В 1885 году офицер кавалергардского полка Михаил Осоргин оставил военную службу и поселился в родовом имении Сергиевское в Калужской губернии. 22 июля Осоргины отмечали именины матери Михаила. На праздник съехались родственники и друзья. Приехали из Калуги и Трубецкие: музыковед Николай Трубецкой с детьми Сергеем, Ольгой и Елизаветой. Впервые увидев Лизу, Михаил полюбил её.
Ухаживать за девушкой Михаил, впрочем, решился только при следующей встрече — в июне 1886 года, когда Трубецкие вновь посетили Сергиевское. В этот раз Михаил и Елизавета много гуляли по саду и беседовали. «В первый раз в жизни, — позже вспоминал Михаил Осоргин, — мне так легко говорилось с девушкой, и я чувствовал себя так свободно». Особенно сблизил их спектакль, который поставили Трубецкие в Калужском Дворянском собрании, и в котором играли Михаил и Елизавета. Вскоре Михаил сделал Елизавете предложение. А потом молодые люди попросили родительского благословения.
В 1886 году они обвенчались в Воскресенской церкви Калуги. Таинство совершил общий духовник Михаила и Елизаветы — протоиерей Александр Ростиславов. «Передать все чувства, пережитые в эти минуты, невозможно, — вспоминал Михаил Осоргин. — Они не поддаются описанию, это было ощущение соединения с самим Богом, невидимо присутствующим и благословляющим в будущие века христианский брак и новую угодную ему семью».
Молодожёны жили счастливо. Михаил Михайлович быстро продвигался по государственной службе, занимая различные должности в Калужской губернии, а затем в Харьковской, Гродненской и Тульской. Елизавета Николаевна занималась воспитанием детей: к 1901 году у Осоргиных их было уже семеро. Летние месяцы Осоргины проводили в родовом имении, а после того, как в 1907 году Михаил Михайлович вышел в отставку, стали жить здесь круглый год. Между хозяйственными трудами Осоргины находили время для прогулок, музицирования и совместного чтения. Они старались посещать все церковные службы, поддерживали материально местное духовенство и крестьян. Михаил Михайлович и Елизавета Николаевна организовали приходскую школу в Сергиевском, создали братство святой Иулиании для помощи нуждающимся, распродали земельные угодья в Калужской губернии крестьянам по очень низким ценам. В октябре 1918 года, после того как большевики отняли усадьбу Осоргиных, крестьяне провожали супругов со слезами.
После изгнания из усадьбы супруги жили в маленьком доме в селе Лукино под Москвой. В 1920-е годы они зарабатывали на жизнь тем, что давали частные уроки детям по всем предметам — от математики до музыки. В доме Осоргиных также проходили занятия по Закону Божьему для подростков. Друг семьи Сергей Голицын, тогда совсем юный, вспоминал: «Дядя Миша садился на свое место на мягком диване, и устанавливалась тишина. Он говорил страстно, стараясь укрепить в нас веру в Бога».
В 1929 году супруги потеряли двух близких людей. Сын Георгий был расстрелян на Соловках. А тесть Сергей Самарин погиб в тюрьме. Опасаясь за себя и своих детей, Осоргины начали готовиться к эмиграции. Благодаря помощи Екатерины Пешковой, супруги Максима Горького, Осоргины в 1931 году уехали в Париж. Здесь Михаил Михайлович был рукоположен в священники и стал настоятелем маленькой церкви святых Константина и Елены в Кламаре, пригороде французской столицы.
Жизнь детей Осоргиных сложилась по-разному: Михаил стал знаменитым регентом, Сергей — предпринимателем, Мария, София и Ульяна нашли себя в семейной жизни, Антонина приняла постриг. Разные судьбы, но общее наследство — родительская любовь.
Спасо-Преображенский кафедральный собор — Димитровград

Преображенский кафедральный собор Димитровограда, города в Ульяновской области, был построен совсем недавно — в 2007 году. Однако, история его уходит корнями в девятнадцатый век, в то далёкое время, когда на территории современного города находилась деревенька Мелекесс. В 1859 году она стала селом, поскольку здесь появился первый деревянный храм. Его посвятили Николаю Чудотворцу.
По праздникам маленькая церквушка не вмешала молящихся и жители Мелекесса решили поставить ещё одну, на этот раз каменную. Главным жертвователем стал купец первой гильдии Николай Масленников. Он не только оплатил материалы и работу мастеров, но и отдал свой дом для проживания духовенства.
В 1879 году каменный храм освятили и он также получил имя Николая, Угодника Божия. Десять лет в Мелекессе существовало два Никольских прихода. Деревянную церковь в народе называли Староникольской, а каменную — Белой. Оштукатуренные стены заботливо белили весной и осенью и храм неизменно сохранял праздничный вид.
В 1889 году деревянный храм сгорел при пожаре. Белая церковь стала центром общественной жизни Мелекесса. При ней открылась школа и заработала библиотека. В день памяти святителя Николая, 19 декабря, в селе устраивали ярмарку, на которую съезжалось множество гостей из окрестных деревень. Празднование совершалось каждую зиму вплоть до революции 1917 года. Безбожники, захватившие власть в России, закрыли Никольскую церковь, а в 1939-м — снесли. Там, где стоял Белый храм, устроили парк.
Но через шестьдесят лет верующие получили разрешение возродить утраченную святыню. Первые молебны служили под открытым небом на месте снесённой церкви. В двухтысячном году в парке поставили часовню во имя Казанской иконы Божией Матери, а ещё через семь лет здесь возвели великолепный кирпичный храм в честь праздника Преображения Господня. За яркий цвет стен его называют Красным.
Мелекесс к этому времени получил статус города и новое имя — Димитровград. В 2012 году он стал центром Мелекесской православной епархии. Кафедральным, то есть главным её собором считается Спасо-Преображенский храм — Красная церковь, что выросла на месте утраченной Белой в самом сердце города.
Все выпуски программы ПроСтранствия
Счетоводы чужой любви. Анна Тумаркина

Анна Тумаркина
Однажды я мысленно осудила приятельницу за недостаток любви. Мы давно не виделись до этой встречи. Полтора года назад она вышла замуж, и сейчас рассказывала мне, как обживается в новой семье, на новом месте, как привыкает к особенностям супружеской жизни, как они с мужем придумывают друг другу ласковые прозвища и вместе ходят на концерты. Среди прочего знакомая обмолвилась:
— Я ненавижу убирать в квартире. Идеальный порядок мне не нужен, а муж и сам всё умеет.
Я ничего не сказала, но в глубине души стала порицать её. Муж ведь приходит домой с работы голодный, уставший, а она ... Может быть, и готовить тоже не любит?
— Готовить тоже не люблю! -— сказала знакомая, упредив мой вопрос, -— еда всегда в холодильнике, можно разогреть. К тому же муж готовит гораздо лучше меня.
«Точно, -— подумала я, -— только о себе думает. И ленивая. Мало в ней любви, любовь бы справилась с ленью».
Наверное, осуждение, кипевшее внутри меня, проявилось на моём лице. Девушка опустила глаза и погрустнела. Видимо, сама понимала, что недостаточно уделяет мужу внимания. А потом проговорила полушёпотом:
— Мы полгода назад ребёнка потеряли.
И тут уже стыдно стало мне. Ведь я всерьез осудила её: что не хватает любви у девушки, не умеет любить. А у неё просто не хватало физических и душевных ресурсов на быт, потому что ещё не оправилась от тяжёлой потери. Ведь и так поддерживала мужа, как могла: добрым словом, улыбкой, лаской. Давала столько любви, сколько могла, а иногда и больше, чем могла.
Внезапно пришло осознание: грешно, преступно быть счетоводом чужой любви. Указывать другим, как правильно или неправильно любить, считать, мол, этот любит больше, эта -— меньше и наоборот... Любовь -— самое святое и настоящее, что есть в человеке. Но мера и способы проявления любви у каждого свои. Вспомнила историю о двух лептах вдовы из Евангелия от Луки. Наверное, те фарисеи, что смотрели, как она опускает в сокровищницу две лепты, тоже думали про себя, что недостаточно у бедной женщины любви, только о себе и думает.
Так Господь научил меня, как важно не считать чужие душевные и духовные богатства. Лучше обратиться к своим. И как можно чаще пополнять Божественную сокровищницу.
Автор: Анна Тумаркина
Все выпуски программы Частное мнение
23 октября. О взаимоотношении Лиц Святой Троицы

В 11-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Всё предано Мне Отцом Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть».
О взаимоотношении Лиц Святой Троицы – епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Все выпуски программы Актуальная тема