
В мае 1988-го года, в дни, когда Православная Церковь готовилась отмечать тысячелетие крещения Руси, в Москве в Институте стали и сплавов состоялась первая публичная лекция священника Александра Меня. Большой зал дома культуры был полон, и организаторы удивлялись тому, что без всякой рекламы послушать священника собралось столько людей. С этого момента начались многочисленные публичные встречи-проповеди отца Александра Меня. В годы перестройки он стал и одним из первых священников, кто обратился к аудитории через телеэфир и по радио. Все свои знания, энциклопедическую эрудицию, самые разнообразные интересы в науке, художественной литературе, искусстве, все свои таланты, протоиерей Александр Мень поставил на службу проповеди. И он всегда стремился говорить о вере на языке, доступном для современников.
Свою миссионерскую деятельность отец Александр начал задолго до перестройки — еще в шестидесятые годы. Он обратился к людям с проповедью о Христе в то время, когда советское общество было в упоении от успехов в освоении космоса, от нового рывка в развитии науки и в то же время о некотором оцепенении от нового витка «холодной войны» и периода «застоя». Именно тогда блестящий писатель и публицист, богослов и проповедник отец Александр Мень сумел найти общий язык с советской интеллигенцией. Он на долгие годы стал ее пастырем, духовным наставником. Сам священник при этом воздерживался от активной правозащитной деятельности, видя свою миссию именно в духовном просвещении. Отец Александр Мень был и одним из зачинателей христианского «самиздата» в Советском союзе. До середины 80-х годов его труды издавались главным образом за границей под псевдонимами, а в нашей стране ходили в машинописных копиях.
Некоторые богословские взгляды отца Александра Меня до сегодняшнего дня вызывают самые разные оценки в православной среде, порой абсолютно диаметральные. Но при этом никто не подвергает сомнению его безусловный талант миссионера и тот огромный вклад, который отец Александр внес в дело проповеди Евангелия.
До сегодняшнего дня научно-популярная книга протоиерея Александра Меня «Сын Человеческий» является одной из лучших для знакомства с Новым Заветом. Первую версию он написал еще в возрасте пятнадцати лет и затем долгие годы работал над текстом. Книга «Сын Человеческий» стала в итоге завершающим томом главного миссионерского труда отца Александра Меня — семитомника «История религии».
Отец Александр Мень прожил всего 55 лет. Священник был убит при невыясненных обстоятельства в 1990-ом году. После этого трагического события Патриарх Московского и всея Руси Алексий так вспоминал о священнике Александре Мене: «Отец Александр был талантливым проповедником слова Божия, он обладал щедрою душою и преданным Господу сердцем. Hе все его суждения полностью разделялись православными богословами, но ни одно из них не противоречило сути Священного Писания. Где как раз и подчеркивается, что надлежит быть разномыслиям между вами, дабы явились искуснейшие».
25 июня. О победе Христа над грехом

В 8-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной в жертву за грех и осудил грех во плоти».
О победе Христа над грехом — священник Алексий Долгов.
Святой апостол Павел описывает, как действует вверующих Дух Святой, который является источником божественной силы, освящающей человека и подающей духовные победы в повседневной жизни.
Апостол сам прекрасно знал, как тяжело бороться с живущим внутри нас грехом. И для него эта борьба возможна была только в Духе Святом. «Этот закон Духа жизни, — пишет апостол, — освободил меня однажды и навсегда от закона греха и смерти». Закон греха и смерти назван так потому, что грех, как многократно повторяет апостол Павел, «рождает смерть».
Апостол Павел объясняет, каким образом было достигнуто освобождение человека от греха. Он снова говорит о том, что невозможно было победить грех с помощью закона Моисея по причине греховности, присущей самой человеческой природе. Причём греческое слово, переведенное как «плоть», может означать еще и испорченность человеческой природы, а также и человеческую немощь.
«Христос воплотился не в греховной плоти, но в подобии её. Его собственная человеческая природа была непричастна к греху. Грех не мог обладать ею и действовать в ней, в отличие от всех остальных людей. Сын Божий был безгрешен и свят. Господь пришёл, чтобы победить грех. Он осудил его, по-гречески буквально произнёс над ним судебный приговор, «своей смертью на кресте».
Так что те, кто живёт не по плоти, а по духу, избавлены от осуждения и смерти. Вот почему святой апостол Павел полагает, что требования Моисеева закона, предполагающие святую жизнь, могли быть исполнены верующими только тогда, когда они живут не в соответствии со своей греховной природой, а в Духе Святом.
Все выпуски программы Актуальная тема
25 июня. О Святой горе Афон и преподобном Петре Афонском

Сегодня 25 июня. День памяти преподобного Петра Афонского, жившего в восьмом веке.
О Святой горе Афон и святом подвижнике, подвизавшемся на ней — священник Августин Соколовски.
Афон — это одна из четырёх святых гор Византийской империи. Три из них находились в Азии, на территории современной Турции. Это Олимп в Вифинии, Латрийская гора и гора Святого Авксентия. Там просиял сонм подвижников, имена многих из них украшают наши месяцесловы. Главной заслугой этих святых гор перед церковью стала защита иконопочитания.
С потерей Византией этих территорий в результате мусульманских завоеваний эти монашеские республики прекратили своё существование. Четвёртая, самая молодая святая гора Византии, сохранилась до наших дней — это Афон.
Пётр Афонский был первым отшельником. В эпоху первоначального распространения ислама он служил в византийской армии и попал в плен. Святой Николай и Симеон Богоприимец даровали ему свободу чудесным образом, поскольку некогда Пётр дал обет Богу сделаться монахом. На Афоне он прожил отшельником более 50 лет.
Святой Григорий Палама возродил его почитание. В своих поучениях он указывал, что Пётр был подлинным боговидцем, безмолвником и исихастом, прототипом монашеской святости и примером для всех верующих.
Все выпуски программы Актуальная тема
25 июня. О единении славян

Сегодня 25 июня. День дружбы и единения славян.
О единении славян — протоиерей Константин Харитонов.
У каждого народа есть своя культура. И нас, славян, объединяет свой язык, свои особенности. И каждый из нас должен раскрыть в себе эти особенности для того, чтобы послужить ими Богу.
Каждый народ, созданный Богом, служит всему человечеству своими какими-то чертами характера. Служит какими-то своими особенностями, своими талантами. Господь им дал один талант, другим дал другой талант. И вот как хорошо, чтобы все славяне объединились бы вместе и служили бы всему человечеству своими талантами.
Итак, и наш русский народ тоже должен понимать то предназначение от Бога, которое нам дано, чтобы послужить с пользой и для спасения своей души, и для спасения всех людей, живущих на земле. Это касается, конечно, каждого человека и каждого народа, который живёт на земле.
Все выпуски программы Актуальная тема