
Когда в 1867-м году в Казани было образовано миссионерское братство во имя святителя Гурия, одним из его основателей стал Евфимий Малов — преподаватель здешней духовной академии. Спустя два года он принял священный сан.
Смысл своей жизни отец Евфимий видел в проповеди Православия мусульманам и язычникам. Ситуация была сложной: народы Поволжья почти не знали Христа. А потомки татар, крещёных в прежние века, массово отпадали в ислам.
Обеспокоенный этим отец Евфимий вместе с Николаем Ильминским и другими просветителями начал создавать православные школы для татар и переводить на их язык духовную литературу. В 1875-м году при Спасо-Преображенском монастыре в Казани Малов создал приют для татарских детей. Отец Евфимий досконально изучил ислам и написал немало книг, в которых сравнивал учения Евангелия и Корана.
Бесстрашный священник, находясь порой в исключительно мусульманском окружении, приходил в дома к людям, говорил о Христе, читал на татарском языке Библию и духовные поучения, вел полемику.
Неизгладимое впечатление на слушателей производила книга «Завтра приду» святителя Тихона Задонского, которую Малов возил с собой и читал на татарском языке. «Грешная душа! — раздавалось под крышами татарских изб. — Зовёт тебя Бог и Господь твой; зовёт Иисус Искупитель, Который пострадал и умер за спасение твоё».
В результате таких поездок многие татары приходили ко Христу, а колебавшиеся в вере люди укреплялись в Православии. Приветливый, благодушный, искренний, отец Евфимий располагал к себе даже тех, кто поначалу не хотел его слушать.
В 1891-м году в Казани произошло нашумевшее событие: мусульманский проповедник Сахиб Ахмеров после ряда дискуссий с Маловым принял Православие. Сам отец Евфимий его и крестил с именем Павел. Ахмеров стал помогать священнику, а также начал преподавать арабский язык в Казанской духовной академии.
Православная миссия была радостью и болью отца Евфимия: он видел, сколько много дел и как мало делателей. «А где же наши православные миссионеры? — писал он. — Где они? Внуши нам, Господи, ревность о спасительном учении Твоём, внуши сострадание к погибающим душам! Да будут как следует приготовлены миссионеры! Боже, да будет воля Твоя!»
Протоиерей Евфимий Малов, настоятель кафедрального Преображенского собора Казани, скончался в 1918-м году, прожив восемьдесят один год. Его миссионерские и научные труды были высоко оценены: за них он удостоился орденов Святой Анны и Святого Владимира. Но главной наградой для него стали бессмертные человеческие души, которые были спасены для Царствия Небесного трудами отца Евфимия.
Псалом 128. Богослужебные чтения

Если вы когда-нибудь видели, как плугом вспахивают землю, то, несомненно, удивились, насколько это зрение — завораживает! Казавшаяся скованной неприступной коркой земля вдруг разрыхляется, переворачивается — и открывает свои совсем иные глубины.
Этот образ активно использует псалмопевец Давид в 128-м псалме, который читается сегодня в храмах за богослужением. Давайте послушаем!
Псалом 128.
Песнь восхождения.
1 Много теснили меня от юности моей, да скажет Израиль:
2 много теснили меня от юности моей, но не одолели меня.
3 На хребте моём орали оратаи, проводили длинные борозды свои.
4 Но Господь праведен: Он рассёк узы нечестивых.
5 Да постыдятся и обратятся назад все ненавидящие Сион!
6 Да будут, как трава на кровлях, которая прежде, нежели будет исторгнута, засыхает,
7 которою жнец не наполнит руки́ своей, и вяжущий снопы — горсти своей;
8 и проходящие мимо не скажут: «благословение Господне на вас; благословляем вас именем Господним!»
Не просто так Давид обращается к понятному образу вспахивания: но его образ — пронзителен. Он говорит о том, что на его «хребте» — то есть спине — грешники «вели длинные борозды плугом» — ничего себе такая аллегория долгой, растянутой по времени, непрекращающейся боли! Святитель Иоанн Златоуст так комментирует этот стих: «грешники... строили козни, не как случилось, но с великими усилиями и хитростями, составляя обманы, нападая тайно; выражение: „на хребте моём“ означает или хитрость и коварство, или напряжённость и великую силу; т. е. они старались сокрушить саму силу мою... они козни против праведника обратили в занятие».
Но 128-й псалом, при всём драматизме начала — причём, наверное, едва ли где ещё в Псалтири можно встретить столь «физиологическое» измерение, — заканчивается вполне позитивно: никакие попытки «сломать хребет» праведнику не закончились успехом! Более того: Бог обратил усилия грешников не во вред, а на пользу праведнику!
Нередко, когда нас посещают скорби, или мы становимся объектом чьей-то целенаправленной травли, или просто, как говорят в народе, «куда ни кинь — один клин!» — нам хочется поскорее, любыми способами выбраться из неприятности. И в этот момент очень хорошо вспомнить сегодняшний 128-й псалом — точнее, его образ: на «вспаханной глубокими бороздами» земле жизни праведника — Бог сеет семена Своих благословений! Не было бы такой глубокой «пропашки» — и семена быстро бы погибли: чем тщательнее возделана пашня — тем лучший урожай будет!
Так что, дорогие друзья, не будем унывать в скорбях — а лучше будем представлять себя податливой землёй в руках заботящегося о нас Земледельца!
Псалом 128. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 128. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 128. На струнах Псалтири
1 Много теснили меня от юности моей, да скажет Израиль:
2 много теснили меня от юности моей, но не одолели меня.
3 На хребте моем орали оратаи, проводили длинные борозды свои.
4 Но Господь праведен: Он рассек узы нечестивых.
5 Да постыдятся и обратятся назад все ненавидящие Сион!
6 Да будут, как трава на кровлях, которая прежде, нежели будет исторгнута, засыхает,
7 которою жнец не наполнит руки своей, и вяжущий снопы - горсти своей;
8 и проходящие мимо не скажут: "благословение Господне на вас; благословляем вас именем Господним!"
13 июня. О важности изучения православной веры

Во 2-й главе Послания Апостола Павла к римлянам есть слова: «Как же ты, уча другого, не учишь себя самого?»
О важности изучения православной веры — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Несомненно, христианское учение имеет здравый смысл, логично и непротиворечиво. В отличие от заблуждающегося человека, который может менять свое мнение, лукавить и оправдывать себя, Божье учение стройно, правдиво и истинно. В его свете видны все изъяны и несовершенства.
Ещё Христос напомнил людям древнюю пословицу: «Врач, исцели самого себя», — то есть, прежде чем кого-то учить, что-либо проповедовать, к чему-то призывать, надо, чтобы сам человек соответствовал требованиям, предъявляемым им к другим. И это справедливо.
Писание считает, что лицемерам, двоедушным людям нет места в Царстве Небесном. Поэтому не может войти туда тот, кто говорит одно, а делает другое.
Так апостол Павел и восклицает: «Как же ты, уча другого, не учишь самого себя? Проповедуя не красть, крадешь; говоря: не прелюбодействуй, прелюбодействуешь; гнушаясь идолов, святотатствуешь; хвалишься законом, а преступлением закона бесчестишь Бога».
Если мы замечаем это за собой, то значит, нам надо приложить много усилий, чтобы вера не расходилась с делами. А для этого нужно духовно совершенствоваться, стремиться, чтобы правда Божья стала основой нашей жизни.
Все выпуски программы Актуальная тема