
В храме Воскресения Словущего села Сертякино (что под Подольском), с конца 80-х годов прошлого века трудится священник Борис Трещанский. На момент записи нашей программы — зима 2019-го года — он служит там ровно тридцать лет.
Протоиерей Борис Трещанский издавна пишет стихи. Его стихотворчество необычно: свободная поэзия без знаков препинания и часто почти без рифм.
Чтение этого сокровенного духовно-поэтического дневника — дело не простое, требующее, думаю, особой сосредоточенности, духовного мужества, сопричастия.
Сейчас я попробую прочитать стихотворение из книги избранных сочинений отца Бориса, из первой части его сборника, обозначенной авторской строчкой — «О Божестве стенает крест». ...Копьеносец Лонгин, названный тут, — это римский стражник, бывший при казни Спасителя, и упоминаемый евангелистом Иоанном («один из воинов копьём пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода»).
Вся вселенная сольется
В Любимом Существе
Любовь такая силою берется
И даже в Лонгина копье
Весь побежденный мир на самом острие
Сдается
И вот уж — сердце бьющееся
В такт сердцу Господа
И самый малый в космосе
К Его причастен вездесущию
И без него Господь не обойдется.
Протоиерей Борис Трещанский, из книги «Замирает вечность пред разгадкой»
Поэтическое имя отца Бориса в 1999-м году на страницах журнала «Новый мир» открыла критик и литературовед Ирина Роднянская. Она писала об особенном читательском притяжении — я цитирую — «этого мучительного, ртутно-тяжкого капанья строк... Вера, страдание, грех, давление мира, устройство человеческого сердца, Евангелие, опыт духовной брани...» Конец цитаты. И далее — о выстраданности мысли, о настойчивом косноязычии автора, о его самостеснении.
Спустя годы, продолжая размышлять над стихами отца Бориса, критик Ирина Роднянская проницательно подметила, что они разом — исповедь и проповедь. Что они — вблизи темы, объявленной апостолом Павлом: «...мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, для Еллинов безумие...»
Крестопоклонная челом
Прикосновенная губами
Распинаема гвоздями
И пронзаема копьем
Христос, Ты — жизнь моя
С Тобою мы вдвоем
И смерти нету между нами
Протоиерей Борис Трещанский, из книги «Замирает вечность пред разгадкой»
В недавнем предисловии к очередной подборке стихотворных миниатюр отца Бориса, священник и литератор Павел Карташев вдохновенно писал о даровании своего духовного собрата: «... пересекающий, воздушно и невесомо переходящий за, и сквозь, и через грани и барьеры. Смерти нет, не существует, хотя она — одна из его главных его тем. Как цель и крещение, рождение, итог и, наконец, продолжение. Но какое! Но чего! Жизни...»
От знания Писанья близко к тексту
Дух захватывает
Вопреки всем соболезнованьям
Воскреснем прямо из-под лезвий
Прямо из-под некролога повсеместно
Сна загробного разгадыванием
С Христом воскреснем
Больше не с кем
Протоиерей Борис Трещанский (настоятель храма Воскресения Словущего в селе Сертякино). Стихотворение из книги «Замирает вечность пред разгадкой».
...Напомним, пользуясь случаем, что Воскресение Словущее — это православный праздник в память Обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме.
Все выпуски программы Рифмы жизни
«Журнал от 17.10.2025». Оксана Кавальская, Ольга Зайцева

Каждую пятницу ведущие, друзья и сотрудники радиостанции обсуждают темы, которые показались особенно интересными, важными или волнующими на прошедшей неделе.
В этот раз ведущие Наталия Лангаммер и Марина Борисова, а также руководитель проекта «Академия журнала Фома» Ольга Зайцева и продюсер гостевых программ на Радио ВЕРА Оксана Кавальская вынесли на обсуждение темы:
— Фотовыставка «Церковь помогает» — о помощи Русской Православной Церкви в зоне конфликта;
— Очные встречи с участниками «Академии журнала «Фома»;
— Праздник Покрова Пресвятой Богородицы;
— Осень — время грусти или радости?
Все выпуски программы Журнал
Джеймс Барри пьеса «Мэри-Роуз»: «Грех крадёт жизнь»

Фото: PxHere
Сожаление о потраченном напрасно времени — одно из самых горьких. В пьесе «Мэри-Роуз» (её автору, Джеймсу Барри, принадлежит история Питера Пэна, мальчика, не желавшего взрослеть) эта истина вскрывается с потрясающей силой.
Сюжет произведения таков. У берегов Шотландии есть крохотный, но удивительно самодостаточный остров, как бы целый мир в миниатюре. Жители Шотландии его боятся и никогда здесь не высаживаются. Однажды на острове бесследно исчезла маленькая девочка по имени Мэри Роуз. Через две недели Мэри Роуз как ни в чём ни бывало встретила родителей на берегу. Она даже не подозревала, сколько времени провела на острове. Родители, не желая напугать дочку рассказом о том, что произошло, увезли её домой.
Пятнадцать лет спустя взрослая Мэри Роуз приезжает на неделю в Шотландию. Она посещает тот самый остров, собираясь провести там лишь час, и ... вновь исчезает. На этот раз она вернётся только через двадцать пять лет. Вернётся, считая, что не провела на острове и дня.
Метафора, положенная в основу пьесы, ясна.
Остров — ловушка.
Остров обманывает (дьявол всегда так поступает). Он подсовывает подмену, мираж, эрзац.
Вместо необъятного Божьего простора — крохотный замкнутый мирок.
Вместо жизни — пустоту.
А ведь опасности можно было избежать, но, увы, никто не рассказал Мэри-Роуз о её первом исчезновении, не предупредил.
И она вновь попала в ловушку. С нами всё иначе. Нам всё рассказали... Мы не попадёмся?
Автор: Анастасия Андреева
Все выпуски программы: ПроЧтение
17 октября. О подвиге священномученика Иерофея Афинского

Сегодня 17 октября. День памяти священномученика Иерофея, епископа Афинского, жившего в I веке.
О его подвиге — священник Николай Конюхов.
Удивительно, мы все знаем о проповеди апостола Павла в Ареопаге. Одним из слушателей апостола был Иерофей, который в будущем станет епископом города Афины. И он как раз непосредственно принял от Павла его дух, его ревность, проповедовал Евангелие так, что укрепил в вере множество сограждан. И римская община была одной из самых сильных общин раннего христианского мира.
И интересно, что, по преданию, священномученик Иерофей присутствовал при Успении Пресвятой Богородицы вместе с Дионисием Ареопагитом. Конечно, эти святые для нас отстоят по времени очень далеко, но когда ты про них читаешь, когда ты подробности их жития узнаёшь, они становятся тебе близкими. И ты уже не просто видишь их имена в календаре, а это, знаете, как в молитве всем святым, мы называем их старшими братьями, друзьями Божиими.
А соответственно, если мы начинаем каким-то образом подражать их подвигу, их вере, мы тоже смеем надеяться, что и их друзьями становимся. Если мы действительно будем иметь этих святых не просто как давнишних неких христиан, которые вот просто мы в календаре имена перелистываем, а как вот тех, кого мы знаем, к кому мы обращаемся, чьими подвигами мы восхищаемся и за кем мы хотим идти, то действительно у нас будут такие старшие собратья, что никакие тёмные силы нам не будут страшны.
Все выпуски программы Актуальная тема