
В храме Воскресения Словущего села Сертякино (что под Подольском), с конца 80-х годов прошлого века трудится священник Борис Трещанский. На момент записи нашей программы — зима 2019-го года — он служит там ровно тридцать лет.
Протоиерей Борис Трещанский издавна пишет стихи. Его стихотворчество необычно: свободная поэзия без знаков препинания и часто почти без рифм.
Чтение этого сокровенного духовно-поэтического дневника — дело не простое, требующее, думаю, особой сосредоточенности, духовного мужества, сопричастия.
Сейчас я попробую прочитать стихотворение из книги избранных сочинений отца Бориса, из первой части его сборника, обозначенной авторской строчкой — «О Божестве стенает крест». ...Копьеносец Лонгин, названный тут, — это римский стражник, бывший при казни Спасителя, и упоминаемый евангелистом Иоанном («один из воинов копьём пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода»).
Вся вселенная сольется
В Любимом Существе
Любовь такая силою берется
И даже в Лонгина копье
Весь побежденный мир на самом острие
Сдается
И вот уж — сердце бьющееся
В такт сердцу Господа
И самый малый в космосе
К Его причастен вездесущию
И без него Господь не обойдется.
Протоиерей Борис Трещанский, из книги «Замирает вечность пред разгадкой»
Поэтическое имя отца Бориса в 1999-м году на страницах журнала «Новый мир» открыла критик и литературовед Ирина Роднянская. Она писала об особенном читательском притяжении — я цитирую — «этого мучительного, ртутно-тяжкого капанья строк... Вера, страдание, грех, давление мира, устройство человеческого сердца, Евангелие, опыт духовной брани...» Конец цитаты. И далее — о выстраданности мысли, о настойчивом косноязычии автора, о его самостеснении.
Спустя годы, продолжая размышлять над стихами отца Бориса, критик Ирина Роднянская проницательно подметила, что они разом — исповедь и проповедь. Что они — вблизи темы, объявленной апостолом Павлом: «...мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, для Еллинов безумие...»
Крестопоклонная челом
Прикосновенная губами
Распинаема гвоздями
И пронзаема копьем
Христос, Ты — жизнь моя
С Тобою мы вдвоем
И смерти нету между нами
Протоиерей Борис Трещанский, из книги «Замирает вечность пред разгадкой»
В недавнем предисловии к очередной подборке стихотворных миниатюр отца Бориса, священник и литератор Павел Карташев вдохновенно писал о даровании своего духовного собрата: «... пересекающий, воздушно и невесомо переходящий за, и сквозь, и через грани и барьеры. Смерти нет, не существует, хотя она — одна из его главных его тем. Как цель и крещение, рождение, итог и, наконец, продолжение. Но какое! Но чего! Жизни...»
От знания Писанья близко к тексту
Дух захватывает
Вопреки всем соболезнованьям
Воскреснем прямо из-под лезвий
Прямо из-под некролога повсеместно
Сна загробного разгадыванием
С Христом воскреснем
Больше не с кем
Протоиерей Борис Трещанский (настоятель храма Воскресения Словущего в селе Сертякино). Стихотворение из книги «Замирает вечность пред разгадкой».
...Напомним, пользуясь случаем, что Воскресение Словущее — это православный праздник в память Обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме.
Все выпуски программы Рифмы жизни
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 100 зач., IX, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами декан доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, который знакомится с основами духовной жизни, постепенно узнаёт, что в ней есть свои этапы, которые можно было бы назвать этапами возрастания во Христе. Но какой же этап можно было бы назвать высшим? Ответ, который может показаться парадоксальным, звучит в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
В истории спорта существует немало рассказов о благородных поступках спортсменов или их тренеров. Обычно благородство заключается в том, что люди либо помогают сопернику, либо даже отдают победу тому, кто в силу независящих от него причин проиграл, хотя по всем правилам должен был победить. Некоторые спортсмены не пользуются чужой бедой, отдавая победу тому, кто, по их мнению, победил бы при прочих равных. Несомненно, подобное поведение похвально и достойно всякого уважения. Но не знаю, бывали ли в истории ситуации, когда спортсмен в честном соревновании был бы готов отдать победу тому, кто не достоин и явно проиграл. Логика спорта в том, что побеждает сильнейший.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел выражает свою сердечную боль о братьях по плоти — иудеях. Жертвенность его позиции сложно переоценить, потому что фактически он выражает готовность быть отлучённым от Христа, то есть отказаться от спасения, если это жертва, его любовь поможет вернуть ко Господу тех, кто столетиями был Божьим народом, тех кто столетиями соблюдал завет, тех, кто столетиями ждал Мессию.
Можно отнестись к словам апостола Павла скептически. Кто из нас ради красного словца не говорил громких речей, кто не намеревался быть щедрым, жертвенным, любящим, но в итоге поступал иначе. Однако с большой уверенностью можно сказать, что для апостола Павла выраженная позиция — это позиция выстраданная и последовательная. Он был гоним от иудеев, и они многократно пытались его убить. Но если мы, например, посмотрим на его гимн любви из 13-й главы 1-го послания к Коринфянам, мы увидим, что готовность быть отлучённым от спасения ради братьев напрямую с ним соотносится, ведь любовь, по словам апостола, не только долготерпит, не только милосердствует, она всё покрывает и никогда не перестаёт.
Ещё интереснее, что именно такой жертвенный подход Павел ассоциирует с подходом самого Христа. Объясняя жертву Христову, апостол пишет, что мало кто из нас на самом деле был бы готов умереть за грешника. Может быть, за благодетеля кто-нибудь и согласился бы умереть, но не за того, кто этого не достоин. И тем поразительнее для него любовь Божия, ведь Христос умирает за нас тогда, когда мы были ещё грешниками. По сути, когда Павел говорит, что он готов духовно умереть за братьев по плоти, он выражает готовность поступить так же, как Христос поступил по отношению ко всему миру.
Конечно, позиция апостола Павла может быть названа дерзновенной. Но ведь именно он сам в разных посланиях призывает учеников «иметь ум Христов», или «иметь те же чувствования что и во Христе Иисусе», или «вырастать в меру возраста Христова». Иными словами, он в самых разных высказываниях подчёркивает, что в высших проявлениях христианской жизни, мы призваны вести себя, как Христос. Не просто быть моральными, не просто благочестивыми, но желающими блага и вразумления всем, даже тем, кто этого недостоин. Конечно, мы приходим к этому не сразу. Сам Павел в других посланиях говорил и жёсткие слова в адрес иудеев, но даже жёсткие слова не отменяли главного: его любви. И этой любви к тем, кто нам не нравится, кто, как кажется, её не достоин, нам следует у него поучиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О духовной пользе болезней и жизненных трудностей». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «О болезнях души и тела» говорили о духовной пользе посылаемых в нашу жизнь испытаний.
Разговор шел о значении слов апостола Павла «Когда я немощен, тогда силен», о том, для чего в нашу жизнь могут посылаться болезни и другие испытания, а также о том, как стоит относиться к тем, кого мы привыкли считать своими врагами и недоброжелателями.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Почему слова Христа не принимали?» Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном и о том, как они воспринимались слушающими и почему многие не принимали слов Христа и Его учения.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах;
Третья беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притчам о закваске и о горчичном зерне;
Четвертая беседа с протоиереем Андреем Юревичем была посвящена притчам о жемчужине, сокровище и неводе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер