Голливуд – шумная столица киноиндустрии, мировая фабрика грез, город декораций. Кто бы мог подумать, что здесь теплится христианство, и сразу в нескольких православных храмах ежедневно совершаются богослужения?
Всего в Голливуде три православных прихода. Один из них образовался совсем недавно. Для фильма о России киношники выстроили храм, а когда съемки закончились, декорации выкупили христиане – и теперь здесь молятся по-настоящему. Это ли не чудо – в мире, где все постепенно становится искусственным – еда, одежда, а порой и человеческие отношения, в эпицентре лицедейства вдруг происходит с точностью до наоборот.
Спасо-Преображенский храм, который принадлежит Русской православной церкви, построен в начале двадцатого века. Тогда здешними прихожанами были в основном эмигранты из России. С тех пор состав прихода сильно изменился. Стало меньше русских, зато на службах можно заметить звезд Голливуда, таких как Том Хэнкс, Дженнифер Энистон, Джеймс Белуши, здесь бывают лидер группы Depeche Mode Дэйв Ганн и фотомодель Наоми Кэмпбелл.
Настоятель Преображенского храма Александр Лебедев рассказывает, что известные актеры и другие видные работники киноиндустрии не просто заглядывают в церковь из интереса, многие из них искренне стараются жить по заповедям. Понятно, что это трудно в богемной среде, но все-таки артисты пытаются соблюдать рамки целомудрия в своей работе.
В церковь Преображения ходят американцы русского, греческого, сербского, болгарского происхождения, или те, кто женился на православных. Богослужения здесь по-прежнему совершаются на церковнославянском языке, только раз в месяц литургия служится на английском. Зато на Пасху звучат возгласы и песнопения на самых разных наречиях.
Христово Воскресенье – любимый праздник православного Голливуда. Подготовка к нему начинается заранее. В Америке принято всем миром делать предпраздничную уборку и украшать церковь к светлому дню. В ночь с Великой пятницы на Великую субботу прихожане по очереди читают Псалтырь.
В пасхальную ночь храм бывает полон. Молящиеся открыто радуются, по-американски эмоционально выкрикивают «Воистину воскресе!». И среди этих людей, единодушных в своем ликовании, даже наметанный глаз опытного папарацци затруднится выделить звезд мирового кинематографа. Не Том Хэнкс восторженно смотрит на распахнутый алтарь, а раб Божий Фома, не Джеймс Белуши не обращает внимания, что закапал воском дорогой костюм, а христианин Иаков. Что-то подлинное, исконное, просыпается в этот день в их душах. И становятся они как дети. А среди детей не бывает звезд.
Послание к Галатам святого апостола Павла

Апостол Павел
Гал., 208 зач., III, 23 - IV, 5.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. В одном из романов Эриха Марии Ремарка меня сначала смутила, а потом глубоко потрясла фраза героини — Лилиан — когда она говорит, что «шляпка, которая идёт тебе, служит большей моральной опорой, чем целый свод законов».
Отрывок из 3-й главы послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах за богослужением, как это ни покажется странным, напрямую перекликается с кажущейся очень странной фразой героини Ремарка.
Глава 3.
23 А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере.
24 Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою;
25 по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя.
26 Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса;
27 все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись.
28 Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе.
29 Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники.
Глава 4.
1 Еще скажу: наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего:
2 он подчинен попечителям и домоправителям до срока, отцом назначенного.
3 Так и мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественным началам мира;
4 но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону,
5 чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление.
Слушатель уже, наверное, недоумевает: да как вообще возможно увязать дамскую шляпку и высокодуховные призывы апостола Павла к колеблемой разными проповедниками общине христиан в Галатии?
Главная мысль, которую старается донести апостол, — о «новой идентичности» во Христе, которую обретает всякий уверовавший и крестившийся. Причём эта идентичность — не внешняя, обусловленная соблюдением религиозных правил и обрядов — иудейских, а именно внутренняя, сокровенная, находящаяся в сердце и потому — неотменяемая. Всё внешнее, ритуальное — лишь «детоводитель» ко Христу: ну какая разумная женщина будет надевать свою замечательную шляпку на грязную голову? В этом-то и заключалась миссия Ветхого Завета — подготовить условия для возможности пришествия Христа и Его принятия людьми как своего Спасителя: и на этом роль закона завершалась. Он — лишь охраняет от недолжного, «проводит диагностику» соответствия Божественному замыслу — но не лечит: в плане терапии закон сам по себе — бессилен.
Продолжим аналогию. Когда женщина, тщательно подготовившись, надевает на себя шляпку, которая великолепно подходит к ней — и она сама это видит! — она чувствует, что преображается, потому что «об» эту шляпку она словно бы «настраивается» изнутри тону красоты, чистоты и элегантности, который и задаёт сама шляпка. Казалось бы — шляпка — всего лишь элемент одежды, а, оказывается, и по отношению к ней можно вести себя... предательски — если обрушить высокую планку соответствия.
Апостол говорит о том, что все, кто во Христа крестились, — во Христа облеклись. Другими словами, теперь внутри каждого христианина есть глубинное, сердечное ощущение высоты идеала Христовой святости — который побуждает постоянно «подтягиваться» к нему. И это ощущение настолько объективное, понятное для самого верующего — что сама возможность греха как предательства, как преступления, пере-ступания через границу между должным и недолжным, начинает восприниматься как самая настоящая трагедия, беда. Как если бы милую шляпку сорвали и втоптали в грязь — как себя после этого ощутила бы героиня Ремарка, догадаться несложно!
Внутри каждого христианина есть величайшая святыня — образ Христов, запечатлённый в сердце. Пока он близок, ощущается и живой — греху трудно близко подобраться. Вот об этом и следует всем нам заботиться прежде всего — о чистоте и ясности нашей главной святыни — дорожа которой мы всегда будем изнутри «подсвечены»!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Земля как дар от Бога». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о Земле как даре от Бога. Как человек должен заботиться об этом даре и какую несет за него ответственность перед Создателем.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный - человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена жизни как дару от Бога;
Вторая беседа с протоиереем Максимом Козловым была посвящена времени как дару от Бога.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Как приход в Церковь меняет жизнь». Иеромонах Геннадий (Войтишко)

У нас в гостях был руководитель сектора приходского просвещения Синодального отдела религиозного образования и катехизации иеромонах Геннадий (Войтишко).
Разговор шел о том, как меняется жизнь человека после прихода к вере и в Церковь.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер