Якутия – суровый край. Большая его часть лежит в зоне вечной мерзлоты. Непроходимые таежные леса, тундра, арктическая пустыня неласковы к людям. Девять месяцев здесь стоят морозы. Не всякий год в июле температура достигает восемнадцати градусов, а в августе тепло уже идет на спад. В таких нелегких условиях выкован характер якутского народа.
Говорят, главная особенность якутов – детская искренность и прямолинейность. Эти национальные черты отметили еще в семнадцатом веке казаки-первопроходцы, которые первыми переселились в Якутию после присоединения Сибири к России. Они утверждали, что именно открытость и восприимчивость и помогли якутам принять православную веру.
Собственно, первые русские поселенцы в Якутии не ставили перед собой такой цели, как просвещение. Промышленники осваивали новые территории, строили на реке Лене поселения-остроги. Будучи христианами, они испытывали потребность в церковных таинствах и обрядах. В Якутию направили священников, чтобы, как сказано в документе семнадцатого века, «служилые люди без покаяния и причастия не помирали».
Русские поселенцы женились на якутках, те принимали веру своих мужей. Известно, например, что землепроходец Семен Дежнев был женат на якутской красавице по имени Абакаяда. В этих браках рождались дети, вырастало новое поколение таежных жителей – якуты по крови, они были православными по воспитанию.
Почти сразу в Якутском остроге появилась часовня, а вслед за ней и храм. Не прошло сорока лет, как здесь был основан монастырь. Просторный монастырский собор Спаса Нерукотоворного и множественные хозяйственные помещения были обнесены добротной оградой. Именно эта обитель стала первым форпостом христианского просвещения в Якутии.
Но по настоящему миссионерская деятельность здесь развернется в середине девятнадцатого века, после того, как Якутскую кафедру займет архиепископ Иннокентий (Вениаминов). Владыка Иннокентий открыл в Якутии несколько храмов, церковно-приходских школ, организовал приют для сирот. Многие богослужебные тексты переведены его трудами на якутский язык. Просвещение тогда было не только религиозным – якуты получили возможность освоить чтение, письмо, арифметику. За просветительский труд архиепископа Иннокентия назовут позднее апостолом Сибири, Камчатки и Америки.
В советское время под давлением властей христианство в Якутии практически сошло на нет. Казалось, втуне канули все усилия просветителей восемнадцатого, девятнадцатого веков. Но пришел век двадцать первый, и на краю земли вновь настало время просвещения. Воссоздана Якутская епархия, в Якутске возрожден величественный Преображенский собор, вновь открыла свои двери старинная церковь Рождества Богородицы. Построен новый храм в честь святителя Иннокентия, епископа Иркутского. Едут в отдаленные таежные поселки новые христианские подвижники.
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема
9 мая. О поминовении усопших воинов в День Победы

Сегодня 9 мая. О поминовении усопших воинов в День Победы — священник Родион Петриков.
9 мая, в День Победы, мы особенно поминаем воинов, которые отдали свою единственную жизнь за мир и за своих ближних. С точки зрения православной веры, поминовение усопших — это не только дань памяти, но и духовный долг любви. В Евангелии от Иоанна Господь говорит: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». Эти слова напоминают нам, что жертва воинов во все времена — это реальный пример действенной христианской любви. Святитель Иоанн Златоуст учит так: «Не напрасно установлено поминать усопших, ибо общая у всех надежда воскресения». Еще наша молитва об усопших — это наша священная обязанность, потому что благодаря ей они находят утешение в вечности. Молясь о погибших, мы утверждаем веру в победу жизни над смертью и уповаем на милость Божию к ним. А еще, конечно же, мы молимся о нашем единстве с ними в Господе. Пусть память о героях станет молитвой, а их подвиг вдохновляет нас, еще живущих, на дела мира и добра. Вечная им память!
Все выпуски программы Актуальная тема
1000 мешков цемента для храма Казанской иконы Божией Матери в селе Курба

Церковь в честь Казанской иконы Божией Матери в селе Курба Ярославской области – уникальный памятник русского зодчества, построенный в 1770 году и чудом устоявший до наших времён. Он выделяется своей необычной архитектурой и древними росписями ярославских мастеров. Всего сохранилось более 350 фресок!
Уцелела и местная святыня – чудотворная Казанская икона Божией Матери, написанная в 17 веке. В 20 столетии, во время гонений на церковь, жители села Курба спрятали икону на местном кладбище, там она пролежала 2 года. А потом образ Божией Матери стал переходить из дома в дом. Так, благодаря людской заботе он сохранился. Сейчас икона находится в храме в соседнем селе. К ней в надежде на помощь стекаются десятки верующих. Когда Казанский храм восстановят, святыня вернётся домой.
Возрождением Курбской церкви занимается фонд «Белый ирис». Стараниями фонда и всех неравнодушных людей она обрела новую жизнь. Был разработан проект реставрации и проведена полная консервация: установлена временная кровля, заколочены щитами окна и двери. Всё это помогает задержать разрушение храма и защищает его от снега и дождя.
Своё 255-летие святыня встречает новым этапом восстановления – фонд начинаетдолгожданную реставрацию! Основа любого здания – это фундамент, именно с его укрепления стартуют работы. На это потребуется около 300 тонн цемента. Как только установится тёплая погода, мастера-реставраторы примутся за дело. 681 рубль – столько стоит один мешок цемента вместе с транспортными расходами. Фонд «Белый ирис» ведёт сбор на первую тысячу мешков.
Присоединяйтесь к помощи уникальному Казанскому храму. Сделать благотворительный взнос на мешок цемента можно на сайте фонда.