Река Морача бежит почти через всю Черногорию. Спокойная на равнине, в горах она показывает характер. Горная Морача пробила в скалах каньон с очень крутыми, почти отвесными склонами, высота которых в некоторых местах достигает километра. И вот здесь, в узенькой долине беспокойной реки, на небольшом плато, которое, кажется, могло возникнуть только чудом, стоит старинный сербский монастырь, названный, по имени реки, Морача. Обитель невелика – не очень-то развернешься со строительством на маленьком пятачке среди горных вершин. Здесь всего две церкви, да монашеский корпус с кельями. Однако поток паломников сюда не иссякает ни зимой, ни летом. Что их так привлекает, только ли невероятной красоты окрестные ландшафты?
Чтобы ответить на этот вопрос, нужно обязательно заглянуть внутрь соборной церкви Успения Богородицы. Этот храм выстроен в характерном для сербской архитектуры двенадцатого века рашском стиле, который отличает предельный аскетизм. У церкви простые линии, строгие формы, ее венчает единственный купол – невысокий конус с небольшим крестом. Здание, построенное из пористого камня и покрытое штукатуркой, выглядит скромно, неброско. Но если вы войдете под его своды, то будете просто поражены - насколько ярко и необычно смотрятся здешние фрески!
Обратите внимание на сюжет «Ворон кормит пророка Илью» - это работа художника тринадцатого века. Искусствоведам остается только удивляться – откуда в манере неизвестного автора византийской школы иконописи взялось веяние эпохи Возрождения? Нет, недаром морачскую живопись выделяют как особое событие в сербском церковном искусстве. Не менее удивительны и здешние фрески шестнадцатого века.
Да что там высокое искусство – даже отделка дверей в монастырских храмах Морача способна вызвать восхищение, настолько изящно они инкрустированы деревом и слоновой костью!
Приятно отдохнуть с дороги на территории обители – зеленый дворик весь в цветах, для путников кругом поставлены скамейки. Можно испить святой воды – из подземного источника целительная влага поднимается по водопроводу, снаружи храма в стене устроен кран, рядом висят кружки. А проголодаетесь – монахи предложат вам отведать своих блюд в маленькой таверне, которая расположена тут же.
Несмотря на то, что монастырь Морача стоит на краю скалистого берега реки и окружен горами, то есть производит впечатление труднодоступного, попасть сюда проще простого. Дело в том, что вдоль высокогорного каньона проходит автомагистраль, которая соединяет столицу Черногории, Подгорицу с горнолыжным курортом Колашиным. От Колашина до обители Морача буквально рукой подать.
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема