцеловал однажды. А она говорит: «Ну а так правильно или неправильно, отец Дмитрий?» Он говорит: «Ну, мы это узнаем так лет через сорок». Вот это отец Дмитрий, да. Он тоже не стал продавливать, что это было неправильное решение, но он не стал тогда додавливать.

Е. Каштанова

— То есть сорок не пришлось ждать?

Н. Лангаммер

— Сорок не пришлось, да, гораздо меньше, чтобы стало все понятно. Вот потом он ей сказал: «Ну чего ты переживаешь? Ты баба красивая, чего мы тебе мужа не найдем что ли?» Ну это отец Дмитрий, да. И наша воля, как она пошла против того, что ей сказал отец Дмитрий. Вроде он обтекаемо сказал — можно и так, и так понять.

Е. Каштанова

— Но по-своему, получается, как-то у нее на сердце легло.

Протоиерей Алексей

— Знаете, у меня есть такое наблюдение, что когда человек уверен, он не спрашивает.

Е. Каштанова

— Кстати, да.

Н. Лангаммер

— Кстати, да.

Протоиерей Алексей

— Вот сам факт, что надо... Конечно, есть, может быть, мотив переложить ответственность. Знаете, чтобы все было красиво, чтобы духовник благословил, там вот такой благословил, это все туда как-то особенно... Это ну так, по тщеславию, по гордости хочется, чтобы как-то идеальная картинка такая была. Но так, когда человек прямо уверен-уверен, как правило, и вопросов не возникает.

Н. Лангаммер

— Ну, знаете как, сверить свое решение. Вроде бы все складывается, но уж вот не хочу свою волю против Твоей, Господи. Вот...

Протоиерей Алексей

— Я знаю случай, когда как раз в вопросе выбора жениха и невесты человек не послушал духовника — и все расстроилось. И наоборот: послушал духовника — и все расстроилось. И знаю не один случай, когда человек поступил по-своему, против воли духовника, и все было хорошо.

Н. Лангаммер

— Но духовник — это не Бог.

Протоиерей Алексей

— Да, есть свобода человеческая. Это есть некое рассуждение, некий совет. А все равно Бог не нарушает нашей свободы. Если мы будем грешить, то самое лучшее благословение, самый лучший выбор и помощь Божия нам не помогут. А если мы будем стоять в заповедях Божиих, в вере, то и искушения мы преодолеем.

Н. Лангаммер

— И неверный выбор, и неверное решение может тоже Господь...

Протоиерей Алексей

— А это ли мы лет через сорок узнаем.

Е. Архипова

— Я думаю, Господь отводит это.

Протоиерей Алексей

— Сколько случаев, когда люди через двадцать, через тридцать, через сорок лет разводятся и сожалеют там о своем... Ну это странно, конечно, сожалеть о своем выборе спустя сорок лет супружества.

Н. Лангаммер

— Это очень странно.

Протоиерей Алексей

— Но чего только не бывает. И поэтому мне кажется, что вот этот очень важный момент, что Бог не золотая рыбка, чтобы исполнять нашу волю и подстраивать Свой промысл под то, чтобы было, как нам хочется. Все-таки воля Божия — это спасение нашей души, а не успех временного, даже пусть очень важного предприятия. И даже через несчастный брак человек может спасаться. И через какую-то ошибку жизненную может приобрести и смирение, и терпение, и прощение. И болезнь может человека к Богу привести, к покаянию. Поэтому что критерием является? Если вот критерий из вечности, то поживем — увидим.

Н. Лангаммер

— Кать, вот ты когда сверяешь все-таки с волей Божией твой уже, понятно, желанный для тебя план, зачем ты это делаешь?

Е. Каштанова

— А потому что есть сомнения. Ну то есть не то чтобы желанный, но как ты сейчас сказала, по обстоятельствам вроде бы идет все похоже на то. Но хочется какое-то подтверждение, да, то есть какой-то гарантии, и я приношу это Господу.

Протоиерей Алексей

— Немножко как пытаемся себя снять ответственность, знаете: вот духовник благословил.

Е. Каштанова

— Или проверить как-то, может. Либо, знаете, вот это вот, простите за ощущение, то есть вот вроде бы все, но какие-то вот процентов пять что-то тебя смущает, и ты вот, нет вот этой стопроцентной, наверное, уверенности о том, о чем сказал отец Алексей.

Протоиерей Алексей

— Это тема очень интересная. С одной стороны, есть люди, которые всегда имеют сомнения, тревожатся, печалятся, боятся на ровном месте, безусловно. И это какое-то такое, даже как, наверное, называется в современной медицине, такое состояние тревожного человека. А бывает, что человек, в принципе, решимость имеет, но вдруг в какой-то конкретной ситуации эта решимость пропадает. Опять вот как бы мы не формулировали все это, а все время придем к тому, что Господь нас любит и не нарушает нашу свободу выбора.

Н. Лангаммер

— Вот это страшно. А мы вдруг не туда пошли.

Е. Каштанова

— Вот. Почему хочется спросить, а вдруг я не туда? То есть как навигатор: вы ушли с маршрута, да, вам говорят.

Н. Лангаммер

— Или ты едешь без навигатора.

Протоиерей Алексей

— GPS глушит. Вот вы ушли с маршрута. Каждые пять минут. Шли правильно, но повернули неправильно.

Е. Каштанова

— А потом, да, ты плывешь, и твой треугольничек никуда не показывает.

Протоиерей Алексей

— Эти шутки шутками, а действительно, ведь есть же наши страсти, которые сбивают нас с толку. Враг рода человеческого, диавол может нас соблазнять, сбивать с маршрута.

Е. Каштанова

— Ну да.

Протоиерей Алексей

— Мнения других людей, которые, так сказать, почему-то не очень знают, но зато очень авторитетно заявляют.

Е. Каштанова

— Есть такое, да.

Протоиерей Алексей

— Знаете, я уверен в том, что Бог, Он нас прощает, милует, благословляет, и ошибки тоже... Ведь не всякая ошибка — это грех. Иногда человек совершенно неправильно он поступил...

Н. Лангаммер

— Грех не равно ошибка.

Протоиерей Алексей

— Но не имел никакого не то что злого умысла, а даже, в принципе, никакой нравственной заповеди не преступил. И Бог силен исправить эту ошибку, как и человек силен исправить эту ошибку. Вот часто пример приводят такой. Ну допустим, конфликт в семье там между мужем и женой. И вот важно, когда в семье есть иерархия: муж слушается Бога, жена слушается мужа, дети слушаются и маму, и папу. И, допустим, жена уверена в том, что муж не прав. Ей так кажется. Вы знаете, уверена, кажется, возможно — ну разные степени.

Н. Лангаммер

— Допускает такую вероятность.

Протоиерей Алексей

— И вот вопрос: если будет ссора, будет хуже, чем если жена послушается мужа, и будет ошибка? Ошибку они потом вместе исправят, если будет мир, согласие какое-то, вот такая любовь. А если каждый будет тянуть одеяло на себя, то и правильное решение может привести, так сказать, в тупик, потому что мира нет. Потому что что важнее.

Н. Лангаммер

— Я знаю, что, Екатерина, у вас еще и с мужем тоже история знакомства такая необычная. Поделитесь?

Е. Архипова

— Да, тоже.

Н. Лангаммер

— Супруг вас слушает, сидит в аппаратной. Рассказывайте.

Е. Архипова

— Так получилось, что в детском доме сгорел корпус жилой, где жили дети — 35 человек детей на тот момент было. Повезло, что они были в школе, то есть жертв не было на пожаре. И когда это все случилось, отец Дмитрий обратился к добровольцам, ко всем желающим, чтобы они приезжали и помогали разбирать пожарище, расчищать территорию. А мне, значит, дали задание катать на лошадях добровольцев, которые желают покататься. И так я познакомилась со своим мужем, Денисом.

Н. Лангаммер

— Он был добровольцем, которого вы покатали на лошади?

Е. Архипова

— Да. Вот так вот неожиданно мы познакомились, стали общаться.

Н. Лангаммер

— Ну видите как.

Е. Архипова

— Отец Дмитрий нас и благословил. И вот мы недавно пять лет отметили со дня свадьбы.

Н. Лангаммер

— А если бы вы не послушались тогда отца Дмитрия, не поехали, не стали работать у него в детском доме... А если бы да кабы, да, то и не познакомились бы.

Е. Каштанова

— Ниточки, которые, я говорю, сплетаются, да?

Е. Архипова

— Это удивительно.

Протоиерей Алексей

— Или познакомились в другом месте. Господь иногда дает другую... Вот знаете, вот эта история «либо сейчас, либо никогда», мне кажется, это, наверное, может быть, более духовные, опытные люди как-то рассудят по-другому, но у меня есть наблюдение, что Господь не ставит ультиматумов никогда. Вот либо это вот сейчас, либо все, либо никогда, — меня всегда очень смущает такая постановка вопроса.

Н. Лангаммер

— В ней нет любви.

Протоиерей Алексей

— Ну что-то в этом такое есть, да, какая-то манипуляция что ли, выкручивание рук. Но вот это не по-божески.

Н. Лангаммер

— Вот так вот. Может быть, я даже не думала об этом. Мне тоже казалось, что или вот так сложилось, или никак.

Е. Каштанова

— И упустил момент.

Н. Лангаммер

— Упустил момент. Оказывается, можно расслабиться и не переживать, Кать.

Протоиерей Алексей

— Это должна быть золотая середина. Расслабляться не надо.

Е. Каштанова

— То есть бдительность надо держать.

Протоиерей Алексей

— Трезвение должно быть, конечно. Мы же просим Бога, то есть это значит, что ну как: не лежи и молись, иди и молись — то есть ты действуй. Полагайся на Бога, действуй, и Бог благословит твои действия. Не твое бездействие, а твои действия.

Е. Архипова

— И вот из моего личного опыта есть такое ощущение, что Бог благословляет людей, которые активны, которые действуют. А которые нерешительные и вот такие...

Протоиерей Алексей

— Вот мне очень понравилось, отец архимандрит Серафим (Кречетов), всем известный как отец Валериан Кречетов, он как-то мне сказал — ну не только мне, я слышал такое мнение, что благодать Божия действует избирательно — она торопливых осаживает, а медлительных подталкивает.

Н. Лангаммер

— Как мудро.

Е. Каштанова

— Как мудро.

Протоиерей Алексей

— То есть вот эта мера, понимаете, некий царский путь. То есть нельзя ничего не делать и нельзя слишком много всего делать.

Н. Лангаммер

— Напомню, в эфире программы «Клуб частных мнений». Мы сегодня рассуждаем на тему, как принять Божию волю, когда она не совпадает с нашими желаниями, хотелками — извините за это выражение, и планами. В гостях у нас протоиерей Алексей Батаногов, настоятель храма святого равноапостольного князя Владимиров в Новогиреево, Екатерина Архипова, директор и тренер конного клуба, иппотерапевт, и Екатерина Каштанова, специалист по связям с общественностью, которая предложила эту тему. Мы сейчас прервемся на небольшую паузу, пожалуйста, не переключайтесь.

Н. Лангаммер

— И снова в эфире Светлого радио «Клуб частных мнений». Меня зовут Наталья Лангаммер. Мы сегодня говорим на тему — как принять волю Божию, когда она явно проявляется, но не совпадает с нашими ожиданиями и желаниями. В гостях у нас протоиерей Алексей Батаногов, настоятель храма святого равноапостольного князя Владимира в Новогиреево, Екатерина Архипова, директор и тренер конного клуба, иппотерапевт, и Екатерина Каштанова, специалист по связям с общественностью. Отец Алексей, а можно я такой вопрос вам личный задам?

Протоиерей Алексей

— Конечно.

Н. Лангаммер

— А как вы поняли, что ваша красавица-жена Ия — это вот Божия воля? Как вас соединил Господь?

Протоиерей Алексей

— Как я понял? Понял я это следующим образом. Наверное, я коротко отвечу: таким ярким моментом было то, что буквально за пару недель до нашего знакомства, я, будучи молодым человеком, мне было 20 лет, я подумал, что нет, жениться я не собираюсь в ближайшее время точно. Это как-то вот надо учиться, торопиться не надо как-то. А потом вот я увидел — думаю: нет, надо жениться. Потому что если я это не сделаю сейчас, то кто-то другой на этой девушке женится.

Н. Лангаммер

— А, вот так, все-таки....

Е. Каштанова

— Вот и решимость получаешь.

Н. Лангаммер

— Нет. Это просто она. Да?

Протоиерей Алексей

— Я не знаю. Это как-то вот... Знаете, мне кажется, разбирать это как-то по пазлам, по составляющим неправильно. Но такое чувство было, уверенность.

Н. Лангаммер

— Вот я, кстати, может быть, неуместно это скажу, но меня немножко иногда смущают вот такие знакомства, что вот, он на следующий день мне сделал предложение, и мы оба верующие, и мы вот сейчас будем создавать семью. Не зная друг друга и просто потому, что каждый хочет создать семью.

Протоиерей Алексей

— Знаете, мы тогда не хотели создать семью. Оба. Оба не хотели.

Н. Лангаммер

— А вот потому, что вы как раз друг друга нашли.

Протоиерей Алексей

— Мы не хотели. Ие вообще было 17 лет в тот момент, мне — 20.

Е. Каштанова

— То есть просто было логичное развитие...

Протоиерей Алексей

— То есть это некие импульсы, не то что. Я не сделал предложение на следующий день. Прошло несколько месяцев.

Н. Лангаммер

— Нет, я как раз противоположную ситуацию описываю. А когда ты видишь человека, с которым ты хочешь быть с ним...

Протоиерей Алексей

— Меня как-то спросили, давно уже, тогда спросили, когда вот мы поженились, но 35 лет прошло с тех пор.

Н. Лангаммер

— Ей было 17?

Протоиерей Алексей

— Но мы поженились, ей стало 18, через год поженились. Ну где-то через там некоторое время после свадьбы меня кто-то спросил: ну как, стоит жениться? Друзья. Я очень «мудро» — я сейчас иронизирую, в кавычки беру, — ответил, что если есть сомнения, то не нужно. И я сейчас скажу, что действительно в 18, 19, в 20, не знаю, в 20 с чем-то лет жениться, если есть сомнения, не надо. Но когда человек становится старше, ему становится там 30, 35 или там больше лет —сомнения есть всегда. То есть уже взрослым людям, таким, с опытом, такое не посоветуешь. Если такой совет принять, то они никогда не женятся.

Н. Лангаммер

— А может, и не надо?

Протоиерей Алексей

— Ну каждый как бы... Тут вопрос такой. Апостол Павел пишет, что хорошо оставаться, как я — он девственником был, — потому что мне жалко вас, у вас будут скорби по плоти. Но все-таки не каждый человек призван к монашеской жизни, и мы призваны быть мужем и женой. Поэтому в общем, этот вопрос явно выходит за нашу тему.

Н. Лангаммер

— И поэтому, Катя, мы задаем вопрос Богу, что вот, да?

Е. Каштанова

— Да, сверяемся.

Н. Лангаммер

— Я пытаюсь тоже понять интонацию твоего вопроса. Как отец Алексей сказал, что тема очень такая сложная и разная. Потому что мы уже разобрали, когда ты перекладываешь ответственность, когда ты просто полагаешься на волю Божию. Мы еще не говорили, но есть такое, что просто пошли мне то, что Ты дашь, и я это приму. А бывает, когда вроде все хорошо, ну совсем хорошо, и я могу сделать, как я решила, но я же верующая. А вдруг Господь против? И вот как бы вот к Нему обращаешься, и вдруг — оп, и Он говорит...

Протоиерей Алексей

— Против чего?

Н. Лангаммер

— Против моего решения.

Протоиерей Алексей

— Я думаю, я даже в этом уверен, что если решение благое, но по какой-то неведомой нам причине — мы не можем все знать, предвидеть, и оно может привести к каким-то плохим последствиям, — Господь найдет способ остановить. Найдет способ, чтобы ты опоздал на самолет или что-то там перепутал. У Бога много всего. Поэтому если мы, наше движение благое, мы основываемся на своей вере, на воле Божией, на ответственности, на своих знаниях, на всем том, что нам Господь дал, и это действительно прямо никак-никак не должно случиться, Господь сможет это расстроить. Я думаю, что мы ходим вот еще вокруг чего, какой темы — что нет воли Божией на что? На грех.

Н. Лангаммер

— А на брак? Это не твой человек. Это не грех, но это просто не туда.

Протоиерей Алексей

— Господь силен расстроить это. Даже в последний день перед свадьбой, как мы вспоминали, такое тоже бывает. А если Господь это допустил, то, значит... Да брак — это все равно же трудности, это же все равно испытания, смирение, терпение, прощение — это духовная работа. Брак — это школа любви, это не бабочки в животе. Вот это труд большой. И если Господь дал возможность людям сойтись вместе, то у них есть возможность.

Н. Лангаммер

— Значит, трудитесь.

Протоиерей Алексей

— Да.

Е. Каштанова

— А если с кем-то не дает, то, значит, как бы вообще и даже пытаться...

Н. Лангаммер

— Не твое.

Е. Каштанова

— Ну да, пытаться не нужно, слишком не по Сеньке шапка, да?

Протоиерей Алексей

— Нет, знаете, бывает как — я такие случаи не раз слышал: человек очень хочет чужого мужа или очень хочет чужую жену. Ну так хочет, там у него сил нету.

Е. Каштанова

— Но что-то Господь не дает.

Протоиерей Алексей

— Но что-то Господь не дает. И иногда же молится, просит об этом. Ну как? Ну Господь...

Е. Каштанова

— Ну это явный грех.

Протоиерей Алексей

— Ну да.

Н. Лангаммер

— А помните, как отец Дмитрий на эту тему говорил? Что значит, вот как-то мне вот этот человек, окрыляет меня? Вот я иду, смотрю — стоит чужой «Бентли», ну или что-то он там сказал, — и так мне вот сразу как-то вот окрыляет меня эта мысль. Ну как так? И говорит: это ж грех, ты чужое берешь. Ну, слушайте, у меня тоже еще историй много. У меня еще одна знакомая пошла молиться Петру и Февронии, когда складывалось уже все. Вроде складывалось. И они вдребезги рассорились, просто вдребезги. Через полгода помирились — она пошла опять к Петру и Февронии. Смелая девушка была.

Е. Каштанова

— Благословляться.

Протоиерей Алексей

— Проверить.

Н. Лангаммер

— Да, она просто узнала, что он женился уже. Но ей не сказал. Вот как-то вот действительно Господь показывает.

Е. Каштанова

— Получается, Господь же отвечает, то есть как бы вот она обратилась...

Протоиерей Алексей

— Очень важно доверять Богу. Господь, Его голос в тонком ветре. Знаете, вот не в громе, молнии, не в буре. Он говорит так, чтобы не нарушить нашу свободу. И, конечно, если мы не прислушиваемся к Богу, не молимся, не каемся в своих грехах, не боремся со своими страстями, то мы глухи и слепы. Страсть ослепляет человека, оглушает человека. Но это же очевидно. Бывает, что человек по страсти что-то делает — там в карты играет, в компьютерные игры играет, наркотики, алкоголь или какой-то блудной страстью одержим — его же никто не остановит. Ведь очевидно, что он безумие совершает, что он убивает себя. Но пока он одержим страстью, он этого не слышит. Но это грубый пример. А более тонкий пример, что, если я не молюсь, не причащаюсь, не каюсь, не живу со Христом, не живу с Богом, Он где-то далеко, мне не слышно, и не видно, и я не чувствую. А тут, когда человек чувствует, что как-то вот не по душе что-то, вот здесь что-то не то я делаю.

Н. Лангаммер

— Еще важно, что мы это чувствуем, Кать.

Протоиерей Алексей

— И еще есть время. Очень интересный момент, вот вы помните, тоже говорит: ну ты там, жених неказистый, годик повстречайся. Ну кто же скажет сразу, вот через неделю или через день? Есть такие случаи, я знаю такие замечательные случаи, когда как-то быстро очень происходило сближение людей, и сразу они понимали, что они должны создать семью. Но, как правило, все-таки год, ну или сколько-то побыть, знаете, посмотреть на человека — как он ссорится, как он мирится, как он с родителями общается, с друзьями, как он работает, как он отдыхает, как он свободное время проводит. То есть для этого время нужно —понять. Потому что некий момент ослепления, такой вот влюбленности — это некие розовые очки, но нужно немножко это пережить.

Н. Лангаммер

— Как жалко, она же будет уходить, эта влюбленность.

Е. Каштанова

— Зато будет трезвость приходить.

Протоиерей Алексей

— Влюбленность — это дар Божий. Господь показывает, что люди могут быть вместе. Он показывает, что человек может быть счастлив. Но она уйдет, обязательно уйдет, чтобы на ее месте появилась любовь. Потому что любовь много выше, чем влюбленность. А если была все время бы влюбленность, то любовь бы не пришла.

Н. Лангаммер

— А если это влюбленность не в того человека, а хочу чужую машину, как мы сейчас говорили?

Е. Каштанова

— Ну это страсть, получается.

Протоиерей Алексей

— Ну тогда нужно помолиться Богу, чтобы Господь избавил от лукавого.

Н. Лангаммер

— То есть тогда это уже не влюбленность, а страсть?

Протоиерей Алексей

— Нет, понимаете, тонкие вещи такие, конечно. Ведь человек, может быть, не знает, что это, допустим, человек замужем или женат. Ну по какой-то причине. Не обязательно. Ну или скрывает этот человек.

Е. Каштанова

— Ну да, кто-то явно скрывает.

Протоиерей Алексей

— Или просто как-то вот, почему-то, что-то человек надумал себе — то есть, может быть, и нет там такого прямо греховного порыва, но какое-то... Надо попросить Бога, чтобы Он избавил от этого чувства. Захотеть понять, что это нужно сделать. Не культивировать в себе это чувство, не поощрять его, не подогревать, а наоборот, немножечко себя прижать.

Е. Каштанова

— Ну вот я и сделала. То есть я попросила открыть, показать, и Господь показал, вот как раз-таки вот такое вот в развенчивании, получается, история.

Н. Лангаммер

— И что тебя не устраивает?

Е. Каштанова

— Ну я не ожидала, что там подвох. Яблочко червивое оказалось. И это неожиданно. Но, с другой стороны, ты благодаришь Богу, что действительно...

Протоиерей Алексей

— Это больно.

Е. Каштанова

— Да.

Протоиерей Алексей

— Но, если бы было по-другому, было бы больнее. Иногда лекарство бывает горьким, иногда нужна операция.

Е. Каштанова

— Ну в маленькой дозе, да.

Протоиерей Алексей

— Ну по-разному бывает. Иногда серьезные лекарства бывают, иногда операция нужна.

Н. Лангаммер

— Вот кажется, что когда ты отказываешься от своей воли в такой ситуации, то ты тоже как будто слепой котенок. И дальше куда идти, что делать, как жить.

Е. Каштанова

— Доверие, получается, опять же. Ну то есть как парус. Вот иногда вот мне вот, например, тяжело. Но вот даже отец Алексей сейчас подтверждает, то есть иногда просто вот доверие — открыться, как парус, и вот ветер тебя вот куда-то погонит. Может быть, ты и не знаешь, но ты просто доверяешься: «Господи, я Тебе доверяю». Как вот ребенка ведет родитель, он же не знает, куда его ведут. Но ты сто процентов знаешь, тебя взяли за руку — мама тебя в плохое не поведет. Вот так может быть.

Протоиерей Алексей

— Довериться. Довериться Богу. Иногда тишина, отсутствие ветра, штиль — ну вот если этой аллегорией пользоваться. Но тоже нужно, может быть, просто надо отдохнуть, подумать, как-то помолиться, со стороны посмотреть на эту ситуацию с другой. Не всегда, знаете, бывают штормовые гонки, а бывают штилевые гонки. Бывает, что штиль и паруса не наполнены.

Протоиерей Алексей

— А куда же девать боль? Да, Катя.

Е. Архипова

— Я хотела добавить. Вспомнила, как отец Дмитрий Смирнов рассуждал, что иногда очень трудно понять, что является грехом, а что нет. И вот он спросил: вот человек собирает марки — является это грехом или нет?

Е. Каштанова

— Нет, конечно.

Протоиерей Алексей

— Ну это очень неоднозначно. В какой-то ситуации является.

Е. Архипова

—— Само по себе.

Н. Лангаммер

— Само по себе? Наверное, нет.

Протоиерей Алексей

— Нет, вообще все в жизни нейтрально достаточно.

Н. Лангаммер

— Да, вот я про это.

Протоиерей Алексей

— Зло и грех являются злом, и приближение к Богу является добром. А богатство — это зло или добро? Оно может быть злом, может быть добром. И собирательство тоже. Это может быть страстью, пристрастием. Это может быть, прямо одержим человек может быть собирательством. Это понятно, что...

Е. Каштанова

— Машины собирает, да.

Протоиерей Алексей

— Да даже если гвоздики.

Н. Лангаммер

— Иконы.

Протоиерей Алексей

— Коллекционер может просто быть одержим этим. Он жить без этого не может. Ему неважно, кто изображен на иконе и что нужно помолиться. Ему важно, что этого нет ни у кого.

Н. Лангаммер

— Да.

Е. Архипова

— Ну вот тогда отец Дмитрий ответил, что если это собирательство отвлекает человека от Бога, от ближних людей, то это грех.

Протоиерей Алексей

— Ну да.

Е. Архипова

— А если оно как бы не отвлекает его от Бога, от людей, не отгораживает, то ничего плохого в этом нет.

Протоиерей Алексей

— Конечно. Есть вот такой, может быть, самый непростой пример с богатством. В Евангелии сказано: неудобно богатому войти в Царствие Небесное. И там верблюду проще через иглиное ушко пройти, чем богатому в Царствие Небесное. А там у другого: уповающему на богатство. Но мы знаем богатых людей, которые святые люди. И знаем бедных людей, которые грешные люди. Ведь бедность не спасает, и богатство не губит. Важно твое отношение — будь то к бедности, будь то к богатству, будь то к собиранию марок или к собиранию еще чего-нибудь.

Е. Архипова

— И, кстати, я не так давно узнала, что вот значит выражение «пройти верблюду через игольные уши».

Протоиерей Алексей

— Ну есть мнение, что это калитка, которая не закрывалась.

Е. Архипова

— Я слышала, что это тонкая улица в Иерусалиме, и, в принципе, как бы верблюду там пройти трудно, но можно.

Протоиерей Алексей

— Это не улица, это, знаете, это рядом с воротами были такие в форме иглиного ушка, ну лазы такие, как бы калитки, которые не закрывались на ночь. И верблюд мог пройти через это...

Е. Архипова

— Без груза.

Протоиерей Алексей

— Без груза, на коленях, в кровь обдирая бока. Там для чего так делали? Там охрана, и путник должен был бросить туда, внутрь, оружие, ну все, что у него есть, раздеться, как бы разоблачиться и верблюда протащить. То есть он как бы беспомощный, такой бессильный в этот момент. Нет, ну это, кстати говоря, очень хороший комментарий. То есть возможно. Возможно богатым войти в Царствие Небесное.

Е. Каштанова

— Без всего.

Н. Лангаммер

— Я даже не представляю, как верблюд там может пролезть.

Протоиерей Алексей

— Ну он на коленочках умеет ползать.

Н. Лангаммер

— Напомню, что в эфире программа «Клуб частных мнений». Меня зовут Наталья Лангаммер. Мы сегодня обсуждаем тему: как нам принять волю Божию, когда она не совпадает с нашими планами и желаниями. В гостях у нас отец Алексей Батаногов, настоятель храма святого равноапостольного князя Владимира в Новогиреево, директор и тренер конного клуба, иппотерапевт, Екатерина Архипова и Екатерина Каштанова, специалист по связям с общественностью. Очень интересные мы такие моменты, вот сейчас про верблюда обсуждали, что ему действительно пролезть туда — это прямо вот разодрать себя.

Протоиерей Алексей

— Мне вот хочется к этому добавить вот что. Человек создан для радости, для счастья, мы все призваны быть счастливыми. И не только на земле. Не только из-за того, что мы вкусно поели, пообщались, там что-то у нас получилось, что-то красивое мы увидели. Но и в вечности. Это заложено Богом. И когда у человека есть много средств материальных, ему легко себя порадовать — можно что-нибудь дорогое купить, вкусное купить, можно подарки сделать. Ведь очень приятно подарки дарить. Можно путешествие какое-то организовать, что-то построить. Даже не для себя. Просто вот можно постоянно себя радовать, имея деньги. Когда у тебя нет материальных средств, а ты призван к радости, ты начинаешь учиться себя радовать духовными вещами. А богатому — ему просто себя порадовать.

Н. Лангаммер

— Суррогатами.

Протоиерей Алексей

— Ну, может быть, это так, грубо. Но да, какие-то подмены.

Н. Лангаммер

— Ну грубо говоря...

Е. Каштанова

— Более доступными что ли.

Н. Лангаммер

— Земными.

Протоиерей Алексей

— Душа его радуется по тщеславию, по гордости, по чревоугодию там, по каким-то удовлетворению другими страстями. А когда у человека нет возможности постоянно отстегивать за удовлетворение своих страстей, ему нужно научиться радоваться тому, что он простил, что он пожертвовал своим временем, что он послужил другому человеку, что он смирился с чем-то, помолился.

Е. Каштанова

— Более сложно.

Протоиерей Алексей

— Конечно, конечно.

Н. Лангаммер

— И вот смотрите, для кого-то это прямо такой перелом. А, например, святой Серафим Вырицкий, он добровольно, он был очень богатым человеком, занимался мехами...

Е. Каштанова

— Пушниной.

Н. Лангаммер

— И он стал духовником Александро-Невской Лавры. Без перелома.

Протоиерей Алексей

— Таких примеров очень много.

Н. Лангаммер

— Много. Но вот эти люди не испытывали той боли, которую испытываем мы, когда наши желания земные как-то... Хотя мы не очень о земных говорим. Создание семьи, например, это такое богоугодное дело.

Е. Каштанова

— И трудное.

Н. Лангаммер

— И трудное.

Е. Каштанова

— То есть это не про путешествие.

Протоиерей Алексей

— С женой можно путешествовать.

Н. Лангаммер

— Можно.

Протоиерей Алексей

— Это богоугодное дело, если семья по-христиански строится. Но это не всегда же так. Семья — это школа любви. Это, как и монашество, школа любви. Это два пути, цель одна — стяжать в своем сердце любовь.

Н. Лангаммер

— Я хотела все-таки вернуться вот к тому состоянию боли. Вы сказали, это больно, когда мы сталкиваемся с тем, что воля Божия иная. Мы добровольно соглашаемся. Бывает такая ситуация выбора, когда ты можешь сделать по-своему, и это никак Господь не останавливает. Но ты понимаешь, что Богу это неугодно, и сама останавливаешь эту историю. Это очень трудно и очень больно.

Протоиерей Алексей

— Или говоришь: «Господи, подожди, потерпи, спаси меня, но не сейчас».

Н. Лангаммер

— Да, спаси, но не сейчас.

Протоиерей Алексей

— Немножко потерпи, я пока не могу, но потом я обязательно это сделаю.

Н. Лангаммер

— Нет, но ты же тогда вязнешь в своем выборе, если ты понимаешь, что он неправильный, то...

Протоиерей Алексей

— Ну да, не хватает воли, не хватает сил.

Н. Лангаммер

— А, не хватает воли.

Е. Каштанова

— Но итог-то будет все равно тот же. Ну то есть если это не туда, то все равно... Ты подожди, но все равно я увижу, что это ошибка, получается.

Н. Лангаммер

— Но я насладюсь. Извините, за русский язык.

Е. Каштанова

— Ну, мне кажется, тут немножко насладишься, а больше еще... Ну все равно ты будешь хлебать то, что вот это вот...

Н. Лангаммер

— Это ты так решаешь. А есть люди...

Протоиерей Алексей

— Одно другое не исключает. Сначала насладишься, а потом хлебать будешь.

Е. Каштанова

— Ну да. Ну было сладко, да, а теперь...

Н. Лангаммер

— А то просто будешь хлебать. Как же вот нам эту боль-то, как нам ее пережить? Но ты же понимаешь, что она неправильная, она от того, что ты по страсти хотел поступить.

Протоиерей Алексей

— Господь — врач души и тела. Если я со Христом, то Господь не даст сверх меры. Это опять про доверие Богу.

Е. Каштанова

— Сам остановит?

Протоиерей Алексей

— «Господи, я поступлю, как Тебе угодно, доверюсь Тебе. Исцели меня. Я не могу это терпеть, не могу правильно поступить, я не могу ничего. Но с Тобой я верю, что я смогу». Все могу, апостол Павел говорит, когда Господь меня укрепляет. Я — не могу. Сила Божия в немощи совершается. Я — немощный, грешный, страстный человек, который совершает ошибки и грехи. Без Бога я ничего не могу.

Н. Лангаммер

— Вот перенаправить свой взгляд на то, куда ведет Господь, это тоже целое искусство. Кать, сталкивались с этим?

Е. Архипова

— Да. И я вот из своего опыта скажу, что когда я только воцерковилась, я тяжело переживала какие-то неудачи, что моя воля с Божией волей не совпала. А мне казалось, что у меня такие хорошие светлые планы, и это то, чем я должна заниматься, а потом бац — нет. И я переживала. А потом с годами я перестала переживать, потому что я поняла, глядя на прожитые события, что все верно было. И вот на этом основании уже учусь доверять Божией воле и ее спокойнее принимать, даже если она мне кажется не очень хорошей.

Протоиерей Алексей

— Живая вера — это опыт. То, что вот вы говорите, Екатерина, — это опыт. Вы один случай, другой случай, третий — расстраивались. А потом: а вообще-то все было...

Н. Лангаммер

— А потом: зря расстраивалась.

Протоиерей Алексей

— У Бога планы все гораздо лучше, чем у нас с вами наши планы.

Н. Лангаммер

— Но это, опять же приходит с опытом. А поначалу, я помню тоже мои ощущения, когда я только воцерковилась, там особенно все сыплется, как карточный домик.

Е. Каштанова

— Да, многое зачищают.

Н. Лангаммер

— Зачищают. Просто ты разворачиваешься на 180 градусов иногда. Иногда. Иногда не совсем на 180. И ты вот идешь — все рушится, что ты там понастроил своего. Но ты же добровольно идешь.

Е. Каштанова

— Ну да.

Н. Лангаммер

— Ну, Господь зачищает, правильно, как ты говоришь. Ну вот в тот период, надо сказать, что не было опыта, что потом будет лучше. Но, наверное, какая-то была благодать покрывающая.

Протоиерей Алексей

— Опыт — сын ошибок трудных.

Е. Каштанова

— Может быть, Наташа, по-другому, доверия не хватало еще тогда.

Протоиерей Алексей

— А вы знаете, а у меня есть такое наблюдение, что Господь, когда человек воцерковляется — ну взрослым уже, не в младенчестве, а взрослым, он действительно, как зачищает что ли. Друзья некоторые уходят из жизни, события, увлечения, работа. Многое, что просто вот реально...

Е. Каштанова

— Окружение меняется.

Протоиерей Алексей

— Да все. А потом, на некотором этапе, спустя время, когда человек это принял, когда он с этим смирился, принял, доверился Богу, это возвращается. Но на другом уровне.

Н. Лангаммер

— В другом качестве, да.

Протоиерей Алексей

— На другом уровне. Когда человек смог от этого отказаться ради Бога. Богу не нужна такая жертва, которая нас ломает, калечит. Жертва Богу дух сокрушен, сердце сокрушено и смиренно Бог не уничижит. И когда человек вот справился с чем-то таким, Бог может это вернуть. Уже другое собирательство марок. Раньше было собирательство марок такое, с вредом для духовной жизни, для близких. А потом уже, может быть, оно будет такое бесстрастное.

Н. Лангаммер

— Я вот знаю, что не только у верующих людей, но просто что многие люди, знакомые, говорят, что когда очень чего-то хочешь, то тебе это не дается, а дается потом, когда у тебя желание прошло. Я тоже долго думала, почему так. И мне показалось, что когда мы чего-то хотим, мы как будто куда-то тянемся, и у нас смещается центр тяжести.

Протоиерей Алексей

— Мы по страсти.

Н. Лангаммер

— Мы можем упасть.

Протоиерей Алексей

— По страсти.

Протоиерей Алексей

— Мы можем просто рухнуть в это, опереться на это и перестать стоять на своих ногах.

Е. Каштанова

— Ориентир в смысле потерять?

Н. Лангаммер

— Нет. Вот ты понимаешь, что ты очень хочешь машинку, и ребенок вот тянется за этой машинкой, да, тянется, потом он ее хватает...

Е. Каштанова

— И падает?

Н. Лангаммер

— И он на нее опирается. Если у него отнять эту машинку, он уже не держит равновесие, он упадет. А когда человек стоит на своих ногах, и он ни в чем не нуждается...

Протоиерей Алексей

— А еще лучше на камне, который есть Христос.

Н. Лангаммер

— А еще лучше на камне, да.

Е. Архипова

— Человек, бывает, так сильно увлекается чем-то, что он может забыть о Боге. И тогда Боженька осторожно его отворачивает.

Е. Каштанова

— Да.

Н. Лангаммер

— Вот я хочу сказать, Катя, отметить этот момент, с чего ты начала разговор — что ты готова была принять волю Божию, если она не совпадет. Вот это тоже такой, да, отец Алексей, важный момент, что Катя была к этому готова и приняла, да?

Е. Каштанова

— Ну да. Но мне кажется, это вот тоже какие-то уже личные отношения с Богом — про честность. И соответственно, да, и я сразу от того, что произошло вот это несовпадение, я же к себе, внутрь себя так и так — значит, что-то у меня не так. Но, честно, я хотела проверить это, как чистую воду. И Господь дал ответ. Потому что я понимаю, что если идти туда, то будет, скорее всего, хуже. Я вспоминаю слова отца Иоанна (Крестьянкина), он рассказывал о том, что мама ему сказала в детстве. Когда был как раз-таки период, когда гонения начались, он видел церковных служителей, архиереев, как их там в тюрьму забирали, он не понимал все это. И она ему просто сказала: «Ванечка, Господь плохо не сделает. Значит, так надо». И он пронес это все 96 лет, вот это вот доверие Богу. То есть даже если тебе сейчас непонятно, Господь плохо не сделает — значит, так надо. И вот это вот, когда ты действительно укореняешься на этом доверии, оно дает какое-то спокойствие.

Н. Лангаммер

— Это тоже нарабатывается, отец Алексей, доверие?

Протоиерей Алексей

— Наверное, да, конечно. Это дело, вера — дело наживное. И, кстати, сейчас даже светская мысль так часто очень повторяет, что кризис некий — это новые возможности. То есть то, что что-то сломалось, произошло, пошло не так — это не значит, что это плохо. Это просто значит, что надо сменить траекторию, что-то изменить — в себе, в отношении к чему-то.

Н. Лангаммер

— Как важно это. Вот как будто у нас, как вы показывали, лошадь не может войти в поворот. Мне кажется, мы так же не можем иногда войти в поворот, нас как-то несет.

Протоиерей Алексей

— Кстати, прекрасно. Мне очень понравилось то, что вы это вспомнили. Не можем войти, да.

Н. Лангаммер

— Не можем войти в траекторию поворота, да. И хочется, но заносит центробежная сила. У нас один автор на частном мнении, Яна Капаева, написала историю и в эфире рассказала в «Частном мнении» про свою бабушку слепую, которая целое лето делала заготовки для своих внучек. Слепая, одна, делает помидорчики, огурчики, выстраивает, значит, рядочками в подполе. И наконец вот последнюю баночку она ставит — полки падают и все вдребезги. И бабушка говорит: «Слава Тебе, Господи». Вот как дойти до этого, отец Алексей? Как вот до этого уровня дойти?

Протоиерей Алексей

— Надо спросить у бабушки.

Н. Лангаммер

— Ее уже нету, к сожалению.

Протоиерей Алексей

— Ну вот да, этот уровень основывается на опыте. На личном опыте общения с Богом. На личном опыте становления, потерь — вот всего, болезней, горечи.

Н. Лангаммер

— А мне кажется, еще это, Катя, говоришь про отношения с Богом. Потому что, отказываясь от чего-то, хочется что-то другое взять в руки — ну я так банально говорю, что-то ты отпустил, а что-то ты взял.

Протоиерей Алексей

— А когда руки заняты, нечем взять.

Н. Лангаммер

— Вот. А вот это что-то, что мы можем взять — это вот то, что Господь с нами, да? Потому что сами отношения с Богом — это огромная ценность. И ты выбираешь все-таки сохранить вот эти отношения с Богом.

Е. Каштанова

— И это да, но и ты понимаешь, что тебе Господь даст что-то другое.

Н. Лангаммер

— Земное.

Е. Каштанова

— Ну как земное? Нет, может быть, замену того, что вот плохой вариант убрали, червивое, да...

Протоиерей Алексей

— Самое время вспомнить блаженного Августина — это слова, которые последнее время очень часто цитируются: если Бог на первом месте, все остальное на своем. Потому что действительно, если Бог у тебя золотая рыбка или волшебная палочка, то хочется как-то все по-своему расставить.

Е. Каштанова

— Ну да.

Протоиерей Алексей

— А когда Бог на первом месте, все остальное расставится как надо.

Н. Лангаммер

— И вот мне кажется, это вот ощущение, что, например, вот я какая-то гиперпослушная была девочка в детстве — ну мне так кажется, и мне всегда важно было, чтобы папа и мама одобряли. И для меня вот когда я делаю так, что я знаю, это по заповедям и Господь одобряет, я могу спокойно заснуть. Мне это, наверное, заменит какие-то хотелочки этого мира. Кать, ты чем утешалась?

Е. Каштанова

— Я чем утешалась? Я, наверное, какой-то перспективой. Потому что я понимала, что тоже если Господь вот это сейчас убирает, но Он же меня любит, то есть Он не оставит меня в любом случае без просимого, просто Он мне даст другое. И это такое какое-то вдохновение и перспектива. Потому что ты немножко переболел, такой: ну ладно, но это-то мне не нужно, потому что точно было не то, но тебе же дадут то, что тебе точно нужно. И вот это меня как-то вот...

Н. Лангаммер

— Точно дадут?

Е. Каштанова

— Ну, непонятно, когда, как сейчас говорят в мемах, это не точно. Но если ты доверяешь Богу, то я думаю, что точно дадут, просто не так, как ты себе представляешь. Не в той обертке, может быть. Но в любом случае ты получишь свой подарок.

Протоиерей Алексей

— Слава Богу за то, что у меня есть. Слава Богу за то, чего у меня нет.

Е. Каштанова

— Наверное, так.

Н. Лангаммер

— И, кстати, за это тоже благодарим. Я так себя успокаиваю, у меня просто это сейчас вот главное лекарство. Вот кто-то что-то сделал и обидел, или что-то пошло не так, сломалось: «Господи, благодарю Тебя, что это сломалось».

Протоиерей Алексей

— Ну вот видите, банки с огурцами разбились — а вы благодарите.

Н. Лангаммер

— Да. Прямо работает. Это действительно тебе вот сразу легче становится. Ты понимаешь, что благодарю Тебя, Господи, за то, чего и нет. Катюша, ну подытоживай. Мы проговорили час на заданную тобой тему.

Е. Каштанова

— Я благодарна каждому из вас за опыт, за то, что вы поделились своим, наверное, личным общением, наблюдениями, потому что это бесценная история. И я думаю, что я это все сложу в свою кладовочку духовную, да, общения с Богом, опыта. И в любом случае что-то, что ты прошел или, может быть, потерял — это совершенно не негативный опыт. Наверное, вот самое главное.

Н. Лангаммер

— Где твое кольцо?

Е. Каштанова

— Соломона. Вот оно, да.

Н. Лангаммер

— Что у тебя там написано?

Е. Каштанова

— «И это пройдет».

Н. Лангаммер

— Да.

Е. Каштанова

— Да. Поэтому спасибо вам большое, друзья, за то, что помогли разобрать эту тему. Я думаю, что это было всем полезно на самом деле.

Н. Лангаммер

— Отец Алексей, мы все сказали или что-то еще важно?

Протоиерей Алексей

— Да нет, конечно. Разве можно все сказать? Но для часа, мне кажется, достаточно. Слава Богу за все, что у нас есть. И за то, чего у нас нет. И у Бога все вовремя. Особенно для тех, кто умеет ждать.

Н. Лангаммер

— Спасибо. Спасибо вам огромное.

Е. Архипова

— Всем спасибо.

Н. Лангаммер

— Да, потому что я тоже какие-то вещи для себя поняла. Наверное, самое ценное это действительно то, что мы вообще готовы услышать Бога и этим утешиться. Потому что, Кать, ты меня прости, но, наверное, могут и не дать. Но дадут что-то другое.

Е. Каштанова

— Ну в любом случае, да, ты не уйдешь пустой, я думаю.

Н. Лангаммер

— Потому что, когда мне один батюшка сказал, что ну вот у тебя нет детей, а может, у тебя такой путь, может, ты там должна что-то великое сделать. Я рыдала просто вот...

Е. Каштанова

— Неутешительно, да?

Н. Лангаммер

— Неутешительно, да. Когда ты вот прямо вот уперся во что-то — это неутешительно. А потом поняла, что ты не будешь счастлив там, куда ты пытаешься залезть, если это не твой путь. Ты будешь счастлив там, куда тебя поставит Господь. Даже если сейчас тебе кажется, что это совсем не то. В общем, наверное, сегодня программа про доверие Богу и про любовь, наверное, к Нему. Это был «Клуб частных мнений» на Радио ВЕРА. Меня зовут Наталья Лангаммер. Мы сегодня такую сложную тему обсуждали вместе с отцом Алексеем Батаноговым, настоятелем храма святого равноапостольного князя Владимира в Новогиреево, с Екатериной Архиповой, директором и тренером конного клуба, иппотерапевтом, и Екатериной Каштановой, специалистом по связям с общественностью, автором программы «Частное мнение», которая и легла в основу этой дискуссии. Дорогие друзья, вы можете не только слушать, но и смотреть программу «Клуб частных мнений» на всех наших ресурсах — на сайте http://radiovera.ru, в нашей группе ВКонтакте. Ну а мы на этом прощаемся и будем снова в эфире через неделю, в воскресенье в 18.00. Всего доброго, до свидания.

Е. Архипова

— До свидания.

Е. Каштанова

— До свидания.

Протоиерей Алексей

— До свидания.


Все выпуски программы Клуб частных мнений

Мы в соцсетях

Также рекомендуем