Эфиопия – это страна, которая разрушает стереотипы. В любом своем проявлении она уникальна и неповторима. Здесь нет, например, типичной африканской жары, температура колеблется в пределах от двадцати до тридцати градусов, так что европеец чувствует себя комфортно. Разве что разреженный высокогорный воздух непривычен – все-таки страна расположена на высоте больше двух тысяч метров над уровнем моря.
Большинство эфиопов – православные. Христианство здесь утвердилось еще в апостольские времена, Эфиопская церковь – одна из самых древних в мире. В своих традициях церковь Эфиопии отдает дань как Новому, так и Ветхому завету. Это связано с тем, что эфиопы считают себя потомками царя Соломона и называют свою страну Новым Израилем.
Здесь чтят предание о том, что Манелик, сын царя Соломона и царицы Савской, похитил у отца Ковчег Завета и доставил святыню в Эфиопию. Будто бы в Израиле осталась только копия Ковчега, а подлинные реликвии -скрижали с заповедями, сосуд с манной и жезл Аарона и поныне находятся в столице Эфиопии Аксуме, в специально выстроенной часовне, в сокровищнице, куда никто, даже Патриарх, не вправе заглядывать. Видеть Ковчег может только один монах, хранитель святыни, но ему предписано хранить молчание и не покидать пределы храма. Так что доподлинно удостовериться в правдивости или ложности этого предания практически невозможно.
Церкви в Эфиопии устроены по принципу ветхозаветного храма, в каждой есть Святая святых – закрытая часть, куда входить может только священник. Здесь хранится символ Ковчега, без которого эфиопы не могут совершать литургию.
Богослужение эфиопов сильно отличается от русского, сербского или греческого. Эфиопская литургия похожа на сакральный танец с музыкальным сопровождением, главные инструменты в котором – барабаны и колокольчики. Служба длится несколько часов, и все это время и священнослужители, и миряне пребывают в непрестанном движении.
Несмотря на огромную разницу традиций, между Русской православной и Эфиопской церквами уже давно сложились теплые отношения. Эфиопские студенты обучались в России в духовной академии, Русская церковь помогала в сборе пожертвований для создания эфиопской патриаршей библиотеки. Делегации Московского патриархата бывают в Эфиопии с дружескими визитами, между церквами идет продуктивный богословский диалог. Путешественник, неискушенный в вопросах богословия, также найдет для себя немало интересного в этой удивительной стране.
19 мая. О свидетельстве Христа о Боге Отце

В 8-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа: «Если бы Бог был Отец ваш, то вы любили бы Меня, потому что Я от Бога исшёл и пришёл; ибо Я не Сам от Себя пришёл, но Он послал Меня».
О свидетельстве Христа о Боге Отце — священник Николай Конюхов.
Люди не узнали в Христе Мессию, потому что у них были определённые представления и о Боге Отце, и о грядущем Мессии Израиля. И поэтому в их сердца не входили те слова, которые говорил Христос.
И когда Господь сам свидетельствовал, что Он пришёл от Отца, то, к сожалению, это свидетельство не входило в сердца иудеев, поскольку у них и об Отце было достаточно ложное представление. Они не могли представить, что вот Бог сам придёт в этот мир пострадать за людей, что предстоит Ему претерпеть множество испытаний, искушений и в итоге быть убитым и воскреснуть в третий день. И поэтому они не принимали свидетельства Господни.
Для нас очень важно знать, кто наш Отец, и периодически проверять: а наши представления правильные, они соответствуют действительности, или мы пытаемся Бога поместить в свои собственные представления? А для этого необходимы две вещи.
Первое — это знание традиции, знание того предания, толкования, которое существует. То есть мы знаем Священное Писание и как это Писание понималось в Церкви.
А второе — это личный религиозный опыт, когда мы общаемся с Богом, и Он становится для нас не чем-то абстрактным, не чем-то высоким, находящимся за тридевять земель где-то на седьмом небе, а близким Отцом по-настоящему, как мы молимся «Отче наш». Это не просто некое обращение. А если посмотреть еврейский оригинал, там слово «авва-отче», то есть «отец-папа» — такое тёплое обращение к Отцу.
Хочется в сегодняшний день пожелать, чтобы для всех для нас Бог стал именно таким близким небесным Отцом, к которому мы с любовью относимся.
Все выпуски программы Актуальная тема
19 мая. О духовной связи последнего российского императора со своим небесным покровителем

Сегодня 19 мая. В день празднования памяти ветхозаветного праведного Иова Многострадального в 1868 году родился император Николай Второй.
О духовной связи последнего российского императора со своим небесным покровителем — протоиерей Михаил Самохин.
Даже святых людей не всегда называют при рождении по святцам. Так и император Николай II, родившийся по старому стилю 6 мая 1868 года в Царском Селе, получил традиционное для Романовых имя Николай, в память о старшем брате своего отца, собственном дяде, российском цесаревиче Николае Александровиче, который умер молодым в 1865 году.
В Европе этот день на календаре был обозначен как 18 мая. Сейчас разница между календарями увеличилась, и 6 мая по юлианскому календарю — по григорианскому календарю уже 19 мая. Однако для Церкви ничего не поменялось, и днём рождения последнего российского императора, страстотерпца Николая Александровича, остаётся день памяти Иова Многострадального.
Несмотря на то, что император не носил имя Иова, духовная связь его с этим персонажем Ветхого Завета очевидна, и прежде всего в безропотном принятии от Бога всего, что Господь посылает, в твёрдой вере и уповании на Спасителя, даже до смерти. За это Николай Александрович и вся его семья получили венцы святых царственных страстотерпцев.
Нам тяжело подражать такому подвигу. Но всё же путь святости, заповеданный каждому из нас, состоит именно в благодарном следовании по пути спасения, уготованному Господом.
Все выпуски программы Актуальная тема
19 мая. Об уроках жизни святого Иова

Сегодня 19 мая. День памяти Праведного Иова Многострадального, который жил за две-полторы тысячи лет до Рождества Христова.
Об уроках жизни святого Иова — протоиерей Василий Гелеван.
Святой праведник Иов учит нас доверию. Без доверия нет веры. Если хочешь верить в Бога, научись доверять Ему.
Мы верим в Отца Вседержителя, а это значит, верим в то, что Он всё держит в руках. Он заботится, Он исцеляет души, как великий хирург. Иногда эти методы нам кажутся болезненными, но мы верим, что так и нужно для нашего спасения.
Праведный Иов точно не заслуживал таких страданий. Он святой жизни человек. Вот другие заслуживали. Были в его время грешники, каких следовало бы наказать. Но Бог терпит их до поры до времени. А Иову посылает скорби не в наказание, а для того, чтобы закалить его в верности.
Близкие предлагают Иову похулить Бога, отнявшего у него всё: богатство, здоровье, жизнь родных людей, всё, что составляло радость жизни. Бог дал, Бог взял.
Достоевский напишет позднее в том же ключе: «Если бы кто мне доказал, что Христос вне истины, и действительно было бы, что истина вне Христа, то мне лучше бы хотелось оставаться со Христом, нежели с истиной».
Все выпуски программы Актуальная тема