
Говорят, в Торжке не найдешь двух похожих домов. Деревянные и каменные, одно- и двухэтажные, они тесно стоят, вытянувшись в линии и, кажется, поддерживают друг друга. Над этим архитектурным хороводом празднично возвышаются многочисленные храмы. Особенно хорош Борисоглебский монастырь, что стоит на высоком берегу Тверцы.
Говорят, обитель Бориса и Глеба – самая древняя в Тверской области. Существует предание, что монастырь основал в начале одиннадцатого века боярин Ефрем, который первым принял здесь постриг. Однако в летописях Торжок упоминается только в середине двенадцатого века, а в самом монастыре письменные документы появляются и вовсе в шестнадцатом. Впрочем, в этих противоречиях нет ничего удивительного, Торжок много раз был разорен и разрушен - и во время татарского нашествия, и в междоусобных войнах, и в смутное время.
Считается, что главный собор обители, Борисоглебский, построил еще основатель монастыря Ефрем. Но в конце восемнадцатого века древний храм обветшал, его полностью разобрали и возвели новый - в классическом стиле, с колоннадой с четырех сторон. Монументальный собор с центральным восьмигранным куполом доминирует в ансамбле, именно благодаря ему панорама монастыря смотрится так величественно со стороны города. Известно, что иконостас в этом соборе расписывал Владимир Боровиковский, который в то время еще не был широко известен. К сожалению, из тридцати семи икон, созданных Боровиковским, уцелела только одна, с евангельским сюжетом о мудрых девах, но и она сейчас находится в Тверской картинной галерее.
В Борисоглебском соборе, в специально устроенной гробнице хранятся нетленные мощи основателя монастыря Ефрема - в шестнадцатом веке он был прославлен как преподобный.
Не оставит никого равнодушным многоярусная надвратная Спасская церковь с колокольней. Первый ее этаж – это высокая арка, вход на территорию монастыря. На втором расположен храм, который в какой-то степени является отражением огромного Борисоглебского собора – он тоже украшен колоннами и увенчан пятью неброскими куполами. Центральный купол и вовсе спрятан следующим ярусом постройки – колокольней. Венчает здание ротонда из двенадцати колонн, над которой высится шпиль. На колокольню стоит подняться – говорят, окрестные виды с нее просто потрясающие!
Торжок находится в шестидесяти пяти километрах от Твери. Так что областной центр может служить надежным ориентиром всякому, кто задумает побывать в Борисоглебском монастыре. От Твери до Торжка можно добраться электричкой или автобусом. А из столицы один раз в сутки курсирует прямой экспресс до Торжка. Три часа – и вы на месте. Отличный вариант путешествия на выходные!
11 мая. Об истории и православных монастырях Константинополя

Сегодня 11 мая. В этот день в 330 году состоялось торжественное освящение Константинополя.
Об истории и православных монастырях города — священник Августин Соколовски.
Святой Константин основал город за 7 лет до своей кончины. Константинополь не был построен в чистом поле, ведь на его месте существовало древнее поселение, носившее название Византий. С самого начала правитель приложил огромные усилия для христианизации этой тихой языческой гавани. Доподлинно известно, что уже к моменту смерти императора в 337 году в городе существовало уже 15 монастырей. Спустя 200 лет после основания, к середине VI века, в Константинополе было около 70 обителей. Особенно были знамениты некоторые монастыри. Это монастырь Неусыпающих. Он был назван так, потому что в нем непрерывно совершалось богослужение. Братья поочередно сменяли друг друга, чтобы служба Богу никогда не прекращалась день и ночь. Другой жемчужиной монашеской жизни великого города была обитель Феодора Студита. В ней жили тысячи монахов. Общежитие было настолько строгим и последовательным, что братья не имели ничего своего. Одежды иноков были огромного размера, по форме напоминали собой мешки. После общей стирки монахи разбирали одежды без разбору, от самого игумена Феодора до самого младшего послушника. В свою очередь обитель святого Далмата прославилась тем, что в ней подвязался преподобный Исаакий. Именно он не побоялся лично обличить императора Валента в арианской ереси и предсказал ему погибель в битве с персами, что вскоре произошло. Многие столетия спустя, в день памяти Исаакия, родился русский царь Петр Великий, потому в Санкт-Петербурге был воздвигнут знаменитый Исаакиевский собор. Удивительное преемство православных столиц в истории, за которое в эти пасхальные дни мы призваны благодарить Спасителя нашего Иисуса Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 мая. О духовном расслаблении

Сегодня 11 мая. Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном.
О духовном расслаблении — священник Николай Конюхов.
Сегодня мы вспоминаем чудо исцеления расслабленного при Овчей купели. Удивительный эпизод. Человек 38 лет был расслабленным и не мог никаким образом исцелиться, имел одну надежду — окунуться в купель, которая таким чудесным образом возмущалась Ангелом Божиим. И человек дождался того, что пришел Христос и проявил к Нему такое милосердие и помог. Но вопрос тут в другом. А что такое расслабленность? Всегда ли это именно физическая расслабленность? Сейчас люди достаточно успешно передвигаются, у нас множество средств передвижений. Мы экономим время, ходим в спортзал, и достаточно многие ведут активный образ жизни. Но есть другая расслабленность, расслабленность духовная, когда человек ничего уже не хочет. Я сталкиваюсь иногда, что люди жалуются на исповеди в том числе, что нету какого-то движения, нету радости жизни, нету вкуса жизни, и нету красок, которые даровал нам Господь. Это в том числе связано с отсутствием такой духовной мотивации. И очень важно, чтобы мы ставили цели, которые выходят за рамки этой жизни. Тогда они нас будут сподвигать к тому, чтобы искать выходы, искать Бога и двигаться в нужном направлении. Подвижник — это от слова «двигаться». Если мы будем застаиваться, то будем, как, знаете, вода, которая где-то застоялась в канаве. Мимо нее неприятно проходить из-за резкого запаха. Вот также и человек, который не двигается вперед, не двигается к Богу, становится похожим на такую канаву.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 мая. О творчестве Григория Гагарина

Сегодня 11 мая. В этот день в 1810 году родился русский художник Григорий Гагарин.
О его творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Государственный деятель, принимавший участие в работе посольства России в Константинополе, портретист. А главное, последователь неовизантийского стиля. Именно задача преемства церковного искусства Византии была поставлена Григорию Григорьевичу еще Николаем Павловичем. Продолжал наш художник осуществлять этот проект в царствовании Александра II, когда православному Востоку было уделяемо особое внимание в связи с войнами с Османской империей. Мы можем судить о художественной одаренности князя Гагарина по росписям собора Сиони в Тбилиси. Художник не просто находился под влиянием византийской иконописи, но соотносил свое творчество с интерьером Великой Софии в Константинополе, где накануне он тщательно изучал шедевры ранневизантийского искусства. Благодаря Гагарину в Академии художеств был учрежден иконописный класс, где тщательнейшим образом наши академики, подвязавшиеся в религиозные живописи, изучали наследие Византии, а не только западноевропейского искусства.
Все выпуски программы Актуальная тема