В 1885 году офицер кавалергардского полка Михаил Осоргин оставил военную службу и поселился в родовом имении Сергиевское в Калужской губернии. 22 июля Осоргины отмечали именины матери Михаила. На праздник съехались родственники и друзья. Приехали из Калуги и Трубецкие: музыковед Николай Трубецкой с детьми Сергеем, Ольгой и Елизаветой. Впервые увидев Лизу, Михаил полюбил её.
Ухаживать за девушкой Михаил, впрочем, решился только при следующей встрече — в июне 1886 года, когда Трубецкие вновь посетили Сергиевское. В этот раз Михаил и Елизавета много гуляли по саду и беседовали. «В первый раз в жизни, — позже вспоминал Михаил Осоргин, — мне так легко говорилось с девушкой, и я чувствовал себя так свободно». Особенно сблизил их спектакль, который поставили Трубецкие в Калужском Дворянском собрании, и в котором играли Михаил и Елизавета. Вскоре Михаил сделал Елизавете предложение. А потом молодые люди попросили родительского благословения.
В 1886 году они обвенчались в Воскресенской церкви Калуги. Таинство совершил общий духовник Михаила и Елизаветы — протоиерей Александр Ростиславов. «Передать все чувства, пережитые в эти минуты, невозможно, — вспоминал Михаил Осоргин. — Они не поддаются описанию, это было ощущение соединения с самим Богом, невидимо присутствующим и благословляющим в будущие века христианский брак и новую угодную ему семью».
Молодожёны жили счастливо. Михаил Михайлович быстро продвигался по государственной службе, занимая различные должности в Калужской губернии, а затем в Харьковской, Гродненской и Тульской. Елизавета Николаевна занималась воспитанием детей: к 1901 году у Осоргиных их было уже семеро. Летние месяцы Осоргины проводили в родовом имении, а после того, как в 1907 году Михаил Михайлович вышел в отставку, стали жить здесь круглый год. Между хозяйственными трудами Осоргины находили время для прогулок, музицирования и совместного чтения. Они старались посещать все церковные службы, поддерживали материально местное духовенство и крестьян. Михаил Михайлович и Елизавета Николаевна организовали приходскую школу в Сергиевском, создали братство святой Иулиании для помощи нуждающимся, распродали земельные угодья в Калужской губернии крестьянам по очень низким ценам. В октябре 1918 года, после того как большевики отняли усадьбу Осоргиных, крестьяне провожали супругов со слезами.
После изгнания из усадьбы супруги жили в маленьком доме в селе Лукино под Москвой. В 1920-е годы они зарабатывали на жизнь тем, что давали частные уроки детям по всем предметам — от математики до музыки. В доме Осоргиных также проходили занятия по Закону Божьему для подростков. Друг семьи Сергей Голицын, тогда совсем юный, вспоминал: «Дядя Миша садился на свое место на мягком диване, и устанавливалась тишина. Он говорил страстно, стараясь укрепить в нас веру в Бога».
В 1929 году супруги потеряли двух близких людей. Сын Георгий был расстрелян на Соловках. А тесть Сергей Самарин погиб в тюрьме. Опасаясь за себя и своих детей, Осоргины начали готовиться к эмиграции. Благодаря помощи Екатерины Пешковой, супруги Максима Горького, Осоргины в 1931 году уехали в Париж. Здесь Михаил Михайлович был рукоположен в священники и стал настоятелем маленькой церкви святых Константина и Елены в Кламаре, пригороде французской столицы.
Жизнь детей Осоргиных сложилась по-разному: Михаил стал знаменитым регентом, Сергей — предпринимателем, Мария, София и Ульяна нашли себя в семейной жизни, Антонина приняла постриг. Разные судьбы, но общее наследство — родительская любовь.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рим., 104 зач., X, 11 - XI, 2.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Одна из важных лично для апостола Павла тем — это тема спасения евреев. Павел не мог не переживать о своих собратьях, а потому, проповедуя язычникам, он не забывал и о евреях. Сегодня во время литургии в православных храмах звучит отрывок из 10-й и 11-й глав Послания апостола Павла к Римлянам. В этом отрывке затрагивается сразу несколько вопросов, однако давайте сосредоточим наше внимание на тех словах, которые касаются проповеди среди потомков праотца Иакова, ведь те препоны, которые мешали уверовать во Христа соплеменникам апостола Павла, зачастую мешают уверовать и людям, не имеющим никакого отношения к еврейскому народу.
Глава 10.
11 Ибо Писание говорит: всякий, верующий в Него, не постыдится.
12 Здесь нет различия между Иудеем и Еллином, потому что один Господь у всех, богатый для всех, призывающих Его.
13 Ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется.
14 Но как призывать Того, в Кого не уверовали? как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего?
15 И как проповедовать, если не будут посланы? как написано: как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое!
16 Но не все послушались благовествования. Ибо Исаия говорит: Господи! кто поверил слышанному от нас?
17 Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия.
18 Но спрашиваю: разве они не слышали? Напротив, по всей земле прошел голос их, и до пределов вселенной слова их.
19 Еще спрашиваю: разве Израиль не знал? Но первый Моисей говорит: Я возбужу в вас ревность не народом, раздражу вас народом несмысленным.
20 А Исаия смело говорит: Меня нашли не искавшие Меня; Я открылся не вопрошавшим о Мне.
21 Об Израиле же говорит: целый день Я простирал руки Мои к народу непослушному и упорному.
Глава 11.
1 Итак, спрашиваю: неужели Бог отверг народ Свой? Никак. Ибо и я Израильтянин, от семени Авраамова, из колена Вениаминова.
2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря
Чувство национальной исключительности — это то, с чем человечество живёт, пожалуй, всю свою историю. Так, ещё в описании переселения праотца Иакова и его потомства в Египет мы находим библейское замечание, которое говорит, что египтяне воспринимают как мерзость пастухов, а потому Иакова селят отдельно от прочих египтян, ведь израильтяне были народом пастухов (см. Быт. 46:34). Подобных по своей сути мест в Библии — масса, Новый Завет не является исключением, ведь и Сам Христос в беседе с финикийской женщиной тоже намекает на национальную исключительность евреев (см. Мк. 7:25–29). Любой народ имеет свои уникальные черты, а потому у любого народа есть причины для гордости, но, как мы понимаем, израильский народ здесь стоит особняком: ведь к нему Бог обращался напрямую, только его Бог называл Своим любимым чадом, и только этот народ некоторый период своей жизни жил под управлением Бога.
Тесные отношения Бога с израильтянами продолжались столетиями, и вполне естественно, что за это время мысль об особенном пути своего народа стала частью национальной идентичности евреев. Однако вот в чём проблема: как и любая иная гордыня, чувство национальной исключительности способно ослепить людей, оно способно сделать народ нечувствительным к проявлениям воли Божией. Именно это, как мы знаем, произошло с израильским народом: уверовать во Христа им помешала гордыня. Конечно, она, как и всякий иной порок, развивалась постепенно, и это развитие упомянул апостол Павел в прозвучавшем только что отрывке Послания к Римлянам: апостол сослался на двух великих людей прошлого — на Моисея и на Исайю — каждый из которых в своё время говорил о некотором особенном упорстве потомков Иакова, и это упорство нельзя объяснить ничем иным, кроме гордыни.
Впрочем, апостол Павел, несмотря на все свои переживания, не терял оптимизма, он верил, что Бог остался верен Своим обетованиям, а потому Он не отверг Свой народ, апостол верил, что точно так же, как Бог воззвал еврейский народ из небытия, так Бог может и обратить его к покаянию, к обращению ко Христу и спасению.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Фонд «Хранители детства» помогает подросткам сделать осознанный выбор профессии и пройти стажировки

Фонд «Хранители детства» более 10 лет поддерживает молодых людей из уязвимых групп: сирот, ребят с инвалидностью, подростков из приёмных, опекунских и кризисных семей. Фонд помогает им осознанно подойти к выбору будущей профессии, получить необходимые знания и первый трудовой опыт под руководством наставников.
Максиму 16 лет, родителей у него нет. Молодой человек живёт и обучается в подмосковном Православном центре образования имени Преподобного Сергия Радонежского.
В прошлом году при участии фонда «Хранители детства» парень прошёл тестирование на профориентацию, а затем обучение и стажировку в Музее архитектуры в миниатюре. Он посвящён православным достопримечательностям Золотого кольца России. Максим участвовал в организации экскурсий и сам побывал в роли экскурсовода. За три недели наставники, подготовленные фондом, помогли ему раскрыть творческий потенциал, выявить профессиональные качества и определиться, куда двигаться дальше.
Фонд «Хранители детства» работает в 20 регионах России. Он знакомит молодёжь с современными, востребованными профессиями и устраивает на стажировки в различные партнёрские организации. Благодаря этому ребята из детских домов, приёмных, опекунских и кризисных семей, а также подростки с инвалидностью обретают уверенность, самостоятельность и могут попробовать себя в профессии.
Поучаствовать в проекте фонда «Хранители детства» можете и вы. Например, в качестве наставника рассказать ребятам о своей профессии, либо организовать для них стажировку. Подробнее об участии делами тут.
Кроме того, есть возможность поддержать проект и его подопечных финансово на сайте фонда «Хранители детства».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«ГИМ и Новодевичий монастырь». Марина Чистякова

У нас в студии была заместитель генерального директора Государственного исторического музея Марина Чистякова.
Разговор шел об истории Новодевичьего монастыря в Москве, о взаимодействии монастыря и Исторического музея, а также о выставке, посвященной 500-летию Новодевичьей обители.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер