
Фото: János Venczák/Unsplash
Многие наши современники живут мечтой прославиться. Причем в самом что ни на есть голливудском смысле — сделать что-то и проснуться знаменитым. К сожалению, для некоторых характер известности особой роли не играет. Ведь гораздо проще стать знаменитым через скандал, а не благодаря долгому и упорному труду во благо людей. Пустую славу, известность наши предки называли «прослутием». Об этом слове наша программа.
С церковнославянским словом прослутие мы встречаемся, например, в каноне Андрея Критского — замечательном церковном произведении, которое читается и поется в храмах Великим постом. В каноне святого Андрея упоминаются разные библейские персонажи. Один из них израильский царь Саул. Вот как о нем говорится в тексте канона: «Саул иногда яко погуби душе отца своего ослята, внезапно царство обрете к прослутию». Перевод этой фразы таков: «Саул когда потерял осла отца своего, неожиданно обрел царство к славе своей». Саул один из самых трагических персонажей Библии. Сначала он был добрым человеком, а потом поддался страху потерять власть. Слава правителя превратила его в жестокого и подозрительного человека. Слово «прослутие» является языковым родственником таких понятий как «слух» (в смысле молвы), «прослыть». По толкованию святых отцов Саул только слыл царем, но настоящим правителем не был, так как Бога не слушал, любил только себя, а не свой народ. Потому царский титул был у него отнят и передан Давиду, который за прослутие не цеплялся, а был настоящим правителем Израиля.
Итак, запомним, что в переводе на русский язык церковнославянское слово «прослутие» означает «слава, известность, молва».
6 июля. О вере сотника

В 8-й главе Евангелия от Матфея есть слова сотника, обращённые ко Христу: «Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой».
О вере сотника — священник Захарий Савельев.
Сотник не говорит Спасителю, чтобы Он пришёл и совершил чудо. Он не требует физического приближения чудотворца к своему слуге. Настолько вера в нём велика и крепка, что он, не оставляя своей веры, сам приходит ко Спасителю, уделяет этому время, силы, но при этом не требует, чтобы Бог пришёл к нему.
Он настолько уверен, что достаточно только одного божественного желания и слова для того, чтобы человек исцелился. Вот эту веру Господь ставит нам всем в пример.
Подобные евангельские эпизоды периодически встречаются, когда мы видим, что Господь только одним Своим словом или божественным действием исцеляет и совершает чудеса.
И мы обязательно должны своей верой подражать примеру этого сотника, примеру этой веры.
Все выпуски программы Актуальная тема
6 июля. О почитании и иконографии святого праведного Артемия Веркольского

Сегодня 6 июля. День памяти праведного отрока Артемия Веркольского.
О почитании и иконографии святого — протоиерей Артемий Владимиров.
Ангел послушания — так иногда у нас на Руси называют праведного Артемия Веркольского, святого отрока Архангельского края.
Многие знают, что в Москве, где ныне стоит вестибюль метро «Новокузнецкая», был храм святой Параскевы Пятницы с приделом во имя отрока и чудотворным источником, вода которого до сих пор сочится и просачивается на мраморных стенах станции метро «Новокузнецкая».
Интересны иконы святого Артемия с боковыми клеймами по контуру большой иконы, но не менее интересны и те иконы, где на одном поле изображены разные планы земного бытия отрока. Вот он молится в тиши, а вот он бездыханным падает на пашню во время внезапно разразившейся грозы, а вот ангелы его светлую, чистую душу возносят на небо, поставляют пред лицом Божьим.
Эта разноплановость говорит о том, что времени нет у Всевышнего, и наш бессмертный дух, покуда находится в теле, вместе с тем открыт взору Божьему, а благодать, крещение, сообщённое нам в таинстве, делает дух причастным к вечности.
Все выпуски программы Актуальная тема
6 июля. О грехе и возможности его преодоления

В 6-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем».
О грехе и возможности его преодоления — игумен Лука (Степанов).
О каком грехе говорит апостол? Конечно, о первородном, о том грехопадении, которое сделало необходимым Господу ограничить жизнь человеческую в устроенном Им мире.
Человек избрал худшее и был удалён от возможности вкушения древа вечной жизни, поскольку он мог уподобиться самим бесам в расположении ко злу, поскольку повреждение, которое человек приобрёл после грехопадения, необходимо было врачевать уже новыми, радикальными средствами, главное из которых — это будущее Боговоплощение, явление нового Адама.
А для человека потребовалась узда смерти, которая неизбежно вела его к смирению, к исповеданию Господню, к покаянию.
И такими необходимыми мерами Господь ограничивает нас, но при этом и обнадёживает нас, ибо Его дар, Его воплощение, как нового Адама, сообщить всякому, приобщающемуся к Его жизни, к Его бытию, к Его святости, и ту вечную жизнь, которая при грехопадении была человечеством потеряна.
Все выпуски программы Актуальная тема