Протоиерей Александр Мень и Наталья Фёдоровна прожили в браке 34 года, вырастили двух детей. В одном из интервью сын супругов Михаил признался: удивительно, но никогда за долгие годы не видел, чтобы родители ссорились. Отец Александр и матушка Наталья очень бережно относились друг к другу. Именно это помогло супругам сохранить и пронести свою любовь сквозь время и жизненные испытания.
Александр Мень и Наталья Григоренко познакомились в городе Балаши́ха в 50-ые годы 20-го столетия. В то время они были студентами Московского пушно-мехового институт а. Наташа сразу обратила внимание на необычного парня. Александр носил бороду, шляпу, высокие сапоги и никогда не расставался с наплечной сумкой, в которой, как позже узнала девушка, была Библия. Как-то молодые люди разговорились, и Александр рассказал Наташе, что хочет посвятить себя служению Богу. Это решение он принял ещё подростком, когда впервые прочёл Библию целиком. И осознал всю ценность христианской веры. Поэтому одновременно с учёбой в институте он заочно проходил курс в Ленинградской духовной семинарии. В то время не принято было открыто говорить о вере в Бога. Но признание молодого человека Наташу ничуть не смутило, наоборот, она поддержала его решение стать священником. И призналась, что и сама уже давно не представляет свою жизнь без церкви.
Со временем молодые люди полюбили друг друга, и Александр сделал Наталье предложение. Они поженились в 1956 году, и вскоре у них родилась дочь Елена. А через несколько лет на свет появился сын Михаил. Позже Наталья вспоминала, что воспитание детей сблизило их с мужем ещё больше. В доме царила атмосфера полного взаимопонимания. В это время Александр уже был рукоположен в священники и вместе с семьёй переехал в подмосковное Ала́бино. Прихожане полюбили молодого и общительного батюшку.
Активная миссионерская деятельность отца Александра вызвала недовольство у районного начальства, и священнику пришлось переехать в село Новая Деревня Московской области. Супруги жили скромно, однако двери их дома всегда были открыты для многочисленных гостей. У отца Александра практически не было свободного времени. Он служил в Сретенском храме, публично выступал с проповедями, а также писал богословские труды. Наталья Фёдоровна создавала домашний уют. По мере возможности отец Александр старался помогать матушке по хозяйству. Самостоятельно научился готовить и нередко удивлял супругу кулинарными достижениями, например, блюдами из капусты, которые удавались ему особенно хорошо и мгновенно собирали за столом всю семью. Позже матушка Наталья с теплотой вспоминала об этом. К детям отец Александр относился с особой нежностью. В одном из интервью Наталья Фёдоровна рассказывала, что, несмотря на занятость, отец Александр каждый вечер находил время почитать детям на ночь добрые сказки. Пусть немножко, но обязательно.
9 сентября 1990 года протоиерей Александр Мень был убит. Обстоятельства этой трагедии не выяснены до сих пор. Наталья Фёдоровна тяжело переживала утрату. Утешением для неё стало участие в создании фонда протоиерея Александра Меня. У Натальи появилась возможность продолжить миссионерское служение любимого мужа.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рим., 104 зач., X, 11 - XI, 2.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Одна из важных лично для апостола Павла тем — это тема спасения евреев. Павел не мог не переживать о своих собратьях, а потому, проповедуя язычникам, он не забывал и о евреях. Сегодня во время литургии в православных храмах звучит отрывок из 10-й и 11-й глав Послания апостола Павла к Римлянам. В этом отрывке затрагивается сразу несколько вопросов, однако давайте сосредоточим наше внимание на тех словах, которые касаются проповеди среди потомков праотца Иакова, ведь те препоны, которые мешали уверовать во Христа соплеменникам апостола Павла, зачастую мешают уверовать и людям, не имеющим никакого отношения к еврейскому народу.
Глава 10.
11 Ибо Писание говорит: всякий, верующий в Него, не постыдится.
12 Здесь нет различия между Иудеем и Еллином, потому что один Господь у всех, богатый для всех, призывающих Его.
13 Ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется.
14 Но как призывать Того, в Кого не уверовали? как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего?
15 И как проповедовать, если не будут посланы? как написано: как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое!
16 Но не все послушались благовествования. Ибо Исаия говорит: Господи! кто поверил слышанному от нас?
17 Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия.
18 Но спрашиваю: разве они не слышали? Напротив, по всей земле прошел голос их, и до пределов вселенной слова их.
19 Еще спрашиваю: разве Израиль не знал? Но первый Моисей говорит: Я возбужу в вас ревность не народом, раздражу вас народом несмысленным.
20 А Исаия смело говорит: Меня нашли не искавшие Меня; Я открылся не вопрошавшим о Мне.
21 Об Израиле же говорит: целый день Я простирал руки Мои к народу непослушному и упорному.
Глава 11.
1 Итак, спрашиваю: неужели Бог отверг народ Свой? Никак. Ибо и я Израильтянин, от семени Авраамова, из колена Вениаминова.
2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря
Чувство национальной исключительности — это то, с чем человечество живёт, пожалуй, всю свою историю. Так, ещё в описании переселения праотца Иакова и его потомства в Египет мы находим библейское замечание, которое говорит, что египтяне воспринимают как мерзость пастухов, а потому Иакова селят отдельно от прочих египтян, ведь израильтяне были народом пастухов (см. Быт. 46:34). Подобных по своей сути мест в Библии — масса, Новый Завет не является исключением, ведь и Сам Христос в беседе с финикийской женщиной тоже намекает на национальную исключительность евреев (см. Мк. 7:25–29). Любой народ имеет свои уникальные черты, а потому у любого народа есть причины для гордости, но, как мы понимаем, израильский народ здесь стоит особняком: ведь к нему Бог обращался напрямую, только его Бог называл Своим любимым чадом, и только этот народ некоторый период своей жизни жил под управлением Бога.
Тесные отношения Бога с израильтянами продолжались столетиями, и вполне естественно, что за это время мысль об особенном пути своего народа стала частью национальной идентичности евреев. Однако вот в чём проблема: как и любая иная гордыня, чувство национальной исключительности способно ослепить людей, оно способно сделать народ нечувствительным к проявлениям воли Божией. Именно это, как мы знаем, произошло с израильским народом: уверовать во Христа им помешала гордыня. Конечно, она, как и всякий иной порок, развивалась постепенно, и это развитие упомянул апостол Павел в прозвучавшем только что отрывке Послания к Римлянам: апостол сослался на двух великих людей прошлого — на Моисея и на Исайю — каждый из которых в своё время говорил о некотором особенном упорстве потомков Иакова, и это упорство нельзя объяснить ничем иным, кроме гордыни.
Впрочем, апостол Павел, несмотря на все свои переживания, не терял оптимизма, он верил, что Бог остался верен Своим обетованиям, а потому Он не отверг Свой народ, апостол верил, что точно так же, как Бог воззвал еврейский народ из небытия, так Бог может и обратить его к покаянию, к обращению ко Христу и спасению.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Фонд «Хранители детства» помогает подросткам сделать осознанный выбор профессии и пройти стажировки

Фонд «Хранители детства» более 10 лет поддерживает молодых людей из уязвимых групп: сирот, ребят с инвалидностью, подростков из приёмных, опекунских и кризисных семей. Фонд помогает им осознанно подойти к выбору будущей профессии, получить необходимые знания и первый трудовой опыт под руководством наставников.
Максиму 16 лет, родителей у него нет. Молодой человек живёт и обучается в подмосковном Православном центре образования имени Преподобного Сергия Радонежского.
В прошлом году при участии фонда «Хранители детства» парень прошёл тестирование на профориентацию, а затем обучение и стажировку в Музее архитектуры в миниатюре. Он посвящён православным достопримечательностям Золотого кольца России. Максим участвовал в организации экскурсий и сам побывал в роли экскурсовода. За три недели наставники, подготовленные фондом, помогли ему раскрыть творческий потенциал, выявить профессиональные качества и определиться, куда двигаться дальше.
Фонд «Хранители детства» работает в 20 регионах России. Он знакомит молодёжь с современными, востребованными профессиями и устраивает на стажировки в различные партнёрские организации. Благодаря этому ребята из детских домов, приёмных, опекунских и кризисных семей, а также подростки с инвалидностью обретают уверенность, самостоятельность и могут попробовать себя в профессии.
Поучаствовать в проекте фонда «Хранители детства» можете и вы. Например, в качестве наставника рассказать ребятам о своей профессии, либо организовать для них стажировку. Подробнее об участии делами тут.
Кроме того, есть возможность поддержать проект и его подопечных финансово на сайте фонда «Хранители детства».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«ГИМ и Новодевичий монастырь». Марина Чистякова

У нас в студии была заместитель генерального директора Государственного исторического музея Марина Чистякова.
Разговор шел об истории Новодевичьего монастыря в Москве, о взаимодействии монастыря и Исторического музея, а также о выставке, посвященной 500-летию Новодевичьей обители.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер